«Воспоминания о Шрипаде Бхакти Премике Сиддханти Махарадже». Шрила Б. С. Госвами Махарадж, Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 10 февраля 2010 года. Кисельный, Москва


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 132.2 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

                              Image-255
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Воспоминания
о Шрипаде Бхакти Премике Сиддханти Махарадже

(10 февраля 2010 года, Кисельный, Москва)

 

#00:00:26#

Шрила Госвами Махарадж: Мы хотели сказать несколько слов прославления нашего дорогого старшего духовного брата и возлюбленного друга Шрипада Бхакти Премика Сиддханти Махараджа. Шрипад Сиддханти Махарадж всегда относился ко всем в этой Миссии с отеческой любовью, будто бы он был отцом или дядей всех преданных, заботящийся с любовью о своих племянниках и племянницах. Он обладал тем качеством, которое Гурудев любил формулировать таким образом: «простосердечный преданный». Шрила Рупа Госвами пишет, что это одно из качеств чистого преданного, которое в оригинале называется шарала — «чистосердечный».

#00:02:07#

«Простосердечный» означает, что он обрел связь со Шри Гуру-Гаурангой, Радхой-Говиндой, со служением Им, и убежден, обладает твердой верой, что просто через служение Им он обретет все.

#00:02:23#

‘ш́раддха̄’-ш́абде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа[1]

#00:02:40#

Именно этими словами Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами дает определение термину «вера»: убежденность в том, что если я направлю все свои силы, сосредоточенность на одно место, будет достигнуто все. Хотя его имя — Сиддханти Махарадж, с определенной точки зрения можно сказать, что он не был «волшебником онтологии», то есть сиддханты. Но почему он был Сиддханти Махараджем? Потому что сама сиддханта, то есть высшие, совершенные заключения духовных идей, жила в его сердце, он отчетливо понимал ее.

#00:04:23#

Однажды в Бангкоке я был свидетелем, как к Шриле Говинде Махараджу пришло письмо от Шрипада Сиддханти Махараджа. Шрила Гурудев тогда сказал: «Непостижимо, какой преданностью мне обладает Шрипад Сиддханти Махарадж».

#00:05:07#

«Шримад-Бхагаватам» и произведения гаудия-вайшнавов подчеркивают важность общения с преданным и напоминают нам, сколь редка такая возможность.

#00:05:21#

…су-дурлабха̄ бха̄гавата̄ хи локе[2]

#00:05:35#

Встретить в этом мире бхагавату, настоящего преданного Кришны — крайне редкая удача.

#00:05:44#

…сам̇са̄ре ’смин кш̣ан̣а̄рдхо ’пи
сат-сан̇гах̣ севадхир нр̣н̣а̄м
[3]

#00:06:08#

Это настолько большая редкость, что в другом месте сказано: можно провести многие жизни в этом мире в поисках, но самое ценное, что можно найти, — хотя бы одно мгновение общения с преданным. В этом стихе слово «севадхир» означает «сокровище». В казино на автоматах иногда выпадают три одинаковых цифры. Если выпадает, допустим, три семерки, то это — джек-пот, ты выигрываешь все.

#00:07:21#

Подобно этому Шрипад Сиддханти Махарадж выиграл духовный джек-пот. Он обрел твердую связь и служение со Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем и со Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем. У него была тесная связь и значительное служение со всеми тремя вайшнавами — в этом был его духовный джек-пот.

#00:08:19#

Я присоединился в мае 1971 года, и уже тогда, проведя всего лишь несколько дней в храме в Сан-Франциско, я услышал об этой личности. Тогда его звали Чидананда Прабху Брахмачари. Уже тогда качества его преданности были легендарны и широко известны. Например, он был шофером Шрилы Прабхупады. В первые годы проповеди на Западе, когда у Шрилы Прабхупады с материальной точки зрения не было почти ничего, Сиддханти Махарадж (тогда Чидананда Прабху) возил его на машине по Сан-Франциско для севы.

#00:09:44#

В те времена (речь идет о второй половине шестидесятых годов, начало движения «Харе Кришна» на Западе) было очень популярно и мощно движение хиппи. Первый храм в Сан-Франциско находился именно в том районе, который считался центром движения хиппи. Шрипад Сиддханти Махарадж был президентом этого храма.

#00:10:26#

Многие из тех, кто позже стали лидерами движения сознания Кришны и поныне ими остаются, тогда стали жить в храме, которым руководил именно Шрипад Сиддханти Махарадж. Именно он проповедовал им, заботился о них, он обратил их.

#00:10:57#

Как я уже говорил, он обладал качеством простоты сердца, поэтому был убежден, что если предоставить возможность любому человеку соприкоснуться с идеями сознания Кришны, он естественно оценит их и начнет двигаться в эту сторону. Поэтому он старался дать возможность каждому соприкоснуться с этим.

#00:11:24#

Мы также знаем, что одним из любимейших мест для проповеди у Шрипада Сиддханти Махараджа была Россия. Он всегда был первым, кто шел на нагар-санкиртану, воспевание харинамы в городе, и последним из возвращавшихся.

#00:12:37#

Множество картинок всплывает у меня в памяти. Шрипад Сиддханти Махарадж был очень высоким человеком. Он возвышается в группе преданных, которые были гораздо моложе его, он был в два-три раза старше любого из них. Несмотря на это, будучи, казалось бы, стариком, он подпрыгивал выше всех и колотил в караталы до такой степени, что едва ли не ломал их.

#00:13:26#

Мы с Авадхутом Махараджем очень счастливы, что смогли посетить Шрипада Сиддханти Махараджа во время недавней поездки в Америку. На самом деле это была одна из причин, по которой мы отправились туда. Встреча с ним очень вдохновила, поскольку даже ухудшающееся состояние его здоровья нисколько не препятствовало его участию в программе сознания Кришны. Его состояние было очень тяжелым, но он, скорее, даже больше участвовал в киртанах, храмовых программах.

#00:14:49#

Люди со всего мира часто звонили в наш храм, чтобы узнать, как дела у Шрипада Сиддханти Махараджа, выражали свою заботу о нем. Он проповедовал практически день и ночь: то на телефоне, то в скайпе. Он общался с людьми все время.

#00:15:06#

Преданный: Джай Шрила Авадхут Махарадж ки джай!

#00:15:23#

Шрила Госвами Махарадж: Даже в столь тяжелых с точки зрения здоровья обстоятельствах, в которых он находился, он сохранял свое чувство юмора. Для любого, кто соприкасался с ним, дороги назад уже не было. Если вы начинали с ним общаться, он обязательно обращал вас, не было иного выбора. Когда человек в очень тяжелом состоянии здоровья, медсестры приходят на дом, чтобы позаботиться о нем. Сестра, приходя к нему, видела, что он постоянно общается с людьми и проповедует им по телефону, интернету, он занимается редактированием книги «Религия сердца». Видя, какими качествами он обладает, ее сердце растаяло, она очаровалась им.

#00:17:19#

Она спрашивала его, например: «А что же происходит после смерти? Что в мире ином?» Он объяснял ей, что в том мире ты обретаешь новый облик (сварупу), пригодный для служения Радхе и Кришне.

#00:17:51#

За день до ухода из этого мира сестра сказала ему: «Я хотела бы увидеть ваш новый облик, новое тело». Шрипад Сиддханти Махарадж отвечал: «Приходи завтра вечером».

#00:18:14#

Он сохранял свое чувство юмора, даже зная, что оставит этот мир в ближайшие сутки.

#00:18:43#

Когда Шрипад Авадхут Махарадж и я покидали его, эмоции переполняли нас, поскольку мы думали, что это, возможно, последняя наша встреча со Шрипадом Сиддханти Махараджем (так и случилось). Эмоции переполняли меня, и тогда Сиддханти Махарадж, хотя он находился в положении умирающего, прикованного к постели, утешал меня. Он попросил меня передать определенные слова Шриле Гурудеву от его имени. Он выражал свое желание, стремление продолжать свое служение Гурудеву жизнь за жизнью.

#00:20:00#

Расскажу одну из историй, показывающих, какой преданностью Гурудеву (гуру-бхакти) обладал Шрипад Сиддханти Махарадж. Эта история произошла на Говардхане. Летом там невероятная, невыносимая жара. Там настолько сильная жара с ветрами, что даже живущие там постоянно люди вынуждены закрывать свое лицо одеждой или тряпками, в противном случае человек может погибнуть в таких условиях. Люди знают: в самое жаркое время дня следует проявлять особую осторожность.

#00:21:14#

Однажды Шрила Гурудев находился на Говардхане именно в это, самое жаркое время года. Дома в Индии, как правило, сделаны из камня: пол из камня, потолок из камня, стены из камня. В жару такое помещение превращается в духовку. Крыша, на которую светит солнце, становится невероятно горячей.

#00:22:44#

В самое жаркое время дня, когда Гурудев принял прасад и отдыхал, Шрипад Сиддханти Махарадж выбрался на крышу дома, где жил Гурудев, и стал поливать ее холодной водой из колодца, чтобы хоть немного охладить это здание, чтобы Гурудев испытывал хоть какой-то комфорт в этой жаре. Фактически Сиддханти Махарадж подвергал свою жизнь опасности, находясь в самое жаркое время на крыше под солнцем. Но он готов был делать это: он выливал одно ведро, вода испарялась, он лил еще и еще, чтобы Гурудеву было лучше.

#00:23:44#

Шрила Гурудев однажды дал Шрипаду Сиддханти Махараджу высочайший из возможных комплиментов: «Если мои ученики примут пыль с лотосоподобных стоп Сиддханти Махараджа себе на голову, тогда они смогут понять, что такое преданность Гуру».

#00:24:03#

Джай Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж ки джай! Джай!

Джай Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай!

Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:24:12#

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж ки джай! Джай!

#00:24:24#

Мы привыкли, что встречаемся с преданными, проводим какие-то события, праздники, потом разъезжаемся по домам. Раз в год едем вместе в Индию, потом большую часть года живем этими воспоминаниями. Приезжаем на лекции Гурудева, проповедников, встречаем друг друга, но мысль о том, что мы встретимся с некими преданными и больше никогда их в этой жизни не увидим, — это, пожалуй, одна из самых тяжелых мыслей, потому что для нас немыслимо подумать о том, что мы когда-либо разлучимся с собственным эго.

#00:25:10#

Хотя, как говорил в лекции Шрипад Госвами Махарадж, мы гораздо в меньшей степени ценим трансцендентные вещи, больше всего мы ценим личные отношения. Мы очень удачливы, что можем выстраивать личные отношения с преданными, и в нас рождаются определенные симпатии, которые могут быть в большей степени построены на восприятии человека как личности, и уже, может быть, во вторую очередь того духовного наследия, которое он несет.

#00:25:50#

Так можно сказать о Шрипаде Сиддханти Махарадже, потому что никто никогда не пытался рассматривать Сиддханти Махараджа как теолога или богослова, но, как говорит Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите»: «Нет пределов высоты [полета] птиц, также нет пределов высоты качеств преданного». Один преданный известен в «Чайтанья-чаритамрите» как танцор, другой преданный известен в «Чайтанья-чаритамрите» как повар, как мыслитель, кто-то знает сиддханту, и это никаким образом, по сути дела, не ослабляет любовь к нему или отношение к нему.

#00:26:36#

Мы говорим о нашей миссии, где каждый преданный в близкой семье Гурудева занимает какое-то положение — так же, как вокруг Чайтаньи Махапрабху, Который танцевал, было несколько кругов. В первом был Махапрабху, Его самые близкие спутники, Сварупа Дамодар, следующий круг — это уже слуги их слуг, который могут занимать Махарадж Пратапарудра и другие великие преданные. Тем не менее эти преданные всегда занимали возвышенное положение, потому что они могли найти кого-то, кто выше, чем они сами.

#00:27:19#

Когда мы говорим о нашей миссии, о нашей семье, мы знаем, что центр — это Шрила Гурудев, потому что он реальная трансцендентная личность. Конечно, без его присутствия наши храмы и центры продолжают функционировать, но те, кто имел общение с ним, прекрасно понимают, что, когда Гурудев сидел в этом кресле, его присутствие здесь было нечто иное. До какой-то степени мы резонируем, и чем ближе некие преданные в нашей семье Гурудева [к Гурудеву], тем в большей степени они проявляют определенные его качества, подобно неким отражениям. Сказано, что Кришна — источник всех качеств, а преданный — проявление этих качеств.

#00:28:04#

Когда мы говорим о Сиддханти Махарадже, для Шрипада Госвами Махараджа и других более старших преданных очевидно, что Сиддханти Махарадж занимал особое место в сердце Гурудева. Госвами Махарадж сказал о том, что Сиддханти Махарадж мог совершать самое незначительное, порой даже (для кого-то) самое (джай Шрила Гурудев!) нелепое служение, но очевидно одно: его чистота сердца была настолько великолепна, настолько прекрасна! Мы не имеем духовного опыта, но с материальной точки зрения мы часто соотносим каких-то личностей с героями драматических произведений или фильмов. Когда я думаю о Сиддханти Махарадже, я всегда вспоминаю Форреста Гампа. Это совершенно искренний человек, который всегда пребывает в поиске в своей непосредственности. Он именно такая непосредственная личность, и его чистота — это его самое большое украшение, то, что он был очень чистым человеком.

#00:29:32#

Когда мы с ним встретились в Калифорнии, он мне сказал: «Махарадж, я совершил в жизни столько много ошибок, столько много грехов». Это была исповедь Форреста Гампа, человека, который безгрешен по своей природе. Один преданный задал вопрос Джагаю и Мадхаю. Джагай и Мадхай пили, гуляли, но мы из общества Джагаев и Мадхаев… [неразборчиво].

#00:30:08#

В одном из фильмов, «Доберман», показано, что ребенок рождается с пистолетом. Хороший ирландский пацан вместо соски, вместо молока матери должен пить пиво «Гиннесс». Какой русский парень без водки может быть мужчиной?!

#00:30:27#

Мы живем в социуме, в котором совершенно утрачены представления о ведической цивилизации. Мы говорим об обществе, в котором корова почитается священным животным, но мы живем в обществе, где на вопрос: «Говядину или свинину?», — мы, даже не задумываясь, говорим: то или другое. В этом мире, который действительно очень сильно подвержен деградации, кто такой современный святой человек? Человек, который никогда в жизни не ел мяса? Наверное, таких нет. Может быть, человек, который никогда не курил? Наверное, таких нет. В этом мире святой человек — это тот, для кого идеалы святы. Может быть, он сам в какой-то степени был вовлечен в некую материальную деятельность, но мы определяем человека по идеалам, насколько для него эти идеалы святы.

#00:31:31#

Мы знаем, что есть такое понятие, как энтузиазм [новеньких] преданных первые пять лет, десять лет. Это называется утсаха-майя. Вначале человек приходит… Вы все помните, сюда приходили многие люди, которые говорили: «Сейчас я буду мыть каждый день храм, каждый день ходить на программу!», — две недели [проходит], смотришь, а его уже нет. Поэтому те, кто понял, что такое энтузиазм преданного служения, те, кто немножко глубоко погрузился в этот процесс, они понимают, что в сознании Кришны не стоит задачи стать очень продвинутой личностью, в сознании Кришны реальная задача — это «выжить» в обществе преданных.

#00:32:15#

Понятно, что преданные есть разного уровня, но если мы рассмотрим таких личностей, как Гурудев, мы увидим, что «выжить» в обществе Гурудева крайне трудно. Для нас огромная удача, что мы очень далеко от Гурудева. Когда мы читаем книжки Шридхара Махараджа, мы не можем себе представить, что, например, Шридхар Махарадж иногда хотел бить Говинду Махараджа. Мы думаем: «Вот если мне там скажут [неприятное], на меня там плохо посмотрят, никогда не приду в Харе Кришна больше!» Но они не представляют, что подлинный Гуру мог надавать подзатыльников своему ученику. Это допустимо в фильмах про боевые искусства — да, Гуру не всегда делает реверанс, но чтобы в Харе Кришна мне сделали какое-то замечание, — тогда Гуру не нужен.

#00:33:12#

Мы говорим о Сиддханти Махарадже, о его близости к Гурудеву. Он не просто служил Гурудеву, он мог исполнить его глубокие сокровенные желания и получить лично в обществе Гурудева определенную оценку. Это было наблюдением Гурудева, Гурудев наблюдал Шрипада Сиддханти Махараджа из года в год. Шрипад Сиддханти Махарадж своим поведением, когда его звали Чидананда Прабху Брахмачари, никогда не претендовал ни на какое положение. Он чистил туалеты, кормил собак Гурудева. У него не было идеи, что он займет положение в религиозно-социальной иерархии и будет давать людям наставления.

#00:34:12#

Был момент, когда обсуждали то, кто может проповедовать в России, и личность Шрипада Сиддханти Махараджа всплыла, потому что он однозначно был принят всеми преданными. К тому же он в 1967 или 1965 году встретил Прабхупаду, был его личным секретарем. С таким опытом, как у Шрипада Сиддханти Махараджа, ветеранов ИСККОН почти никого не осталось. Говорили о том, что это не Гуру третьего или четвертого поколения, а человек, который один из первых встретил Прабхупаду в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, поехал с ним в Индию, стал его секретарем, позже присоединился к миссии Шрилы Шридхара Махараджа, а затем понял, что до конца будет служить Шриле Гурудеву, увидев в Гурудеве олицетворение потока сознания Кришны.

#00:35:10#

Некоторые оценивают личность вайшнава по внешним вещам, но на самом деле оценить личность вайшнава — это особое благословение самого вайшнава и Господа.

#00:35:21#

Была одна потрясающая история. В один год санньясу получили Сиддханти Махарадж, Бхарати Махарадж и я. Гурудев призвал меня и Сиддханти Махараджа и сказал, что теперь время ехать на проповедь в Россию. Он сказал: «Ты не отправляйся один, а вместе с Сиддханти Махараджем». И мы с Сиддханти Махараджем объехали всю Россию, всю Украину. И вот, мы приехали в Петрозаводск, было минус тридцать шесть, возвращаться некуда. Я говорю:

— Мы едем дальше на север, в Мурманск.

У нас там не было где остановиться, некуда ехать, но я почему-то всегда верил, что Господь обязательно укажет нам [место]. А Сиддханти Махарадж отвечает:

— Я не могу. Там минус пятьдесят. Я возвращаюсь в питерский храм.

Я говорю:

— Хорошо, Махарадж, возвращайся, я не против. Проведешь там программы, а я еду на север.

Через полчаса Махарадж пришел и сказал:

— Нет, я еду с тобой, купите билет.

Купили билет. Через полчаса Махарадж заявил:

— Нет, я все-таки еду обратно в Питер.

Мы сдали билет. Купили-сдали, купили-сдали — так продолжалось два дня. В конечном итоге я сказал:

— Махарадж, давай разделимся: ты едешь туда, я — сюда.

#00:36:49#

Представьте, стоят два поезда на станции: поезд на Петербург и поезд на Мурманск. Я залезаю в поезд на Мурманск со своим рюкзаком, в оранжевой одежде, в пальто, с дандой. Плацкарт, там запах носков. Я думаю: «Слава Богу, Сиддханти Махарадж уехал в питерский храм. Ладно, поеду один, нормально. Служил в армии в Мурманске, — если что приду в родную часть». И вдруг крики: «Па-да-жди-те!», — это Сиддханти Махарадж вбежал в поезд в огромных белых кроссовках, в розовых рейтузах под дхоти, на нем какое-то женское пальто. Он метался по поезду, ходил и искал меня. В итоге, когда мы с ним нашли друг друга, мы чуть не заплакали, обнялись. Так мы с ним ехали в Мурманск, с нами ехал еще Бимал, совершенно сумасшедший, и одна бабушка, потрясающая преданная.

#00:38:00#

Мы ехали в никуда, у нас была мриданга. Мы приехали в Мурманск и устроили с Сиддханти Махараджем санкиртану прямо на улицах Мурманска, это было в Новый год. А потом мы у гостиницы «Арктика» с Сиддханти Махараджем купили шапки дедов морозов, взяли данды, сели на северных оленей, сфотографировались. У Гурудева эта фотография была, не знаю, сохранилась ли она в архиве. Два таких чувака, мы были похожи на клоунов, исполнителей спектакля. Вдвоем проводили киртан, танцевали. Причем он совершенно вписывался в подобное.

#00:39:09#

Шрила Госвами Махарадж: Насчет той фотографии, которая у Гурудева есть. Однажды к Гурудеву пришел один бенгальский гость. Когда ему показали, что наши санньяси на оленях, тот отвечал:

— Ну, оленей-то я видел.

— А санньяси на оленях когда-нибудь видели?

Тот, потупив взгляд, отвечал:

— Нет.

#00:39:36#

Шрила Авадхут Махарадж: Сиддханти Махарадж ежедневно что-то транскрибировал, слушал Гурудева, транскрибировал его лекции. Он плохо запоминал шлоки, он плохо знал санскрит, он часто спрашивал Госвами Махараджа: вот эта шлока, другая шлока. Ему очень тяжело давалось транскрибирование, у него был очень старый компьютер, ему нужно было часто справляться, о чем говорит Гурудев, он часто спрашивал кого-то из преданных об этом. Поскольку Сиддханти Махарадж часто неправильно произносил шлоки, то в самые ответственные моменты ему не всегда доверяли презентационные речи. Как правило, это делали Шрипад Госвами Махарадж, Шрипад Джанардан Махарадж. Но однажды, когда мы с ним попали на Украину, в Запорожье, там была большая программа, на которую пришло триста пятьдесят человек и много журналистов.

#00:40:35#

Я знал, что Сиддханти Махарадж иногда теряется: чужой язык, непонятная культура. Журналистов же в большей степени, поскольку он был иностранцем, заинтересовал он. Ему нужно было сделать публичное заявление, и я думал, что же он скажет. Думал, если что-то, подыграть ему, мало ли, а то он застесняется немного. Но в какой-то момент я понял, что через него проходит поток. Буквально перед этим он был отчасти трансцендентным паникером, отменял решения по многу раз: то едем, то не едем. И он мне говорил:

— Махарадж, может ты будешь говорить?

Потом:

— Нет, я скажу.

Я говорю:

— Махарадж, я тебя представлю, а ты должен будешь что-то сказать.

Он говорит:

— А может быть, я тебя представлю? Я знаю русский язык.

Я говорю:

— Тебе не надо много говорить. Скажи два слова «ай» и «ом», и все будет нормально.

#00:41:51#

Но когда он начал говорить, я был в шоке: я не переводил еще более красивых вещей, которые услышал от него. Когда его спросили: «Мы хотели узнать, о чем ваша лекция?», Шрипад Сиддханти Махарадж сказал: представьте себе безграничный прекрасный океан, на его берегу живут множество людей, которые ежедневно пользуются богатствами этого океана. Также есть туристы, которые приезжают к океану посмотреть на закат. Есть люди, которые ходят в океан ловить рыбу, океан кормит их. Но есть еще одна категория людей: это ученые, которые изучают океан, проникают в глубину океана, берут пробы воды, исследуют, они знают об океане почти все, могут рассказать о нем.

#00:43:01#

Шрипад Сиддханти Махарадж сказал: «Еще есть художники и поэты, которые рисуют картины с океана и пишут прекрасную поэзию об океане. Мы говорим о Боге. Мы вайшнавы. Наша традиция, то, что мы ценим, — это эстетические, поэтические описания океана трансцендентных качеств Господа Кришны».

#00:43:32#

Когда он стал говорить таким образом, я понял, что это настолько поэтично и красиво, что в этот момент Божественное использует его как некий проводник, медиум. И то, что я слышу сейчас, удовлетворяет мое сердце; когда мы соприкасаемся с этим потоком, это приносит нам подлинное внутреннее удовлетворение. Все люди, которые слушали его, — человека высокого роста, с сорок восьмым размером обуви, с не совсем поставленной речью, — настолько были очарованы им, что в конечном итоге, когда он запел Харе Кришна маха-мантру, люди подхватили и запели вместе с ним.

#00:44:25#

Те, кто помнит Шрипада Сиддханти Махараджа, наверняка помнят его в большей степени по его киртану. Это был киртан, который был пропитан преданностью. Шрила Шридхар Махарадж сказал, что человек обретает благо от поклонения Божествам в соответствии со своим уровнем. Человек обретает благо от приема прасада настолько, насколько осознает, что это прасад. Животное съест — это одно сукрити, преданный примет прасад — это совершенно другое сукрити.

#00:45:03#

Для Шрипада Сиддханти Махараджа в процессе его жизни, в особенности в конце его жизни, сознание Кришны стало чем-то иным, чем для нас. Шрипад Сиддханти Махарадж был признан преданными при жизни. Он не знал санскрита, но для каждого, кто знал Сиддханти Махараджа, было очевидно: «Он настоящий вайшнав». И вот, если бы мы могли своей жизнью…

#00:45:53#

Шрила Госвами Махарадж: Гурудев был поражен, что именно Шрипад Сиддханти Махарадж сумел извлечь из лекций Шрилы Гурудева самые важные шлоки, самые важные места его выступлений и составить из них прекрасную книгу, которая известна под названием «Религия сердца».

#00:46:10#

Шрила Авадхут Махарадж: Это факт. Из всех продвинутых учеников, которые знают английский, могут транскрибировать, никто не смог даже близко подойти к такому пониманию учения Гурудева. А это значит, что сознание Кришны не интеллектуальный процесс, это процесс, который связан с сердцем, поэтому и книга называлась «Религия сердца». Это постигается только через сердце, не через какие-то иные методы эмпирического или интеллектуального познания.

#00:46:47#

Это большая надежда для нас, потому что в противном случае Харе Кришна должны достичь только те, кто прошел бхакта-программ, или те, кто регулярно изучает [духовное наследие], или те, кто регулярно совершает религиозные обряды, но это не так. Шрипад Сиддханти Махарадж жил с вайшнавами, ухаживал за собаками Гурудева, поливал его крышу водой. И сам Гурудев говорит о половине того знания, которое он часто озвучивает: «Я не читал этого, я услышал это от Гуру Махараджа и от других преданных».

#00:47:31#

Для нас это очень важный момент. Если мы сможем общаться с подлинными вайшнавами, обрести их милость, жить вместе с ними, то это великая удача.

Джай Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж ки джай! Джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнили: Малика Деви Даси, Динанатх Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

[2] Акш̣н̣ох̣ пхалам̇ тва̄др̣ш́а-дарш́анам̇ хи, танох̣ пхалам̇ тва̄др̣ш́а-га̄тра-сан̇гах̣ / джихва̄-пхалам̇ тва̄др̣ш́а-кӣртанам̇ хи, су-дурлабха̄ бха̄гавата̄ хи локе — «Дорогой вайшнав, видеть тебя — значит совершенным образом использовать свое зрение, прикасаться к твоим лотосоподобным стопам — значит совершенным образом использовать свое осязание, а воздавать хвалу твоим замечательным качествам — это лучшее занятие для языка, ибо в материальном мире чистые преданные встречаются очень редко» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.61).

[3] Ата а̄тйантикам̇ кш̣емам̇, пр̣ччха̄мо бхавато ’нагха̄х̣ / сам̇са̄ре ’смин кш̣ан̣а̄рдхо ’пи, сат-сан̇гах̣ севадхир нр̣н̣а̄м — «О преданные, свободные от всех грехов! Позвольте мне спросить вас о том, что приносит высшее благо всем живым существам. В материальном мире даже мгновение общения с чистым преданным — величайшее сокровище, какое только может обрести человек» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.30; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.85).

 

← Открытие храма в Экачакре. 16 февраля 2011. Часть 2. ·• Архив новостей •· 20 февраля 2011 г. Воскресный эфир Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования