«Что такое реальность?» Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Сочи. 22 июля 2011 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.1 МБ)

Содержание лекции:

[00:00:23]

Вопрос: Что можно назвать реальностью, а что — человеческими домыслами?  Ведь наша реальность — это человеческие домыслы?

Шрила Б. С. Госвами Махарадж:  То, что мы обсуждали здесь, не просто человеческие идеи. К примеру, когда мы говорим об идее, что объективный мир пребывает внутри сознания. Как философ-епископ Беркли говорил: «Мир в уме». Люди иногда думают: «Какая глупость! Наверное, он пошутил! Вы имеете в виду, что все то, что я вижу, не существует, все это лишь в моем уме?» Но Беркли говорил о другом. Он говорил, что основа объективного мира — это сознание. Без субъективного наблюдателя, смотрящего, воспринимающего, этот объективный мир становится чем-то пустым, бессмысленным. Как этот инструмент: у него есть определенная высота, ширина, вес, цвет, твердость, глубина. Все это — концепции. Совокупность концепций составляет объект. И через подобного рода анализ мы сможем заключить, что сознание занимает высшее положение.

Но что самое главное, что самое глубокое внутри мира сознания?

В мире литературы и мире искусства в целом зачастую мы слышим общепринятое мнение: «Искусство есть ложь, которая рассказывает правду». Если мы проанализируем это утверждение, то поймем: оно говорит о том, что видимое нами объективно, непосредственно, на самом деле неважно. Соответствует ли то, что мы слышим или видим, фактам или нет, это неважно для нас. Ведь нам говорят в этой фразе:  «Искусство  это ложь, которая рассказывает истину». А еще иногда говорят: «Хотите рассказать правду — пишите фантастику». Величайшие литературные произведения России — это не собрания фактов. Невыдуманных историй практически нет. Но среди тех, кто пишет о выдуманных ситуациях и персонажах, есть много великих писателей: Толстой, Достоевский, Чехов и многие другие.

Итак, через свои выдумки они дают нам связь с истиной. То есть, с чем-то существующим, с чем-то реальным, но это что-то, что невозможно проверить, доказать обычными средствами. Немецкий математик Гедель говорил, что есть множество вещей, которые истинны, но которые невозможно доказать. Рене Магритт, художник-сюрреалист, написал одну картину. Там изображена трубка. Подпись, сделанная самим художником, гласит: «Это не трубка». И люди говорят: «О чем вы говорите, мы же видим — это трубка». Он говорит: «Нет, нет, это картина, на которой нарисована трубка. Настоящей трубки там нет». «Ты что, с ума сошел? Мы же видим — вот трубка».

Он говорит о другом. Он говорит о субъективном мире, о концепции. Пример из мира живописи: одна из картин Пабло Пикассо была продана за сто миллионов евро. С объективной точки зрения, если проанализировать, из чего состоит эта картина, то это просто холст, затем темпера, какие-то краски. Кто-то мог бы с объективной точки зрения проанализировать и сказать, что итого общая суммарная стоимость этого объекта, с объективной точки зрения, это хорошо, если пять евро. Но тот парень, который заплатил сто миллионов евро за эту картину, дурак ли он? Или это кто-то из новых русских, который не знает, куда ему девать деньги? Но это хорошее вложение. Возможно, эта картина в будущем будет стоить миллиард долларов.

Что нам показывает этот пример? То, что мы видим объективно, с объективной точки зрения,  это не главное. Но субъективная ценность этого же самого предмета растет со временем. И кто может увидеть эту ценность? Те, кто принадлежит к определенной части сознательной элиты. Особые ценители, если угодно, — гурманы концепции, гурманы идей. Итак, через подобный анализ мы можем увидеть, что та субстанция, которую мы ищем, находится в субъективном мире. И подобно тому, как вы можете исследовать объективный мир, наблюдать за ним, совершать открытия об объективном мире, так же есть методы, позволяющие исследовать субъективный мир, совершать открытия там.

[00:09:21]

Вопрос: Мой вопрос о прекрасной ральности. Эта реальность божественна как Истина, либо каждый из нас творит свою реальность? И имеет ли он право жить этой реальностью, насколько она совместима [с Истиной]? Ведь каждый из нас живет кто-то в прекрасной реальности, а кто-то нет.

Шрила Б. С. Госвами Махарадж: Здесь мы говорим о двух разных вещах: объективная и субъективная реальности. Объективную реальность иногда называют жестокой, немилосердной реальностью. Почему? Потому что даже самые лучшие вещи в объективном мире неизбежно подходят к концу.

[00:10:39]

джанма-мр̣итйу-джара̄-вйа̄дхи-дух̣кха-дош̣а̄нударш̣анам

(Бхагавад-гита, 13.9)

В объективной реальности нельзя избежать рождения, старости, болезни и смерти.

Но духовная реальность — это прекрасная реальность. И тот мир описывается такими выражениями, как сат, чит, ананда — вечное бытие, бесконечное сознание и абсолютная любовь, нежность. Кто-то может сказать: «Ну да, хорошие лозунги вы провозглашаете, но как я могу знать, насколько это правда?» Но, как и во всем, есть определенная система исследования. И этот процесс в основном работает через общение.

[00:12:04]

Вопрос: Ваше отношение и отношение индуизма в целом к другим религиям  это терпимость или все-таки сожаление о заблуждении большинства?

Шрила Б. С. Госвами Махарадж: Я бы сказал так: мы признаем субстанцию, суть, где бы мы ее ни нашли. Когда я путешествую, в разных странах используют разные валюты. В Индии я использую рупии, в Таиланде — баты, в Абу-Даби — динары, в России — рубли, где-то — доллары, где-то — евро. Все это — деньги. Все они обладают определенной ценностью. Но в то же время их соотношения — не один к одному. Существует градация, разница. Их относительная ценность выясняется относительно абсолютного стандарта. То же самое можно сказать о теистических системах, говорящих о Боге. Подобного рода анализ можно провести, никого не оскорбляя, а скорее признавая ценность тех или иных идей; не отбрасывая их, но принимая. Но нам нравится идея градации во всем. Ведь градация есть во всем и везде.

[00:14:25]

Вопрос: А что есть эталон?

Шрила Б. С. Госвами Махарадж: То, что пронизывает всю эту выставку. На санскрите это называется раса. И в будущем мы хотим сделать отдельную выставку, которая будет посвящена именно этой теме. Раса  это термин, который сложно перевести одним словом на языки, помимо санскрита. Но в данном контексте давайте обозначим так: это любовная близость. Сейчас я скажу только в общих чертах: до той степени, до какой теистическая система допускает, приемлет возможность близких, любящих отношений с Богом, до той степени мы утверждаем ее превосходство.

[00:16:11]

Вопрос: Чем привлекателен для меня индуизм и мировоззрение, о котором сегодня было сказано, — это то, что эта философия дает определенные инструменты для достижения духовного роста, то есть медитации и прочие практики. И в то же время она наиболее логична, она поддается какому-то логическому анализу обычного материалиста, человека, который может быть даже далек от религии. Но поддается ли какому-то логическому рассуждению взгляд на мировоззрение, которое говорит о том, что после смерти что-то продолжается (имеется в виду перерождение душ)? Ведь мы не располагаем никакими фактами. Это мировоззрение, которое делает человека счастливым, либо здесь есть какая-то логика? Как рассуждает человек, который в это верит?

Шрила Б. С. Госвами Махарадж: Говоря с научной точки зрения, можно применить принцип: каждое действие влечет за собой равное противодействие. И этот принцип позволил бы нам объяснить, почему люди рождаются в определенных обстоятельствах. Но если мы откроем Бхагавад-гиту, то увидим, что Кришна объясняет это там, используя очень простой пример. Как вы сказали, мы не знаем, что будет после смерти и так далее, поэтому он приводит пример, описывающий нам то, что доступно нам с вами сейчас. Что мы с вами видим здесь: сначала зародыш развивается в утробе матери; рождается младенец; он начинает ползать; ребенок идет в школу; школьник или школьница, подросток, студент, молодой человек, человек за тридцать, средних лет, пожилой человек, старик. Мы видим, что тело человека при этом очень сильно меняется, даже с научной точки зрения тело обновляется каждые семь лет.

Но Он говорит: «Несмотря на то, что ты видишь, эти изменения тела (тело сильно меняется), есть некая постоянная, константа — это переживание «я»». Кто такой я? Это ощущение не меняется, несмотря на изменения тела. И далее Он описывает: «Подобно тому, как в этом мире одежда становится старой и изношенной, вы выбрасываете ее, берете новую одежду, так же поступает душа, когда тело приходит в негодность».

Транскрипция: Анандини Деви Даси 
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш дас 

 

← Из архивов сайта: "Открытое письмо Шрилы Авадхута Махараджа всем российским преданным" от 13 апреля 2011 года ·• Архив новостей •· «Шри Гаудия Даршан» (часть 1). Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования