скачать (формат MP4, 81.56M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Положение мадхьяма-адхикари.
Киртан как юга-дхарма.
Самоотдача в служении вайшнавам
(1 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)
[В вопросе Шачи Суты Прабху речь идет о некой книге, одна из глав
которой называется «Ожидание Шримати Радхарани». Но у Шримати Радхарани есть законный
муж. Как понять эти отношения с Кришной?]
Госвами Махарадж. Йога-майя
устраивает все необходимое для того, чтобы усилить игры Кришны, для того чтобы
вывести их интенсивность на новый уровень. Для того, чтобы присутствовали отношения
паракии, то есть отношения
любовников, незаконных возлюбленных, необходимо, чтобы так или иначе
присутствовал муж. Поэтому просто поймите сам принцип.
#00:01:36#
В этом нет
ничего, на чем нам следовало бы сосредотачиваться или следовало бы детально
изучать. Это пьеса, игра. И — как в игре — кому-то достается определенная
роль. Это все. Есть ли еще вопросы?
#00:02:13#
Анантадев Прабху. Каким
образом можно распознать божественную волю в происходящих событиях? И вообще,
насколько это применимо по отношению к нам? Может ли быть все, что с нами
происходит, проявлением того самого высшего духовного мира Кришны, либо это просто
[проявляют свою природу] полубоги, управляющие материальным миром?
#00:03:07#
Госвами Махарадж. Это зависит
от нашей способности. Маха-бхагаваты
воспринимают все вокруг себя определенным образом, но будет ли это восприятие
применимо к нам, будем ли мы на самом деле искренне воспринимать все таким
образом, это отдельный вопрос.
#00:04:05#
Что более
актуально для нас, это то, как смотрит на вещи, на [окружающий] мир преданный [находящийся]
в среднем положении — мадхьяма-адхикари.
Это уровень, когда преданный проводит различие, различает, что желательно, что
нежелательно, что [есть] правильное понимание, что заблуждение, что майя, что истина.
#00:04:59#
Иначе мы не
можем, нам не подобает говорить обо всем, имея в виду все сразу, что на все
происходящее [есть] воля Кришны, и поэтому мы принимаем все, что бы ни
происходило.
#00:05:22#
Когда [бы] я
летел на самолете и заказал вегетарианское питание, но мне принесли
невегетарианское: «Ну что ж, такова воля Кришны. Буду есть». Это был бы
самообман.
#00:06:02#
Положение
среднего уровня [преданного], мадхьяма-адхикари, —
это наше устремление, цель. Это то, с чем мы сравниваем свое нынешнее
положение, стремясь к нему, но ни в коем случае не считаем, что мы являемся мадхьяма-адхикари.
#00:06:35#
Шрила
Гуру Махарадж раскрывал это таким образом. Он говорил: «Бхагавад-гита
дает совет терпеть, та̄м̇с титикш̣асва бха̄рата.
Терпи происходящее».
Мы обнаруживаем себя в самых различных положениях [обстоятельствах], столь
многое приходит к нам. Нам советуют: «Терпи».
#00:07:05#
тат
те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о…
#00:07:52#
Он [Шрила
Гуру Махарадж] продолжал: «Если мы обратимся к „Шримад-Бхагаватам“,
то в шлоке „тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о“ мы обнаружим совет. Су-самӣкш̣а. Самӣкш̣а означает „анализировать“ или „исследовать“. Су-самӣкш̣а означает „исследовать крайне
детальным, пристальным образом“. Итак, даже если какие-то обстоятельства
кажутся нам нежелательными, нежеланными с нашей частной точки зрения, то при
более подробном изучении, с более высокой точки зрения мы увидим, что за всем
находится дружеская рука Кришны».
Есть ли еще
вопросы?
#00:08:48#
Традиш Прабху. В статье журнала «The Harmonist» [под названием] «Гаудия
Матх, его послание и деятельность» вслед за Шри
Чайтаньей Махапрабху провозглашается, что киртан и прачар,
прославление и проповедь святого имени Господа, является высшей формой духовной
практики. Вообще [говорится, что] это выше всего, что есть в этом мире. Мой
вопрос о молитве. Почему прославление Всевышнего выше, чем мольба о [Его] милости?
Если это не так, то как эти молитвенные практики соотносятся друг с другом,
взаимодополняя друг друга? И нормально ли, что ум склонен больше к мольбе о
милости, чем к прославлению [Бога]? Что нужно сделать, чтобы появился вкус к
прославлению [Всевышнего] в сердце?
#00:11:11#
Госвами Махарадж. Здесь
присутствует ссылка на шраванам, киртанам, вишну-смаранам и так далее. Если мы рассмотрим путешествие
Гопа
Кумара, то в его случае, когда он попадает на Тапа-локу и там
встречается с четырьмя
Кумарами, с мудрецом Пипалаяной Риши, то в том месте личности,
явленные там, подчеркивают в большей степени важность смаранам.
#00:11:50#
Все зависит
от способности преданного или того, кто стремится стать преданным. Выражаясь
словами Сарасвати Тхакура:
«Для неофита смаранам может навредить».
#00:12:46#
Более
конкретно, он имел в виду, что для неофита опасны попытки погрузиться в
непрерывное памятование о высшем мире, об играх Радхи, Кришны, гопи.
#00:13:12#
Шрила
Гуру Махарадж утверждал, что киртан
и проповедь — это одно и то же. Он утверждал, что именно проповедь требует
от нас максимального сосредоточения. Ведь даже когда мы заняты шраванам, слушанием, наше внимание может
быть рассеянным.
#00:13:49#
Киртан, проповедь, по его мнению, требует
от нас максимального сосредоточения, концентрации всех сил. Нам необходимо сосредоточенно
вспомнить все, что мы сами услышали, чтобы представить это достойным образом.
#00:14:26#
Что касается
предложения молитв, то в «Прапанна-дживанамритам»
мы находим собрание множества молитв великих преданных, и оттуда мы можем
понять, каков правильный подход к предложению молитвы. Если мы будем просто излагать
положение вещей, исходя из нашего нынешнего понимания, то какие-то из этих
вещей могут быть уместны, какие-то неуместны.
#00:15:16#
Слушая
примеры молитв великих преданных, мы сумеем понять из этого, каков правильный
подход к молитве, как правильно предлагать молитвы, о чем молиться, но все они
обладают ценностью. Речь не идет о том, что следует предпочесть один аспект
практики, отказавшись от остальных.
#00:16:02#
Все же нам
указывают, что нама-санкиртана, то
есть киртан, является юга-дхармой. Соответственно, Шрила
Сарасвати Тхакур приравнивал киртан
к проповеди. То есть это даст нечто наиболее ценное, но нет и речи о том, что
один способ [духовной практики] по природе своей лучше других, но все же именно
киртан был выделен из всех как то,
что наиболее ценно для нас. Сейчас, в нашу эпоху, именно для нас, в наших обстоятельствах.
#00:17:25#
Все методы
служения в преданности хороши. Перечислено девять методов служения в
преданности Прахладой
Махараджем в «Бхагаватам».
В «Бхакти-расамрита-синдху»
перечислено шестьдесят четыре.
Есть ли еще
вопросы?
#00:17:56#
Шачи Сута Прабху. Недавно
вроде, но еще не точно, умерла, оставила тело одна знакомая. Она в Бога всю
жизнь почти не верила. В конце своего жизненного пути она сказала, что у нее
какая-то вера появилась. Есть ли в вайшнавизме какие-то практики, чем можно
помочь этой душе? Своей жизнью она…
#00:18:18#
Ашутош Кришна Прабху. После того,
как она оставила тело?
Шачи Сута Прабху. Да, она
оставила тело, и сейчас уточняют… Что я могу еще для нее сделать, чтобы помочь [ей]
получить [духовное] благо? В своей жизни, [даже] находясь в храме [неразборчиво],
она делала много вещей нехороших.
#00:19:46#
Госвами Махарадж. Шрила
Гурудев обычно устраивал таким образом. В подобных случаях кто-то из
благожелательных родственников ушедшего человека в Матхе устраивал то,
что называется вайшнава-сева. В чем
это состоит? Организовывается пир, то есть какие-то дополнительные, особенные
блюда готовятся, предлагаются божествам — Гуру-Гауранге Радхе-Мадхаве-Сундарджиу
в нашем случае — и этот прасадам
раздается преданным. Можно сказать, что это делается от имени ушедшего
человека.
#00:20:10#
Подобный
подход находит подтверждение в «Джайва-дхарме»
Бхактивинода
Тхакура, где он объясняет, почему вайшнавы не следуют столь многим
ритуалам, как этого требует строгая система варнашрамы.
Поэтому это лучше всего: сделать какое-то пожертвование, на которое будет
устроен пир, приготовление пищи, служение вайшнавам, вайшнава-сева. Потому что в этом случае можно сказать, что от ее
имени были предложены средства, чтобы приготовить пир. Эти блюда были
предложены божествам, затем Их прасадам
роздан преданным. Все счастливы.
#00:21:57#
Самое
лучшее, что вы можете сделать, это посвятить свою жизнь служению Гуру и
вайшнавам, ведь она, если она [ваша] старшая родственница, она косвенным
образом ответственна и за вашу жизнь. Лучшее, что вы можете сделать, это отдать
свою жизнь служению.
#00:22:53#
Только
несколько дней назад мы отмечали Нрисимха-чатурдаши. В этих
играх, когда Нрисимхадев
явился и хотел, выразил Свое желание усадить на трон Прахлада
Махараджа, тот обратился к Нрисимхадеву с такой просьбой: «Я знаю, —
сказал он, — что мой отец был очень демоничным человеком, был великим
демоном, но, — будучи мягкосердечным вайшнавом, он продолжал, — если
это можно каким-то образом простить, каким-то образом забыть, это было бы
хорошо».
#00:23:43#
Нрисимхадев
отвечает: «Благодаря твоей преданности все твои родственники, — Он
называет какое-то число, может быть сто поколений вперед и назад, — обретают,
можно сказать, освобождение». Или, с другой стороны, можно сказать,
обнаруживают себя в более высоком положении, чем прежде.
#00:24:11#
Шачи Сута Прабху. Я слышал о
том, что, когда человек встает на путь служения в преданности, становится
вайшнавом, все его родственники, окружение получают [духовное] благо, как [неразборчиво].
А те люди, кто вне родственных связей, те, кто дружили [с ушедшим преданным] много
лет, или еще что-то [их связывало], то есть каким-то образом иногда [они могли
быть] даже ближе, чем родственники, они получают какое-то благо от того, что [неразборчиво]?
Эта женщина мне не родственница, я просто знаю ее.
#00:25:15#
Госвами Махарадж. Она
выражала свое одобрение сознанию Кришны?
Шачи Сута Прабху. Да. [неразборчиво]
…куплю цветов, предложу Гурудеву, Кришне. Она давала деньги.
Госвами Махарадж. Ну вот.
#00:26:18#
Если речь идет
об агьята-сукрити, то все деревья,
растения, которые предлагают плоды, цветы, что [затем] предлагаются божествам,
все они обретают благо. Допустим, для простоты примера, какое-то яблоко.
Яблоня, что породила его, что дала его, обретает сукрити, когда это яблоко предлагается божеству.
#00:26:37#
ма̄м̇
хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа,
йе ’пи сйух̣ па̄па-йонайах̣
стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с,
те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим
#00:27:19#
Кришна
говорит в Бхагавад-гите,
что даже если человек находится в очень греховном положении (даже в этом случае),
если так или иначе он обретает связь с миром трансцендентного служения, то это
становится семенем будущей славы, будущего величия этой личности, и отныне этот
человек идет в верном направлении.
#00:27:56#
Преданные
милостиво хотят распространить сукрити,
даровать его как можно большему количеству душ.
#00:28:15#
Шьяма Мохини Диди. Когда к Шридхару Махараджу пришел один преданный
(не помню, как его зовут) и спросил: «В чем мое служение?», он [Шридхар
Махарадж] сказал ему: «Обрети правильное видение». Такой вопрос: если Шридхар
Махарадж дает такое служение кому-то, значит, что [этот] человек в силах сам
его выполнить? То есть это зависит от него, если он [учитель] просит его [ученика]
[это] делать? Значит ли, что это зависит от нас — обрести правильное
видение?
#00:29:38#
Госвами Махарадж. Прежде
всего, когда Шрила Шридхар Махарадж говорил тому человеку: «Ваше служение —
обрести правильную точку зрения или правильное восприятие», он не ограничивал
это указание только этим человеком. Он имел в виду, что таково служение любого
ученика. Любой ученик должен, в качестве своего служения, обрести правильное
восприятие.
#00:30:05#
Опять же, речь
не идет о таких комичных ситуациях, как: «Прабху, помогите, пожалуйста, на
кухне. Нам нужна помощь». — «Нет, извините, я занят. Я обретаю правильное
восприятие». Такая ситуация доказывает, что у человека нет правильного
восприятия.
#00:30:37#
Как же
обрести это правильное восприятие? Что зависит от нас? Мы возвращаемся опять к
тому случаю, когда Шрила
Гуру Махарадж сказал Шриле
Гурудеву: «Готов ли ты слушать меня, а не свой ум?»
#00:30:53#
гуру-мукха-падма-ва̄кйа,
читтете корийа̄ аикйа…
#00:31:33#
Если Гуру говорит
ученику: «Принесите стакан воды», [а] ученик отвечает: «Ваши слова — это
вся жизнь для меня». Гуру говорит: «Да, но стакан воды можно?» — «Я живу
только ради того, чтобы исполнять ваши желания, Гурудев». — «Да, но стакан
воды можно?» — «Гурудев, все ваши слова — это поток нектара, который
приносит жизнь всем живым существам». Иначе говоря, о чем идет речь? То, что
человек услышал, то, что было ему сказано, проявится в поступках этого человека.
#00:32:24#
Что мы можем
сделать для того, чтобы обрести правильное восприятие? Слушать, следовать
советам садху, Гуру, шастр и вайшнава и не слушать свой ум.
Это было бы неплохим началом. Потому что у них есть правильное восприятие. Если
мы будем служить им, это восприятие перейдет к нам.
#00:33:04#
Один из
способов для нас служить [священным] писаниям — это слушать их с верой и
вниманием.
#00:33:40#
То, что так же
заключается в вашем вопросе, это идея, что недопустима ситуация, если какой-то
человек приходит, на протяжении какого-то времени совершает служение, а затем
уходит, при этом не меняя своих представлений, своего восприятия того, что
такое дхама, что такое Гуру, что
такое вайшнав и так далее.
#00:34:00#
…кариш̣йе
вачанам̇ тава
Арджуна
говорит Кришне:
«Теперь я готов поступать так, как Ты скажешь».
#00:34:29#
…вимр̣ш́йаитад
аш́еш̣ен̣а,
йатхеччхаси татха̄ куру
Ведь сначала
Арджуна изложил свое видение ситуации. Затем Кришна изложил то, как можно иначе
воспринимать ту же самую ситуацию, изложил Свои советы Арджуне и затем сказал: «Теперь
поразмысли над всем этим и поступай, как считаешь нужным». На что Арджуна
ответил: «Теперь я готов делать, как Ты скажешь».
#00:35:12#
Поэтому, что
мы можем сделать? Мы можем отдать себя в служении. Каков будет результат этого?
То, что этот человек, который служит, получит еще больше служения.
#00:35:54#
Шрила Гуру Махарадж
говорил: «У преданных нет стремления наслаждаться процентами, полученными со
служения». Как в случае с предпринимателем, который вкладывает какой-то
капитал, затем получает на него какие-то проценты в результате своей
деятельности. Преданный же берет эти проценты и не наслаждается ими, но
увеличивает свой капитал служения и вкладывает все, что получает, в служение.
Есть ли еще вопросы?
#00:36:43#
Шьяма Мохини Диди. Если мы
служим, то приходит еще больше служения. При этом же говорится, что если
приходит больше служения, то приходит и возможность совершать это служение. Я не
знаю, но очень часто получается так, что кажется, что служения, каких-то дел
столько — не знаю, служение это или нет, но его столько, что невозможно все
переделать, очень часто мы не успеваем сделать все, что надо. Значит ли это то,
что что-то неправильно идет. Судя по высказываниям учителей, есть возможности
это служение выполнять. Но кажется так, что их нет.
#00:37:52#
Госвами Махарадж. Это твое
смирение. У тебя все хорошо. Преданный всегда думает: «Я недостоин, у меня нет
способностей», но они [преданные] не могут отрицать того, что это [служение] пришло
к ним [по милости свыше].
#00:38:46#
Я слышал недавно слова Гурудева,
Гурудев говорил: «Всякий раз, когда Гуру Махарадж просил меня сделать что-то, я
никогда не говорил: „Я постараюсь“. Я всегда говорил: „Я сделаю“». Но мы
стараемся, стараемся сделать. Гурудев — идеальный слуга. Для него
старание, попытка неприемлемы. Только делать.
#00:40:18#
Шрила Гуру
Махарадж иногда цитировал сонеты Мильтона, который говорил, ссылаясь на свою
собственную слепоту: «Требует ли от меня Господь, чтобы я совершал свои
обыденные, дневные дела, то, что называется делами дневными, если мне отказано
в том, чтобы видеть свет дня? Будет ли Он требовать от меня того, чтобы могут
делать нормальные люди, если я слеп?»
#00:41:15#
Шрила
Сарасвати Тхакур говорил: «На самом деле вся сева — это мой долг, это моя сева, но поскольку я не способен, поскольку я не квалифицирован, то
мой Гурудев милостиво распространил себя, явив себя в образе моих так
называемых учеников, для того чтобы они помогали мне».
#00:41:50#
Также
зачастую мы сталкиваемся с какой-то задачей и думаем, что это что-то
невозможное, нереальное, не по силам для нас, но при помощи наших духовных
братьев и сестер эта задача оказывается разрешена.
#00:42:09#
Совершенно
точно лучше, если у вас слишком много дел, чем слишком мало или когда совсем
нечего делать.
#00:42:32#
Мы вправе
думать: «Я столь удачлив/столь удачлива, что высший мир хочет, чтобы я выполнил
для него какую-то севу. Это лучше,
нежели меня ни о чем не будут просить».
#00:43:26#
Мне
вспоминается случай со Шрилой Гурудевом, когда он только пережил тяжелую
операцию, находясь в Калифорнии. Кажется, примерно в то же самое время у него
случился сердечный приступ. Иными словами, состояние его здоровья в то время
было крайне тяжелым. Его настроение было таково: «Если мне предстоит оставить
этот мир, то, по крайней мере, я хочу оставить его, находясь в Матхе».
#00:44:03#
Являя свое
величайшее смирение, он выражал такие мысли: «Кто я такой? Быть может, теперь
они, мои ученики, больше не нуждаются в моем служении».
#00:44:29#
Он
рассматривал все именно с такой точки зрения, не с точки зрения: «Сколько мне
осталось прожить? когда суждено умереть?» Жизнь и смерть, но с точки зрения
служения: «Неужели мое служение больше не требуется?», подразумевая: «Если мое
служение больше не нужно, то зачем мне дальше жить».
#00:44:54#
В это время
его попросили о том, чтобы он дал харинам-инициацию.
Гурудев заулыбался и сказал: «О, значит, они все еще хотят моего служения». Тогда
я подумал, что он явил в этом случае нечто очень особенное.
#00:45:38#
Поэтому его
точка зрения [такова]: вместо того, чтобы раздражаться или отчаиваться, когда
от нас требуется какая-то сева, скорее,
преданный будет радоваться, что от него готовы принять какую-то севу. Поэтому, если вы перегружены севой, то мы поклоняемся этому.
Харе Кришна!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
↑
Шри Кришна говорит, обращаясь к Арджуне:
ма̄тра̄-спарш́а̄с ту каунтейа,
ш́ӣтош̣н̣а-сукха-дух̣кха-да̄х̣ / а̄гама̄па̄йино ’нитйа̄с, та̄м̇с
титикш̣асва бха̄рата — «Сын Кунти! Переживания счастья и горя
возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия. Эти явления
преходящи, подобно смене времен года, поэтому научись терпеливо переносить их,
о потомок Бхараты!» (Бхагавад-гита, 2.14).
↑
Тат
те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам /
хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к —
«Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою
беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и
почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения,
которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8;
цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 6.261;
Антья-лила, 9.77).
↑
В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23)
говорится: ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам
а̄тма-ниведанам — «[Необходимо] слушать, практиковать (повторять
святое имя), помнить о Боге, служить лотосоподобным стопам Бога, служить
божеству, предлагать поклоны, считать себя [Его] слугой, считать Бога своим
другом и предаться [Ему] с полной самоотдачей». И далее: ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета
бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «Тот, кто служит Кришне,
применяя эти методы [девять методов чистого служения в преданности], и
посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он
обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.24).
↑
Шри Кришна говорит Арджуне: «Сын Притхи,
даже люди невысокого происхождения — женщины, торговцы и простые труженики —
достигают высшей цели жизни, принимая прибежище во Мне» (Бхагавад-гита, 9.32).
↑
Гуру-мукха-падма-ва̄кйа,
читтете корийа̄ аикйа, а̄ро на̄ кориха мане а̄ш́а̄ / ш́рӣ гуру-чаран̣е
рати, сеи се уттама-гати, дже праса̄де пӯре сарва а̄ш́а̄ — «Прими всем
сердцем наставления, исходящие из лотосоподобных уст духовного учителя, и не
желай ничего иного. Привязанность к стопам Гуру — лучший способ духовного
развития. По своей беспричинной милости он утоляет жажду духовного совершенства»
(Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Шри
Гуру-вайшнава махатмья-гити», 2).
↑
Наш̣т̣о
мохах̣ смр̣тир лабдха̄, тват праса̄да̄н майа̄чйута / стхито ’сми
гата-сандехах̣, кариш̣йе вачанам̇ тава — «О Непогрешимый! По
Твоей милости моя иллюзия рассеялась и память вернулась ко мне. Я утвердился в
истине, освободился от сомнений и готов исполнить Твои указания»
(Бхагавад-гита, 18.73).
↑
Ити
те джн̃а̄нам а̄кхйа̄там̇ гухйа̄д гухйатарам̇ майа̄ /вимр̣ш́йаитад
аш́еш̣ен̣а йатхеччхси татха̄ куру — «Итак, Я раскрыл тебе самые
сокровенные истины. Теперь хорошо обдумай Мои слова и поступай, как пожелаешь»
(Бхагавад-гита, 18.63).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 87.3 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Положение мадхьяма-адхикари.
Киртан как юга-дхарма.
Самоотдача в служении вайшнавам
(1 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)
[В вопросе Шачи Суты Прабху речь идет о некой книге, одна из глав
которой называется «Ожидание Шримати Радхарани». Но у Шримати Радхарани есть законный
муж. Как понять эти отношения с Кришной?]
Госвами Махарадж. Йога-майя
устраивает все необходимое для того, чтобы усилить игры Кришны, для того чтобы
вывести их интенсивность на новый уровень. Для того, чтобы присутствовали отношения
паракии, то есть отношения
любовников, незаконных возлюбленных, необходимо, чтобы так или иначе
присутствовал муж. Поэтому просто поймите сам принцип.
#00:01:36#
В этом нет
ничего, на чем нам следовало бы сосредотачиваться или следовало бы детально
изучать. Это пьеса, игра. И — как в игре — кому-то достается определенная
роль. Это все. Есть ли еще вопросы?
#00:02:13#
Анантадев Прабху. Каким
образом можно распознать божественную волю в происходящих событиях? И вообще,
насколько это применимо по отношению к нам? Может ли быть все, что с нами
происходит, проявлением того самого высшего духовного мира Кришны, либо это просто
[проявляют свою природу] полубоги, управляющие материальным миром?
#00:03:07#
Госвами Махарадж. Это зависит
от нашей способности. Маха-бхагаваты
воспринимают все вокруг себя определенным образом, но будет ли это восприятие
применимо к нам, будем ли мы на самом деле искренне воспринимать все таким
образом, это отдельный вопрос.
#00:04:05#
Что более
актуально для нас, это то, как смотрит на вещи, на [окружающий] мир преданный [находящийся]
в среднем положении — мадхьяма-адхикари.
Это уровень, когда преданный проводит различие, различает, что желательно, что
нежелательно, что [есть] правильное понимание, что заблуждение, что майя, что истина.
#00:04:59#
Иначе мы не
можем, нам не подобает говорить обо всем, имея в виду все сразу, что на все
происходящее [есть] воля Кришны, и поэтому мы принимаем все, что бы ни
происходило.
#00:05:22#
Когда [бы] я
летел на самолете и заказал вегетарианское питание, но мне принесли
невегетарианское: «Ну что ж, такова воля Кришны. Буду есть». Это был бы
самообман.
#00:06:02#
Положение
среднего уровня [преданного], мадхьяма-адхикари, —
это наше устремление, цель. Это то, с чем мы сравниваем свое нынешнее
положение, стремясь к нему, но ни в коем случае не считаем, что мы являемся мадхьяма-адхикари.
#00:06:35#
Шрила
Гуру Махарадж раскрывал это таким образом. Он говорил: «Бхагавад-гита
дает совет терпеть, та̄м̇с титикш̣асва бха̄рата.
Терпи происходящее[1]».
Мы обнаруживаем себя в самых различных положениях [обстоятельствах], столь
многое приходит к нам. Нам советуют: «Терпи».
#00:07:05#
тат
те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о…[2]
#00:07:52#
Он [Шрила
Гуру Махарадж] продолжал: «Если мы обратимся к „Шримад-Бхагаватам“,
то в шлоке „тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о“ мы обнаружим совет. Су-самӣкш̣а. Самӣкш̣а означает „анализировать“ или „исследовать“. Су-самӣкш̣а означает „исследовать крайне
детальным, пристальным образом“. Итак, даже если какие-то обстоятельства
кажутся нам нежелательными, нежеланными с нашей частной точки зрения, то при
более подробном изучении, с более высокой точки зрения мы увидим, что за всем
находится дружеская рука Кришны».
Есть ли еще
вопросы?
#00:08:48#
Традиш Прабху. В статье журнала «The Harmonist» [под названием] «Гаудия
Матх, его послание и деятельность» вслед за Шри
Чайтаньей Махапрабху провозглашается, что киртан и прачар,
прославление и проповедь святого имени Господа, является высшей формой духовной
практики. Вообще [говорится, что] это выше всего, что есть в этом мире. Мой
вопрос о молитве. Почему прославление Всевышнего выше, чем мольба о [Его] милости?
Если это не так, то как эти молитвенные практики соотносятся друг с другом,
взаимодополняя друг друга? И нормально ли, что ум склонен больше к мольбе о
милости, чем к прославлению [Бога]? Что нужно сделать, чтобы появился вкус к
прославлению [Всевышнего] в сердце?
#00:11:11#
Госвами Махарадж. Здесь
присутствует ссылка на шраванам, киртанам, вишну-смаранам и так далее[3]. Если мы рассмотрим путешествие
Гопа
Кумара, то в его случае, когда он попадает на Тапа-локу и там
встречается с четырьмя
Кумарами, с мудрецом Пипалаяной Риши, то в том месте личности,
явленные там, подчеркивают в большей степени важность смаранам.
#00:11:50#
Все зависит
от способности преданного или того, кто стремится стать преданным. Выражаясь
словами Сарасвати Тхакура:
«Для неофита смаранам может навредить».
#00:12:46#
Более
конкретно, он имел в виду, что для неофита опасны попытки погрузиться в
непрерывное памятование о высшем мире, об играх Радхи, Кришны, гопи.
#00:13:12#
Шрила
Гуру Махарадж утверждал, что киртан
и проповедь — это одно и то же. Он утверждал, что именно проповедь требует
от нас максимального сосредоточения. Ведь даже когда мы заняты шраванам, слушанием, наше внимание может
быть рассеянным.
#00:13:49#
Киртан, проповедь, по его мнению, требует
от нас максимального сосредоточения, концентрации всех сил. Нам необходимо сосредоточенно
вспомнить все, что мы сами услышали, чтобы представить это достойным образом.
#00:14:26#
Что касается
предложения молитв, то в «Прапанна-дживанамритам»
мы находим собрание множества молитв великих преданных, и оттуда мы можем
понять, каков правильный подход к предложению молитвы. Если мы будем просто излагать
положение вещей, исходя из нашего нынешнего понимания, то какие-то из этих
вещей могут быть уместны, какие-то неуместны.
#00:15:16#
Слушая
примеры молитв великих преданных, мы сумеем понять из этого, каков правильный
подход к молитве, как правильно предлагать молитвы, о чем молиться, но все они
обладают ценностью. Речь не идет о том, что следует предпочесть один аспект
практики, отказавшись от остальных.
#00:16:02#
Все же нам
указывают, что нама-санкиртана, то
есть киртан, является юга-дхармой. Соответственно, Шрила
Сарасвати Тхакур приравнивал киртан
к проповеди. То есть это даст нечто наиболее ценное, но нет и речи о том, что
один способ [духовной практики] по природе своей лучше других, но все же именно
киртан был выделен из всех как то,
что наиболее ценно для нас. Сейчас, в нашу эпоху, именно для нас, в наших обстоятельствах.
#00:17:25#
Все методы
служения в преданности хороши. Перечислено девять методов служения в
преданности Прахладой
Махараджем в «Бхагаватам».
В «Бхакти-расамрита-синдху»
перечислено шестьдесят четыре.
Есть ли еще
вопросы?
#00:17:56#
Шачи Сута Прабху. Недавно
вроде, но еще не точно, умерла, оставила тело одна знакомая. Она в Бога всю
жизнь почти не верила. В конце своего жизненного пути она сказала, что у нее
какая-то вера появилась. Есть ли в вайшнавизме какие-то практики, чем можно
помочь этой душе? Своей жизнью она…
#00:18:18#
Ашутош Кришна Прабху. После того,
как она оставила тело?
Шачи Сута Прабху. Да, она
оставила тело, и сейчас уточняют… Что я могу еще для нее сделать, чтобы помочь [ей]
получить [духовное] благо? В своей жизни, [даже] находясь в храме [неразборчиво],
она делала много вещей нехороших.
#00:19:46#
Госвами Махарадж. Шрила
Гурудев обычно устраивал таким образом. В подобных случаях кто-то из
благожелательных родственников ушедшего человека в Матхе устраивал то,
что называется вайшнава-сева. В чем
это состоит? Организовывается пир, то есть какие-то дополнительные, особенные
блюда готовятся, предлагаются божествам — Гуру-Гауранге Радхе-Мадхаве-Сундарджиу
в нашем случае — и этот прасадам
раздается преданным. Можно сказать, что это делается от имени ушедшего
человека.
#00:20:10#
Подобный
подход находит подтверждение в «Джайва-дхарме»
Бхактивинода
Тхакура, где он объясняет, почему вайшнавы не следуют столь многим
ритуалам, как этого требует строгая система варнашрамы.
Поэтому это лучше всего: сделать какое-то пожертвование, на которое будет
устроен пир, приготовление пищи, служение вайшнавам, вайшнава-сева. Потому что в этом случае можно сказать, что от ее
имени были предложены средства, чтобы приготовить пир. Эти блюда были
предложены божествам, затем Их прасадам
роздан преданным. Все счастливы.
#00:21:57#
Самое
лучшее, что вы можете сделать, это посвятить свою жизнь служению Гуру и
вайшнавам, ведь она, если она [ваша] старшая родственница, она косвенным
образом ответственна и за вашу жизнь. Лучшее, что вы можете сделать, это отдать
свою жизнь служению.
#00:22:53#
Только
несколько дней назад мы отмечали Нрисимха-чатурдаши. В этих
играх, когда Нрисимхадев
явился и хотел, выразил Свое желание усадить на трон Прахлада
Махараджа, тот обратился к Нрисимхадеву с такой просьбой: «Я знаю, —
сказал он, — что мой отец был очень демоничным человеком, был великим
демоном, но, — будучи мягкосердечным вайшнавом, он продолжал, — если
это можно каким-то образом простить, каким-то образом забыть, это было бы
хорошо».
#00:23:43#
Нрисимхадев
отвечает: «Благодаря твоей преданности все твои родственники, — Он
называет какое-то число, может быть сто поколений вперед и назад, — обретают,
можно сказать, освобождение». Или, с другой стороны, можно сказать,
обнаруживают себя в более высоком положении, чем прежде.
#00:24:11#
Шачи Сута Прабху. Я слышал о
том, что, когда человек встает на путь служения в преданности, становится
вайшнавом, все его родственники, окружение получают [духовное] благо, как [неразборчиво].
А те люди, кто вне родственных связей, те, кто дружили [с ушедшим преданным] много
лет, или еще что-то [их связывало], то есть каким-то образом иногда [они могли
быть] даже ближе, чем родственники, они получают какое-то благо от того, что [неразборчиво]?
Эта женщина мне не родственница, я просто знаю ее.
#00:25:15#
Госвами Махарадж. Она
выражала свое одобрение сознанию Кришны?
Шачи Сута Прабху. Да. [неразборчиво]
…куплю цветов, предложу Гурудеву, Кришне. Она давала деньги.
Госвами Махарадж. Ну вот.
#00:26:18#
Если речь идет
об агьята-сукрити, то все деревья,
растения, которые предлагают плоды, цветы, что [затем] предлагаются божествам,
все они обретают благо. Допустим, для простоты примера, какое-то яблоко.
Яблоня, что породила его, что дала его, обретает сукрити, когда это яблоко предлагается божеству.
#00:26:37#
ма̄м̇
хи па̄ртха вйапа̄ш́ритйа,
йе ’пи сйух̣ па̄па-йонайах̣
стрийо ваиш́йа̄с татха̄ ш́ӯдра̄с,
те ’пи йа̄нти пара̄м̇ гатим[4]
#00:27:19#
Кришна
говорит в Бхагавад-гите,
что даже если человек находится в очень греховном положении (даже в этом случае),
если так или иначе он обретает связь с миром трансцендентного служения, то это
становится семенем будущей славы, будущего величия этой личности, и отныне этот
человек идет в верном направлении.
#00:27:56#
Преданные
милостиво хотят распространить сукрити,
даровать его как можно большему количеству душ.
#00:28:15#
Шьяма Мохини Диди. Когда к Шридхару Махараджу пришел один преданный
(не помню, как его зовут) и спросил: «В чем мое служение?», он [Шридхар
Махарадж] сказал ему: «Обрети правильное видение». Такой вопрос: если Шридхар
Махарадж дает такое служение кому-то, значит, что [этот] человек в силах сам
его выполнить? То есть это зависит от него, если он [учитель] просит его [ученика]
[это] делать? Значит ли, что это зависит от нас — обрести правильное
видение?
#00:29:38#
Госвами Махарадж. Прежде
всего, когда Шрила Шридхар Махарадж говорил тому человеку: «Ваше служение —
обрести правильную точку зрения или правильное восприятие», он не ограничивал
это указание только этим человеком. Он имел в виду, что таково служение любого
ученика. Любой ученик должен, в качестве своего служения, обрести правильное
восприятие.
#00:30:05#
Опять же, речь
не идет о таких комичных ситуациях, как: «Прабху, помогите, пожалуйста, на
кухне. Нам нужна помощь». — «Нет, извините, я занят. Я обретаю правильное
восприятие». Такая ситуация доказывает, что у человека нет правильного
восприятия.
#00:30:37#
Как же
обрести это правильное восприятие? Что зависит от нас? Мы возвращаемся опять к
тому случаю, когда Шрила
Гуру Махарадж сказал Шриле
Гурудеву: «Готов ли ты слушать меня, а не свой ум?»
#00:30:53#
гуру-мукха-падма-ва̄кйа,
читтете корийа̄ аикйа…[5]
#00:31:33#
Если Гуру говорит
ученику: «Принесите стакан воды», [а] ученик отвечает: «Ваши слова — это
вся жизнь для меня». Гуру говорит: «Да, но стакан воды можно?» — «Я живу
только ради того, чтобы исполнять ваши желания, Гурудев». — «Да, но стакан
воды можно?» — «Гурудев, все ваши слова — это поток нектара, который
приносит жизнь всем живым существам». Иначе говоря, о чем идет речь? То, что
человек услышал, то, что было ему сказано, проявится в поступках этого человека.
#00:32:24#
Что мы можем
сделать для того, чтобы обрести правильное восприятие? Слушать, следовать
советам садху, Гуру, шастр и вайшнава и не слушать свой ум.
Это было бы неплохим началом. Потому что у них есть правильное восприятие. Если
мы будем служить им, это восприятие перейдет к нам.
#00:33:04#
Один из
способов для нас служить [священным] писаниям — это слушать их с верой и
вниманием.
#00:33:40#
То, что так же
заключается в вашем вопросе, это идея, что недопустима ситуация, если какой-то
человек приходит, на протяжении какого-то времени совершает служение, а затем
уходит, при этом не меняя своих представлений, своего восприятия того, что
такое дхама, что такое Гуру, что
такое вайшнав и так далее.
#00:34:00#
…кариш̣йе
вачанам̇ тава[6]
Арджуна
говорит Кришне:
«Теперь я готов поступать так, как Ты скажешь».
#00:34:29#
…вимр̣ш́йаитад
аш́еш̣ен̣а,
йатхеччхаси татха̄ куру[7]
Ведь сначала
Арджуна изложил свое видение ситуации. Затем Кришна изложил то, как можно иначе
воспринимать ту же самую ситуацию, изложил Свои советы Арджуне и затем сказал: «Теперь
поразмысли над всем этим и поступай, как считаешь нужным». На что Арджуна
ответил: «Теперь я готов делать, как Ты скажешь».
#00:35:12#
Поэтому, что
мы можем сделать? Мы можем отдать себя в служении. Каков будет результат этого?
То, что этот человек, который служит, получит еще больше служения.
#00:35:54#
Шрила Гуру Махарадж
говорил: «У преданных нет стремления наслаждаться процентами, полученными со
служения». Как в случае с предпринимателем, который вкладывает какой-то
капитал, затем получает на него какие-то проценты в результате своей
деятельности. Преданный же берет эти проценты и не наслаждается ими, но
увеличивает свой капитал служения и вкладывает все, что получает, в служение.
Есть ли еще вопросы?
#00:36:43#
Шьяма Мохини Диди. Если мы
служим, то приходит еще больше служения. При этом же говорится, что если
приходит больше служения, то приходит и возможность совершать это служение. Я не
знаю, но очень часто получается так, что кажется, что служения, каких-то дел
столько — не знаю, служение это или нет, но его столько, что невозможно все
переделать, очень часто мы не успеваем сделать все, что надо. Значит ли это то,
что что-то неправильно идет. Судя по высказываниям учителей, есть возможности
это служение выполнять. Но кажется так, что их нет.
#00:37:52#
Госвами Махарадж. Это твое
смирение. У тебя все хорошо. Преданный всегда думает: «Я недостоин, у меня нет
способностей», но они [преданные] не могут отрицать того, что это [служение] пришло
к ним [по милости свыше].
#00:38:46#
Я слышал недавно слова Гурудева,
Гурудев говорил: «Всякий раз, когда Гуру Махарадж просил меня сделать что-то, я
никогда не говорил: „Я постараюсь“. Я всегда говорил: „Я сделаю“». Но мы
стараемся, стараемся сделать. Гурудев — идеальный слуга. Для него
старание, попытка неприемлемы. Только делать.
#00:40:18#
Шрила Гуру
Махарадж иногда цитировал сонеты Мильтона, который говорил, ссылаясь на свою
собственную слепоту: «Требует ли от меня Господь, чтобы я совершал свои
обыденные, дневные дела, то, что называется делами дневными, если мне отказано
в том, чтобы видеть свет дня? Будет ли Он требовать от меня того, чтобы могут
делать нормальные люди, если я слеп?»
#00:41:15#
Шрила
Сарасвати Тхакур говорил: «На самом деле вся сева — это мой долг, это моя сева, но поскольку я не способен, поскольку я не квалифицирован, то
мой Гурудев милостиво распространил себя, явив себя в образе моих так
называемых учеников, для того чтобы они помогали мне».
#00:41:50#
Также
зачастую мы сталкиваемся с какой-то задачей и думаем, что это что-то
невозможное, нереальное, не по силам для нас, но при помощи наших духовных
братьев и сестер эта задача оказывается разрешена.
#00:42:09#
Совершенно
точно лучше, если у вас слишком много дел, чем слишком мало или когда совсем
нечего делать.
#00:42:32#
Мы вправе
думать: «Я столь удачлив/столь удачлива, что высший мир хочет, чтобы я выполнил
для него какую-то севу. Это лучше,
нежели меня ни о чем не будут просить».
#00:43:26#
Мне
вспоминается случай со Шрилой Гурудевом, когда он только пережил тяжелую
операцию, находясь в Калифорнии. Кажется, примерно в то же самое время у него
случился сердечный приступ. Иными словами, состояние его здоровья в то время
было крайне тяжелым. Его настроение было таково: «Если мне предстоит оставить
этот мир, то, по крайней мере, я хочу оставить его, находясь в Матхе».
#00:44:03#
Являя свое
величайшее смирение, он выражал такие мысли: «Кто я такой? Быть может, теперь
они, мои ученики, больше не нуждаются в моем служении».
#00:44:29#
Он
рассматривал все именно с такой точки зрения, не с точки зрения: «Сколько мне
осталось прожить? когда суждено умереть?» Жизнь и смерть, но с точки зрения
служения: «Неужели мое служение больше не требуется?», подразумевая: «Если мое
служение больше не нужно, то зачем мне дальше жить».
#00:44:54#
В это время
его попросили о том, чтобы он дал харинам-инициацию.
Гурудев заулыбался и сказал: «О, значит, они все еще хотят моего служения». Тогда
я подумал, что он явил в этом случае нечто очень особенное.
#00:45:38#
Поэтому его
точка зрения [такова]: вместо того, чтобы раздражаться или отчаиваться, когда
от нас требуется какая-то сева, скорее,
преданный будет радоваться, что от него готовы принять какую-то севу. Поэтому, если вы перегружены севой, то мы поклоняемся этому.
Харе Кришна!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] Шри Кришна говорит, обращаясь к Арджуне:
ма̄тра̄-спарш́а̄с ту каунтейа,
ш́ӣтош̣н̣а-сукха-дух̣кха-да̄х̣ / а̄гама̄па̄йино ’нитйа̄с, та̄м̇с
титикш̣асва бха̄рата — «Сын Кунти! Переживания счастья и горя
возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия. Эти явления
преходящи, подобно смене времен года, поэтому научись терпеливо переносить их,
о потомок Бхараты!» (Бхагавад-гита, 2.14).
[2] Тат
те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам /
хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к —
«Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою
беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и
почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения,
которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8;
цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 6.261;
Антья-лила, 9.77).
[3] В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23)
говорится: ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам
а̄тма-ниведанам — «[Необходимо] слушать, практиковать (повторять
святое имя), помнить о Боге, служить лотосоподобным стопам Бога, служить
божеству, предлагать поклоны, считать себя [Его] слугой, считать Бога своим
другом и предаться [Ему] с полной самоотдачей». И далее: ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета
бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «Тот, кто служит Кришне,
применяя эти методы [девять методов чистого служения в преданности], и
посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он
обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.24).
[4] Шри Кришна говорит Арджуне: «Сын Притхи,
даже люди невысокого происхождения — женщины, торговцы и простые труженики —
достигают высшей цели жизни, принимая прибежище во Мне» (Бхагавад-гита, 9.32).
[5] Гуру-мукха-падма-ва̄кйа,
читтете корийа̄ аикйа, а̄ро на̄ кориха мане а̄ш́а̄ / ш́рӣ гуру-чаран̣е
рати, сеи се уттама-гати, дже праса̄де пӯре сарва а̄ш́а̄ — «Прими всем
сердцем наставления, исходящие из лотосоподобных уст духовного учителя, и не
желай ничего иного. Привязанность к стопам Гуру — лучший способ духовного
развития. По своей беспричинной милости он утоляет жажду духовного совершенства»
(Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Шри
Гуру-вайшнава махатмья-гити», 2).
[6] Наш̣т̣о
мохах̣ смр̣тир лабдха̄, тват праса̄да̄н майа̄чйута / стхито ’сми
гата-сандехах̣, кариш̣йе вачанам̇ тава — «О Непогрешимый! По
Твоей милости моя иллюзия рассеялась и память вернулась ко мне. Я утвердился в
истине, освободился от сомнений и готов исполнить Твои указания»
(Бхагавад-гита, 18.73).
[7] Ити
те джн̃а̄нам а̄кхйа̄там̇ гухйа̄д гухйатарам̇ майа̄ /вимр̣ш́йаитад
аш́еш̣ен̣а йатхеччхси татха̄ куру — «Итак, Я раскрыл тебе самые
сокровенные истины. Теперь хорошо обдумай Мои слова и поступай, как пожелаешь»
(Бхагавад-гита, 18.63).