«Удовлетворенность и комфорт». Из лекции Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный, 14 мая 2008 года


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.2 МБ)

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Удовлетворенность и комфорт

(14 мая 2008 года, Москва, Кисельный)

 

Самое главное в жизни

Если мы в своей жизни станем распыляться на достижение различных качеств, смену приоритетов, то не сможем сосредоточиться на самом главном – сознании Кришны. Но как на нем сконцентрироваться? Нам очень тяжело, все окружающее нам мешает, мы постоянно пребываем в дискомфорте, а по своей природе человек ищет комфорт. Комфорт – определенное состояние ума, кто-то называет это удовлетворением. Например, человек может обрести удовлетворение в работе, какой бы трудной она ни была, так как не важно, что ты делаешь, а важно, чтобы это приносило некое внутреннее удовлетворение. Важно понять, что удовлетворенность и комфорт – разные вещи; как правило, мы их путаем. Когда мы утрачиваем состояние внутреннего удовлетворения, комфорт перестает быть привлекательным.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» описано, как Махапрабху принял санньясу и ушел из дома, а мать Шачи пришла к преданным и сказала: «Забирайте дом, теперь он ваш».

На Западе, например, в случае смерти супруга, часто принято продавать дом, так как теряется смысл, становится дискомфортно.


Цель – служение и объект служения

Суть комфорта состоит в служении. Если нет служения, объекта служения, то комфорт ничего не значит. Основная идея в том, что цель и объект, соприкосновение с объектом гораздо важнее, чем наш внутренний комфорт.


Препятствие на духовном пути –
наша низменная природа

Но есть проблема: в какой-то момент мы не можем соприкоснуться с этим миром служения. Есть те, кто служит на экстатической платформе: они испытывают счастье видеть Кришну. Они испытывают счастье петь – их не нужно заставлять. Есть те, кто счастлив изучать священные писания. Мы же переживаем счастье от каких-то низших явлений, например, от обмана и т. д. Материалист может испытывать счастье, совершая жестокие преступления, – такова природа материального мира. Материальная жизнь – это болезнь.

В соответствии со своей природой человек начинает действовать на этом (материальном) уровне, и неудивительно, что прогнозируется индустрия удовлетворения низменных желаний человека, например, производство секс-роботов и т. д. Таковы потребности человечества, проявление низшей природы: люди стремятся к эксплуатации, и, если позволить проявиться низшей природе, она может полностью завладеть человеком.


Стремление обрести свободу…
для чувств или от чувств?

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человек должен обрести свободу не для чувств, а свободу от чувств. Настоящая личность, способная испытать гармонию, комфорт, – это тот, кто свободен от чувств. Это необходимое условие, чтобы мы начали практиковать духовную жизнь, в противном случае мы обречены на страдания.


Служение выше отречения от действий

Это понимают буддисты. Идея буддизма – освободиться от действий и их последствий. Идея вайшнавизма гораздо серьезнее и состоит в том, чтобы начать действовать, приступить к служению. Это и очень просто и очень трудно. Философию знают многие, способны всё красиво изложить, но важно начать служить.

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор: Традиш дас
 

 

← День памяти Шрилы Гурудева в тОМске. ·• Архив новостей •· «Самая счастливая жизнь». Четвертая часть книги «Абсолютная гармония» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования