скачать (формат MP4, 41.37M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Природа Сверхдуши и души
(12 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)
…Махапрабху описывал это [Господа и Его творение — душу] в таких образах, как солнце и солнечные лучи. Субстанция, природа одна и та же, но сила, мощь различны. Природа этого одновременно едина и различна. Бхеда-абхеда. В этом смысл. Джива, душа, очень крошечная. Для нее немыслимо представить, как такое положение вещей возможно.
#00:01:01#
Поэтому Махапрабху говорит, что все это ачинтья — непостижимо для ума. Мы частицы «солнечного света» [сияния Кришны], но не обладаем той же силой и мощью, что и «солнце» [Кришна]. Поскольку все это непостижимо, Махапрабху говорит: «Ачинтья-бхеда-абхеда». И мы не в состоянии представить, вообразить, как такое возможно. Природа реальности такова — ачинтья-бхеда-абхеда.
#00:01:57#
Все мировые религиозные концепции представлены в рамках сознания Кришны. Об этих истинах гласит «Брахма-самхита», Шримад Бхагавад-гита, другие священные писания. Все мировые религии содержатся в Кришна-концепции Бога.
#00:02:40#
На самом деле Кришна ничего не творит. Все существует в Кришна-концепции. Время от времени этот мир проявляет себя, а потом переходит в непроявленное состояние. Пралайя и маха-пралайя. Бытие растворяется в Кришне, а затем вновь исходит из Него. Нечто, подобное солнцу и его лучам. Но разве свет и источник [света] не связаны между собой? Оны неразрывно связаны. Такова Кришна-концепция.
#00:03:23#
Кришна и джива, душа, всегда связаны. И мы можем обнаружить в живом существе присутствие Параматмы. Эта связь ненарушима. Я приводил пример — солнце и солнечные лучи. Изойдя из Кришны, живое существо обладает своим собственным существованием. Писания говорят о природе живого существа, дживы. Джива очень маленькая, крошечная. И если сердце живого существа очищено, для него возможно чувствовать присутствие Кришны. Это [присутствие Господа в сердце души] зовется Параматмой. Атма, индивидуальная душа, исходит из Бога, и в ее бытии присутствует также Параматма — особая ипостась Бога. Он пребывает и в этой частице [Своего творения], части луча божественного света.
#00:05:02#
Этот вопрос для философов. Я думаю, что для преданных нет крайней необходимости знать эти вещи. Знание этих истин необходимо только для проповедников. Для того, чтобы у них было ясное представление об этих вещах. Обычные преданные, не проповедующие, обретают сознание Кришны в своем сердце через самопожертвование, через вручение себя Господу. Тогда понимание всех этих вещей само собой, естественным образом приходит к ним.
#00:06:20#
Прежде всего те, кто лишены веры, не имеют никаких взаимоотношений с Высшей Душой. Тот, кто хочет знать об этом — атма, Параматма, — такой вопрос для него. Но человек, лишенный веры, — как это может быть для него реальностью? Поэтому я сказал, что это философский вопрос. Тот, кто не способен верить, может понять это по-другому. Как Его [Господа] зовут — это ясно. Но главный вопрос — Он является единым первоисточником, из которого исходит все сущее.
#00:07:24#
В этом есть здравый смысл. Атеисты способны понять это. Они должны спросить себя: «А я реален или нет? Я здесь или нет? Сила моей жизни — насколько она реальна? Я есть, я мыслю, я желаю — или нет?» Для них это первостепенный вопрос. И если это так, где первоначало всего этого? Откуда все это происходит? Мой отец родил меня. И у него были предки. Так все творение восходит к Единому. Я не могу не верить в реальность, потому что являюсь ее частью. И не только я, но и все окружающие. Но где первоисточник и какова Его природа? И обладает ли эта первопричина формой? Присутствуют ли в Ее природе мышление, желание и чувства? Если нет, тогда как эти начала могут быть [проявлены] во мне? Я не могу верить в то, что я ничто. Я обладаю определенной природой.
#00:09:14#
Итак, должна быть первопричина — Единый, Изначальный. К такому заключению может прийти атеист. За творением должен стоять источник силы, иначе мое собственное существование невозможно. Я размышляю — есть Он или нет? Откуда приходят эти мысли? Где-то должен быть их источник. Я порождение моего отца, а он — своих родителей. Так все восходит к Верховному. Вопрос в том, обладает ли Верховный всеми этими характеристиками. Если нет, тогда мое бытие лишено смысла. Но если я утверждаю, что в Нем — начало всего сущего, тогда и мое бытие реально.
#00:10:32#
Следуя таким путем, мы обнаружим ответ. Все писания подтверждают эти истины. Хотя то, о чем я говорю, основано не на писаниях, а на здравом смысле. Мы видели, как проявляет себя сила Всевышнего. Где источник воли, мышления, чувствования? Поиск первопричины в конечном счете приводит нас к Всевышнему. В конечном счете я не могу отрицать Причину всех причин. Что это? Какова природа этой Первопричины? Кришна или Радха — это другой вопрос. Но Причину всего сущего нам следует принять.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 28.5 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Природа Сверхдуши и души
(12 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)
…Махапрабху описывал это [Господа и Его творение — душу] в таких образах, как солнце и солнечные лучи. Субстанция, природа одна и та же, но сила, мощь различны. Природа этого одновременно едина и различна. Бхеда-абхеда. В этом смысл. Джива, душа, очень крошечная. Для нее немыслимо представить, как такое положение вещей возможно.
#00:01:01#
Поэтому Махапрабху говорит, что все это ачинтья — непостижимо для ума. Мы частицы «солнечного света» [сияния Кришны], но не обладаем той же силой и мощью, что и «солнце» [Кришна]. Поскольку все это непостижимо, Махапрабху говорит: «Ачинтья-бхеда-абхеда». И мы не в состоянии представить, вообразить, как такое возможно. Природа реальности такова — ачинтья-бхеда-абхеда.
#00:01:57#
Все мировые религиозные концепции представлены в рамках сознания Кришны. Об этих истинах гласит «Брахма-самхита», Шримад Бхагавад-гита, другие священные писания. Все мировые религии содержатся в Кришна-концепции Бога.
#00:02:40#
На самом деле Кришна ничего не творит. Все существует в Кришна-концепции. Время от времени этот мир проявляет себя, а потом переходит в непроявленное состояние. Пралайя и маха-пралайя. Бытие растворяется в Кришне, а затем вновь исходит из Него. Нечто, подобное солнцу и его лучам. Но разве свет и источник [света] не связаны между собой? Оны неразрывно связаны. Такова Кришна-концепция.
#00:03:23#
Кришна и джива, душа, всегда связаны. И мы можем обнаружить в живом существе присутствие Параматмы. Эта связь ненарушима. Я приводил пример — солнце и солнечные лучи. Изойдя из Кришны, живое существо обладает своим собственным существованием. Писания говорят о природе живого существа, дживы. Джива очень маленькая, крошечная. И если сердце живого существа очищено, для него возможно чувствовать присутствие Кришны. Это [присутствие Господа в сердце души] зовется Параматмой. Атма, индивидуальная душа, исходит из Бога, и в ее бытии присутствует также Параматма — особая ипостась Бога. Он пребывает и в этой частице [Своего творения], части луча божественного света.
#00:05:02#
Этот вопрос для философов. Я думаю, что для преданных нет крайней необходимости знать эти вещи. Знание этих истин необходимо только для проповедников. Для того, чтобы у них было ясное представление об этих вещах. Обычные преданные, не проповедующие, обретают сознание Кришны в своем сердце через самопожертвование, через вручение себя Господу. Тогда понимание всех этих вещей само собой, естественным образом приходит к ним.
#00:06:20#
Прежде всего те, кто лишены веры, не имеют никаких взаимоотношений с Высшей Душой. Тот, кто хочет знать об этом — атма, Параматма, — такой вопрос для него. Но человек, лишенный веры, — как это может быть для него реальностью? Поэтому я сказал, что это философский вопрос. Тот, кто не способен верить, может понять это по-другому. Как Его [Господа] зовут — это ясно. Но главный вопрос — Он является единым первоисточником, из которого исходит все сущее.
#00:07:24#
В этом есть здравый смысл. Атеисты способны понять это. Они должны спросить себя: «А я реален или нет? Я здесь или нет? Сила моей жизни — насколько она реальна? Я есть, я мыслю, я желаю — или нет?» Для них это первостепенный вопрос. И если это так, где первоначало всего этого? Откуда все это происходит? Мой отец родил меня. И у него были предки. Так все творение восходит к Единому. Я не могу не верить в реальность, потому что являюсь ее частью. И не только я, но и все окружающие. Но где первоисточник и какова Его природа? И обладает ли эта первопричина формой? Присутствуют ли в Ее природе мышление, желание и чувства? Если нет, тогда как эти начала могут быть [проявлены] во мне? Я не могу верить в то, что я ничто. Я обладаю определенной природой.
#00:09:14#
Итак, должна быть первопричина — Единый, Изначальный. К такому заключению может прийти атеист. За творением должен стоять источник силы, иначе мое собственное существование невозможно. Я размышляю — есть Он или нет? Откуда приходят эти мысли? Где-то должен быть их источник. Я порождение моего отца, а он — своих родителей. Так все восходит к Верховному. Вопрос в том, обладает ли Верховный всеми этими характеристиками. Если нет, тогда мое бытие лишено смысла. Но если я утверждаю, что в Нем — начало всего сущего, тогда и мое бытие реально.
#00:10:32#
Следуя таким путем, мы обнаружим ответ. Все писания подтверждают эти истины. Хотя то, о чем я говорю, основано не на писаниях, а на здравом смысле. Мы видели, как проявляет себя сила Всевышнего. Где источник воли, мышления, чувствования? Поиск первопричины в конечном счете приводит нас к Всевышнему. В конечном счете я не могу отрицать Причину всех причин. Что это? Какова природа этой Первопричины? Кришна или Радха — это другой вопрос. Но Причину всего сущего нам следует принять.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас