«Мирское знание бесполезно в постижении трансцендентного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 6.97M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Мирское знание бесполезно в постижении трансцендентного

(19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:17#

Однажды Шрила Гуру Махарадж сказал: «Знание — яд». К Шриле Гуру Махараджу приставили одного студента. Шрила Гуру Махарадж спросил у него: «А что вы изучаете в университете? На каком вы факультете?» Студент ответил: «Философии». На что Шрила Гуру Махарадж заметил: «Глубокое погружение в невежество». Он даже сказал: «Глубокое погружение, не поверхностное соприкосновение. Ты не остаешься на берегу, а лезешь в самую глубину. Ты хочешь погрузиться в невежество очень глубоко. Хочешь стать профессором, получить докторскую степень в сфере невежества». И это на самом деле так. Означает ли это, что все знание этого мира есть невежество? Да, именно об этом идет речь.

#00:01:58#

Но если необходимо сделать стол, стул или табуретку, тогда это знание необходимо. Но это знание является абсолютно бесполезным и тщетным, когда речь идет о познании трансцендентной реальности, [оно является] полностью вводящим в заблуждение. Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава[1]. У нас несовершенные чувства. У нас есть стойкая склонность впадать в иллюзию. Мы представляем несовершенным образом собранное знание как истинный факт, тем самым обманывая других.

#00:03:12#

Есть пословица, гласящая: «Человеку свойственно ошибаться». Гурудев однажды сказал одному человеку: «Человеку свойственно ошибаться, а этот человек очень человечен».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Сварупа Дамодар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Чувства обусловленной души всегда подвержены четырем недостаткам: 1) она пребывает в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает себя и других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны (каранапатава).

Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие обусловленной дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все увиденное им будет лишь несуществующей иллюзией.

Разум порабощенной души всегда ограничен; если джива пытается понять безграничную Абсолютную Истину (пара-таттву), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека, который, опираясь на свой разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом Верховная Личность Бога, Всевышний, смог создать материальный мир, обладающий такими же пространственно-временными характеристиками, что и разум размышляющего.

Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для обусловленной дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и прийти к неправильному умозаключению.




←  «Все возможно по милости Гуру». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 декабря 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Уникальность Кришна-концепции Божественного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 16 февраля 2006 года. Москва, Кисельный  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 9.3 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Мирское знание бесполезно в постижении трансцендентного

(19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:17#

Однажды Шрила Гуру Махарадж сказал: «Знание — яд». К Шриле Гуру Махараджу приставили одного студента. Шрила Гуру Махарадж спросил у него: «А что вы изучаете в университете? На каком вы факультете?» Студент ответил: «Философии». На что Шрила Гуру Махарадж заметил: «Глубокое погружение в невежество». Он даже сказал: «Глубокое погружение, не поверхностное соприкосновение. Ты не остаешься на берегу, а лезешь в самую глубину. Ты хочешь погрузиться в невежество очень глубоко. Хочешь стать профессором, получить докторскую степень в сфере невежества». И это на самом деле так. Означает ли это, что все знание этого мира есть невежество? Да, именно об этом идет речь.

#00:01:58#

Но если необходимо сделать стол, стул или табуретку, тогда это знание необходимо. Но это знание является абсолютно бесполезным и тщетным, когда речь идет о познании трансцендентной реальности, [оно является] полностью вводящим в заблуждение. Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава[1]. У нас несовершенные чувства. У нас есть стойкая склонность впадать в иллюзию. Мы представляем несовершенным образом собранное знание как истинный факт, тем самым обманывая других.

#00:03:12#

Есть пословица, гласящая: «Человеку свойственно ошибаться». Гурудев однажды сказал одному человеку: «Человеку свойственно ошибаться, а этот человек очень человечен».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Сварупа Дамодар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Чувства обусловленной души всегда подвержены четырем недостаткам: 1) она пребывает в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает себя и других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны (каранапатава).

Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие обусловленной дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все увиденное им будет лишь несуществующей иллюзией.

Разум порабощенной души всегда ограничен; если джива пытается понять безграничную Абсолютную Истину (пара-таттву), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека, который, опираясь на свой разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом Верховная Личность Бога, Всевышний, смог создать материальный мир, обладающий такими же пространственно-временными характеристиками, что и разум размышляющего.

Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для обусловленной дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и прийти к неправильному умозаключению.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования