скачать (формат MP4, 26.31M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Необходимость духовного общения
(5 февраля 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Вопрос: Иногда, скажем, во время присутствия на [вайшнавских] фестивалях или в Индии умонастроение служения становится достаточно постоянным. Бывает другая ситуация: ты либо болен, либо сталкиваешься с какими-то жизненными трудностями, тогда умонастроение сознания Кришны полностью пропадает. Как удержать ровное умонастроение, если это вообще возможно?
#00:02:17#
Госвами Махарадж: В «Брихат-бхагаватамрите», написанной Шрилой Санатаной Госвами, и которая коротко изложена Шрилой Шридхаром Махараджем в одной из глав «Любовного поиска потерянного слуги», описана история о том, когда Гопа Кумар наконец приходит к Кришне. Во время их первой встречи они обнимаются и теряют сознание от радости встречи друг с другом. Затем Кришна говорит Гопа Кумару: «Я знаю, как тяжело тебе было. Я знаю, через какие трудности [тебе пришлось пройти], как тебе приходилось тяжело бороться на этом пути».
#00:03:05#
Сейчас, поскольку наши взгляды далеки от истины, мы часто соприкасаемся не с истиной в прямом и переносном смысле. Существуют разные миры. Есть мир преданности — тот, который основан на идее служения, а существует мир эксплуатации, в котором мы с вами находимся сейчас.
#00:03:49#
Из ваших слов можно извлечь несколько идей. Одна — это увидеть, сколь велика сила духовного общения. Даже находясь посреди этого мира эксплуатации, человек, обретя духовное общение, возможности духовного служения и общения, может обрести переживание экстаза служения.
#00:04:37#
…сам̇са̄ре ’смин кш̣ан̣а̄рдхо ’пи, сат-сан̇гах̣ ш́евадхир нр̣н̣а̄м
В «Бхагаватам» написано, что самое большое сокровище, самое великое сокровище, которое только можно найти, странствуя по всей вселенной, обойдя ее вдоль и поперек, — это возможность общения с настоящим преданным Кришны.
#00:05:36#
Общение с преданными и служение им вытягивает нас из мира эксплуатации и позволяет нам уловить хотя бы отблеск мира служения, но наша склонность служить очень слаба.
#00:06:02#
Шрила Гуру Махарадж описывает эту ситуацию во вступлении к книге «Шри Гуру и его милость». Там он пишет, что мы стремимся в конечном счете занять положение в мире служения, стремимся к служению, но если бы наша способность и склонность к этому была сильна, то тогда мы достигли бы этого настроения немедленно, сразу.
#00:06:57#
Тогда он приводит афоризм: «Человеку свойственно ошибаться». Этот аспект не должен никого удивлять. Очень легко опуститься. Стать святым очень нелегко, даже посвятив этим усилиям всю жизнь, но деградировать и стать дураком в этом мире очень легко, иногда за считанные минуты.
#00:08:01#
Поэтому тот факт, что, как вы описываете, под влиянием болезни или тех или иных жизненных обстоятельств склонность к служению, склонность к преданности приглушается, отходит на задний план — в этом нет ничего удивительного.
#00:08:39#
Но что удивительно — это, что даже находясь в рамках этого мира, мира эксплуатации, мира потребления, человек все же может переосмыслить себя, осознать себя как единицу самопосвящения, самоотдачи. Это воистину поразительно.
#00:09:14#
Это пробуждение нашей склонности служить, склонности к самопреданию происходит благодаря общению и служению Гуру, садху, вайшнаву. Поэтому мы всегда, неизменно подчеркиваем важность общения с теми, кто выше [нас духовно].
#00:09:47#
Гуру Махарадж иногда сравнивал это с альпинизмом, процессом, который позволяет взобраться на вершину. Если идет группа людей и один человек чувствует отчаяние, он думает: «Нет, мы никогда не дойдем», кажется, что этот подъем будет длиться бесконечно, и он готов сдаться, то другой вдохновляет его и говорит: «Нет, нет. За этим поворотом, вершина уже близко, пойдем!»
#00:10:25#
утса̄ха̄н ниш́чайа̄д дхаирйа̄т, тат-тат-карма-правартана̄т…
Поэтому Шрила Рупа Госвами, называя качества, необходимые для успеха в духовной жизни, в частности говорит, что необходимы энтузиазм и решительность.
#00:10:58#
Поэтому мы всегда стремимся поместить себя в ситуацию, в такую ситуацию, чтобы наша склонность к преданию, к преданности усиливалась. В какого рода ситуациях это проявляется? Вы сами в своем вопросе упомянули об этом. Во время фестивалей, каких-то [духовных] мероприятий, праздников. Суть всех этих мероприятий в том, чтобы обрести благое духовное общение. Как можно больше общения. Сделать так, чтобы мы были окружены со всех сторон духовным общением. Тогда нас понесут в нужную сторону.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
↑
Ата-а̄тйантикам̇ кш̣емам̇ пр̣ччха̄мо бхавато ’нагха̄х̣ / сам̇са̄ре ’смин кш̣ан̣а̄рдхо ’пи сат-сан̇гах̣ ш́евадхир нр̣н̣а̄м — «Поэтому, о безгрешные мудрецы, я спрашиваю вас: „Что есть высшее благо и как его обрести?“ Ведь даже мгновение общения со святыми преданными, такими как вы, — бесценное сокровище для каждого в этом мире» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.30).
↑
Утса̄ха̄н ниш́чайа̄д дхаирйа̄т, тат-тат-карма-правартана̄т / сан̇га-тйа̄га̄т сато вр̣ттех̣, ш̣ад̣бхир бхактих̣ прасидхйати — «Существует шесть принципов, следование которым способствует продвижению в беспримесном преданном служении: (1) утсаха, энтузиазм; (2) нишчая, уверенность; (3) дхаирья, терпение; (4) тат-тат-карма-правартана, следование регулирующим принципам [таким как ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ — слушание, воспевание и памятование о Кришне]; (5) санга-тьяга, отказ от дружбы с непреданными; (6) сато вриттех, или садху-вритти, следование примеру предшествующих ачарьев. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении» («Шри Упадешамрита», 3).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 43.0 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Необходимость духовного общения
(5 февраля 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Вопрос: Иногда, скажем, во время присутствия на [вайшнавских] фестивалях или в Индии умонастроение служения становится достаточно постоянным. Бывает другая ситуация: ты либо болен, либо сталкиваешься с какими-то жизненными трудностями, тогда умонастроение сознания Кришны полностью пропадает. Как удержать ровное умонастроение, если это вообще возможно?
#00:02:17#
Госвами Махарадж: В «Брихат-бхагаватамрите», написанной Шрилой Санатаной Госвами, и которая коротко изложена Шрилой Шридхаром Махараджем в одной из глав «Любовного поиска потерянного слуги», описана история о том, когда Гопа Кумар наконец приходит к Кришне. Во время их первой встречи они обнимаются и теряют сознание от радости встречи друг с другом. Затем Кришна говорит Гопа Кумару: «Я знаю, как тяжело тебе было. Я знаю, через какие трудности [тебе пришлось пройти], как тебе приходилось тяжело бороться на этом пути».
#00:03:05#
Сейчас, поскольку наши взгляды далеки от истины, мы часто соприкасаемся не с истиной в прямом и переносном смысле. Существуют разные миры. Есть мир преданности — тот, который основан на идее служения, а существует мир эксплуатации, в котором мы с вами находимся сейчас.
#00:03:49#
Из ваших слов можно извлечь несколько идей. Одна — это увидеть, сколь велика сила духовного общения. Даже находясь посреди этого мира эксплуатации, человек, обретя духовное общение, возможности духовного служения и общения, может обрести переживание экстаза служения.
#00:04:37#
…сам̇са̄ре ’смин кш̣ан̣а̄рдхо ’пи, сат-сан̇гах̣ ш́евадхир нр̣н̣а̄м[1]
В «Бхагаватам» написано, что самое большое сокровище, самое великое сокровище, которое только можно найти, странствуя по всей вселенной, обойдя ее вдоль и поперек, — это возможность общения с настоящим преданным Кришны.
#00:05:36#
Общение с преданными и служение им вытягивает нас из мира эксплуатации и позволяет нам уловить хотя бы отблеск мира служения, но наша склонность служить очень слаба.
#00:06:02#
Шрила Гуру Махарадж описывает эту ситуацию во вступлении к книге «Шри Гуру и его милость». Там он пишет, что мы стремимся в конечном счете занять положение в мире служения, стремимся к служению, но если бы наша способность и склонность к этому была сильна, то тогда мы достигли бы этого настроения немедленно, сразу.
#00:06:57#
Тогда он приводит афоризм: «Человеку свойственно ошибаться». Этот аспект не должен никого удивлять. Очень легко опуститься. Стать святым очень нелегко, даже посвятив этим усилиям всю жизнь, но деградировать и стать дураком в этом мире очень легко, иногда за считанные минуты.
#00:08:01#
Поэтому тот факт, что, как вы описываете, под влиянием болезни или тех или иных жизненных обстоятельств склонность к служению, склонность к преданности приглушается, отходит на задний план — в этом нет ничего удивительного.
#00:08:39#
Но что удивительно — это, что даже находясь в рамках этого мира, мира эксплуатации, мира потребления, человек все же может переосмыслить себя, осознать себя как единицу самопосвящения, самоотдачи. Это воистину поразительно.
#00:09:14#
Это пробуждение нашей склонности служить, склонности к самопреданию происходит благодаря общению и служению Гуру, садху, вайшнаву. Поэтому мы всегда, неизменно подчеркиваем важность общения с теми, кто выше [нас духовно].
#00:09:47#
Гуру Махарадж иногда сравнивал это с альпинизмом, процессом, который позволяет взобраться на вершину. Если идет группа людей и один человек чувствует отчаяние, он думает: «Нет, мы никогда не дойдем», кажется, что этот подъем будет длиться бесконечно, и он готов сдаться, то другой вдохновляет его и говорит: «Нет, нет. За этим поворотом, вершина уже близко, пойдем!»
#00:10:25#
утса̄ха̄н ниш́чайа̄д дхаирйа̄т, тат-тат-карма-правартана̄т…[2]
Поэтому Шрила Рупа Госвами, называя качества, необходимые для успеха в духовной жизни, в частности говорит, что необходимы энтузиазм и решительность.
#00:10:58#
Поэтому мы всегда стремимся поместить себя в ситуацию, в такую ситуацию, чтобы наша склонность к преданию, к преданности усиливалась. В какого рода ситуациях это проявляется? Вы сами в своем вопросе упомянули об этом. Во время фестивалей, каких-то [духовных] мероприятий, праздников. Суть всех этих мероприятий в том, чтобы обрести благое духовное общение. Как можно больше общения. Сделать так, чтобы мы были окружены со всех сторон духовным общением. Тогда нас понесут в нужную сторону.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
[1] Ата-а̄тйантикам̇ кш̣емам̇ пр̣ччха̄мо бхавато ’нагха̄х̣ / сам̇са̄ре ’смин кш̣ан̣а̄рдхо ’пи сат-сан̇гах̣ ш́евадхир нр̣н̣а̄м — «Поэтому, о безгрешные мудрецы, я спрашиваю вас: „Что есть высшее благо и как его обрести?“ Ведь даже мгновение общения со святыми преданными, такими как вы, — бесценное сокровище для каждого в этом мире» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.30).
[2] Утса̄ха̄н ниш́чайа̄д дхаирйа̄т, тат-тат-карма-правартана̄т / сан̇га-тйа̄га̄т сато вр̣ттех̣, ш̣ад̣бхир бхактих̣ прасидхйати — «Существует шесть принципов, следование которым способствует продвижению в беспримесном преданном служении: (1) утсаха, энтузиазм; (2) нишчая, уверенность; (3) дхаирья, терпение; (4) тат-тат-карма-правартана, следование регулирующим принципам [таким как ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ — слушание, воспевание и памятование о Кришне]; (5) санга-тьяга, отказ от дружбы с непреданными; (6) сато вриттех, или садху-вритти, следование примеру предшествующих ачарьев. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении» («Шри Упадешамрита», 3).