«Вопрос о привязанностях». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. Чиангмай, Таиланд. 7 августа 2011 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.8 МБ)

Содержание лекции:

Вопрос: У нас столько привязанностей. Есть ли какая-нибудь хорошая привязанность, которую можно сохранить и развить?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Конечно, есть огромное количество привязанностей, которые ты можешь смело сохранять. Это такие привязанности, как привязанность к Святому Имени, привязанность к общению с преданными, привязанность к духовным программам, привязанность к маха-прасаду.

Реплика: Это уже другое, это не привязанность, это зависимость, но мы же не зависим от этого.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я тебе могу посоветовать перевести эти привязанности в зависимости. Ты можешь быть зависима от Святого Имени, зависима от общения с преданными, зависима от маха-прасада. Какие именно зависимости тебя интересуют? Курение сигарет?

Зависимости — это нечто, что больше нас, нечто, что мы не можем лишь по своему желанию оставить. Это можно сделать только по милости свыше. Когда я соприкоснулся с сознанием Кришны, я был зависим от огромного количества вещей. Что-то я смог оставить, просто соприкоснувшись с сознанием Кришны, что-то я смог оставить, уже придя в храм и находясь в храме, практикуя более интенсивно.

Так, например, до того как прийти в сознание Кришны, я был зависим от героина, и те заболевания, от которых я страдаю сейчас, на самом деле, являются результатом этой наркотической, героиновой зависимости. Сейчас я иногда вспоминаю, насколько самоотвержен я был, чтобы достать очередную дозу. Я не беспокоился ни о полиции, ни о том, насколько это холодно, ни о том, насколько это опасно, ни о чем вообще. Я был готов абсолютно на все.

Подобная самоотверженность присутствует в сердцах гопи, они готовы пойти на все ради Кришны. Безусловно, она бесконечно более чиста и более сильна, но некоторым родом подобна. Поэтому Уддхава высочайший преданный хотел быть просто травинкой во Вриндаване.

[00:06:20]

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам́ сйа̄м́
вр̣нда̄ване им апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам́ сва-джанам а̄рйа-патхам́ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм́ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 10.47.61)

В этой шлоке прекрасным образом говорится, что гопи это молодые девушки. Они оставили все, что невероятно сложно оставить. Они оставили свои семьи, они оставили ведический образ жизни, они оставили абсолютно все ради Кришны. Если нам необходима помощь, чтобы оставить какую-то материальную зависимость, без сомнения, эта помощь придет к нам. Я не уверен, что отвечаю на твой вопрос правильно, потому как не уверен, что понял твой вопрос, но таков был бы ответ на вопрос о том, как оставить зависимость.

Мы постоянно слышим, что привязанности — это плохо, что это нужно отвергнуть. И это абсолютно неправильно, это абсолютно не в настроении нашей миссии говорить, что привязанности — это плохо. Я никогда не слышал подобного. Преданные, с которыми я общаюсь, никогда не говорят, что привязанности — это плохо. И сам я также стараюсь никогда не говорить о том, что привязанности — это плохо. 

Если мы говорим о привязанностях к материальным объектам — например, кто-то может быть привязан к своему iPod, так как это очень модный и очень дорогой iPod, его подарил очень дорогой человек, и можно быть к нему очень привязанным, а если он упадет и разобьется, с человеком может случиться удар, — то подобные привязанности не очень хороши. Однако если мы говорим о привязанности к драгоценным вещам, которые дали нам наши Гуру, прекрасным вещам, которые мы получили от Гуру и преданных, тогда это, безусловно, замечательные привязанности, которые нужно хранить в сердце. 

Мы не пытаемся сделать из себя роботов. И то, что я сказал в начале,  не было шуткой, это не были какие-то детские примеры привязанность к прасаду или привязанность к Святому Имени, привязанность к прекрасным вайшнавским песням, которые мы поем, привязанность к преданным, привязанность к служению, которое мы выполняем, привязанность к нашему Гуру. Это не было шуткой, это не было неким детским примером, это нечто действительно очень возвышенное и очень ценное. Это то, привязанность к чему мы можем развивать и привязанностью к чему мы и должны гордиться.

Когда мы станем более крепки в нашей духовной жизни, мы почувствуем эту  привязанность и сможем ей гордиться.

[00:13:21]

Манас Кришна Прабху: Можете ли вы в связи с этим пояснить, что такое уровень рати, то есть уровень вкуса, так скажем, к духовной жизни?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Рати означает «вкус» или то, когда ты уже можешь ощутить прекрасный вкус духовной жизни, то, насколько это прекрасно. Эта стадия наступает после стадии ништхи. Ништха — это стадия, когда ты способен быть погруженным в духовную жизнь двадцать четыре часа в сутки.

[00:14:41]

а̄дау ш́раддха̄ татах са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄ттато ништ̣ха̄ ручи-статах̣

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15,16)1  

В этой шлоке описывается это состояние рати или ручи, что означает «вкус», «привязанность». В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что после этих стадий ништхи и ручи приходит стадия, которая называется бхава. И в этой шлоке утверждается, что достичь этих стадий можно только посредством служения вайшнавам. Когда мы будем служить вайшнаву, то по милости к нам придет это возвышенное вдохновение.

Джайа ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джайа!

Джайа ом Вишнупад Шрила Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джайа!

Бхагаван Шри Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад ки джайа!

Ананта-коти вайшнава-вринда ки джайа!

Шри Рупануга гуру-варга ки джайа!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джайа!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джайа!

Шри Чайтанья Сарасват Чиангмай программа ки джайа!

Шри Харинам-санкиртан ки джайа!

Самавета бхакта-вринда ки джайа!

Нитай-Гоура премананде Харибол!

Шаран Вайшнав Махарадж ки джайа!

Транскрипция: Нава Гопи Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш дас


1 «[Существуют разные стадии проявления премы:] Сначала шраддха, то есть вера; затем садху-санга, или общение со святыми; после этогобхаджана-крия, или духовная практика; затем анартха-нивритти, то есть прекращение оскорблений или устранение препятствий; затемништха  устойчивость, за которой идет ручи  вкус».

← «Шри Гарга-самхита» (часть 5). Матхура-кханда (глава 1-4). Ананда Мой Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 5 декабря 2011 года ·• Архив новостей •· Вести из Томска →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования