«Кто я?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 ноября 2011 года. Таиланд


Содержание лекции:

Вопрос: Мы слышали, что существуют многие виды отождествлений — скажем, отождествление себя с телом, с умом. Мы слышали также о душе, о сварупе. Какова наша цель и чего мы хотим достичь? Мы слышали такое выражение как «моя душа». Какова природа этой души, кто мы?

Шрила Госвами Махарадж: Санатана Госвами задает этот вопрос в «Чайтанья-чаритамрите». Есть рупа-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Рупе Госвами, и санатана-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Санатане Госвами. Мы помним, Санатана является самбандха-гйана-ачарьей. Самбандха, абхидхея, прайоджана.  «Бандха» переводится как «взаимоотношения», но также как «перспектива», то есть речь идет о фундаменте, на котором строится все здание. Вся духовная концепция сроится на этом фундаменте. И опять же, в каком-то смысле от нашего имени, Санатана Госвами, представляя нас, спрашивает:

#00:02:50#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102) 

Очень прекрасным образом он спрашивает Махапрабху: «Кто я, ке ами, и почему я всегда страдаю от тройственный страданий? Если я не знаю этого,  иха нахи джани, тогда кемане хита хайа — какого блага я могу ожидать?» 

И прежде, чем переходить к этой  теме,  хочу заметить, люди в современном мире (это очень популярное и распространенное явление) с большой гордостью и высокомерием стремятся поделиться своей жизнью в интернете, скажем в социальных сетях и другими средствами. Можно увидеть интервью с поп-певцами и другими людьми, которые говорят: «У меня есть нечто, что я могу сказать миру, люди должны знать обо мне». Вся эта современная дистилляция старых коммунистических лозунгов «Верь в себя!» Люди говорят: «Да! Эти социальные сети предназначены для того, чтобы рассказывать всем о моей личной жизни, потому что я самый важный человек в мире». Нужно смотреть в зеркало каждое утро и говорить самому себе: «Я тебя люблю» и так далее и тому подобное. 

Когда я смотрю в зеркало по утрам, то я далек от таких мыслей, я думаю: «Господи, Боже мой! Нужно опять почистить зубы, потому что я вижу, как разрушается… как все эти фантомы-дантисты стоят у меня за спиной и говорят: “Вы должны чистить зубы тщательно!”». Я вовсе не думаю, что величайшая любовь ко всем — это любовь к себе. Я думаю о том, что следует тщательно и вновь и вновь чистить зубы, чтобы спасти их.

Но, так или иначе. Вся эта чепуха — «Я должен быть собой!» — это еще один популярный лозунг 60-х. «Я только что понял, что нужно быть собой»  — звучит это не плохо. Общество, образовательная система навязывают многочисленные стереотипы вам, и вы откликаетесь, реагируете на это. Мы реагируем на людей, наши реакции соответствуют ожиданиям окружающих. 

Так вот, Санатана Госвами спрашивает: «Кто я и почему я страдаю?» Это отправная точка. Кто я такой и почему я страдаю? Если я не знаю этого, тогда все эти разговоры о том, чтобы быть собой, о том, чтобы искать «номер один» — все это может быть основано на ложных допущениях, ложных представлениях. И что такое тройственные страдания: абхйатмика, адхибаутика и абхидайвика? Абхйатмика означает страдания, источником которых являемся мы сами, причиняемые нами самими. Адхибаутика — страдания, которые причиняют нам другие живые существа. Это могут люди, это могут быть комары, это могут другие живые существа. И затем абхидайвика — означает деваты, боги… 

Примечательно, когда составляют документ-страховку, в английском используется следующее выражение, когда речь идет о торнадо, ураганах, бурях и так далее, то в эти явления страховка не включает «акты Бога» — так они называют наводнения, торнадо, землетрясения, ураганы. «Акты Бога» — называют они. «Вы не можете ожидать, что мы заплатим Вам страховку в случае этих катаклизмов.  Можно оформить и подобную страховку на случай землетрясения, но это экстра, а стандартный вариант, — они говорят, — мы не признаем акты Бога». 

Реплика (Анукришна Деви Даси): Меня это удивляет.

Шрила Госвами Махарадж: Добро пожаловать в капитализм! ...когда одна корпорация выживает за счет другой, одна группа людей выживает за счет другой. Мне кажется это смешно. Джива дживасйа дживанам.

Так или иначе. И вот мы говорим: «Кто я? Почему я страдаю в этом мире? Я не знаю. Не известно, как я могу действовать ради собственного блага». Мы слышали множество раз ответ Махапрабху. Он звучит очень просто. В действительности, в этом ответе присутствуют концептуальные глубины.

#00:08:50#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

Ответ на этот вопрос таков: «Ты — вечный слуга Кришны». Дживера сварупа хой — сварупа дживы есть Кришна дас. Здесь сва означает «я сам», рупа — «форма», «тождество». В действительности Он говорит: «Твое подлинное «я» — атма». Атма может означать многое. Обычно мы считаем, что атма — это душа, «я». Атма — это «я», «я» — это душа, самость. Но мы говорим: нет, атма может означать тело, это тоже своего рода само-восприятие, само-отождествление. Атма может означать ум, может означать интеллект, может означать душу. Существуют разные концепции того, что такое атма.  Но атма означает «я» в целом. Мы можем рассматривать «я» по-разному, поэтому слово «атма» можно использовать в разных смыслах.

Но здесь Махапрабху говорит о сварупе дживы, Он подразумевает, что могут существовать разные концепции себя, но они не основаны на сварупе. И они могут быть проблематичны временами.

Мы видим в этом мире порой, что есть явление, называемое самоопределением. Самоопределение — определение того, кто ты, определение твоего тождества. И это очень популярное выражение в социально-политическом контексте, когда речь идет о демократии. Люди говорят: «Мы жители такой-то страны. Мы такой-то народ. У нас есть право решать, кем мы будем». Это звучит очень хорошо.

Мы смотрим на арабский мир, на северную Америку или на Европу, или на Азию... Вы родились в какой-то стране, и тогда вам присуще определенное тождество.

Когда мы были в Киеве, то мать одной девушки, которая получила посвящение, заявила: «Это не украинская религия, вы должны практиковать религию Украины». Но кто решает это? Возникает вопрос: «Кто может определить, что представляет собой религия Украины?» Но скорее всего, судя по всему, ее мать может. Это означает: если вы родились в Румынии, то ваша религия иная. В таком случае все превращается в глупость.

Но в этом есть доля истины. И это называется региональное, провинциальное или локальное самоотождествление. На определенном уровне мы отождествляем себя таким образом, когда речь идет о внешних тождествах, в зависимости от того, где мы родились, от образования, которое мы получили. И можно увидеть, как на некую часть вашей поверхностной личности влияет определенная окружающая среда. Поэтому это правда до известной степени.Все эти стереотипы существуют. «Стереотип» — нейтральное  слово. Можно использовать другое слово — «расизм»: люди описывают людей из определенной области, определенного места, очень неблагосклонно и, даже можно сказать, оскорбительно, потому что они родились в определенных геополитических, социально-экономических обстоятельствах. Такого рода тождество.

Махапрабху говорит Санатане Госвами: «Сварупа дживы есть слуга Кришны». Поэтому мы родились в этом мире в обществе людей, в определенном месте. Мы растем, рассматривая себя, думая о себе в категориях местных, провинциальных тождеств: национального, полового, социального, политического, экономического. И до тех пор мы таким образом рассматриваем себя, пока нам не повезет. В этом мире мы блуждаем по просторам мироздания, исследуя все эти различные тождества, перспективы утверждения себя в качестве эксплуатирующих центров, неуспешно, неудачно реализуя себя. 

#00:15:03#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

Когда речь идет о нечеловеческих формах жизни, говорится о гуне невежества. Все эти формы жизни буквально «одеты в свою карму». Кто-то одет в тело птицы, кто-то — в тело кошки, кто-то — в тело дерева, в конце концов — тело человека. Все это суть кармические одежды, которые являются реакцией на кармические действия.

Духовная перспектива заключается в том, чтобы в этих относительных обстоятельствах начать действовать в понимании своей сварупы, своей перспективы служения Кришне.

Идея служения Кришне в Гаудия Матхе звучит как 

#00:16:38#

твад бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака-бхр̣тйа-бхр̣тйа...

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.13)

— да̄са-да̄са-ануда̄са: слуга слуги слуги Кришны.

Некоторые англичане заявляли: «Эти люди, члены Гаудия Матха, проповедуют рабство, что является деградацией человеческой расы». Мы знаем от гуманистов: «Я — номер один», «Я нахожусь в центре», «Я не буду рабом», «Я царь моего собственного царства». Или как один современный писатель саркастически говорит: «The freedom to be lords of our own tiny skull-sized kingdoms, alone at the centre of all creation» (David Foster Wallace) — «Мы все цари нашего царства, которое умещается в черепе». Это все неправда — разговоры о царях, потому что мы рабы наших умов, которые контролируют и бесконечно отвлекают, стимулируют, возбуждают и прочее.

Мы носим кармические одежды. И тело — биологическое выражение заблуждений души. Мы страдаем от определенной специфической иллюзии. Это ложное представление — аханкара — ложное эго, интеллект, ум, тело. Мы живем в мире эксплуатации. У нас есть тела. Нам присущи ложные представления, мы рассматриваем себя в качестве эксплуататоров.

Гуру Махарадж отвечает англичанам, цитируя Сарасвати Тхакура: «Нет, Гаудия Матх ратует за достоинство человеческой расы. Быть Кришна-дасом — это очень благородная перспектива». Гуру Махарадж славен своими примерами, его примеры заимствованы из нашего повседневного опыта. И, таким образом, он указывает на истины, которые в противном случае далеки от нашего понимания.

Он рассказывал, что Махатма Ганди в то время заявил: ему необходим помощник или секретарь, или слуга, можно назвать как угодно. Гуру Махарадж говорил, что люди, которые были кандидатами на это место, занимали высочайшее положение в Индии — миллионеры, высокообразованные люди, все хотели стать слугами Махатмы Ганди. Они думали: «Этот человек настолько велик. Если я сумею обрести хотя бы какое-то положение в связи с этим человеком, для меня это будет благом. Я готов делать все что угодно для него».

Гуру Махарадж использует этот пример. Он говорит: «Если это возможно, когда речь идет о таком великом человеке в этом мире, то о какого рода отношениях с Верховной Личностью Бога, Верховным Существом, может идти речь?»

Мы должны занять позицию скромности. Три плана мы должны рассматривать: мир эксплуатации, мир отречения, а затем мир преданности. Иногда люди понимают необходимость отстраниться от мира эксплуатации, видя негативный характер этого мира, и пытаются отречься, поскольку в результате всех наших действий в негативном измерении возникают негативные реакции. Возникает стремление к отречению, которое в целом именуется мукти — освобождение. Но во второй песне «Бхагаватам» описана иная перспектива освобождения: когда вы освобождаетесь от всех остальных представлений о себе, то вы оставляете ложную рупу и обретаете сварупу — истинную рупу, истинную форму, истинное «я». Это «я» имеет перспективу в служении высшему миру.

Мы уже говорили, что отправная точка — это принять  позицию слуги под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов, начать культивировать тождество слуги, самоотождествление слуги. Во время посвящения, как правило, изменяется имя посвящаемого. Человек начинает рассматривать себя в ином качестве, в качестве слуги, в противоположность тому, чтобы рассматривать себя в качестве эксплуататора. С одной стороны — так, как было сказано; с другой — Гуру Махарадж иногда сравнивает то, что мы делаем, с учебным боем. Иногда в армии происходит учебный бой. Оружие настоящее, амуниция настоящая, но никто не убит. И можно сказать: то, что мы делаем, — это тренировка, подготовка к служению в высшем мире. Но это не означает, что это не служение. Это служение, когда эти действия совершаются под руководством Гуру и вайшнавов.

Служение как таковое, служение в сварупе в высшем мире, — это явление, которое обладает более реальными качествами. Так, мы говорили об арчане, о поклонении Божеству. Гуру Махарадж говорил: «Рупа Госвами и Санатана Госвами не совершают поклонение Божествам. У них есть Божества, но они не являются практикующими, которые заняты поклонением Божествам. То, что они делают, поклоняясь Божествам, есть бхаджан или прямое служение». Каков пример этого? Мы знаем это в случае с Санатаной Госвами. Мы слышали от Шриниваса Ачарьи, что делают эти Госвами. Шринивас Ачарья описывает:

#00:24:55#

тйактва̄ тӯрн̣ам аш́еша-ман̣д̣ала-пати-ш́ренӣм̇ сада̄ туччха-ват

(«Шри Шри Шад-Госвами-аштака», 4)

Они живут под деревьями, они нищие. И говорится, что Санатана Госвами брал пшеничную муку, воду, лепил шары и предлагал [Богу]. Божество Модан Мохан сказал Санатане Госвами: «Было бы хорошо, если бы ты мог добавлять немножко соли». Санатана Госвами думает: «Мне негде взять соли. Соль стоит денег. У меня нет соли». Баржа, — корабль, полный соли, — села на мель, и Санатана Госвами помог решить эту проблему. Баржа поплыла, и в знак признательности купец подарил ему огромное количество соли для его Божества. Каждый день Санатана Госвами стал добавлять немного соли.

Мадан Мохан стал просить: «Санатана, немножко ги». Это не поклонение Божеству [Махарадж шутит]. Но затем Санатана Госвами осознал: «Теперь я понимаю, Ты хочешь накормить меня». Поскольку Божество бхава-грахи-джанардана, Божество принимает любовь и преданность. Божество думало: «Я хочу, чтобы Санатана Госвами питался лучше» — ги, соль и прочее. Санатана Госвами никогда не стал бы принимать это служение. Божество подумало: «Это будет хорошо, если он станет подносить мне немножко ги, немножко соли». Но истинная характеристика преданности — когда безграничное становится подчинено контролю ограниченного существа.

Говорят: ребенок приходит и приносит гирлянду. И он счастливо делает это. Почему он делает это? Потому что его попросили это делать. Это тренировка, обучение. И со временем, когда он подрастет, повзрослеет, его сердце вырастет. Он станет делать это сам. Нечто в этом роде.

Мы работаем под руководством Гуру и вайшнавов. Они говорят, даже Махапрабху говорит: «Ты вечный слуга Кришны». Но почему я страдаю сейчас? Я не знаю, что мне делать: идти в эту сторону или в ту сторону.

Самбандха, абхидхея, прайоджана. Это даст тебе руководство в жизни, даст тебе перспективу. Мы видим, это нечто вроде духовной версии GPS. Это глобальная спутниковая связь. В этой аудитории все знают, что такое GPS? Это означает, что где бы ты ни находился, ты можешь увидеть свое положение на карте.

Нам говорят: «Ты вечный слуга Кришны, это твое истинное тождество». Теперь, когда я это знаю, какова моя перспектива? Глубины понимания этого и полный спектр этого явления не известны мне в настоящий момент. До известной степени это несущественно, потому что есть личности, — боюсь, что перескакиваю, — но есть личности, гуру, известные в Индии, — радха-кунда-бабаджи. Скажем, вы прилетели на самолете из России на Радха-кунду и в первый день знакомитесь с этими бабаджи. Они говорят тебе: «Вот твоя сварупа». Это делает все явление дешевым. Гуру Махарадж представлял это явление очень скромно и очень разумно.

В действительности, после того как вы вверили себя заботе истинного вайшнава-Гуру и на протяжении долгого времени, стремясь к этому явлению, совершали духовный прогресс: шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, квалифицированный Гуру (по прошествии этого времени) начинает видеть сварупу своего ученика. Мы покрыты оболочками накопленных предрассудков, ложных представлений о себе. Но когда под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов мы начинаем рассматривать себя в ином качестве, в качестве вечных слуг Кришны, и служим, то постепенно эти оболочки начинают умирать и истинное «я» начинает светиться.

Во время враджа-мандала-парикрамы, паломничества во Вриндаване, Гуру Махарадж находился в обществе Сарасвати Тхакура. Сарасвати Тхакур в определенный момент задал вопрос Гуру Махараджу, чему Гуру Махарадж был удивлен, он подумал: «Гуру Махарадж совершает ручи-парикшу». Парикша означает «анализировать», ручи означает «вкус», то есть он анализирует [духовный] вкус своих учеников. Это нечто высокого уровня.

Сарасвати Тхакур видел определенные черты Гуру Махараджа. Аналогично Гуру Махарадж спросил Гурудева о его любимом месте. И это не означает визуально приятное место. Речь идет о внутренней квалификации. На вопрос: «Какое твое любимое место?» Гурудев ответил: «Лалита-бар» — дом Лалиты Сакхи. И опять же важно то, что Гурудев дал этому настолько высокую оценку, что никогда не хотел возвращаться в это место вновь. Ему предлагали отправиться туда несколько раз после того, как преданные услышали эту историю. И по другим причинам ему предлагали вернуться в это место, но он не хотел. Он думал: «Я боюсь, что то впечатление, которое осталось в моем сердце, будет иным, когда я посещу это место вновь». И он не возвращался в то место, чтобы сохранить свое чувство.

Да, мы можем сказать... Как Гуру Махарадж однажды заметил в отношении Махапрабху... Речь идет о последовательности. Махапрабху был инициирован Ишварой Пури, Он принял санньясу от Кешавы Бхарати. Рамананду Рая мы рассматриваем в качестве рага-марга-дикша-гуру Махапрабху. Рага-марга означает путь спонтанной преданности. На пути спонтанной преданности в высшем измерении, на этом уровне существуют такие явления как сварупа-сиддхи, васту-сиддхи. Сварупа-сиддхи означает осознание своей сварупы. Васту-сиддхи означает занятие этого положения. Есть знаменитая шлока Бхагавад-гиты, где Кришна говорит:

#00:36:35#

тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

«Тот, кто понимает трансцендентную природу Моего явления в этом мире, оставляя это тело, тйактва̄ дехам̇, которое является биологическим выражением заблуждений души, пунар джанма, не рождается вновь в материальном мире и вступает в Мой мир, в Мою семью».

Возможно, Санатана Госвами говорит, и Гуру Махарадж пересказывает его объяснения, что преданного переносят в ту вселенную, где происходят игры Кришны. По завершении игр Кришны в определенной вселенной эти игры переходят в другую вселенную. Этот преданный рождается в лоне браджа-гопи в той вселенной, где совершаются игры Кришны. И там преданного вводят в Кришна-лилу. Иногда Гуру Махарадж говорит, что это нечто вроде репетиции. Поскольку там, в этой вселенной, эти преданные имеют возможность прямого участия в Кришна-лиле. И затем васту-сиддхи — участие в играх Голоки Вриндавана. Таким образом, это весь путь отсюда туда.

И опять же Махапрабху говорит: джӣвера 'сварӯпа' хайа кр̣ш̣н̣ера 'нитйа-да̄са'. Твоя сварупа — Кришна дас. Это общая идея, но какого рода слуга Кришны: шанта, дасья, ватсалья, мадхурья? Опять же — в каждой расе присутствуют многочисленные измерения. Уддхава говорит:

#00:39:06#

а̄са̄м аха чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ шйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇
 сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м1

Уддхава, который является другом высочайшего уровня в Двараке, стремится родиться травинкой или кустиком во Врадже, и это говорит нам о многочисленных возможностях Кришна-даса, о том, насколько благородно, возвышенно это положение. Во Вриндаване мы не видим йогов и мудрецов. Но люди, достигшие совершенства, могут родиться там в качестве пчел, в качестве птиц.

Иногда птицы сидят на деревьях и слышат звуки флейты Кришны, они изумлены и падают с веток. Если прислушаться, то временами можно услышать, как пчелы жужжат, произнося слог «Ом» и ведические гимны. Царь пчел начинает петь о Кришне и танцевать, все наблюдают это: огромная пчела поет и танцует безумно, прославляя игры Кришны.

#00:40:50#

ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала чинмайа2

Все реалии того мира от земли до небес состоят из духовной субстанции.

В драме есть многочисленные, разные роли. Дети принимают участие в спектакле и, когда они возвращаются, родители спрашивают:

— Какую роль играл ты?

— Я играл роль цветка, — отвечает ребенок. И он счастлив быть цветком.

— А какой цветок?

— Цветок лотоса.

У них есть цветочная одежда. Подобно тому как тела в этом мире являются биологическим выражением иллюзий души, то там, в духовном мире, тело — это духовное выражение состояния души в качестве слуги Кришны.

В нашем нынешнем положении мы не можем постичь природу этих реалий должным образом. Но любое положение там — это нечто удивительное и возвышенное. То, что представляется в качестве шанта-расы, нейтральных взаимоотношений на Голоке, следует рассматривать в определенном свете, поскольку Гурудев сказал: «На Голоке Вриндавана все умащено не столько мадхура-расой, сколько паракия-расой». 

В «Бхагаватам» есть следующий пример: браджа-гопи видят, как Кришна, Баларама и Их друзья-пастухи входят в лес Вриндавана ранним утром:

#00:43:10#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇ 
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.21.5)

Когда вы впервые слышите это — Кришна и Его друзья-пастухи, — вы начинаете понимать, кто видит это. Описание Кришны и Его друзей пастухов — мы думаем, это сакхья-раса, но кто источник этого видения для нас? Радхарани и враджа-гопи находятся в своих домах, мы видим их глазами то, что они видят утром. Поэтому иногда враджа-гопи отрицают свое собственное положение. Они говорят: «Какой смысл быть гопи? Мы не можем пойти с Кришной, когда Кришна уходит пасти коров. Нам хотелось бы стать пастухами. Мы хотели бы быть гопами. Если бы мы были гопами, тогда мы ходили бы с Кришной пасти коров. Но как девушки пастушеского рода мы не можем отправиться с Ним пасти коров». Они говорят:

#00:44:40#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇...

Кришна носит павлинье перо. Натабара означает, что Он выглядит как кино-звезда. Фактически это слово означает то, как выглядят кино-звезды — натабара. Они определенным образом ходят, улыбаются, разговаривают. Ужимки, жесты, позы. И все смотрят. Толпа завороженно смотрит на этого человека и видит, насколько он красив, привлекателен, завораживает своим внешним видом. Люди ловят каждый их жест, каждый взгляд, каждую улыбку. Речь идет о кино-звездах. Что говорить о Кришне? Если некий мужчина или некая женщина в этом мире могут занимать подобное положение, что говорить о Личности, которая занимает вечное и в безграничных масштабах высочайшее положение?

Харе Кришна!

#00:46:15#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇...

Цветы замкнуты за уши Кришны.

#00:46:27#

бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м

Он носит гирлянду Вайджаянти, что означает «лесные цветы». Но какова природа этого леса — Вриндаван? Он носит цветы, которые выросли в лесу Вриндавана, а какова их природа? Чинмой. Они всегда духовно сознательны.

#00:47:06#

рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир

Он играет на Cвоей флейте и —

#00:47:16#

сакхи мурали виш́а̄ла-ччидра-джа̄лена пӯрн̣а̄
лагхур ати-кат̣хина̄ твам̇ грантхила̄ нӣраса̄си

(«Видагдха-мадхава», 4.7) 

— в другом месте враджа-гопи жалуются, говоря: «Эта флейта всего лишь сухой кусочек дерева, полный дырок». Дырка и изъян — одно слово в санскрите. Они говорят: «Это сухой кусок дерева, полный изъянов. И этот сухой кусок дерева обретает поток нектара из уст Кришны. Мир несправедлив. В этом нет никакого смысла».

Эта флейта принимает потоки нектара, источником которого являются уста Кришны, затем этот нектар достигает окружающего мира Кришны. Гопа-вринде — Он окружен пастухами-друзьями, которые необычайно прекрасны, они также играют на музыкальных инструментах, они умеют искусно танцевать и петь. Они поют и танцуют в обществе Кришны, Баларамы. Они входят в лес и — вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣ — это их киртан, их утренняя песня на пути во вриндаванский лес. Здесь сказано: вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇. Рамана значит, что лотосоподобные стопы Кришны касаются земли, когда Он ступает по ней. И каков эффект? Сва-пада-раман̣ам̇ — земля дрожит в экстазе супружеской любви. 

Мы говорим шанта-раса. Шанта-раса Голоки Вриндавана — это нейтральность или низшее положение, как угодно. Но здесь тот, кто занимает это положение, тот содрогается в экстазе супружеской любви, испытывая прикосновение лотосоподобных стоп Кришны. Мы склоняем наши головы перед этим измерением. Мы можем иметь лишь некое кратковременное, мимолетное представление об этих реалиях благодаря милости нашей гуру-варги. Быть слугой слуги слуги Кришны — это чересчур много, это непостижимо с нашей точки зрения. Но по милости гуру-варги, вайшнавов, мы имеем возможность установить связь с этим измерением посредством служения, совершая нечто такое, что мы в состоянии делать.

Да, для того чтобы войти в этот мир и обрести прямое служение, подобное служению Рупы и Санатаны, — это другой вопрос. Но в нынешнем положении та энергия, которая есть у нас, те способности, которые есть у нас, если мы предлагаем их в служении, то возникает связь с этим непостижимым измерением бытия. По словам Гуру Махараджа, бдительное око Йога-майи находится над нашими головами, и любого, кто служит, Йога-майя возвышает соответственно потребности в рамках служения.

Санатана Госвами Прабху — самбандха-гьяна-ачарья, Рупа Госвами Прабху — абхидхея-гьяна-ачарья, Рагхунатх Дас Госвами Прабху — прайоджана-таттва-ачарья. Прайоджана значает «высшая цель», «мишень», «фокус». Шрила Рагхунатх Дас Госвами говорит в «Вилапа-кусуманджали»:

#00:51:58#

сакхйайа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам
дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам

Дас Госвами говорит: «Сокровенное служение не находится в центре моего внимания. Скорее я предпочитаю фокусироваться на  низшем служении. Это служение будет уместным для меня. Если кто-то позовет меня — в более высокое измерение служения, это другой вопрос, но я предпочитаю концентрироваться на дасьям». 

Все эти слуги в том мире концентрируются на дасьям. В этой связи в начале «Джайва-дхармы» Бхактивинода Тхакура есть описание того, как один бабаджи, квалифицированный вайшнав в высшем мире, в своей сварупе совершает служение. Он обращается к своему спутнику, который недавно явился туда и дает указания. Он говорит: «Они не хотят, чтобы какие-то беспокойства проникли в игры Радхи и Кришны». Таким образом, речь идет о явлении, когда в определенный момент ученику дается наставление, основанное на его сварупа-сиддхи, на его сварупе.

Гурудев однажды, находясь в Калькутте, сказал: «Это все». Он имел в виду, что мы предпочитаем служить 24 часа в сутки. В определенный момент нам говорят: «Делай то-то и то-то». Вы знаете одного преданного — старый человек в Дам-Дам парке, — каждый день он приносил Гурудеву газеты, после чего спускался вниз. И я сказал Гурудеву:

— Вот как Нипин Прабху.

— Что? — переспросил он.

— Раз в день он приносит вам газету и уходит.

— О, это хорошо!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других членов семьи, что очень трудно сделать, и они оставили путь целомудрия, чтобы принять прибежище лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, которого можно постичь посредством ведического знания. Да буду я столь удачлив, чтобы стать одним из кустов, лиан или травинок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня и тем самым благословили пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

2 «Земля, вода, огонь, воздух и пространство Вайкунтхи духовны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.53).




←  «Класс Чайтанья-чаритамриты. Ветви Адвайты Ачарьи» (часть 2). Садху Прия Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 23 октября 2010 года ·• Архив новостей •· «Класс Чайтанья-чаритамриты. Ветви Адвайты Ачарьи» (часть 3). Садху Прия Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 23 октября 2010 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования