«Верховное Благо». Цикл интервью со Шрилой Б. С. Госвами Махараджем. 15 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 44.7 МБ)

Содержание лекции:

#00:01:20# 

мӯкхам̇ кароти ва̄ча̄лам̇
пан̇гум̇ лан̇гхайате гирим
йат кр̣па̄ там ахам̇ ванде
ш́рӣ-гурум дина-таранам

Почему  я говорю это, кто-нибудь знает?

Это знаменитая шлока. Может быть, ее автор Шридхар Свами. Иногда сказано «парама̄нанда-ма̄дхавам», иногда говорится «шри-гурум дина-таранам». «Немой способен говорить, хромой способен пересекать горы».

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.80)

Махапрабху сказал Джагадананде Пандиту не общаться близко с местными жителями, бриджабаси. Но в действительности это наставление обращено к нам. Также Джагадананде Пандиту присущ определенный специфический темперамент, он угрожает Санатану Госвами горшком и т.д. Махапрабху говорит, что во Вриндаване присутствуют разные группы людей. Он говорит: «Ты оставайся под опекой Санатаны Госвами и не общайся с местными жителями».

Гуру Махарадж иногда говорит о том, что есть посвящение, каков смысл посвящения. Можно сказать так много всего о посвящении. В этой книге сказано это, в той книге  то; сколько раз следует делать это, сколько раз то.  Все эти моменты присутствуют, но в двух словах он говорит: верить, вручить себя руководству высшего вайшнава. Таков смысл посвящения. И этот вайшнав будет говорить тебе: «Делай вот это так много раз, это так много раз». Источником всего будет вайшнав. Вручить себя руководству высшего вайшнава. Передача ответственности за себя это критически важный момент.

Нам нравится думать о себе как о независимых, свободных и тому подобное, тогда как в действительности это неправда. Каждый испытывает влияние среды, в которой он был рожден, людей, которых он видит вокруг, общества  многочисленные влияния. И думать, что мы независимые деятели, независимые мыслители, это не соответствует действительности. Желание достичь свободы или независимости на санскрите называется «гуны» тама, раджа, саттвамодусы материальной природы. «Атита» означает «за пределами гунн».

#00:06:00#

даивӣ хи эш̣а̄ гунамайи
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те1

(Бхагавад-гита, 7.14)

Можно сказать, Кришна говорит: невозможно преодолеть влияние майи. Иначе говоря, это трудно, невозможно. В разных источниках говорится: майа работает под руководством Кришны. 

#00:07:00#

срш̣ти-стхити-пралайа-са̄дхана-ш́актир эка̄
ча̄йэва йасйа бхувана̄ни вибхартти дурга̄2

(«Брахма-самхита», 5.44)

Дурга Деви есть тень хладини-шакти Радхарани и ее группы.

В действительности у нас есть только два выбора: либо вы находитесь под влиянием йога-майи либо под влиянием маха-майи. Но в любом случае вы будете испытывать влияние либо одной, либо другой. «Даиви хй эша гунамайи мама майа дуратйайа». «Мама майа говорит Кришна, Моя майа, как ты можешь преодолеть ее влияние? Вручи себя Мне и ты сможешь преодолеть майи». Каково начало? Начало этого процесса — вручить себя, вверить себя руководству высшего вайшнава.

Великое число раз Шрила Гурудев рассказывал эту историю. Когда он пришел к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа, то первое, что сказал ему Гуру Махарадж: «Готов ли ты слушать меня, а не свой ум?». Иногда Гурудев посмеивается, вспоминая этот эпизод, говоря: «Я был юн, поэтому ответил “да”». Опыт такого рода есть у многих людей, которые пришли в движение сознания Кришны в юности. Со мной это произошло практически в мой 19 день рождения. Гурудеву было 17 лет в ту пору, когда он пришел к преданным.

Один человек, известный теледеятель в Америке, телеведущий в свое время был проповедником в молодости. Он рассказывал, что когда ему было чуть больше 20 лет, он выступал перед какой-то аудиторией, где рассказывал о грехе и его искуплении. По окончании выступления один из прихожан или членов собрания сказал ему: «Сынок, я не думаю, что ты достаточно взрослый, чтобы знать настолько много о грехе». 

Нам было 17-18 лет? и мы проповедовали людям о необходимости оставить это или оставить то, отказаться. Это все хорошо и здорово, но мы в действительности можем не иметь опыта. Может быть, впоследствии этот опыт у нас появился. Гурудев говорит: «Да, я был молод и ответил да. Я не ожидал, насколько тяжелым может этот опыт быть». Подобно тому, как Арджуна говорит: «Я думаю, легче контролировать ветер, чем обуздать ум». 

В одной из песен Нароттама Тхакура говорится о человеке, который идет по пути преданности. На этого человека нападают дорожные разбойники. Если кто-то знаком с историей Афганистана, в прошлом были дорожные грабители. Они зарабатывали на жизнь грабежами на большой дороге. В этой песне на этого преданного нападают разбойники и хотят отнять богатство. Эти разбойники суть кама, кродха, лобха, моха вожделение, гнев, зависть и так далее. Гуру Махарадж рассказывал, Нароттам Тхакур в своей песне советует преданному призывать имя вайшнава, таким образом: «Помоги мне!» Как можно искренне молить, плакать, призывая имя вайшнава, и просить его о помощи спасти из рук грабителей. 

[00:10:59]

джа̄та-ш́раддхо мат-катхасу
нирвин̣н̣ах̣ сарва-кармасу
веда-дух̣кха̄тмакан ка̄ма̄н
паритйа̄ге ’пй анӣш́варах̣3 

(«Шримад-Бхагаватам», 11.20.27)

Это в 11 песне «Бхагаватам», это примечательно, поскольку это последнее наставление Кришны, обращенное к Уддхаве перед тем, как Кришна покидает этот мир. Уддхава-гита. Кришна вскоре должен оставить этот мир, и в обществе своего дорогого Уддхавы, который доставляет сообщение, вести гопи браджа… Этот Уддхава, о котором сказано:

#00:13:20# 

на татха̄ ме прийатама
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇каршано на ш́рӣр
найва̄тма̄ чайатха̄ бхава̄н4

(«Шримад-Бхагаватам», 11.14.15)

Прия уттама. «Тот, кто в высшей степени дорог Мне, говорит Кришна, нежели Я Сам дорог Себе».

Речь идет о наставлениях, обращенных к этому Уддхаве, последних наставлениях. И здесь Кришна в частности говорит: «паритйаге ‘пй анишварах». Невозможно контролировать себя, невозможно контролировать ситуацию. Тот, кто имеет склонность к тому, чтобы слушать о Кришне в обществе преданных, имеет склонность к самому замечательному явлению, с которым только можно обрести связь в своей жизни, и все же не может контролировать себя и временами становится жертвой чужеродного влияния.

Но преданные думают: «Почему это происходит? У меня есть эта замечательная возможность. Я даже не в силах представить, насколько эта возможность прекрасна». Только высшие вайшнавы способны дать должную, правильную оценку этому явлению. Иногда Гуру Махарадж говорил, говоря о нашем будущем положении: «Ваше будущее положение настолько лучезарно, высоко, непостижимо, чудесно. Если бы вы только могли оценить реалистичным, подлинным образом».

Но преданный чувствует горечь, раскаяние. В конечном счете, Кришна-концепция распространяет свое влияние, захватывает все сердце. Как мы слышали сегодня:

#00:13:51#

правиш̣т̣ах̣ карн̣а-рандрен̣а
сва̄на̄м̇ бха̄ва-сарорухам
дхуноти ш́амалам̇ кр̣ш̣н̣ах̣
салиласйа йатха̄ ш́арат5

(«Шримад-Бхагаватам», 2.8.5)

Это конец сезона дождей. И обычно в Индии все водоемы грязные, мутные, но после того, как сезон дождей заканчивается, даже пруд №8 в Дам-Дам парке в Калькутте становится чистым, красивым. И говорится: Кришна-концепции следует позволить высадиться на земле нашего сердца. 

Однажды Сарасвати Тхакур давал Харинам человеку, который был шпионом во время войны. Вы знаете, что такое шпион, шпионаж? Он привел следующий пример. Подобно тому, как морские пехотинцы высаживаются с борта корабля на сушу первыми, водружают флаг и начинают продвигаться вглубь вражеской территории, аналогичным образом Кришна-концепции следует позволить высадиться на земле нашего сердца. И это происходит через канал звука. Поэтому Гуру Махарадж говорит, насколько мы должны быть осторожны в отношении к тому, какие звуки мы позволяем себе слушать, потому что звук это прямой канал, ведущий в сердце. И Гуру Махарадж говорит: «Будь осторожен в отношении звука».

Кришна-концепция посредством этой нектарной реки звука достигает сердца. Кришна водружает Свой флаг и начинает постепенно захватывать землю сердца. Так происходит до тех пор, пока Кришна не заявляет: «Все это Мое». Говорится, что Кришна не терпит совладельцев кому-то принадлежит 80%, кому-то 20%. Кришна не таков.

Но Кришна сладостным образом, потому что у Кришны нет булавы в руках, которую Он собирается обрушить на вашу голову, если вы ему не повинуетесь.

Это наша задача, кажется, — говорит Манас Кришна Прабху.

— Да это очень хорошо. Это второстепенный аспект милости Господа.

Нет, мы знаем, когда рано утром все пастухи, можно себе представить, они все собираются на рождественскую вечеринку и говорят: «Пойдем к Кришне!». Когда они утром собираются, приходят к дому Кришны.  Мать Яшода собирает Кришну, одевает Его. Временами Кришна берет Свою флейту и бьет их по головам, когда она не видит этого. Но они счастливы. Если Кришна бьет вас флейтой по голове, то вы можете считать себя удачливым. И, так или иначе, такого рода ревнивость описана в Библии.

Когда Кришна-концепция вступает в сердце и постепенно начинает захватывать его, как звучит эта шлока?

#00:20:20# 

виш̣айа̄ винивартанте
нира̄ха̄расйа дехинах̣
раса-варджам̇ расо ’пй асйа
парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате6

(Бхагавад-гита, 2.59)

Когда вы переживаете высший вкус, то автоматически вкус к низшим вещам начинает уменьшаться и постепенно исчезает начисто. 

И я нашел это интересным. Это конец «Бхагаватам», и в 12 песне суммируется все содержание «Бхагаватам». Но в первой песне: 

#00:21:00# 

тйактва̄ сва-дхармам̇ чаран̣а̄мбуджам̇ харер
бхаджанн апакво тха патет тато йади
7

(«Шримад-Бхагаватам», 1.5.17)

Наставления Нарады в 10 шлоках, обращение Нарады к Вьясу, и одна или две шлоки рассматривают такой предмет, как падение преданного. Я подумал, что это интересно: из 10 шлок 2 посвящены падению. Можно подумать, что это в высшей степени обескураживает, либо, напротив, в высшей степени воодушевляет. Потому что в самой первой песне речь идет о том, что в самой первой песне весь «Бхагаватам»… Мы говорим: что, если некто не достигает совершенства? В санскрите, хинди это слово «апакво» может означать «зрелый», подобно зрелому банану, манго.  Он оставил то, чем занимался в своей жизни, он принял сознание Кришны, но не сумел достичь совершенства. Стоит ли оно того? Этот предмет рассматривается в начале, где говорится: «Да, да, это в высшей степени это стоит того, потому что все остальное…», как звучит эта шлока?

#00:23:00#

‘двайте’ бхадра̄бхадра-джн̃а̄на, саба — ‘манодхарма
‘эи бха̄ла, эи манда’, — эи саба ‘бхрама’8

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.176)

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: в этой жизни все есть галлюцинация, сон. Мне снился хороший сон, радостный или кошмарный это не существенно.

Все это манодхарма порождение ума. Но любое соприкосновение с сознанием Кришны носит реальный характер. Вкладывай свою энергию в культивирование сознания Кришны и ты получишь 1% (это останется навсегда), 2%, 50% сколько угодно. Это явление будет возрастать. 

Санскритские слова прейас и шрейас. Прейас то, что приносит благо немедленно, а шрейас то, что приносит высшее благо. Шрила Гурудев очень хорошо это формулирует, говоря «ваше верховное благо». Иногда он говорил «высшая благая удача», он это подчеркивал. Вы обязательно достигнете вашего высшего блага в вашей практике. 

Единственное ценное явление, которое есть у нас это связь с Кришной и Его преданными. 

[Махарадж пробует чайный напиток] Стевия для меня похожа на вкус искусственного подсластителя. Однажды я находился в группе распространителя книг. Мы распространяли книги преподавателям в университетах, это называлось «библиотечная группа». Иногда мы носили пиджаки, галстуки и прочее. Головы у нас были бритые, но мы носили бейсболки. Мы ехали в лифте с профессорами-преподавателями теологии, был полный лифт людей. Иногда мы носили парики. Он у меня спросил: «Вы носите парик?»,  «Нет, волосы настоящие, тело фальшивое», имеется в виду искусственное, как искусственный подсластитель. 

#00:29:20#

Да, так что же ты говорил о «бхадрабхадра-джнана»?

Ученик: В этом мире все представления о плохом и хорошем ложны, поскольку это все сон, а в «Гите» Кришна говорит о благочестивой и неблагочестивой деятельность…

Шрила Госвами Махарадж: Кришна говорит это? Он говорит, что Он не обращает внимания на благочестивые или неблагочестивые поступки. Да-да, знаменитый стих. Он не несет ответственности за греховную или добродетельную деятельность. Живое существо несет ответственность за нее.

Ученик: Гурудев говорит о том, что различие между бхакти и кармой определяется настроением, в котором совершается та или иная деятельность.

Шрила Госвами Махарадж: Да, и по словам Гуру Махараджа, цитадель кармы, место пребывания кармы  это ум. Вопрос в том, преданность это или нет? Не столько деятельность определяет характер преданности или что-то другое, но умонастроение, с которым та или иная деятельность совершается. Но мы в самом начале говорили о вручении себя руководству высшего вайшнава.

Иногда слышно, как стремящийся преданный говорит: «Зачем я это делаю? Я не могу это делать с правильным умонастроением». Но высший вайшнав, высший преданный будет решать, должен ты продолжать это делать или нет. Если ты следуешь его указанию, именно поэтому вайшнав это все и вся для нас. Даже если ты не делаешь то, что должен делать, с правильным умонастроением, если ты служишь высшим вайшнавам, тогда происходит постепенная трансформация и правильное умонастроение возникает. Есть многие хорошие стихи, посвященные этому, но сейчас мне вспоминается этот… расайана. «Расайана» означает «волшебное лекарство».

#00:32:20# 

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайана катха
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати9

(«Шримад-Бхагаватам», 3.25.25)

В наставлениях Капилы Он говорит о том, что речи, которые ты слышишь от истинных преданных, очень могущественны; о том, как постепенно слушание этих речей наполняет тебя правильным умонастроением, когда ты находишься в их обществе и служишь им. 

В «Бхрамара-гите» Радхарани говорит многое. Уддхава передает послание от Кришны. Есть пять критических шлок, и в одной из этих шлок сказано: подобно лекарству, которое действует независимо от знания пациента, даже если ты не знаешь, что происходит, тебе делают определенную инъекцию, эта инъекция оказывает на тебя действие. И некоторые из этих явлений настолько могущественны, потентны.

В идеале мы говорим: человек следует сознанию Кришны. Следуя сознанию Кришны, он достигает той стадии, когда сознательно, добровольно в умонастроении преданности будет выполнять то или иное служение. И это подлинное служение. Поскольку иногда мы слышим, Гуру Махарадж говорит: пока ты не делаешь это с правильным умонастроением, это... но опять же это говорит о том, насколько мы зависимы от того, кто делает с правильным умонастроением, того, кто ценит, что мы делаем.

#00:34:33#

[Я думаю о Гопале, потому что я скучаю по Гопалу во многих отношениях. Как я скучаю по Гопалу? Давайте посчитаем. Скажем, у меня есть картошка, приготовленная в микроволновке в течение нескольких минут. Возможно, это не лучший способ готовить картошку, но можно ее порезать. Я могу делать разное с картошкой. Но если я беру эту картошку и отдаю ее Гопалу, то он способен превратить ее в некую нектарную субстанцию. Вишакха тоже нектарная женщина, но он возьмет эту сырую картошку (мои способности делать что-то с картошкой ограничены, даже отдаленно вкус того, что я приготовлю, не будет напоминать вкус его блюд), он способен взять эту картошку и превратить ее в нектарную субстанцию. Вот, что мы делаем  мы предлагаем нашу способность служить, отдаем энергию вайшнаву. И вайшнав превращает это нечто, эту энергию  в признаваемую субстанцию в высшем мире.

Подобно телеграфной передаче денег на расстоянии. Скажем, вы находитесь в России, у вас есть рубли и вы хотите послать доллары своему другу в Чианг Мае. Вам нужно пойти в то место, работники которого уполномочены делать это. Это первое условие, это очень важно. Прежде чем вы возьмете все деньги и отдадите им, необходимо существование реальной связи. Эти люди принимают эти деньги на месте. Затем у них есть помощники, которые передают эти деньги в другой город, в другое государство. Здесь все начинается с рублей, там все заканчивается долларами. Это грубый пример, если не грубый, то приблизительный, условный.

Во всяком случае, мы даем что-то вайшнавам, и они связаны с измерением служения. То, что мы отдаем им, достигает измерения служения и достигает в той валюте, которую признают обитатели измерении служения. Это нечто чудесное, нечто непостижимое, потому что нам позволяют делать вещи, которые мы делаем. Нас не просят делать вещи, которые невозможны. Хотя это хорошо, если нас попросят сделать что-то невозможное, то это еще лучше, согласно Гуру Махараджу. 

Тогда он сказал Бхакти Абхай Нарайану Махараджу, который проповедовал в странах коммунистического блока в Восточной Европе и рассказывал о том, как трудно этим заниматься, Гуру Махарадж ответил: «Это даже лучше, потому что ты получил тяжелое, затруднительное служение, и ты будешь более сфокусирован, более сконцентрирован на этом служении. И награда, которую ты получишь, будет большей». Подобно тому, как Шрила Прабхупада имел обыкновение говорить: «Один распространитель книг в этой стране равен тысяче распространителям книг в другой стране. На то были причины. То была не гипербола, это была святая правда. Почему я об этом заговорил? Речь шла о том, что возможно и что невозможно. 

[...твои мысли по-прежнему привязаны к бати чачари. Бати чачари это…Когда Шрила Прабхупада Свами Махарадж пережил сердечный приступ на борту Джаладуты по пути в Америку, то, как только он выздоровел, первое, что он сделал бати чачари. Это особое бенгальской блюдо, которое готовят не в сковородке, его готовят в особом горшке. То есть его готовят в том случае, когда нет ничего другого под рукой и можно приготовить только это. Гопал знает. Прабхупад написал в своем дневнике: «Сегодня я ел бати чачари и я чувствую себя гораздо лучше». Это начало его бенгальской домашней уютной еды].

#00:39:53#

Но мы говорили о возможном и невозможном. Нам повезло. Те вещи, которые мы способны делать, особенно здесь, любой, кто служит под руководством Авадхута Махараджа. Вы все очень удачливы, потому что вам дают возможность сделать то, что вы в состоянии, способны делать, и то, что вам нравится делать. Не у каждого есть подобная возможность. Сказав это, следует сказать: наряду с хорошими качествами, способностями, возможностями, которые есть у вас, как сказал один поэт, нам нужно, чтобы как можно больше людей специализировалось на невозможном. В большинстве своем люди делают то, что возможно. Это замечательно, но нам нужно, говорит он, как можно больше людей, специализирующихся на невозможном. Этого мы хотим. Но мы бросаем вызов себе.

В определенном смысле сознание Кришны это самое невозможное из всего самого невозможного. Безграничное становится подчинено контролю ограниченного существа. Высшая невозможность каким-то образом становится возможной. Благодаря культивированию преданности и под руководством садху, шастры, Гуру, вайшнава.

Да, возвращаясь к изначальной шлоке.  «Джйогйата вичаре кичху нахи паи томара коруна сара». Преданный говорит: «У меня нет качеств, нет способностей. Твоя милость…» Все это возможно по милости Гуру и вайшнавов.

Гуру Махарадж и Свами Махарадж беседовали после того, как сознание Кришны распространилось по всему миру, и Гуру Махарадж прославлял Свами Махараджа за то, что последний сделал, тогда Свами Махарадж сказал: «Не я сделал это. Вы сделали это. Вы сделали это»,  повторял Свами Махарадж. Он думал: «Не я, не я, Вы сделали это». Это вайшнавизм. «По Вашей милости я всего лишь стремлюсь служить Гуру и вайшнавам». 

#00:42:47#

чхадия вайшнава-сева, нистара пайечхе кеба

(«Шримад-Бхагаватам», 7.9.7)

 «Никто и никогда ничего не достиг без милости вайшнава». Это подлинное, правильное умонастроение того, кто стремится к преданности: «Я не квалифицирован, я лишен качеств, я без ног, слеп и прочее во многих отношениях, но в обществе преданных по милости Гуру и вайшнавов что-то, может быть, возможно». 

#00:43:37#

Ученик: Однажды я спросил Гурудева в Навадвипе: «Каждый день мы поем песню Гурудев! крипа бинду дийа. Вы всегда даете Вашу милость. Как мы можем стать преемниками этой милости, как мы можем ее принять?» Он сказал: «Это очень важный вопрос». И далее он сказал: «Если нет собаки, тогда как будет возможен киртан?». Он объяснил дальше. Бхактивинод Тхакур говорил о том, что мы можем многому научиться, рассматривая характер собаки.

Шрила Госвами Махарадж: Да в этой связи есть известное выражение «вайшнава тхакура томара кокура»  я твоя собака, о вайшнава Тхакур! Тривикрам Махарадж рассказывал мне незадолго до Вьяса Пуджи Гурудева, что однажды он служил Гурудеву на его веранде. Однажды он сказал: «Махарадж, Вы можете говорить мне все, что угодно, приказывать мне все, что угодно, я  Ваша собака». Гурудев ответил ему: «Это собственность Бхактивинода Тхакура, это его чувства   «я  собака вайшнава Тхакура». Мы стремимся к этому чувству. И для того, чтобы это чувство стало реальным, это уже другой вопрос.

Потому что вы видите, классический стереотип: когда у человека плохой день, дурное настроение, он пинает свою собаку, а собака по-прежнему подходит к нему, чтобы хозяин приласкал. И собака не понимает, почему это произошло, но удар хозяина не мешает ей. И когда хозяин, только что пнувший собаку, говорит ей: «А ну иди сюда!». Собака, высунув язык, бежит к хозяину, она не говорит: «О, Вы ведь только что меня пнули, как же я могу!». Нет, собака сломя голову бежит к хозяину, он гладит ее по голове и собака счастлива.

Они действительно таковы, тогда как наше эго столь уязвимо.

Где я слышал это? Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж говорил о человеке, живущем семейной жизнью, скажем несчастной семейной жизнью, не очень счастливой семейной жизнью, о которой мы все знаем. Речь шла о человеке, который находился в очень плачевных обстоятельствах: жена жаловалась на мужа, обвиняла его, другие члены семьи тоже. Гаура Кишор Бабаджи Махарадж сказал этому человеку: «Ты терпишь многочисленные оскорбления от детей, от жены, от родственников. Но когда преданный критикует тебя мягко, ты уходишь. Если преданный говорит тебе одно единственное, указывает на что-то одно, то ты не в силах терпеть. А в этой ситуации день за днем ты слышишь оскорбления, ругань, но ты терпишь».

Гуру Махарадж увидел в Гаудия Матхе: люди, окружавшие Сарасвати Тхакура были скажем так, неприветливы, их поведение трудно было терпеть. Но, по словам Гуру Махараджа: «Когда я смотрел на Сарасвати Тхакура, я понимал, что у этого человека есть нечто, в чем я нуждаюсь. Эта подлинная субстанция есть у него, поэтому я готов терпеть все, что творится в его окружении». Такой была его точка зрения.

Но этот пример собаки очень хорош. 

Гурудев говорит: «Если ты делал что-то плохое и Гуру Махарадж кричал на тебя,  то все было в порядке. Но если Гуру Махарадж становился безразличен к тебе и молчал, это означало, что у тебя серьезные проблемы. Но если он кричал, это означало, что ситуация поправима». Гурудев олицетворение этого. Он был способен принимать удары. Когда Гуру Махарадж шлепал его за то, что Гурудев поступал неправильно, Гурудев говорил ему: «Махарадж, Вы не знаете, как правильно бить. Нужно бить вот так, а не так». И Гурудев не убегал от Шрилы Шридхара Махараджа, а приближался к нему.  Он действительно  собака одного хозяина. Это собственные слова. Он знает, каков истинный смысл этих вещей. Но мы слышим их и, по крайней мере, мы знаем, что существует стандарт, к которому мы стремимся. 

Харе Кришна!

Последний стих «Шикшаштакам», слова Радхарани, она говорит, Махапрабху озвучивает Ее чувства:

ашлишйа ва пада-ратам пинaшту мам
aдаршанан мaрмa-хатам кaрoту ва
йатха татха ва видадхату лампатo
мaт-пранa-натхас ту са эвa напарах

«Я безо всех условий Твоя». Это не зависит от того, чтобы видеть Кришну. И это позиция Той, которая способна наслаждаться Кришной в наибольшей степени. Радхарани и браджа гопи проклинают творца Брамху за то, что он сотворил глаза с веками, поскольку в эти секунды, когда глаза закрываются, они не способны видеть его. Она говорит: «Я скорее хотела бы быть подобна рыбе, потому что у рыбы глаза всегда открыты и тогда я всегда смогла бы видеть Кришну. Большие глаза. Но если это делает тебя счастливым  не показываться мне на глаза, то я счастлива». Такого рода чувства преданности  это вершина и поэтому Кришна принадлежит Радхарани и браджа гопи. Они купили Его такого рода безусловной любовью и преданностью. 

Что касается пинков, в этом стихе говорится: «Ты можешь растоптать меня ногами, я буду счастлива». Детям ставят такие высокие стульчики. Ребенку дают игрушки, он их разбрасывает, они оказываются на полу. Он что-то проливает, ему позволяют делать это вновь и вновь. Родители не думают, что им нужно избавиться от этого ребенка. Ему говорят: «Хорошо, хорошо, попробуй еще раз». Даже маленький ребенок вызывает такого рода терпение, любовь, нежность, преданность. Что говорить о Верховной Абсолютной Личности Бога?

«Ты можешь поступать со мной, как Тебе угодно, это мое счастье». И в другой песне Бхактивинод Тхакур говорит: «Любое неудобство, которое я могу испытать в служении Тебе, это также источник моей радости». Мы убегаем от проблем и беспокойств. Авадхут Махарадж бежит к проблемам и неудобствам. Он не боится и не думает: «О, мой день будет испорчен!». Он встречает проблемы с открытым забралом, поскольку это его служение и это, соответственно, источник радости. 

Неудобства, с которыми мы можем столкнуться в процессе севы, в действительности не являются беспокойствами. Если что-то может быть определено как труд любви, то это сева

Стив Джобс, который недавно умер, рассказывал, что когда он был ребенком, то отец показывал ему, как строить изгородь вокруг их дома. И была одна скрытая часть, которую никто не видел, кроме того, кто делал это. Часть забора была видна только тем, кто жил в доме. Отец сказал: «Эта часть забора, невидимая посторонним, соседям, должна быть безупречной, потому что я ее видел, ты ее видел». И с точки зрения преданности это означает мы пытаемся служить Кришне и Его преданным. Поэтому вовсе не так, что если нас никто не видит, то не имеет значения, как мы делаем. Нет.

Есть Гильдербург-пресс  это лучшая типография в Германии. Их лозунг гласит, и я по-своему перевожу это выражение.  «Kunst» означает «искусство». Если кто-то знает немецкий, пожалуйста, простите меня. Кто-то скажет: «Это выражение переводится как “Бог любит искусство”». Имеется в виду, что если что-то сделано искусно, прекрасно, совершенно, то Богу это нравится. Вовсе не так, что «О, эти люди…». Нет, речь не идет о низких стандартах. Мы пытаемся служить Гуру и вайшнавам. Кришна видит все, йога-майа видит все. И что бы мы ни делали, мы хотим делать это наилучшим образом. 

Один раз преданный сделал что-то неправильно и сказал: «В следующий раз я сделаю правильно, хорошо». Бхакти Вилас Тиртха Махарадж сказал: «В сознании Кришны все иначе. Нужно с самого начала каждый раз делать все правильно, совершенно, безупречно». Радхарани не ищет незрелых. Вовсе не так, что йога-майа ищет кого-то, кто будет говорить: «Ой, простите!».

Мы хотим делать что-то для Гурудева  открывать дверь, держать зонтик. И люди, которые хотят, получают эту возможность. Однажды Гурудев ехал в машине в Хапанию. Кто-то открыл дверь для него, и Гурудев повернул голову так, что этот человек защемил его дверью. Выступила кровь. Этот человек сказал: «О, мой Бог!» На это Гурудев ответил: «Твой Бог теперь тебя не спасет!» (смех)

Ученик: Но в таком случае мы будем опасаться делать что-либо вообще, потому что это слишком тяжело.

Шрила Госвами Махарадж: Нет, речь идет о том, что наши стандарты должны быть совершенны.

Прабхупад говорил об охоте на носорогов. Имеется в виду, если ты пытаешься охотиться на носорогов, то это лучший вариант. Даже если ты его не подстрелишь, то твоя цель, твой стандарт высок. Мы должны стремиться к этому. Кришна  Верховное Совершенство. Поэтому опять же, мы берем нашу энергию и даем ее тому, кто более квалифицирован. Подобно тому, как Рагхунатх Дас Госвами говорит: «Если там нет высшего слуги там, то с какой стати я буду находиться там. Я буду принимать руководство высших слуг. В высшем измерении я хочу принимать их руководство, находиться под их защитой. Они будут руководить мной, обучать меня и давать мне указания». 

Я думаю, легче понять на примере кулинарии. Когда мы что-то готовим, мы должны делать правильно каждый раз. Мы не можем сделать что-то ужасное и сказать: «Ну, в следующий раз». Когда этот следующий раз наступит? Но опять же мы можем совершать ошибки, но мы пытаемся делать максимально лучшим образом. Необходимо прилагать максимум усилий всякий раз. Об этом идет речь.

Ученик: Сознательное намерение, которое стоит за всяким действием.

Шрила Госвами Махарадж: Да, это зовется сознанием Кришны. Вы бы делали с большим вниманием, если бы делали это для себя.

Вам могут сказать: «Нужно предложить фрукты для божеств». Вы подумаете: «О, это для божеств! Но в таком случае, (и возможно для себя вы делали бы это лучшим образом), но для божеств нужен высокий стандарт: чистая одежда, красиво порезанные фрукты и прочее и прочее». Когда мы понимаем  наши намерения связаны с измерением служения, это позволяет нам также не заботиться о мнении людей в этом мире. «Ваишнави пратиштха тате коро ништха» (Сарасвати Тхакур «Вайшнава ке?», 4)  мы заботимся о том, что думают о нас Гуру и вайшнавы. Вот, что важно для нас, а не популярное мнение.

 Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Эту Мою вечную, надмирную и сверхъестественную энергию, состоящую из трех качеств материальной природы, чрезвычайно трудно превзойти. Однако те, кто приняли прибежище исключительно во Мне, полностью предавшиеся Мне, непременно обретают способность выйти из-под влияния этой непреодолимой иллюзии».

2 «Тень духовного, божественного могущества существует в личностном образе, образе майи — энергии, вершащей созидание, поддержание и уничтожение. В мире ее почитают как Дургу».

3 «Тот, кто развил веру в повествования обо Мне и, разочарованный во всех видах материальной деятельности, знает, что материальные наслаждения неизбежно ведут к страданиям, может, тем не менее, не иметь достаточно сил, чтобы навсегда их оставить».

4 «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Санкаршана, ни даже Я Сам не дороги Мне так, как ты, Мой дорогой Уддхава».

5 «Звуковое воплощение Господа Шри Кришны, Верховной Души, входит в сознавшее себя сердце преданного  и, располагаясь на лотосе его любви, очищает сердце от пыли, накопившейся в нем от соприкосновения с материей — вожделения, гнева, и желаний. Оно подобно осенним дождям, делающим мутную воду в водоемах прозрачной».

6 «Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании».

7 «Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения Господу, но не достигший зрелости, иногда может пасть, однако даже в этой неудаче для него нет ничего плохого».

8 «В материальном мире понятия добра и зла, правды и лжи – вымышленные. Поэтому говорить: “это хорошо, а это плохо” ошибка».

9 «Общаясь всем сердцем с шуддха-бхактами, чистыми преданными Господа, человек получает возможность слушать описания Моих славных деяний, которые подобны нектарной расаяне для слуха и сердца. Постоянно слушая об этих темах и размышляя о них, можно в короткое время обрести последовательно шраддху, рати и према-бхакти, чистую любовь ко Мне».

← «Шри Гарга-самхита» (часть 2). Вриндавана-кханда (глава 11-12). Ананда Мой Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 3 ноября 2011 года ·• Архив новостей •· "Вечный слуга Кришны". Лекция Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа, прочитанная 16 июня 2001 года. Санкт-Петербург, Лахта →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования