«Концепция абсолютной Личности». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 22.68M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Концепция абсолютной Личности

(2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Вопрос про личность. Вы говорите: «Личность Бога». Само понятие и понимание личности — одинаково ли оно для Бога и для человека? В чем разница? И вообще, в принципе, что такое Личность Бога?

#00:01:03#

Госвами Махарадж: Да, очень хороший момент. Представьте себе, что существует личность без ограничений, неограниченная. Для нас сейчас это невероятно, но такова природа Абсолюта. Я не раз уже замечал, что, когда мы начинаем рассуждать об Абсолюте, Боге, Божественном, зачастую мы ограничены своими предрассудками, стереотипами. В большинстве своем наши стереотипные представления об Абсолюте сводятся к крайним представлениям, экстремальным представлениям.

#00:02:08#

Одна крайность — это аспект Брахмана: всеобъемлющий, безграничный. С другой стороны, Параматма — всепронизывающий, присутствующий в каждой точке. Только несколько минут назад мы упоминали о «золотой середине». Если эти две концепции — это крайние, экстремальные представления об Абсолюте: с одной стороны, бесконечно большой, всеохватывающий; с другой стороны, всепронизывающий, то какова «золотая середина» концепции Абсолюта?

#00:03:04#

Всепривлекающая Личность Бога — Кришна. В самом начале книги о Кришне, в «Шримад-Бхагаватам», приводятся слова «мухйанти йат сӯрайах̣»: оценить подобное положение Верховной Личности Бога крайне сложно даже для великих богов этой Вселенной[1]. Каким образом возможно, что одна Личность может быть первоисточником всего? Мы склонны мыслить шаблонно.

#00:04:20#

Самое высокое здание в мире сейчас находится в Дубае. Если нам доведется увидеть строение столь головокружительной высоты, мы подумаем, что эта башня возвышается над всем человеческим. На самом деле эта башня является всего лишь результатом концепции, что была в голове архитектора. Поэтому именно мир сознания, духовный мир, является первопричиной, прообразом этого мира бессознательного или мира материи и обладает бесконечно более высокой природой.

#00:05:26#

Нам необходимо понять, что сознание является первоначальной субстанцией. Затем мы можем понять, что понятие сознания неотделимо от личности. Выражаясь словами Шридхара Махараджа, которые приведены в книге «Субъективная эволюция сознания»: «Весь объективный мир — это лишь айсберг, что плавает на поверхности океана сознания».

#00:06:23#

Поэтому мы наделяем Личность Бога бесконечным и непостижимым могуществом, поскольку Он является всесознающим первоисточником всего. Мы видим в этом мире повсюду ограничения человеческой личности, ограничения людей: несовершенства чувств и т. д. Однако Абсолютная Личность Бога не подвержена изъянам, недостаткам, хотя, разумеется, это непостижимо. Но это не означает, что это нереально.

#00:07:28#

Это не означает, что это неправда. Это лишь означает, что это [пребывает] за пределами человеческого восприятия. Шрила Гуру Махарадж по этому поводу сказал: «Ограниченное не сможет познать Безграничное своими ограниченными средствами, но Безграничное может раскрыться перед ограниченным, используя Свои безграничные возможности». Это откровение, божественное откровение. А иначе мы будем высказывать лишь предположения нас, ограниченных существ, основанные на нашем ограниченном опыте о природе Безграничного.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа, джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д, итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах свара̄т̣, тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе, мухйанти йат сӯрайах̣, теджо-ва̄ри-мр̣да̄м йатха̄, винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-, кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он Абсолютная Истина и изначальная причина всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).




←  “The Ideal Is The Form.” Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur describes the spiritual structure of Sri Gaudiya Math | «Идеал есть форма». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывает духовную структуру Шри Гаудия Матха
·• Архив новостей •· «Служение — все и вся». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 3 января 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия. Цикл лекций “Global Goswami” →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 30.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Концепция абсолютной Личности

(2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Вопрос про личность. Вы говорите: «Личность Бога». Само понятие и понимание личности — одинаково ли оно для Бога и для человека? В чем разница? И вообще, в принципе, что такое Личность Бога?

#00:01:03#

Госвами Махарадж: Да, очень хороший момент. Представьте себе, что существует личность без ограничений, неограниченная. Для нас сейчас это невероятно, но такова природа Абсолюта. Я не раз уже замечал, что, когда мы начинаем рассуждать об Абсолюте, Боге, Божественном, зачастую мы ограничены своими предрассудками, стереотипами. В большинстве своем наши стереотипные представления об Абсолюте сводятся к крайним представлениям, экстремальным представлениям.

#00:02:08#

Одна крайность — это аспект Брахмана: всеобъемлющий, безграничный. С другой стороны, Параматма — всепронизывающий, присутствующий в каждой точке. Только несколько минут назад мы упоминали о «золотой середине». Если эти две концепции — это крайние, экстремальные представления об Абсолюте: с одной стороны, бесконечно большой, всеохватывающий; с другой стороны, всепронизывающий, то какова «золотая середина» концепции Абсолюта?

#00:03:04#

Всепривлекающая Личность Бога — Кришна. В самом начале книги о Кришне, в «Шримад-Бхагаватам», приводятся слова «мухйанти йат сӯрайах̣»: оценить подобное положение Верховной Личности Бога крайне сложно даже для великих богов этой Вселенной[1]. Каким образом возможно, что одна Личность может быть первоисточником всего? Мы склонны мыслить шаблонно.

#00:04:20#

Самое высокое здание в мире сейчас находится в Дубае. Если нам доведется увидеть строение столь головокружительной высоты, мы подумаем, что эта башня возвышается над всем человеческим. На самом деле эта башня является всего лишь результатом концепции, что была в голове архитектора. Поэтому именно мир сознания, духовный мир, является первопричиной, прообразом этого мира бессознательного или мира материи и обладает бесконечно более высокой природой.

#00:05:26#

Нам необходимо понять, что сознание является первоначальной субстанцией. Затем мы можем понять, что понятие сознания неотделимо от личности. Выражаясь словами Шридхара Махараджа, которые приведены в книге «Субъективная эволюция сознания»: «Весь объективный мир — это лишь айсберг, что плавает на поверхности океана сознания».

#00:06:23#

Поэтому мы наделяем Личность Бога бесконечным и непостижимым могуществом, поскольку Он является всесознающим первоисточником всего. Мы видим в этом мире повсюду ограничения человеческой личности, ограничения людей: несовершенства чувств и т. д. Однако Абсолютная Личность Бога не подвержена изъянам, недостаткам, хотя, разумеется, это непостижимо. Но это не означает, что это нереально.

#00:07:28#

Это не означает, что это неправда. Это лишь означает, что это [пребывает] за пределами человеческого восприятия. Шрила Гуру Махарадж по этому поводу сказал: «Ограниченное не сможет познать Безграничное своими ограниченными средствами, но Безграничное может раскрыться перед ограниченным, используя Свои безграничные возможности». Это откровение, божественное откровение. А иначе мы будем высказывать лишь предположения нас, ограниченных существ, основанные на нашем ограниченном опыте о природе Безграничного.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа, джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д, итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах свара̄т̣, тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе, мухйанти йат сӯрайах̣, теджо-ва̄ри-мр̣да̄м йатха̄, винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-, кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он Абсолютная Истина и изначальная причина всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования