«Пять тысяч храмов Вриндавана. Дух служения и вайшнавата». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 22 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 67.91M)
Скачать звук (MP3)

ту же  запись можно смотреть на сайте Russia_darshantv)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Пять тысяч храмов Вриндавана.
Дух служения и вайшнавата

(22 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Госвами Махарадж: Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Рупануга-гуру-варга ки джай!

#00:00:32#

Вишва-вайшнава-раджа-сабха в Навадвипе

Это собрание напоминает мне о том, что происходило в Навадвипе в Шри Чайтанья Сарасват Матхе каждый год. Во время Гаура-пурнимы они [вайшнавы разных Матхов] организовывали собрание, которое называлось Вишва-вайшнава-раджа-сабха. Не углубляясь в детали, давайте скажем так: на этом собрании собирались все ведущие преданные [разных миссий]. Шрила Гуру Махарадж говорил о том, что они собирались для того, чтобы выразить свое восхищение и свое удовлетворение тем служением, которое совершали различные служители за этот [ушедший] год. И как он говорил: «Они говорили о том, как они довольны этим служением, и, может быть, немножко указывали на то, в каких местах, в каких аспектах есть куда расти». И каждый год, когда собиралось это собрание, Шрилу Шридхара Махараджа предлагали в качестве председателя, президента.

#00:01:58#

Но каждый год неизменно Шрила Шридхар Махарадж принимал положение председателя и немедленно передавал его Апракрите Бхакти Саранге Госвами Махараджу.

Способность ценить преданность в других

Что мы узнаем от Шрилы Рупы Госвами, из «Бхакти-расамрита-синдху», его книги о преданности? [Это то,] что неотъемлемая часть настоящей преданности — это способность выражать восхищение, ценить преданность в других.

#00:02:38#

дхармах̣ проджжхита-каитаво ’тра парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇…[1]

И книга о Кришне, «Шримад-Бхагаватам», начинается с этих слов: что человек, чтобы постичь это [духовное] знание, должен суметь оценить преданного Кришны, иначе все его так называемые знания о Кришне будут выдумкой.

#00:03:15#

Кришна-джанмаштами во Вриндаване

Сегодня Кришна-джанмаштами. И я сегодня уже разговаривал на эту тему с Гопалом Прабху. Я рассказывал, что в жизни мне выпала удача, быть может, пару раз отмечать этот праздник Кришна-джанмаштами во Вриндаване. Гопалу также выпадала такая удача. И мы сравнивали свои впечатления, делились впечатлениями.

#00:03:58#

Пять тысяч храмов Вриндавана

Когда я присоединился к движению сознания Кришны, мне было девятнадцать лет, я пришел в Харе Кришна вскоре после своего девятнадцатого дня рождения. И я слышал от Шрилы Прабхупады, что во Вриндаване, на земле Кришны, пять тысяч храмов. Итак, я попал в движение в 1971 году, а в декабре 1973 года мне довелось побывать в Индии, во Вриндаване. В то время меня переполняли чувства. И, поскольку собственных храмов у нашего движения во Вриндаване еще не было, то единственное, чем нам оставалось заниматься, это посещать другие храмы.

#00:05:16#

И, разумеется, мы слышали к тому времени о том, что [есть такие понятия, как] самбандха, абхидхея, прайоджана. Самбандха-ачарья — Санатана Госвами, абхидхея-ачарья — Рупа Госвами и прайоджана-таттва-ачарья — Рагхунатх Дас Госвами. Поэтому прежде всего мы шли к божествам Мадана-Мохана ([божествам] самбандха[-таттвы]). Затем к божествам Рупы Госвами — Говиндаджи. Гиридхари, Гандхарвика-Гиридхари и Гопинатх. Мы знаем, что во Вриндаване множество храмов Кришны, столько разных имен Кришны [существует]: Радха-Шьямасундар и многие другие.

#00:06:13#

[Хлопает в ладоши в качестве реакции на какой-то поступок со стороны ребенка.]

Прабхупада всегда говорил: «Даже ребенок в состоянии оценить сознание Кришны».

#00:06:32#

И я помню, как отправился в храм Радха-Дамодара, храм Дживы Госвами, в котором он заботился о Шриле Рупе Госвами, о Санатане Госвами. Я слышал от Прабхупады, что во Вриндаване пять тысяч храмов, — значит, там пять тысяч храмов. Соответственно, я решил в один день, что, помимо посещения основных известных храмов, я обойду все закоулки, все переулки и найду все храмы Вриндавана.

#00:07:23#

Чего я не понимал при этом, что, заходя в эти храмы, я заходил также в частные дома людей. Индусы очень терпеливы. Внезапно, к их удивлению, они видели перед собой сахиба — белого человека, который вошел в их комнату, в их гостиную. Они были несколько удивлены, шокированы, что белый человек зашел к ним. И смотрели на меня: «Что вам?» А я говорил: «Кришна, Радха-Кришна». И тогда они говорили: «А, понятно», и отводили меня в особенную комнату. Я клянусь вам, в каждом жилище находилась такая особая комната, особое место. Они открывали его, и там были божества Радхи-Кришны. Я предлагал Им свои дандаваты. Тогда они доставали маленькую тарелочку прасада, давали мне прасад.

#00:09:02#

Я понял, что, помимо больших известных храмов, так называемых «больших брендов» — Мадана-Мохана, Радхи-Гопинатха и всех остальных известных храмов, есть множество других маленьких храмов. Тогда я понял, осознал: «Да, действительно, Прабхупада сказал полную правду: во Вриндаване действительно пять тысяч храмов».

#00:09:25#

«Сева — это моя дхарма»

Но я хотел посетить, обязательно посетить храм Радха-Дамодара, потому что он столь известен. Я пришел туда после обеда, в то время храм был закрыт. Я подумал, что хорошо, у меня с собой была джапа-мала, и я решил: «Хорошо, я буду сидеть и повторять Харе Кришна, ожидая, когда божества откроются». Я сел в месте, которое мне показалось улицей, но, как позже я понял, на самом деле это был двор, двор чьего-то частного дома. И [вдруг] краешком глаза я увидел, как маленькая ручонка тянется и подталкивает тарелку, тарелку со сладостями ко мне, а затем подталкивает стакан воды. Я был очень удивлен, оглянулся и увидел там маленького мальчика, быть может десяти лет. И он сказал: «Я бриджабаси, и сева — это моя дхарма». Он сказал на хинди, но я понял, что он говорил. От этих слов расплавилось мое сердце. Я подумал: «Он меня не знает. Если бы такое было в Америке, они бы уже вызвали полицию: „Какой-то незнакомый мужик у нас во дворе сидит“».

#00:11:44#

Но здесь они подумали иначе: «Кто-то, кто стремится стать преданным Кришны, Радхи-Кришны, пришел к нам. Мы должны постараться послужить ему». Мы все время слышим это слово — «служение», «служение в преданности», сева.

#00:12:05#

…севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣[2]

Именно сева дает нам хоть какое-то понимание сознания Кришны и делает то, чем мы занимаемся, чем-то осмысленным. Сарасвати Тхакур не набирал в свои ряды перебирателей четок, но его идея была в том, чтобы распространить севу другим. Гуру Махарадж так часто говорил нам, что духовный мир называется миром служения.

#00:12:59#

Храм в каждом сердце

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[3]

Один человек пришел к Сарасвати Тхакуру и, ссылаясь на слова Махапрабху о том, что Его имена, имена Кришны будут прославлять в каждом городе и деревне, спросил Сарасвати Тхакура: «Так что, ваш план — это открыть храм в каждом городе и деревне?» Сарасвати Тхакур отвечал: «Нет, моя цель не такова». Он сказал: «Моя идея в том, чтобы открыть храм в сердце каждого мужчины, женщины и ребенка в этой вселенной». Вот такова идея Сарасвати Тхакура — превратить [сердце] каждого в храм, чтобы каждый человек стал храмом Кришны.

#00:14:02#

твам̇ бхакти-йога-парибха̄вита-хр̣т-сароджа,
а̄ссе ш́рутекш̣ита[-патхо] нану на̄тха пум̇са̄м…[4]

Когда сердце преданного очищается и раскрывается подобно цветку лотоса, то Господь счастливо нисходит на этот прекрасный цветок.

#00:14:47#

Трон для поклонения Богу в сердце майи

Также мы слышали историю о Сарасвати Тхакуре — о том, что он сначала сидел в джунглях Маяпура и занимался духовной практикой, но к нему пришло вдохновение, вдохновение покинуть это святое место и отправиться в город, в Калькутту, для того, чтобы там основать, распространить движение сознания Кришны. И в то время его Гуру, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, сказал: «Нет, Прабху, не идите в Калькутту, не надо. Это сердце майи, это столица майи». Но Сарасвати Тхакур отвечал: «О Гурудев, вы не понимаете. Моя вера в очищающую силу пыли с ваших святых лотосоподобных стоп столь велика, что я могу взять лишь крупицу этой пыли и ею очистить тысячи калькутт. Поэтому если Калькутта — это, и правда, сердце майи, то именно там я хочу открыть храм, именно там я хочу установить трон для поклонения святым лотосоподобным стопам Шри Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундарджиу».

#00:16:40#

Дух служения и проповеди
Шрилы Авадхута Махараджа

Кто-то мог бы сказать Авадхуту Махараджу: «Не езжайте в Санкт-Петербург, оставайтесь в Нью-Йорке, ведь Санкт-Петербург — это место, откуда пошел коммунизм, откуда пошла эта революция». Как напоминание об этом они до сих пор оставили, до сих пор хранят тот самый корабль «Аврору». Но Авадхут Махарадж мог бы ответить таким людям: «Нет, нет, если именно с этого места началась революция, то именно в этом месте, с этого места должна начаться революция представления концепции Шри Чайтаньи Махапрабху».

#00:17:48#

И мы все восприемники милости, которая пришла благодаря этому [проповеднической деятельности Авадхута Махараджа]. Как сейчас здесь мы с вами сидим у лотосоподобных стоп Шри Шри Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундарджиу. Весь этот приезд сюда [вайшнавов с разных мест] — это часть Их [божеств] божественных игр. И мы храним традицию Шрилы Сарасвати Тхакура. Именно он ввел эту традицию, которой мы придерживаемся и поныне, — называть учеников: Прабху.

#00:18:34#

Гуру —
это слуга учеников

На самом деле в Индии изначально обращение «Прабху» использовалось только по отношению к Гуру. Только Гуру можно было называть Прабху. Иногда в Индии можно услышать разговоры: «А у вас есть Прабху?» — «Да, у меня есть Прабху». Они говорят о Гуру. Но Сарасвати Тхакур стал первым, кто стал обращаться к своим ученикам: «Прабху». Мы слышали, что преданный-махабхагавата не считает кого-либо своим учеником. Но он видит, что все, кто перед ним, — это проявления его Гуру. Мы слышали, что Сарасвати Тхакур однажды плакал, выражал свою грусть о том, что один ученик покинул этот мир преждевременно. И он выражал свою грусть: «О, это сам Бхактивинод Тхакур приходил ко мне, но я не сумел узнать его».

#00:20:12#

Итак, Сарасвати Тхакур обращался к своим ученикам: «Прабху», а когда ученики предлагали ему дандаваты, то Сарасвати Тхакур в ответ предлагал свои поклоны им со словами: «Дасо ’сми — я ваш слуга». Он показал нам, что Гуру — это не наслаждающийся, Гуру — это слуга учеников. Гуру можно сравнить с пуджари. Пуджари, чтобы сделать подношение божествам, берет фрукты, моет их, чистит, нарезает, готовит, чтобы сделать их пригодными для подношения божеству. Так же и Гуру «очищает» учеников, чтобы сделать их достойными, пригодными для предложения Богу.

#00:21:28#

Служение —
редкое явление

Я видел и слышал, как Шрила Гурудев, сидя на своей веранде, когда перед ним собралось множество, огромное множество его учеников, сказал им: «Вы все милость Шрилы Гуру Махараджа». И он сказал: «Везде и повсюду можно повторять Святое Имя, везде и повсюду можно совершать разные виды [духовной] практики. Но служение — это редкое явление. Возможность, шанс совершить служение выпадает не часто». Поэтому главный среди слуг — это тот, кто дает другим безграничные возможности служить.

#00:22:25#

Шрила Авадхут Махарадж
дает бесконечные возможности служить

И здесь мы понимаем, что такой личностью является Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. О нем можно много что сказать.

[Аплодисменты. Шрила Госвами Махарадж прославляет: «Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!»]

#00:22:51#

Шрила Гурудев сказал об Авадхуте Махарадже: «Если вы будете следовать Шриле Авадхуту Махараджу, то это будет преданность». Авадхут Махарадж смиренно говорит: «Да, люди много что могут говорить обо мне — и хорошего, и плохого». Но в чем все эти люди сходятся, чего никто не может отрицать, [это] что, соприкасаясь с Авадхутом Махараджем, любой получает бесконечные возможности служить. И это самая суть сознания Кришны. Мы стремимся служить. Мы хотим принять руководство того, кто будет давать нам новое и новое служение без конца. И при этом способен не обращать внимание на наши недостатки, на отсутствие нашей квалификации.

#00:24:13#

Шрила Авадхут Махарадж лучше, чем я, знает всех преданных, которые служили здесь, в особенности на протяжении последнего года. Разумеется, все служат так или иначе, но некоторые служат выдающимся образом.

#00:24:32#

Прославление преданных —
религия Шрилы Гурудева

Мы знаем, что Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, всегда относился ко всем с любовью, великодушием, щедростью в крайней степени. Однажды он прославлял меня, и я сказал: «Шрила Гурудев, мне кажется, это слишком много. Если бы вы могли немного „подкрутить ручку вниз“, чуть поменьше [прославления]». И он был обижен. Я видел, что мои слова задели, причинили боль его сердцу. Он сказал: «Я всего лишь следую моей религии. Моя религия в том, чтобы выражать почтение другим, в том, чтобы признавать их достоинства, в том, чтобы прославлять других». И это не пустая лесть, это не преувеличение, это не пустые слова. Тогда я понял, что да, я сам прекрасно знаю свои собственные недостатки, однако он видит во мне потенциал служения и прославляет этот потенциал.

#00:26:05#

Под руководством
Шрилы Авадхута Махараджа

В случае Шрилы Авадхута Махараджа мы можем сказать: главное, единственное, что его интересует, — это дать возможность другим служить. Одного вида радость — это что-то украсть, другого вида радость — это одарить кого-то.

#00:26:38#

Итак, Авадхут Махарадж, я знаю, что вы хотели выразить свою признательность всем преданным, которые помогали вам различными способами в вашей величественной кампании. И, как Авадхут Махарадж уже рассказал, с самого начала Шрила Гурудев сказал мне: «Перед вами Джаганнатх Валлабха Прабху (да, сейчас он известен как Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж), служите под его руководством, помогайте ему». И, как мы уже много раз наблюдали, много раз видели, когда мы отдаем себя выполнению наставлений Гурудева, тогда происходят чудеса, удивительные вещи.

#00:27:46#

Я также счастлив действовать под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Я счастлив, что благодаря его щедрости, благодаря его великодушию у меня есть возможность соприкоснуться со всеми вами. Я жду новых возможностей служить вместе со всеми вами в течение следующего года и вечно.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Кришна-джанмаштами маха-махотсава ки ки ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Госвами Махарадж: Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты».

Стих полностью: дхармах̣ проджжхита-каитаво ’тра парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇, ведйам̇ ва̄ставам атра васту ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам / ш́рӣмад-бха̄гавате маха̄-муни-кр̣те ким̇ ва̄ параир ӣш́варах̣, садйо хр̣дй аварудхйате ’тра кр̣тибхих̣ ш́уш́рӯш̣убхис тат-кш̣ан̣а̄т — «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной „Бхагавата-пураны“, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание „Бхагаватам“, это знание сразу же утверждает верховного Господа в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).

2  [«…трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны] откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу».

Стих полностью: атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Материальными чувствами невозможно постичь Святое Имя Кришны, Его облик, качества и развлечения. Когда обусловленная душа пробуждает в себе сознание Кришны и посвящает себя служению Господу, повторяя языком Его Святое Имя и вкушая остатки Его трапезы, язык обусловленной души очищается, и ей со временем открывается истинное положение Кришны» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 17.136)).

3  Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

4  Твам̇ бхакти-йога-парибха̄вита-хр̣т-сароджа, а̄ссе ш́рутекш̣ита-патхо нану на̄тха пум̇са̄м / йад-йад-дхийа̄ та уруга̄йа вибха̄вайанти, тат-тад-вапух̣ пран̣айасе сад-ануграха̄йа — «О мой Господь, Твои преданные видят Тебя ушами, когда слушают рассказы о Тебе. В процессе слушания сердца таких преданных очищаются, и Ты воцаряешься в них. Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 3.9.11).






←  «История рождения | День явления Шри Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 4 сентября 2007 года. Лахта, Cанкт-Петербург ·• Архив новостей •· Архивные фотографии. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада наносит визит Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 79.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

ту же  запись можно смотреть на сайте Russia_darshantv)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Пять тысяч храмов Вриндавана.
Дух служения и вайшнавата

(22 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Госвами Махарадж: Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Рупануга-гуру-варга ки джай!

#00:00:32#

Вишва-вайшнава-раджа-сабха в Навадвипе

Это собрание напоминает мне о том, что происходило в Навадвипе в Шри Чайтанья Сарасват Матхе каждый год. Во время Гаура-пурнимы они [вайшнавы разных Матхов] организовывали собрание, которое называлось Вишва-вайшнава-раджа-сабха. Не углубляясь в детали, давайте скажем так: на этом собрании собирались все ведущие преданные [разных миссий]. Шрила Гуру Махарадж говорил о том, что они собирались для того, чтобы выразить свое восхищение и свое удовлетворение тем служением, которое совершали различные служители за этот [ушедший] год. И как он говорил: «Они говорили о том, как они довольны этим служением, и, может быть, немножко указывали на то, в каких местах, в каких аспектах есть куда расти». И каждый год, когда собиралось это собрание, Шрилу Шридхара Махараджа предлагали в качестве председателя, президента.

#00:01:58#

Но каждый год неизменно Шрила Шридхар Махарадж принимал положение председателя и немедленно передавал его Апракрите Бхакти Саранге Госвами Махараджу.

Способность ценить преданность в других

Что мы узнаем от Шрилы Рупы Госвами, из «Бхакти-расамрита-синдху», его книги о преданности? [Это то,] что неотъемлемая часть настоящей преданности — это способность выражать восхищение, ценить преданность в других.

#00:02:38#

дхармах̣ проджжхита-каитаво ’тра парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇…[1]

И книга о Кришне, «Шримад-Бхагаватам», начинается с этих слов: что человек, чтобы постичь это [духовное] знание, должен суметь оценить преданного Кришны, иначе все его так называемые знания о Кришне будут выдумкой.

#00:03:15#

Кришна-джанмаштами во Вриндаване

Сегодня Кришна-джанмаштами. И я сегодня уже разговаривал на эту тему с Гопалом Прабху. Я рассказывал, что в жизни мне выпала удача, быть может, пару раз отмечать этот праздник Кришна-джанмаштами во Вриндаване. Гопалу также выпадала такая удача. И мы сравнивали свои впечатления, делились впечатлениями.

#00:03:58#

Пять тысяч храмов Вриндавана

Когда я присоединился к движению сознания Кришны, мне было девятнадцать лет, я пришел в Харе Кришна вскоре после своего девятнадцатого дня рождения. И я слышал от Шрилы Прабхупады, что во Вриндаване, на земле Кришны, пять тысяч храмов. Итак, я попал в движение в 1971 году, а в декабре 1973 года мне довелось побывать в Индии, во Вриндаване. В то время меня переполняли чувства. И, поскольку собственных храмов у нашего движения во Вриндаване еще не было, то единственное, чем нам оставалось заниматься, это посещать другие храмы.

#00:05:16#

И, разумеется, мы слышали к тому времени о том, что [есть такие понятия, как] самбандха, абхидхея, прайоджана. Самбандха-ачарья — Санатана Госвами, абхидхея-ачарья — Рупа Госвами и прайоджана-таттва-ачарья — Рагхунатх Дас Госвами. Поэтому прежде всего мы шли к божествам Мадана-Мохана ([божествам] самбандха[-таттвы]). Затем к божествам Рупы Госвами — Говиндаджи. Гиридхари, Гандхарвика-Гиридхари и Гопинатх. Мы знаем, что во Вриндаване множество храмов Кришны, столько разных имен Кришны [существует]: Радха-Шьямасундар и многие другие.

#00:06:13#

[Хлопает в ладоши в качестве реакции на какой-то поступок со стороны ребенка.]

Прабхупада всегда говорил: «Даже ребенок в состоянии оценить сознание Кришны».

#00:06:32#

И я помню, как отправился в храм Радха-Дамодара, храм Дживы Госвами, в котором он заботился о Шриле Рупе Госвами, о Санатане Госвами. Я слышал от Прабхупады, что во Вриндаване пять тысяч храмов, — значит, там пять тысяч храмов. Соответственно, я решил в один день, что, помимо посещения основных известных храмов, я обойду все закоулки, все переулки и найду все храмы Вриндавана.

#00:07:23#

Чего я не понимал при этом, что, заходя в эти храмы, я заходил также в частные дома людей. Индусы очень терпеливы. Внезапно, к их удивлению, они видели перед собой сахиба — белого человека, который вошел в их комнату, в их гостиную. Они были несколько удивлены, шокированы, что белый человек зашел к ним. И смотрели на меня: «Что вам?» А я говорил: «Кришна, Радха-Кришна». И тогда они говорили: «А, понятно», и отводили меня в особенную комнату. Я клянусь вам, в каждом жилище находилась такая особая комната, особое место. Они открывали его, и там были божества Радхи-Кришны. Я предлагал Им свои дандаваты. Тогда они доставали маленькую тарелочку прасада, давали мне прасад.

#00:09:02#

Я понял, что, помимо больших известных храмов, так называемых «больших брендов» — Мадана-Мохана, Радхи-Гопинатха и всех остальных известных храмов, есть множество других маленьких храмов. Тогда я понял, осознал: «Да, действительно, Прабхупада сказал полную правду: во Вриндаване действительно пять тысяч храмов».

#00:09:25#

«Сева — это моя дхарма»

Но я хотел посетить, обязательно посетить храм Радха-Дамодара, потому что он столь известен. Я пришел туда после обеда, в то время храм был закрыт. Я подумал, что хорошо, у меня с собой была джапа-мала, и я решил: «Хорошо, я буду сидеть и повторять Харе Кришна, ожидая, когда божества откроются». Я сел в месте, которое мне показалось улицей, но, как позже я понял, на самом деле это был двор, двор чьего-то частного дома. И [вдруг] краешком глаза я увидел, как маленькая ручонка тянется и подталкивает тарелку, тарелку со сладостями ко мне, а затем подталкивает стакан воды. Я был очень удивлен, оглянулся и увидел там маленького мальчика, быть может десяти лет. И он сказал: «Я бриджабаси, и сева — это моя дхарма». Он сказал на хинди, но я понял, что он говорил. От этих слов расплавилось мое сердце. Я подумал: «Он меня не знает. Если бы такое было в Америке, они бы уже вызвали полицию: „Какой-то незнакомый мужик у нас во дворе сидит“».

#00:11:44#

Но здесь они подумали иначе: «Кто-то, кто стремится стать преданным Кришны, Радхи-Кришны, пришел к нам. Мы должны постараться послужить ему». Мы все время слышим это слово — «служение», «служение в преданности», сева.

#00:12:05#

…севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣[2]

Именно сева дает нам хоть какое-то понимание сознания Кришны и делает то, чем мы занимаемся, чем-то осмысленным. Сарасвати Тхакур не набирал в свои ряды перебирателей четок, но его идея была в том, чтобы распространить севу другим. Гуру Махарадж так часто говорил нам, что духовный мир называется миром служения.

#00:12:59#

Храм в каждом сердце

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[3]

Один человек пришел к Сарасвати Тхакуру и, ссылаясь на слова Махапрабху о том, что Его имена, имена Кришны будут прославлять в каждом городе и деревне, спросил Сарасвати Тхакура: «Так что, ваш план — это открыть храм в каждом городе и деревне?» Сарасвати Тхакур отвечал: «Нет, моя цель не такова». Он сказал: «Моя идея в том, чтобы открыть храм в сердце каждого мужчины, женщины и ребенка в этой вселенной». Вот такова идея Сарасвати Тхакура — превратить [сердце] каждого в храм, чтобы каждый человек стал храмом Кришны.

#00:14:02#

твам̇ бхакти-йога-парибха̄вита-хр̣т-сароджа,
а̄ссе ш́рутекш̣ита[-патхо] нану на̄тха пум̇са̄м…[4]

Когда сердце преданного очищается и раскрывается подобно цветку лотоса, то Господь счастливо нисходит на этот прекрасный цветок.

#00:14:47#

Трон для поклонения Богу в сердце майи

Также мы слышали историю о Сарасвати Тхакуре — о том, что он сначала сидел в джунглях Маяпура и занимался духовной практикой, но к нему пришло вдохновение, вдохновение покинуть это святое место и отправиться в город, в Калькутту, для того, чтобы там основать, распространить движение сознания Кришны. И в то время его Гуру, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, сказал: «Нет, Прабху, не идите в Калькутту, не надо. Это сердце майи, это столица майи». Но Сарасвати Тхакур отвечал: «О Гурудев, вы не понимаете. Моя вера в очищающую силу пыли с ваших святых лотосоподобных стоп столь велика, что я могу взять лишь крупицу этой пыли и ею очистить тысячи калькутт. Поэтому если Калькутта — это, и правда, сердце майи, то именно там я хочу открыть храм, именно там я хочу установить трон для поклонения святым лотосоподобным стопам Шри Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундарджиу».

#00:16:40#

Дух служения и проповеди
Шрилы Авадхута Махараджа

Кто-то мог бы сказать Авадхуту Махараджу: «Не езжайте в Санкт-Петербург, оставайтесь в Нью-Йорке, ведь Санкт-Петербург — это место, откуда пошел коммунизм, откуда пошла эта революция». Как напоминание об этом они до сих пор оставили, до сих пор хранят тот самый корабль «Аврору». Но Авадхут Махарадж мог бы ответить таким людям: «Нет, нет, если именно с этого места началась революция, то именно в этом месте, с этого места должна начаться революция представления концепции Шри Чайтаньи Махапрабху».

#00:17:48#

И мы все восприемники милости, которая пришла благодаря этому [проповеднической деятельности Авадхута Махараджа]. Как сейчас здесь мы с вами сидим у лотосоподобных стоп Шри Шри Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы-Сундарджиу. Весь этот приезд сюда [вайшнавов с разных мест] — это часть Их [божеств] божественных игр. И мы храним традицию Шрилы Сарасвати Тхакура. Именно он ввел эту традицию, которой мы придерживаемся и поныне, — называть учеников: Прабху.

#00:18:34#

Гуру —
это слуга учеников

На самом деле в Индии изначально обращение «Прабху» использовалось только по отношению к Гуру. Только Гуру можно было называть Прабху. Иногда в Индии можно услышать разговоры: «А у вас есть Прабху?» — «Да, у меня есть Прабху». Они говорят о Гуру. Но Сарасвати Тхакур стал первым, кто стал обращаться к своим ученикам: «Прабху». Мы слышали, что преданный-махабхагавата не считает кого-либо своим учеником. Но он видит, что все, кто перед ним, — это проявления его Гуру. Мы слышали, что Сарасвати Тхакур однажды плакал, выражал свою грусть о том, что один ученик покинул этот мир преждевременно. И он выражал свою грусть: «О, это сам Бхактивинод Тхакур приходил ко мне, но я не сумел узнать его».

#00:20:12#

Итак, Сарасвати Тхакур обращался к своим ученикам: «Прабху», а когда ученики предлагали ему дандаваты, то Сарасвати Тхакур в ответ предлагал свои поклоны им со словами: «Дасо ’сми — я ваш слуга». Он показал нам, что Гуру — это не наслаждающийся, Гуру — это слуга учеников. Гуру можно сравнить с пуджари. Пуджари, чтобы сделать подношение божествам, берет фрукты, моет их, чистит, нарезает, готовит, чтобы сделать их пригодными для подношения божеству. Так же и Гуру «очищает» учеников, чтобы сделать их достойными, пригодными для предложения Богу.

#00:21:28#

Служение —
редкое явление

Я видел и слышал, как Шрила Гурудев, сидя на своей веранде, когда перед ним собралось множество, огромное множество его учеников, сказал им: «Вы все милость Шрилы Гуру Махараджа». И он сказал: «Везде и повсюду можно повторять Святое Имя, везде и повсюду можно совершать разные виды [духовной] практики. Но служение — это редкое явление. Возможность, шанс совершить служение выпадает не часто». Поэтому главный среди слуг — это тот, кто дает другим безграничные возможности служить.

#00:22:25#

Шрила Авадхут Махарадж
дает бесконечные возможности служить

И здесь мы понимаем, что такой личностью является Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. О нем можно много что сказать.

[Аплодисменты. Шрила Госвами Махарадж прославляет: «Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!»]

#00:22:51#

Шрила Гурудев сказал об Авадхуте Махарадже: «Если вы будете следовать Шриле Авадхуту Махараджу, то это будет преданность». Авадхут Махарадж смиренно говорит: «Да, люди много что могут говорить обо мне — и хорошего, и плохого». Но в чем все эти люди сходятся, чего никто не может отрицать, [это] что, соприкасаясь с Авадхутом Махараджем, любой получает бесконечные возможности служить. И это самая суть сознания Кришны. Мы стремимся служить. Мы хотим принять руководство того, кто будет давать нам новое и новое служение без конца. И при этом способен не обращать внимание на наши недостатки, на отсутствие нашей квалификации.

#00:24:13#

Шрила Авадхут Махарадж лучше, чем я, знает всех преданных, которые служили здесь, в особенности на протяжении последнего года. Разумеется, все служат так или иначе, но некоторые служат выдающимся образом.

#00:24:32#

Прославление преданных —
религия Шрилы Гурудева

Мы знаем, что Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, всегда относился ко всем с любовью, великодушием, щедростью в крайней степени. Однажды он прославлял меня, и я сказал: «Шрила Гурудев, мне кажется, это слишком много. Если бы вы могли немного „подкрутить ручку вниз“, чуть поменьше [прославления]». И он был обижен. Я видел, что мои слова задели, причинили боль его сердцу. Он сказал: «Я всего лишь следую моей религии. Моя религия в том, чтобы выражать почтение другим, в том, чтобы признавать их достоинства, в том, чтобы прославлять других». И это не пустая лесть, это не преувеличение, это не пустые слова. Тогда я понял, что да, я сам прекрасно знаю свои собственные недостатки, однако он видит во мне потенциал служения и прославляет этот потенциал.

#00:26:05#

Под руководством
Шрилы Авадхута Махараджа

В случае Шрилы Авадхута Махараджа мы можем сказать: главное, единственное, что его интересует, — это дать возможность другим служить. Одного вида радость — это что-то украсть, другого вида радость — это одарить кого-то.

#00:26:38#

Итак, Авадхут Махарадж, я знаю, что вы хотели выразить свою признательность всем преданным, которые помогали вам различными способами в вашей величественной кампании. И, как Авадхут Махарадж уже рассказал, с самого начала Шрила Гурудев сказал мне: «Перед вами Джаганнатх Валлабха Прабху (да, сейчас он известен как Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж), служите под его руководством, помогайте ему». И, как мы уже много раз наблюдали, много раз видели, когда мы отдаем себя выполнению наставлений Гурудева, тогда происходят чудеса, удивительные вещи.

#00:27:46#

Я также счастлив действовать под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Я счастлив, что благодаря его щедрости, благодаря его великодушию у меня есть возможность соприкоснуться со всеми вами. Я жду новых возможностей служить вместе со всеми вами в течение следующего года и вечно.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Кришна-джанмаштами маха-махотсава ки ки ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Госвами Махарадж: Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты».

Стих полностью: дхармах̣ проджжхита-каитаво ’тра парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇, ведйам̇ ва̄ставам атра васту ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам / ш́рӣмад-бха̄гавате маха̄-муни-кр̣те ким̇ ва̄ параир ӣш́варах̣, садйо хр̣дй аварудхйате ’тра кр̣тибхих̣ ш́уш́рӯш̣убхис тат-кш̣ан̣а̄т — «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной „Бхагавата-пураны“, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание „Бхагаватам“, это знание сразу же утверждает верховного Господа в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).

[2] [«…трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны] откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу».

Стих полностью: атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Материальными чувствами невозможно постичь Святое Имя Кришны, Его облик, качества и развлечения. Когда обусловленная душа пробуждает в себе сознание Кришны и посвящает себя служению Господу, повторяя языком Его Святое Имя и вкушая остатки Его трапезы, язык обусловленной души очищается, и ей со временем открывается истинное положение Кришны» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 17.136)).

[3] Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

[4] Твам̇ бхакти-йога-парибха̄вита-хр̣т-сароджа, а̄ссе ш́рутекш̣ита-патхо нану на̄тха пум̇са̄м / йад-йад-дхийа̄ та уруга̄йа вибха̄вайанти, тат-тад-вапух̣ пран̣айасе сад-ануграха̄йа — «О мой Господь, Твои преданные видят Тебя ушами, когда слушают рассказы о Тебе. В процессе слушания сердца таких преданных очищаются, и Ты воцаряешься в них. Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 3.9.11).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования