«Прогресс, падение, взлет». Из лекции Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный. 27 мая 2008 года


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.1 МБ)

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Прогресс, падение, взлет

(Москва, Кисельный, 27 мая 2008 года)

 

Показатели духовного роста и падения

Мы должны расти во всем, и есть показатели роста. Наш духовный рост, внутренний рост – наша задача. А когда мы растем, то обычно процесс происходит следующим образом – падение, взлет, снова падение и вновь взлет. Не думайте, что вы, словно на дрезине, поедете прямо и ровно в духовный мир. Когда Шрилу Шридхара Махараджа спрашивали: «А вы Бога видели? А вы близки с Богом?», он отвечал: «По крайней мере, я знаю, где нахожусь, вижу дорогу и по ней иду, и по пути я вижу знаки». Это неплохо. А то ведь можно из Питера в Москву поехать совсем в другую сторону – например, в Архангельск. А когда ты видишь указатели, например, до Москвы – 500 км, то уверен, что едешь в нужном направлении, хотя и ехать еще долго.

Если бы вы искренне хотели жить духовной жизнью, вы сюда приезжали бы минимум раз в месяц на субботу и воскресенье. Но у вас нет такой духовной потребности. И я не верю, что у вас нет денег на дорогу – например, с Ярославля до Москвы можно и бесплатно на электричках добраться. Мы должны развивать свою потребность в духовном общении. Приезжайте, пожалуйста, мы всегда будем вам рады. Побываете на программах, пообщаетесь с преданными… Наши храмы – достояние всех наших преданных. Сюда все могут придти и практиковать, у нас никому не запрещено участвовать на утренней, дневной и вечерней программах. Мы даже готовы накормить, а иногороднему, приехавшему практиковать, готовы предоставить место для сна, возможность помыться – нет проблем.

Существует множество показателей прогресса. Так, по аналогии, существует много симптомов, показателей, как заболевания, так и выздоровления. Духовный прогресс не означает, что ты в чем-то одном прогрессируешь. Духовный прогресс подразумевает, что в тебе развиваются определенные качества. Ты можешь думать, что в тебе есть положительные качества, но есть и негативные качества, так сказать, «сорняки»: гордыня, зависть, вожделение и т. д. Ты думаешь: «А я раньше не испытывал вожделение так остро, как в сознании Кришны. Будучи материалистом, я не испытывал жадности, а теперь вдруг жадность проявилась». Таким образом в тебе вскрываются твои внутренние проблемы. Ты видишь, что у тебя есть вожделение, жадность и т. п., практикуешь сознание Кришны, но ничего [негативные качества] от тебя не уходит.

Во-первых, нужно понять, что это, как гомеопатическое лекарство, действует, но достаточно медленно. Далее необходимо выяснить: каково качество твоей практики? До какой степени ты правильно это лекарство принимаешь? достаточна ли «доза»?

Я знаю, что в сознании Кришны, если ты предался, ты можешь достичь такого состояния, когда не будешь зависеть от внешних материальных ситуаций. Я это понимаю. Хотя, может, я и не нахожусь в нем всегда или сейчас, но знаю, что это возможно. В твоем духовном прогрессе совершенство достижимо. Может, для тебя это невозможно сейчас или в этой жизни, или в эти несколько лет, однако неизвестно же, что тебе уготовано в будущем. Но, если ты будешь продолжать практиковать, результат обязательно придет. Сейчас тебе тяжело и ты испытываешь трудности, но на каждом этапе предания тебя ждет [какой-то результат]. Но ты можешь и сейчас «погрузиться» полностью... Я, например, максималист: я могу либо с головой погрузиться в мирскую деятельность, либо целиком ухожу в трансцендентное. Если я еду проповедовать, то проповедую 24 часа [в сутки], если занимаюсь чем-то мирским, то занимаюсь и этим тоже 24 часа [в сутки]. Чем бы ни занимался, я понимаю, что [для достижения результата] этим надо заниматься серьезно и постоянно. В молодости я развлекался также 24 часа [в сутки], но боялся на что-то подсесть, поэтому и не стал наркоманом. Самое негативное, самое плохое всегда подсаживает, но хуже всего, когда попадаешь в глубокую зависимость от интоксикаций (наркотиков, алкоголя, табака), секса, азартных игр и т. д. Если с тобой это происходит время от времени, но у тебя бóльшая часть времени уходит на духовное, то, значит, ты наращиваешь свой потенциал. Если ты замечаешь, что тебя начинает срывать регулярно, – это плохо, это говорит о том, что у тебя проблемы.

 

Выход из духовного кризиса –
через покаяние, молитву, служение

Бывает такое состояние, когда ты не можешь полностью контролировать свои чувства, и время от времени тебя заносит. Это плохо, но хуже всего, когда ты ослабил лямку и начинаешь идти на поводу у своих чувств – это очень плохо. В обеих ситуациях нужно терпеть и ждать, научиться перегруппировываться и выходить из «штопора». Для этого существуют разные методы, но лучший – это покаяние, то есть духовное общение с духовно близким человеком. Не так, как сейчас, а когда ты приходишь к близкому человеку, духовному брату, и рассказываешь о своей проблеме, а он дает тебе духовную силу, говоря: «Нет, держись, не делай этого». И, конечно, молитва, когда ты открываешь сердце Господу. Тебе, например, захотелось что-то сделать – в этот момент ты начинаешь просить Господа, искренне молиться, и Он может оградить тебя от твоего порока. Но для этого надо хотеть [избавиться от порока, страсти], а если ты хочешь наслаждаться, то у тебя ничего не получится. Господь дает то, что ты хочешь. Хочешь наслаждения – Господь дает тебе это. Кто тебя наказывает? Ты сам себя наказываешь. Тебе открыт путь в духовный мир, а ты говоришь: «Нет, я посижу здесь на обочине, немножко покурю». [Тебя спрашивают:] «Ты чего не направляешься в духовный мир?», [а ты отвечаешь:] «Да вот сейчас докурю и пойду». Кто кого наказал? Ты сам сидишь, занимаешься тем, что не принесет тебе удовольствия. Ты же знаешь, что ничто тебя не удовлетворило [до сих пор], и ничто удовлетворить тебя не может в материальном мире, хотя ты снова и снова пытаешься обрести удовлетворение, а, получив, через мгновение вновь чувствуешь себя неудовлетворенным. В материальном мире ни деньги, ни слава, ни [чувственные] наслаждения – ничто не удовлетворяет. Это иллюзия. Это подобно тому, как ты принимаешь обезболивающее лекарство от зубной боли, но оно не помогает, потому что зуб надо вырвать. Наш ум воспален и требует наслаждений, мы хотим его успокоить «таблетками», а надо вылечиться1. Хотя это тяжело и больно, но это возможно. Надо просто верить в это и пытаться сделать это через молитву, воспевание Святого Имени, покаяние, служение.

Через определенное умонастроение в нас проникает дух эксплуатации. А так мы все эксплуататоры и потребители – это наша [внешняя, мирская] природа.

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечания: Традиш дас


1 Вместо того чтобы «принимать лекарства», приносящие лишь временные результаты, снимающие внешние симптомы болезни, необходимо применить радикальное «лечение», способное устранить корень, глубинную причину недуга.

← "Семя божественной любви". Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Томск, 10 мая 2010 года. ·• Архив новостей •· "Радхарани утверждает не Свое положение, но положение других" (часть 3). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Москва, Кисельный. 25 апреля 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования