«Самоотрицание — положительное качество». Цикл интервью со Шрилой Б. С. Госвами Махараджем. 23 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.5 МБ)

Содержание лекции:

Мы не должны совершать ошибку, думая, что мы сознаем Кришну до какой бы то ни было степени. Я сейчас выражаюсь мягко, а Гуру Махарадж говорил: «Если ты считаешь, что ты сознаешь Кришну, то тебе конец». Сознание Кришны — антитезис людям, которые хвастаются наличием любви к Богу. Культура преданности противоположна этому — позиции гордости и самоутверждения, заявлению о самообладании. Махапрабху говорит:

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау

«У Меня нет и следа аромата Кришна-премы».

И Он озвучивает чувства Радхарани. Таким образом, сознание Кришны измеряется от обратного — на анураг.

#00:01:13#

дурдаивам-ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах

(«Шри Шикшаштака», текст 2)

«Мое невезение состоит в том, что у меня нет никакой склонности или влечения к этим явлениям».

И каково свидетельство? — Жить в отсутствии связи. Это лейтмотив всей вайшнавской культуры в начале, в середине и в конце. Махапрабху и Шримати Радхарани. Но если мы будем рассматривать подобных личностей, то мы увидим океан благих качеств в Них.

Рудник драгоценных камней сиддханты в «Рамананда-самваде». Но когда вайшнавы рассматривают себя, почему они столь резки в своих суждениях? Эта резкость указывает на глубину проникновения в Кришна-концепцию. Поэтому они думают: «Кришна столь высок, Кришна столь чудесен, Кришна столь велик».

Также они высоко оценивают других вайшнавов. Мы находим в «Брихад-бхагаватамритам», когда Нарада прославляет одного преданного, то этот преданный отклоняет его хвалу и указывает на другого преданного, заявляя, что тот человек — истинный преданный. Когда Нарада прославляет Пандавов, то Юдхиштхира говорит: «Я опечален: люди, видя наши игры, подумают, что быть преданным Кришны — это жизнь, полная проблем и испытаний. Это одна трагедия за другой. И наблюдая это, люди не будут стремиться к преданности. Это угнетает меня». Нарада отвечает: «Нет. Когда одна трагедия следует за другой, когда это происходит, то Кришна приходит на помощь к Своим преданным. Это увидят люди, наблюдая ваши игры».

Природа вайшнавов такова: самоотрицание и высокая оценка качеств других людей, что Гурудев суммирует прекрасным образом следующим выражением: «Моя религия состоит в том, чтобы находить изъяны в себе самом». А в другом случае он также говорит: «Моя религия состоит в том, чтобы прославлять других».

#00:05:15#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Гуру Махарадж говорит: тарор апи сахишн̣уна̄ — почему здесь сказано «более терпеливый, чем дерево»? Он дает определенную интерпретацию: дерево в соответствии со своей кармой является деревом, но оно не делает ничего дурного. Но вы — люди. Человек способен делать что-то дурное. В этом смысле вы хуже дерева, подобно безумцу с ножом в руках, который способен поранить себя. Дерево не способно совершить преступление. Оно лишь следует своей кармической судьбе. Это качество вайшнавов.

Иногда я спрашивал Мангала Махараджа: «Махарадж, как вы себя чувствуете?» На что он неизменно отвечал: «Я не знаю». И серьезно отвечал. Поскольку один вайшнав говорит другому: «Как ты хранишь меня, так я себя и чувствую». Вайшнавы уверены, они мужественны. Иногда когда он был особенно открыт и мужественен, я спрашивал: «Махарадж, как вы сегодня?» Он отвечал: «Я думаю, что чувствую себя хорошо». Он не был уверен.

И это не следует понимать ложным образом, как: «В этом мире люди страдают от низкой самооценки» — это поп-психоанализ, имеются в виду популярные стереотипы массовой культуры — низкая самооценка. Но то, как чувствует себя вайшнав, не имеет к этому никакого отношения. Высочайшая сева и способности. Это нечто иное в случае вайшнавов. Культура смирения. Мы говорили об этом прежде — сверхпроводники. Это керамит. Если вы понижаете температуру этого металла до абсолютного нуля, что составляет –200 градусов, допустим по Цельсию, тогда этот материал становится сверхпроводником. И культивирование смирения достигает абсолютного нуля. Это означает, что в этих личностях присутствует нулевое сопротивление потоку. Поэтому они — сверхпроводники.

Какие-то материалы способны проводить электричество. Но они разогреваются, потому что в них присутствует сопротивление течению этого потока. Вайшнавы заняты культивированием негативности, смирения. Когда они приближаются к точке абсолютного нуля, где отсутствует сопротивление потоку, то они приобретают качество сверхпроводимости.

Гуру Махарадж, прославляя Бхактиведанту Свами Махараджа, говорит: «Он полностью опустошил себя, он избавился от всех желаний, кроме желания служить Сарасвати Тхакуру и распространять сознание Кришны, исполнять предсказания Бхактивинода Тхакура. И тогда он стал исполнен божественной силы — шакти авеша, — а конкретно говоря, Нитьянанды. Опять же мы должны отвергать мирские проекции на духовную жизнь и на духовную субстанцию. Это не будет благотворно, скорее это будет препятствием. И мы не сумеем понять что бы то ни было должным образом.

Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси 
Редактор: Традиш Дас 

 

← Парикрама: паломничество по святым местам. Подборка видеоматериалов ·• Архив новостей •· «После парикрамы» (на русском и английском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования