«Господь в сердце каждого». Садху Прия Прабху. 6 октября 2010 года. Украина




Краткое описание лекции:


Russian

Садху Прия Прабху

Господь в сердце каждого

(6 октября 2010 года. Украина)


Преданный: Вайшнавы говорят, что ключом к успеху является удовлетворение Гуру. Садху Прия Прабху провел много лет у стоп Гурудева. Что он может сказать [по поводу того], чего хотел Гурудев?

#00:01:38#

Садху Прия Прабху: Всегда есть какие-то общие желания, и есть частные, более конкретные. И для тех, кто находился в более сложной, опасной ситуации, он всегда давал конкретные указания. И порой мы даже были не способны исполнить эти его желания. Просто исполнить конкретное указание Гурудева — это не значит удовлетворить его желание [в определенный момент], потому что мы должны постоянно на протяжении всего времени стараться практиковать этот духовный путь и следовать ему как можно точнее и искреннее. Тогда мы в целом удовлетворим желание Гурудева.

#00:03:39#

Если мы в общем попытаемся выразить желание Гурудева, чего он хотел от нас, в общем мы можем сказать, что он хотел, чтобы мы продолжали воспевать Святое Имя с искренним сердцем и [продолжали] быть очень терпеливыми друг к другу и смиренными. Вот эти две основные вещи, которые Гурудев очень уважал и хотел, чтобы преданные делали, — регулярно воспевать святые имена и быть очень смиренными, терпеливыми и почтительными к преданным и в целом к окружающим.

#00:04:52#

Враджешвар Прабху: Тут еще можно сказать, что он не мог принять две вещи: если люди не повторяли Святое Имя и не вели себя соответствующим образом. Все он мог принять, а вот [эти] две вещи он не мог принять, выдержать: если люди не повторяют Святое Имя и нетерпеливы друг с другом, не сотрудничают друг с другом.

#00:05:41#

Садху Прия Прабху: Но также он говорил о важности совершения служения. И когда мы повторяем святые имена, у нас есть вдохновение совершать служение и общаться с преданными. Поэтому совершение служения тоже очень важно. Гурудев каждому преданному дает всего лишь одно наставление — повторять Святое Имя и избегать десяти оскорблений. И первое оскорбление Святого Имени — пренебрежительно относиться к преданным. Поэтому, если мы следуем этим вещам, то все остальное начнет налаживаться. Если мы будем следовать этому наставлению, то другие нежелательные вещи одна за другой уйдут. В принципе мы и не способны реально на что-то большее. Потому что у нас всегда происходит внутренняя борьба с нашим умом. Потому что ум постоянно провоцирует нас. Поэтому нам надо попытаться сконцентрироваться и направлять свою энергию хотя бы на эти немногие, но основные вещи, о которых просил нас наш Гурудев. «Живи просто, мысли возвышенно», как говорил Шрила Шридхар Махарадж.

#00:08:10#

Анукришна Диди: Не оставляет нас желание наслаждаться.

Садху Прия Прабху: Да, это так, но все равно Святое Имя постепенно очистит нас от этих вещей, [устранит] одну за другой. Если мы будем концентрировать нашу энергию на позитивных решениях, то нежелательное одно за другим уйдет. Проблема наших материалистичных желаний в том, что они заставляют нас совершать действия, которые неблагоприятны для нас. Поэтому Гурудев постоянно просил нас прощать оскорбительную природу, которая у нас есть. То есть: «Если я кого-то побеспокоил, то, пожалуйста, простите меня, потому что я до сих пор пребываю в невежестве, все эти дурные склонности есть во мне».

#00:10:40#

Это также описано в «Прапанна-дживанамрите», в девятой главе. В девятой главе очень много важных шлок. Сороковая, сорок пятая шлоки. Эта шлока есть у нас в песеннике. В ней говорится о преданном, который не в состоянии освободиться от материалистичных желаний. Даже если он понимает, что они препятствуют его духовной жизни, тем не менее он не в состоянии от этого освободиться. Но если у этого преданного есть искреннее желание избавиться от этого, очистить свое сердце, то Господь сам лично входит в его сердце, и сам лично убирает всю эту грязь из сердца. И Он остается пребывать в сердце такого преданного навечно. Опять-таки Гуру, как представитель Господа, тоже совершает все эти вещи.

#00:12:37#

Преданная: Было бы здорово научиться видеть в преданных проявление Гуру, это бы очень помогло.

Садху Прия Прабху: Да, конечно.

Преданный: Авадхут Махарадж рассказывал, как он однажды в связи с божеством Махапрабху спросил у Гурудева: «Где Нитьянанда?» Гурудев повернулся и сказал: «Вот преданные сидят — это Нитьянанда».

#00:14:19#

Садху Прия Прабху: Иногда Гурудев на какие-то вопросы дает такой ответ, что ты не можешь понять, что к чему. Однажды один преданный спросил у Гурудева: «Почему лучше брить головы в полнолуние?» Гурудев сказал: «Ну, луна — это шар, и мы бреемся наголо, как шарики». Поэтому никогда не поймешь, что к чему, почему и как.

#00:15:05#

Преданная: А возле Гурудева преданные конфликтуют между собой? Вот те преданные, которые находятся возле Гурудева, они позволяют себе такие вольности?

Садху Прия Прабху: Постоянно.

Преданная: Я просто думала, есть такое наставление: «Веди себя всегда так, как будто Гуру рядом сидит». И думаю: если бы он сидел [рядом], я бы никогда так не сделала. А поскольку его нет, я расслабилась.

#00:16:09#

Садху Прия Прабху: Там даже происходит так, что, когда Гурудев беседует с кем-то, они параллельно между собой спорят. Махапрабху сам в большей степени провоцировал такие споры между преданными. Потому что таким образом он давал им возможность выработать в себе смирение, быть более толерантными друг к другу. Иногда кто-то приходил к Махапрабху и говорил: «Слушай, там Твои преданные чуть ли не дерутся». Он говорил: «У Меня нет с этим проблем. Все нормально». Он говорил: «У них есть теперь все возможности, чтобы практиковать Мое учение».

#00:17:34#

Преданная: Вот сидит девочка Оксана. Она еще даже не получила инициацию, а уже дает мне такие крутые наставления. Она сказала, что если бы у преданных было все идеально, то мы бы не смогли прогрессировать, «обтесываться», а эти все конфликты между преданными помогают потом вырабатывать и [духовные] качества, и терпение, и все остальное.

Преданный: Можно быть терпеливым в уединении. Воспевать и быть терпеливым, но при этом не развиваться.

#00:19:08#

Садху Прия Прабху: Да, это так и есть. Мы не можем сами в одиночку забраться на гору без помощи, без поддержки.

Преданная: К нам недавно приезжал преданный с Донецкой области, Мукунда, он недавно получил инициацию. Он говорит: «У нас самая миролюбивая ятра, самая дружная, самая-самая. Секрет в том, что она состоит из одного человека — из меня». Он из Славянска.

#00:20:37#

Садху Прия Прабху: [Смеется.] Проблемы начнутся, когда он начнет проповедовать, и кто-нибудь присоединится. Тогда их станет двое. Мы должны понять, что конфликты между преданными — это своего рода внешние вещи.

#00:21:28#

Преданные подобны большой семье, все братья и сестры, постоянно происходят какие-то ссоры, споры. Но преданность и нежные отношения между преданными всегда находятся за этим. Это проходит красной линией через всю их жизнь. У нас у всех есть опыт отношений между преданными, которые в чем-то не согласны друг с другом, но если мы будем правильно относиться к этому, то со временем все разрешится. Потому что, как правило, какие-то разногласия происходят на ментальном уровне, а на более глубоком уровне души и сердца раскрываются подлинные отношения. Со временем в процессе духовной практики эти ментальные вещи отпадут, и тогда проявятся более глубокие духовные отношения, которые живут в сердце. Есть пословица на английском: «Вы можете выбирать себе друзей, но вы не можете выбрать себе родственников».

#00:24:02#

Так как у нас один учитель, преданные — наши братья и сестры в Боге, отношения наши с ними будут вечны. Я упомянул эту пословицу без всякого глубокого смысла, тем не менее, когда мы выбираем Гуру, мы выбираем и его окружение. Гурудев подобен алмазу, а его окружение, его последователи подобны граням этого алмаза. То есть, выбирая Гуру, мы выбираем также его окружение, его близких последователей. Поэтому с духовной точки зрения мы должны прийти к такому видению и принимать всех. Нам также надо стараться видеть этот алмаз с его разными гранями с правильной стороны.

#00:25:50#

Преданный: Когда татастха-джива выбирает материю, является ли это планом Кришны?

#00:26:10#

Садху Прия Прабху: Нет, это выбор и воля самой дживы. Бхактивинод Тхакур описал это в «Шикшаштакам» и в других произведениях. У нас есть этот незначительный, но все-таки выбор. И мы сами делаем в такой ситуации выбор.

#00:26:44#

Преданная: Его-то мы сами делаем, но задумка же у Кришны есть, что будет материя, и ее населят души. То есть вне Его же ничего не может быть, правильно?

#00:27:00#

Преданный: Гурудев говорит, что всегда один процент [душ], всегда [выбирают мир материи]. Но это наши ментальные спекуляции. Всегда выбирают, один процент, всегда есть один процент. Во что бы то ни было всегда есть один процент душ, которые выбирают материю.

#00:27:39#

Садху Прия Прабху: Мы можем говорить все что угодно, мы можем даже думать так, но это не поможет нам выбраться из материального мира. Такова мантра, которую все любят повторять в этом мире: «Мир — это чья-то ошибка, ошибка Господа. Куда я попал?» Так очень удобно и эгоистично думать. А также очень неблагоприятно для духовной жизни.

#00:28:48#

Потому что Он создал весь этот материальный мир без особого собственного желания, Он создал его только для тех душ, которые захотят наслаждаться, занимая положение Господа. Потому что Кришна, если мы как-то захотим Его описать, обладает безграничной природой, и Он исполнен духовных качеств. Душа одновременно отлична и неотлична от Кришны. Такова концепция Махапрабху. Поэтому можно сказать, что Кришна и душа в какой-то степени духовны одновременно. Но, с другой стороны, Кришна безгранично духовен, а душа очень ограничена и мала.

#00:31:01#

И так как у нас одинаковая духовная природа с Кришной, у нас есть те же желания, те же тенденции. Просто они [выражены у нас] в очень незначительной степени, потому что мы сами малы. Так как Кришна, будучи духовным началом, обладает желанием наслаждаться, душа так же, будучи духовной, хоть и ничтожно маленькой частицей, обладает желанием наслаждаться. И поэтому, когда джива выходит из татастха-шакти, она тоже ищет наслаждения в обоих случаях [и в духовном мире, и в материальном]. Поэтому ответственность все равно лежит именно на дживе, на душе. Это ее природа и тенденция к наслаждению. Она постоянно ищет шанс, чтобы насладиться, и использует свою энергию именно в этом направлении. Поэтому Господь без особого желания, но тем не менее создал этот мир для того, чтобы те души, которые хотят наслаждаться [тем, что ниже их — материей], могли реализовать свое желание.

#00:33:26#

И так как Он создал этот мир, Он также создал и некую систему, с помощью которой мы можем выбраться отсюда. Но так как это замкнутая бесконечная цепь, поэтому кто-то приходит сюда, кто-то уходит из этого мира, и так продолжается бесконечно.

#00:33:55#

Преданный: Душа сознает последствия своего выбора? Насколько глубоко душа может осознать последствия своего выбора в пользу материи? Возможно ли такое вообще?

#00:34:55#

Садху Прия Прабху: Скорее всего нет. Потому что, если бы она осознавала последствия такого выбора, она бы никогда не выбрала этот мир.

Преданный: А что тогда ею руководит?

#00:35:27#

Садху Прия Прабху: Такой еще момент есть. Когда джива вышла из татастха-шакти, у нее не было опыта пребывания ни в духовном мире, ни в материальном мире. Она просто вышла [из состояния равновесия]. Как чистый лист, как открытый глаз смотрит в ту сторону и в другую сторону, но опыта пребывания в этих мирах у нее нет.

#00:35:50#

Преданный: А те дживы, которые достигли Брахмана, они тоже находятся в этом состоянии без опыта?

#00:36:20#

Садху Прия Прабху: Когда они достигли Брахмана, они возвращаются туда, откуда появились, и их индивидуальность в Брахмане растворяется, сливается с Брахманом. Поэтому мы не можем сказать, что дживы могут оттуда выбраться, потому что их индивидуальность растворяется. Все эти темы непостижимы для нашего ума. Да, они очень интересны, но нам очень трудно их понять. Есть некоторые вещи, которые невозможно понять, и эта тема — одна из них.

#00:37:33#

Преданная: Чаще всего задают вопрос: «Как же вы сюда попали?» И любое учение люди рассматривают: «Объясните не только, как выйти [из бренного мира], но еще — как [мы] попали [в этот мир]. Если вы объясните, почему я, как душа, сделала этот выбор, тогда я привлекусь вашим учением». Такое часто бывает.

#00:37:57#

Преданный: Основной вопрос всегда задают: «Если вы говорите: [природа души —] сат-чит-ананда, вечность, знание и стремление к счастью, то почему, если я изначально была чиста, я сделала неправильный выбор?» Это основной вопрос.

Преданная: Это основной вопрос. И мы часто не знаем, что отвечать. Как нам отвечать на такие вопросы?

#00:39:00#

Садху Прия Прабху: Если вы увидите олицетворение Майи Деви [материальной иллюзии], тогда вы поймете почему. Потому что она очень привлекательна. Олицетворение духовной энергии, та духовная реальность очень привлекательна, соответственно, ее зеркальное отражение — материальная энергия, она тоже очень привлекательна. Снаружи, извне материальный мир не выглядит как царство тьмы, он таким кажется только изнутри. И для того, чтобы попасть внутрь этого материального мира, душе необходимо получить оболочки материальных грубых тел. Потому что только таким образом она может попасть внутрь материального мира. А если смотреть на материальный мир извне, то Майя Деви очень прекрасна. Сложно понять, что к чему. И поэтому души, которые попали сюда, выбирали тоже некую привлекательную сторону, потому что Майя Деви привлекательна.

#00:41:44#

Такой пример в книгах часто приводят. Допустим, один человек родился в подземелье, и всю жизнь прожил в подземелье. И тут кто-то приходит к нему и говорит: «Пойдем, посмотрим [на] солнце. Я покажу тебе солнце». И тот говорит: «Слушай, какое солнце! Ты не сможешь увидеть солнце без какого-либо источника света». Поэтому, если смотреть изнутри, этот мир кажется не столь привлекательным. Если смотреть снаружи, духовный мир обладает привлекательным сиянием, Майя Деви тоже привлекательно выглядит. И душа по своей природе привлекательна, сат-чит-ананда. Допустим, она выбирает этот мир Майи Деви, но, когда она попадает сюда, ее покрывают эти [тонкие и грубые оболочки материального] тела, она теряется и начинает уже здесь существовать и страдать. Поэтому очень важно слушать людей, которые говорят с некой духовной, возвышенной точки зрения, имея опыт. Иначе мы можем быть введены в заблуждение.

#00:43:36#

Преданная: Шрила Гурудев рекомендовал ли нам читать «Шримад-Бхагаватам»? Мы слышим в разных лекциях: нужно читать «Шримад-Бхагаватам», не нужно. Вообще какие книги нужно, а какие не нужно читать? Какие книги Гурудев для нас рекомендовал к прочтению как наиболее для нас полезные?

#00:44:25#

Садху Прия Прабху: Простой ответ — читать книги, которые изданы в нашей миссии. И даже среди всех книг нашей миссии есть книги, которые более ценны и полезны, а есть те, которые менее. Ответ на этот вопрос может разниться в зависимости от того, кого вы спросите. Поэтому я могу сказать только о тех книгах, которые действительно полезны, имеют ценность, о которых я слышал от Гурудева. Это Бхагавад-гита. Гурудев читал Бхагавад-гиту каждый день. Каждый день находил новые вещи внутри одной книги. Поэтому это одна из книг. А также «Прапанна-дживанамритам».

#00:46:10#

Это одна из тех книг, практически единственная, которую Шридхар Махарадж написал и составил сам. Также он очень хотел, чтобы она была издана до того, как он оставит этот мир. С самого начала основания миссии он сразу составил эту книгу как некое руководство для людей, практикующих духовную жизнь. Гурудев говорит: «В этой книге вы найдете все». Также все книги Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева тоже полезны, потому что они проливают новый свет на определенные моменты писаний. Также очень важна «Чайтанья-чаритамрита». Шрила Шридхар Махарадж говорил, что даже если во всем мире все писания исчезнут, но останется «Чайтанья-чаритамрита», этого будет достаточно. И сейчас мы в нашей миссии переводим именно «Чайтанью-чаритамриту». Может быть в следующем году мы издадим ее.

#00:48:33#

Также есть некие особые книги. Допустим, касательно тех вопросов, что такое душа, откуда она пришла, это описано в «Брахма-самхите». Также есть книга Бхактивинода Тхакура, где написано о жизни и учении Господа Чайтаньи, она переведена на русский. «Шримад-Бхагаватам» в нашей миссии не отдают большего предпочтения, чем «Чайтанья-чаритамрите». Но важно изучать все эти книги под руководством того, кто может правильно объяснить их. Опять-таки очень важно изучать книги, которые составлены на основе лекций Гурудева. Там он объясняет шлоки, священные писания более доступным образом. И опять-таки Гурудев говорит, что в наших песенниках есть все.

#00:50:46#

Все важные концептуальные вещи, которые изложены в писаниях, есть в песнях Бхактивинода Тхакура, Нароттама Даса Тхакура и так далее. Любимой книгой Шридхара Махараджа была «Золотой вулкан божественной любви». Когда Сиддханти Махарадж презентовал Гурудеву книгу «Религия сердца», то Гурудев был шокирован оттого, каким образом Сиддханти Махарадж скомпилировал, составил эту книгу.

#00:51:47#

Анукришна Диди: Обсуждалась такая тема, что такова природа материального мира, что здесь все делают других виноватыми. То есть мы никогда не виноваты, виноват кто-то другой, такая схема заложена. Может у вас есть живой пример из жизни, из практики, когда что-то происходило наоборот, и как это случалось?

#00:52:31#

Садху Прия Прабху: У меня нет желания говорить о том, как преданные совершали какие-то ошибки. Допустим, то, как люди обвиняли меня в том, чего я никогда не делал. Шрила Шридхар Махарадж говорил такую фразу: «Если мы всегда будем слышать и видеть, что другие совершают ошибки, то в конце концов мы сами начнем их совершать. Наш духовный прогресс остановится».

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Джаганнатха Пури. Чатак Парват». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 28 марта 2011 года. Индия ·• Архив новостей •· «Джаганнатха Пури. Храм Тота Гопинатха». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 28 марта 2011 года. Пури Дхама, Индия →



Краткое описание лекции:


Russian

Садху Прия Прабху

Господь в сердце каждого

(6 октября 2010 года. Украина)


Преданный: Вайшнавы говорят, что ключом к успеху является удовлетворение Гуру. Садху Прия Прабху провел много лет у стоп Гурудева. Что он может сказать [по поводу того], чего хотел Гурудев?

#00:01:38#

Садху Прия Прабху: Всегда есть какие-то общие желания, и есть частные, более конкретные. И для тех, кто находился в более сложной, опасной ситуации, он всегда давал конкретные указания. И порой мы даже были не способны исполнить эти его желания. Просто исполнить конкретное указание Гурудева — это не значит удовлетворить его желание [в определенный момент], потому что мы должны постоянно на протяжении всего времени стараться практиковать этот духовный путь и следовать ему как можно точнее и искреннее. Тогда мы в целом удовлетворим желание Гурудева.

#00:03:39#

Если мы в общем попытаемся выразить желание Гурудева, чего он хотел от нас, в общем мы можем сказать, что он хотел, чтобы мы продолжали воспевать Святое Имя с искренним сердцем и [продолжали] быть очень терпеливыми друг к другу и смиренными. Вот эти две основные вещи, которые Гурудев очень уважал и хотел, чтобы преданные делали, — регулярно воспевать святые имена и быть очень смиренными, терпеливыми и почтительными к преданным и в целом к окружающим.

#00:04:52#

Враджешвар Прабху: Тут еще можно сказать, что он не мог принять две вещи: если люди не повторяли Святое Имя и не вели себя соответствующим образом. Все он мог принять, а вот [эти] две вещи он не мог принять, выдержать: если люди не повторяют Святое Имя и нетерпеливы друг с другом, не сотрудничают друг с другом.

#00:05:41#

Садху Прия Прабху: Но также он говорил о важности совершения служения. И когда мы повторяем святые имена, у нас есть вдохновение совершать служение и общаться с преданными. Поэтому совершение служения тоже очень важно. Гурудев каждому преданному дает всего лишь одно наставление — повторять Святое Имя и избегать десяти оскорблений. И первое оскорбление Святого Имени — пренебрежительно относиться к преданным. Поэтому, если мы следуем этим вещам, то все остальное начнет налаживаться. Если мы будем следовать этому наставлению, то другие нежелательные вещи одна за другой уйдут. В принципе мы и не способны реально на что-то большее. Потому что у нас всегда происходит внутренняя борьба с нашим умом. Потому что ум постоянно провоцирует нас. Поэтому нам надо попытаться сконцентрироваться и направлять свою энергию хотя бы на эти немногие, но основные вещи, о которых просил нас наш Гурудев. «Живи просто, мысли возвышенно», как говорил Шрила Шридхар Махарадж.

#00:08:10#

Анукришна Диди: Не оставляет нас желание наслаждаться.

Садху Прия Прабху: Да, это так, но все равно Святое Имя постепенно очистит нас от этих вещей, [устранит] одну за другой. Если мы будем концентрировать нашу энергию на позитивных решениях, то нежелательное одно за другим уйдет. Проблема наших материалистичных желаний в том, что они заставляют нас совершать действия, которые неблагоприятны для нас. Поэтому Гурудев постоянно просил нас прощать оскорбительную природу, которая у нас есть. То есть: «Если я кого-то побеспокоил, то, пожалуйста, простите меня, потому что я до сих пор пребываю в невежестве, все эти дурные склонности есть во мне».

#00:10:40#

Это также описано в «Прапанна-дживанамрите», в девятой главе. В девятой главе очень много важных шлок. Сороковая, сорок пятая шлоки. Эта шлока есть у нас в песеннике. В ней говорится о преданном, который не в состоянии освободиться от материалистичных желаний. Даже если он понимает, что они препятствуют его духовной жизни, тем не менее он не в состоянии от этого освободиться. Но если у этого преданного есть искреннее желание избавиться от этого, очистить свое сердце, то Господь сам лично входит в его сердце, и сам лично убирает всю эту грязь из сердца. И Он остается пребывать в сердце такого преданного навечно. Опять-таки Гуру, как представитель Господа, тоже совершает все эти вещи.

#00:12:37#

Преданная: Было бы здорово научиться видеть в преданных проявление Гуру, это бы очень помогло.

Садху Прия Прабху: Да, конечно.

Преданный: Авадхут Махарадж рассказывал, как он однажды в связи с божеством Махапрабху спросил у Гурудева: «Где Нитьянанда?» Гурудев повернулся и сказал: «Вот преданные сидят — это Нитьянанда».

#00:14:19#

Садху Прия Прабху: Иногда Гурудев на какие-то вопросы дает такой ответ, что ты не можешь понять, что к чему. Однажды один преданный спросил у Гурудева: «Почему лучше брить головы в полнолуние?» Гурудев сказал: «Ну, луна — это шар, и мы бреемся наголо, как шарики». Поэтому никогда не поймешь, что к чему, почему и как.

#00:15:05#

Преданная: А возле Гурудева преданные конфликтуют между собой? Вот те преданные, которые находятся возле Гурудева, они позволяют себе такие вольности?

Садху Прия Прабху: Постоянно.

Преданная: Я просто думала, есть такое наставление: «Веди себя всегда так, как будто Гуру рядом сидит». И думаю: если бы он сидел [рядом], я бы никогда так не сделала. А поскольку его нет, я расслабилась.

#00:16:09#

Садху Прия Прабху: Там даже происходит так, что, когда Гурудев беседует с кем-то, они параллельно между собой спорят. Махапрабху сам в большей степени провоцировал такие споры между преданными. Потому что таким образом он давал им возможность выработать в себе смирение, быть более толерантными друг к другу. Иногда кто-то приходил к Махапрабху и говорил: «Слушай, там Твои преданные чуть ли не дерутся». Он говорил: «У Меня нет с этим проблем. Все нормально». Он говорил: «У них есть теперь все возможности, чтобы практиковать Мое учение».

#00:17:34#

Преданная: Вот сидит девочка Оксана. Она еще даже не получила инициацию, а уже дает мне такие крутые наставления. Она сказала, что если бы у преданных было все идеально, то мы бы не смогли прогрессировать, «обтесываться», а эти все конфликты между преданными помогают потом вырабатывать и [духовные] качества, и терпение, и все остальное.

Преданный: Можно быть терпеливым в уединении. Воспевать и быть терпеливым, но при этом не развиваться.

#00:19:08#

Садху Прия Прабху: Да, это так и есть. Мы не можем сами в одиночку забраться на гору без помощи, без поддержки.

Преданная: К нам недавно приезжал преданный с Донецкой области, Мукунда, он недавно получил инициацию. Он говорит: «У нас самая миролюбивая ятра, самая дружная, самая-самая. Секрет в том, что она состоит из одного человека — из меня». Он из Славянска.

#00:20:37#

Садху Прия Прабху: [Смеется.] Проблемы начнутся, когда он начнет проповедовать, и кто-нибудь присоединится. Тогда их станет двое. Мы должны понять, что конфликты между преданными — это своего рода внешние вещи.

#00:21:28#

Преданные подобны большой семье, все братья и сестры, постоянно происходят какие-то ссоры, споры. Но преданность и нежные отношения между преданными всегда находятся за этим. Это проходит красной линией через всю их жизнь. У нас у всех есть опыт отношений между преданными, которые в чем-то не согласны друг с другом, но если мы будем правильно относиться к этому, то со временем все разрешится. Потому что, как правило, какие-то разногласия происходят на ментальном уровне, а на более глубоком уровне души и сердца раскрываются подлинные отношения. Со временем в процессе духовной практики эти ментальные вещи отпадут, и тогда проявятся более глубокие духовные отношения, которые живут в сердце. Есть пословица на английском: «Вы можете выбирать себе друзей, но вы не можете выбрать себе родственников».

#00:24:02#

Так как у нас один учитель, преданные — наши братья и сестры в Боге, отношения наши с ними будут вечны. Я упомянул эту пословицу без всякого глубокого смысла, тем не менее, когда мы выбираем Гуру, мы выбираем и его окружение. Гурудев подобен алмазу, а его окружение, его последователи подобны граням этого алмаза. То есть, выбирая Гуру, мы выбираем также его окружение, его близких последователей. Поэтому с духовной точки зрения мы должны прийти к такому видению и принимать всех. Нам также надо стараться видеть этот алмаз с его разными гранями с правильной стороны.

#00:25:50#

Преданный: Когда татастха-джива выбирает материю, является ли это планом Кришны?

#00:26:10#

Садху Прия Прабху: Нет, это выбор и воля самой дживы. Бхактивинод Тхакур описал это в «Шикшаштакам» и в других произведениях. У нас есть этот незначительный, но все-таки выбор. И мы сами делаем в такой ситуации выбор.

#00:26:44#

Преданная: Его-то мы сами делаем, но задумка же у Кришны есть, что будет материя, и ее населят души. То есть вне Его же ничего не может быть, правильно?

#00:27:00#

Преданный: Гурудев говорит, что всегда один процент [душ], всегда [выбирают мир материи]. Но это наши ментальные спекуляции. Всегда выбирают, один процент, всегда есть один процент. Во что бы то ни было всегда есть один процент душ, которые выбирают материю.

#00:27:39#

Садху Прия Прабху: Мы можем говорить все что угодно, мы можем даже думать так, но это не поможет нам выбраться из материального мира. Такова мантра, которую все любят повторять в этом мире: «Мир — это чья-то ошибка, ошибка Господа. Куда я попал?» Так очень удобно и эгоистично думать. А также очень неблагоприятно для духовной жизни.

#00:28:48#

Потому что Он создал весь этот материальный мир без особого собственного желания, Он создал его только для тех душ, которые захотят наслаждаться, занимая положение Господа. Потому что Кришна, если мы как-то захотим Его описать, обладает безграничной природой, и Он исполнен духовных качеств. Душа одновременно отлична и неотлична от Кришны. Такова концепция Махапрабху. Поэтому можно сказать, что Кришна и душа в какой-то степени духовны одновременно. Но, с другой стороны, Кришна безгранично духовен, а душа очень ограничена и мала.

#00:31:01#

И так как у нас одинаковая духовная природа с Кришной, у нас есть те же желания, те же тенденции. Просто они [выражены у нас] в очень незначительной степени, потому что мы сами малы. Так как Кришна, будучи духовным началом, обладает желанием наслаждаться, душа так же, будучи духовной, хоть и ничтожно маленькой частицей, обладает желанием наслаждаться. И поэтому, когда джива выходит из татастха-шакти, она тоже ищет наслаждения в обоих случаях [и в духовном мире, и в материальном]. Поэтому ответственность все равно лежит именно на дживе, на душе. Это ее природа и тенденция к наслаждению. Она постоянно ищет шанс, чтобы насладиться, и использует свою энергию именно в этом направлении. Поэтому Господь без особого желания, но тем не менее создал этот мир для того, чтобы те души, которые хотят наслаждаться [тем, что ниже их — материей], могли реализовать свое желание.

#00:33:26#

И так как Он создал этот мир, Он также создал и некую систему, с помощью которой мы можем выбраться отсюда. Но так как это замкнутая бесконечная цепь, поэтому кто-то приходит сюда, кто-то уходит из этого мира, и так продолжается бесконечно.

#00:33:55#

Преданный: Душа сознает последствия своего выбора? Насколько глубоко душа может осознать последствия своего выбора в пользу материи? Возможно ли такое вообще?

#00:34:55#

Садху Прия Прабху: Скорее всего нет. Потому что, если бы она осознавала последствия такого выбора, она бы никогда не выбрала этот мир.

Преданный: А что тогда ею руководит?

#00:35:27#

Садху Прия Прабху: Такой еще момент есть. Когда джива вышла из татастха-шакти, у нее не было опыта пребывания ни в духовном мире, ни в материальном мире. Она просто вышла [из состояния равновесия]. Как чистый лист, как открытый глаз смотрит в ту сторону и в другую сторону, но опыта пребывания в этих мирах у нее нет.

#00:35:50#

Преданный: А те дживы, которые достигли Брахмана, они тоже находятся в этом состоянии без опыта?

#00:36:20#

Садху Прия Прабху: Когда они достигли Брахмана, они возвращаются туда, откуда появились, и их индивидуальность в Брахмане растворяется, сливается с Брахманом. Поэтому мы не можем сказать, что дживы могут оттуда выбраться, потому что их индивидуальность растворяется. Все эти темы непостижимы для нашего ума. Да, они очень интересны, но нам очень трудно их понять. Есть некоторые вещи, которые невозможно понять, и эта тема — одна из них.

#00:37:33#

Преданная: Чаще всего задают вопрос: «Как же вы сюда попали?» И любое учение люди рассматривают: «Объясните не только, как выйти [из бренного мира], но еще — как [мы] попали [в этот мир]. Если вы объясните, почему я, как душа, сделала этот выбор, тогда я привлекусь вашим учением». Такое часто бывает.

#00:37:57#

Преданный: Основной вопрос всегда задают: «Если вы говорите: [природа души —] сат-чит-ананда, вечность, знание и стремление к счастью, то почему, если я изначально была чиста, я сделала неправильный выбор?» Это основной вопрос.

Преданная: Это основной вопрос. И мы часто не знаем, что отвечать. Как нам отвечать на такие вопросы?

#00:39:00#

Садху Прия Прабху: Если вы увидите олицетворение Майи Деви [материальной иллюзии], тогда вы поймете почему. Потому что она очень привлекательна. Олицетворение духовной энергии, та духовная реальность очень привлекательна, соответственно, ее зеркальное отражение — материальная энергия, она тоже очень привлекательна. Снаружи, извне материальный мир не выглядит как царство тьмы, он таким кажется только изнутри. И для того, чтобы попасть внутрь этого материального мира, душе необходимо получить оболочки материальных грубых тел. Потому что только таким образом она может попасть внутрь материального мира. А если смотреть на материальный мир извне, то Майя Деви очень прекрасна. Сложно понять, что к чему. И поэтому души, которые попали сюда, выбирали тоже некую привлекательную сторону, потому что Майя Деви привлекательна.

#00:41:44#

Такой пример в книгах часто приводят. Допустим, один человек родился в подземелье, и всю жизнь прожил в подземелье. И тут кто-то приходит к нему и говорит: «Пойдем, посмотрим [на] солнце. Я покажу тебе солнце». И тот говорит: «Слушай, какое солнце! Ты не сможешь увидеть солнце без какого-либо источника света». Поэтому, если смотреть изнутри, этот мир кажется не столь привлекательным. Если смотреть снаружи, духовный мир обладает привлекательным сиянием, Майя Деви тоже привлекательно выглядит. И душа по своей природе привлекательна, сат-чит-ананда. Допустим, она выбирает этот мир Майи Деви, но, когда она попадает сюда, ее покрывают эти [тонкие и грубые оболочки материального] тела, она теряется и начинает уже здесь существовать и страдать. Поэтому очень важно слушать людей, которые говорят с некой духовной, возвышенной точки зрения, имея опыт. Иначе мы можем быть введены в заблуждение.

#00:43:36#

Преданная: Шрила Гурудев рекомендовал ли нам читать «Шримад-Бхагаватам»? Мы слышим в разных лекциях: нужно читать «Шримад-Бхагаватам», не нужно. Вообще какие книги нужно, а какие не нужно читать? Какие книги Гурудев для нас рекомендовал к прочтению как наиболее для нас полезные?

#00:44:25#

Садху Прия Прабху: Простой ответ — читать книги, которые изданы в нашей миссии. И даже среди всех книг нашей миссии есть книги, которые более ценны и полезны, а есть те, которые менее. Ответ на этот вопрос может разниться в зависимости от того, кого вы спросите. Поэтому я могу сказать только о тех книгах, которые действительно полезны, имеют ценность, о которых я слышал от Гурудева. Это Бхагавад-гита. Гурудев читал Бхагавад-гиту каждый день. Каждый день находил новые вещи внутри одной книги. Поэтому это одна из книг. А также «Прапанна-дживанамритам».

#00:46:10#

Это одна из тех книг, практически единственная, которую Шридхар Махарадж написал и составил сам. Также он очень хотел, чтобы она была издана до того, как он оставит этот мир. С самого начала основания миссии он сразу составил эту книгу как некое руководство для людей, практикующих духовную жизнь. Гурудев говорит: «В этой книге вы найдете все». Также все книги Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева тоже полезны, потому что они проливают новый свет на определенные моменты писаний. Также очень важна «Чайтанья-чаритамрита». Шрила Шридхар Махарадж говорил, что даже если во всем мире все писания исчезнут, но останется «Чайтанья-чаритамрита», этого будет достаточно. И сейчас мы в нашей миссии переводим именно «Чайтанью-чаритамриту». Может быть в следующем году мы издадим ее.

#00:48:33#

Также есть некие особые книги. Допустим, касательно тех вопросов, что такое душа, откуда она пришла, это описано в «Брахма-самхите». Также есть книга Бхактивинода Тхакура, где написано о жизни и учении Господа Чайтаньи, она переведена на русский. «Шримад-Бхагаватам» в нашей миссии не отдают большего предпочтения, чем «Чайтанья-чаритамрите». Но важно изучать все эти книги под руководством того, кто может правильно объяснить их. Опять-таки очень важно изучать книги, которые составлены на основе лекций Гурудева. Там он объясняет шлоки, священные писания более доступным образом. И опять-таки Гурудев говорит, что в наших песенниках есть все.

#00:50:46#

Все важные концептуальные вещи, которые изложены в писаниях, есть в песнях Бхактивинода Тхакура, Нароттама Даса Тхакура и так далее. Любимой книгой Шридхара Махараджа была «Золотой вулкан божественной любви». Когда Сиддханти Махарадж презентовал Гурудеву книгу «Религия сердца», то Гурудев был шокирован оттого, каким образом Сиддханти Махарадж скомпилировал, составил эту книгу.

#00:51:47#

Анукришна Диди: Обсуждалась такая тема, что такова природа материального мира, что здесь все делают других виноватыми. То есть мы никогда не виноваты, виноват кто-то другой, такая схема заложена. Может у вас есть живой пример из жизни, из практики, когда что-то происходило наоборот, и как это случалось?

#00:52:31#

Садху Прия Прабху: У меня нет желания говорить о том, как преданные совершали какие-то ошибки. Допустим, то, как люди обвиняли меня в том, чего я никогда не делал. Шрила Шридхар Махарадж говорил такую фразу: «Если мы всегда будем слышать и видеть, что другие совершают ошибки, то в конце концов мы сами начнем их совершать. Наш духовный прогресс остановится».

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования