«Природа страданий». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 февраля 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 30.99M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Природа страданий

(7 февраля 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шьяма Мохини Деви Даси: Очень часто, рассказывая о преданных Чайтаньи и Кришны, говорят о том, что преданный испытывает некие страдания. Какая разница в природе страдания преданных и природе страдания материального мира? Какая между ними разница?

#00:00:55#

Госвами Махарадж: Страдания людей этого мира основаны на неизбежности кармических последствий, а страдания преданных основаны на любви, на преданности Кришне. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:

#00:01:24#

…ба̄хйе виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа
           кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита
[1]

Хотя внешне выглядит, что преданные страдают ужасным образом, словно от укуса змеи, но внутри в это же самое мгновение они испытывают непревзойденное чувство экстаза, радости.

#00:02:14#

Нам объясняют, что разлука достигает больших глубин сердца и извлекает более ценные сокровища из этих глубин, нежели единение, нежели встреча, ведь в данном случае вопрос в культуре, в развитии сердца. Например, когда мама с любовью держит своего ребенка на коленях. Но если в этот момент этой женщине на ум придет мысль о какой-то опасности, которая может потенциально грозить этому ребенку, то в этом случае она еще крепче прижмет его к себе с еще большей любовью и нежностью. Это один из принципов, действующих в кришна-лиле.

#00:04:02#

Когда кришна-лила развивается по сценарию Баладевы и Йогамайи, то она развивается таким образом, чтобы затрагивать все более тонкие струны в сердцах преданных.

#00:04:46#

Если мы посмотрим на литературные произведения этого мира, даже на детские сказки, не говоря уже о более взрослой, серьезной литературе, даже в сказках всегда почти неизменно, по крайней мере в хороших сказках, присутствуют какие-то душераздирающие обороты, душераздирающие события, от которых сердце сжимается. Драматические персонажи, такие как Баба Яга, живущая где-то в отдалении в лесу, когда от нее зависит судьба людей, когда она должна спасти человека, или настигает какая-то катастрофа. И во всех сказках присутствуют какие-то злобные персонажи, которые нападают на беззащитных. Почему в сказках сюжет развивается таким образом? Будь это сказка, роман или фильм, все равно неизменно подобного рода динамика содержится в историях, потому что это цепляет сердце.

#00:06:36#

Однажды мне довелось жить неподалеку от пожарной станции в Сан-Франциско, и на въезде на эту пожарную станцию висела медная табличка, всегда вычищенная до блеска (ну ведь это же пожарники), на которой был выгравирован их, можно сказать, лозунг.

[Открывается или закрывается алтарь. Госвами Махарадж прославляет Божеств: «Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!»]

#00:07:28#

Там были поэтические слова: «Огонь испытывает сердца, но огонь же выявляет добродетели сердец». Т. е. эти [неблагоприятные] обстоятельства, казалось бы, неблагоприятные события, необходимы для того, чтобы извлечь из сердец более глубокую субстанцию, более глубокие чувства любви. Есть такая пословица, касающаяся материального мира и его обстоятельств: «Жизнь — это сплошные страдания, а в конце неизбежно умираешь».

#00:08:37#

Одно из любимых выражений Гуру Махараджа — это слова «умереть, чтобы жить». Если мы хотим дорасти, перейти на следующий уровень, то нам необходимо «умереть» такими, какие мы есть сейчас, и взойти к чему-то более высокому.

#00:09:16#

И опять же, здесь вопрос в ценностях. Где мы будем искать свою удачу — в этом мире смерти или в мире бессмертия? В Упанишадах приведен такой ведический афоризм: ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄ — «мы все (обитатели этого мира) обитатели на самом деле мира нектара, мира бессмертия, лишь временно по каким-то обстоятельствам находящиеся в этом мире смерти»[2].

Вопрос: По каким обстоятельствам?

#00:10:16#

Госвами Махарадж: По нашему выбору. Мы выбрали [этот мир смерти]. Ваш выбор. Кришна в Бхагавад-гите говорит об этом открытым текстом: «Это не Я отвечаю за ваше положение, не Я за это в ответе. Вы сами выбрали». Поэтому нам следует взять эту ответственность на себя.

#00:10:53#

Соответственно, мы можем прийти к выводу, что если мы хотим выбраться из этой ситуации, то нам необходима помощь свыше, от того, кто выше нас. Ведь участие в духовном мире, в его жизни должно быть добровольным, иначе не может быть и речи об отношениях любви. Не может быть любви, если подчинение вынужденное, через силу, как обычно работают законы в этом мире. В этом мире вынужденное подчинение силой. Однако перед нами есть перспектива приспособляемости. Мы можем приспособиться к более высокому или же деградировать.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Шьямала Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Эи мата дине дине, сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане, ниджа-бха̄ва карена видита / ба̄хйе виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа, кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита — «Так Господь Чайтанья, изо дня в день пребывая в экстазе, открывал Свои сокровенные чувства Сварупе Дамодару и Рамананде Раю. Со стороны казалось, что Господь испытывает невероятные муки, подобно человеку, который отравился сильным ядом, но в душе Он чувствовал блаженство. Такова поразительная особенность трансцендентной любви к Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.50).

2  Шветашватара-упанишад, 2.5.




←  «Преграды на пути преданности». Шрила Бхактивинод Тхакур. Комментарий ко второму стиху «Шри Упадешамриты» | “Impediments to Devotion.” Srila Bhakti Vinod Thakur. Commentary on the second verse of Sri Upadeshamrita ·• Архив новостей •· «Ачарья „Шримад-Бхагаватам“». Величие служения Шри Рагхунатха Пандита в Вараха-нагаре | “The Acharya of Srimad Bhagavatam.” The glorious service of Sri Raghunath Pandit in Varaha Nagar →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 44.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Природа страданий

(7 февраля 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шьяма Мохини Деви Даси: Очень часто, рассказывая о преданных Чайтаньи и Кришны, говорят о том, что преданный испытывает некие страдания. Какая разница в природе страдания преданных и природе страдания материального мира? Какая между ними разница?

#00:00:55#

Госвами Махарадж: Страдания людей этого мира основаны на неизбежности кармических последствий, а страдания преданных основаны на любви, на преданности Кришне. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:

#00:01:24#

…ба̄хйе виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа
           кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита
[1]

Хотя внешне выглядит, что преданные страдают ужасным образом, словно от укуса змеи, но внутри в это же самое мгновение они испытывают непревзойденное чувство экстаза, радости.

#00:02:14#

Нам объясняют, что разлука достигает больших глубин сердца и извлекает более ценные сокровища из этих глубин, нежели единение, нежели встреча, ведь в данном случае вопрос в культуре, в развитии сердца. Например, когда мама с любовью держит своего ребенка на коленях. Но если в этот момент этой женщине на ум придет мысль о какой-то опасности, которая может потенциально грозить этому ребенку, то в этом случае она еще крепче прижмет его к себе с еще большей любовью и нежностью. Это один из принципов, действующих в кришна-лиле.

#00:04:02#

Когда кришна-лила развивается по сценарию Баладевы и Йогамайи, то она развивается таким образом, чтобы затрагивать все более тонкие струны в сердцах преданных.

#00:04:46#

Если мы посмотрим на литературные произведения этого мира, даже на детские сказки, не говоря уже о более взрослой, серьезной литературе, даже в сказках всегда почти неизменно, по крайней мере в хороших сказках, присутствуют какие-то душераздирающие обороты, душераздирающие события, от которых сердце сжимается. Драматические персонажи, такие как Баба Яга, живущая где-то в отдалении в лесу, когда от нее зависит судьба людей, когда она должна спасти человека, или настигает какая-то катастрофа. И во всех сказках присутствуют какие-то злобные персонажи, которые нападают на беззащитных. Почему в сказках сюжет развивается таким образом? Будь это сказка, роман или фильм, все равно неизменно подобного рода динамика содержится в историях, потому что это цепляет сердце.

#00:06:36#

Однажды мне довелось жить неподалеку от пожарной станции в Сан-Франциско, и на въезде на эту пожарную станцию висела медная табличка, всегда вычищенная до блеска (ну ведь это же пожарники), на которой был выгравирован их, можно сказать, лозунг.

[Открывается или закрывается алтарь. Госвами Махарадж прославляет Божеств: «Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!»]

#00:07:28#

Там были поэтические слова: «Огонь испытывает сердца, но огонь же выявляет добродетели сердец». Т. е. эти [неблагоприятные] обстоятельства, казалось бы, неблагоприятные события, необходимы для того, чтобы извлечь из сердец более глубокую субстанцию, более глубокие чувства любви. Есть такая пословица, касающаяся материального мира и его обстоятельств: «Жизнь — это сплошные страдания, а в конце неизбежно умираешь».

#00:08:37#

Одно из любимых выражений Гуру Махараджа — это слова «умереть, чтобы жить». Если мы хотим дорасти, перейти на следующий уровень, то нам необходимо «умереть» такими, какие мы есть сейчас, и взойти к чему-то более высокому.

#00:09:16#

И опять же, здесь вопрос в ценностях. Где мы будем искать свою удачу — в этом мире смерти или в мире бессмертия? В Упанишадах приведен такой ведический афоризм: ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄ — «мы все (обитатели этого мира) обитатели на самом деле мира нектара, мира бессмертия, лишь временно по каким-то обстоятельствам находящиеся в этом мире смерти»[2].

Вопрос: По каким обстоятельствам?

#00:10:16#

Госвами Махарадж: По нашему выбору. Мы выбрали [этот мир смерти]. Ваш выбор. Кришна в Бхагавад-гите говорит об этом открытым текстом: «Это не Я отвечаю за ваше положение, не Я за это в ответе. Вы сами выбрали». Поэтому нам следует взять эту ответственность на себя.

#00:10:53#

Соответственно, мы можем прийти к выводу, что если мы хотим выбраться из этой ситуации, то нам необходима помощь свыше, от того, кто выше нас. Ведь участие в духовном мире, в его жизни должно быть добровольным, иначе не может быть и речи об отношениях любви. Не может быть любви, если подчинение вынужденное, через силу, как обычно работают законы в этом мире. В этом мире вынужденное подчинение силой. Однако перед нами есть перспектива приспособляемости. Мы можем приспособиться к более высокому или же деградировать.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Шьямала Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Эи мата дине дине, сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане, ниджа-бха̄ва карена видита / ба̄хйе виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа, кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита — «Так Господь Чайтанья, изо дня в день пребывая в экстазе, открывал Свои сокровенные чувства Сварупе Дамодару и Рамананде Раю. Со стороны казалось, что Господь испытывает невероятные муки, подобно человеку, который отравился сильным ядом, но в душе Он чувствовал блаженство. Такова поразительная особенность трансцендентной любви к Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.50).

[2] Шветашватара-упанишад, 2.5.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования