«Подлинное богатство». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа, прочитанная в Риге в декабре 2008 года



Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 28.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Подлинное богатство

(Латвия, Рига, декабрь 2008 года)



Карма и сукрити

Когда речь идет о духовном, не употребляется такое понятие как карма. Потому что карма – это последствие материальной деятельности. Духовное действие порождает иное следствие, очень похожее на карму, которое называется нитья-сукрити. Вы можете родиться очень богатым и красивым, но абсолютно бездуховным. Почему? Потому что карма хорошая. Недостаточно быть хорошим: жертвовать что-то или кормить кого-то или быть просто хорошим. Необходимо сукрити. Сукрити – это некое соприкосновение с духовным, некое бескорыстное служение Богу.

Хорошая карма обретается в результате хороших действий, сукрити – благодаря духовному общению или соприкосновению с трансцендентными личностями. Хорошую карму обрести легко, сукрити – очень трудно. Допустим, люди сидят и слушают о Кришне. Какой-то человек пришел один раз и больше никогда [в этой жизни] не соприкоснется с сознанием Кришны. Это было его первое и последнее соприкосновение в этой жизни, но он обрел сукрити.

Писания говорят, что мгновения духовного общения рождают сукрити. Я знаю, что многие люди, с которыми я общаюсь в жизни, один раз послушают что-то о духовном, а потом – материальный мир, дела. И всё – быть может, до следующей жизни! Исключительно материальное благочестие не всегда приводит человека к духовному.


Материальное богатство и духовность

Для Бога не сложно продеть верблюда через иголку. Если Кришна захочет богатого человека привести в духовную жизнь – это произойдет.

Из писаний мы знаем, что многие великие цари становились великими йогами, великими учителями. «Шримад-Бхагаватам» дает нам много примеров, как богатые и известные люди становились духовными личностями. Например, Махарадж Джанака был гуру карма-йоги.


История встречи Махараджа Джанаки и Шукадева Госвами

Однажды великий сказитель «Шримад-Бхагаватам» святой Шука получил наказ от своего отца выслушать наставления Махараджа Джанаки. Шука был голым монахом – нагом, у него не было даже одежды. Он пришел во дворец великого царя – дворец, окруженный девятью стенами, – и царь, который был великим учителем, устроил ему испытание: Шуке пришлось ждать по семь дней у каждых ворот, прежде чем оказаться на приеме у царя. Итак, пройдя девять ворот, через шестьдесят с лишним дней, во время которых Шука постился на пути к царю Джанаке, наконец он увидел прекрасно одетого, украшенного драгоценностями «материалиста», который произнес: «Извини, что я продержал тебя столь долго». На самом деле царь хотел посмотреть, насколько сильно желание этого монаха, этого Шукадева, учиться у него. Но Шукадев выдержал все сроки, и его нисколько не смутило, что он оставил все, а пришел к богатому человеку.

Царь Джанака сказал: «Молодец, что прождал больше двух месяцев, но я не уверен, что смогу учить тебя карма-йоге – это слишком сложно даже для такого как ты. Я дам тебе тарелку с маслом и, если ты прольешь хотя бы каплю, тогда я не буду тебя учить, но если ты ни капли не прольешь, я буду тебя учить». Шукадев взял тарелку с маслом, и царь сказал: «Обойди весь мой дворец, обрати внимание, сколько в нем сокровищ». Но Шука, идя по дворцу, не смотрел на сокровища, а смотрел на масло и когда вернулся, то поставил полную тарелку перед царем. Джанака сказал: «Ты прошел достаточно испытаний, чтобы получить духовное образование. Шука, посмотри на это все, что тебя окружает. Все, чем я обладаю, меня не интересует, я абсолютно такой же голый, как и ты. Разница только в том, что ты рассказчик “Бхагаватам”, а я царь. У тебя один вид служения, который более высок, у меня же другой вид служения, но, тем не менее, я, будучи царем, использую все это царство для прогресса людей». Шука был восхищен тем, что царь настолько велик, настолько бескорыстен и не привязан к своему царству.

Кришна упоминает его в «Бхагавад-гите», где говорит: «Джанака, Ними и другие цари достигли совершенства»1.


Высшие ценности

Когда мы говорим о том, насколько состоятельный человек способен стать духовным, речь не идет о его состоянии – по сравнению с трансцендентным уровнем бытия мы все нищие. Если кто-то обладает какими-то камнями или железками в этом мире, это нельзя назвать подлинным богатством. Существуют высшие духовные ценности, и это – подлинное богатство, богатство, связанное с душой. И человек, практикующий духовную жизнь, в высшей степени обогащается, он становится более богатым, чем все материалисты этого мира. Существует так много богатых людей, но лишь немногие из них могут оценить духовное знание, аскезы, то, что лишения ради высшей цели гораздо более ценны [, чем материальное богатство]. Духовный мир, в частности мир Кришны, зиждется на этом.


Справедливость и милосердие

По сути дела закон кармы – это закон справедливости. Это означает, что действия порождают равные по силе противодействия. Основной принцип материи, – справедливость. Это то, ради чего все борются, то, что все хотят установить.

Помните кинокомедию, в которой говорят: «Советский суд – самый гуманный суд в мире». Когда речь идет о наших преступлениях, то, если судят нас, мы не хотим, чтобы нас судили по справедливости, мы просим прощения и сострадания.

Мир справедливости – это мир материи, в духовном же мире управляет сострадание, абсолютное бескорыстное сострадание. Когда приходят великие учителя, они не приходят установить справедливость. Христос не пытался установить справедливость, Будда не пытался установить справедливость, а что уж говорить о Шри Чайтанье Махапрабху, который пришел раздавать кришна-прему – божественную любовь, столь труднодостижимую даже на определенных планах божественного бытия, – всем без ограничения. Сострадание – это самый главный принцип [жизни в духовном мире].

Шрила Шридхар Махарадж вывел несколько формул. Он сказал: «Красота выше силы. Сострадание, милосердие выше справедливости». Первое качество Бога – сострадательность. Справедливость – не самое главное Его качество. Справедливо можно относиться к равному. Как вы отнесетесь к муравью? Как вы отнесетесь к микробу? Но муравей к муравью будет относиться с позиции справедливости.

Когда кто-то находится в обусловленном сознании, он думает: «Я практикую йогу, я встаю рано утром, я читаю молитву, я хожу на службу, я! Вот эта бабушка не встает рано утром, она не ходит на службу, значит она не достойная». Но это отношения между равными. Отношение же посланника божественного мира иное. Например, Шрила Прабхупада, который пришел и дал сознание Кришны хиппи, которые не мылись, не брились, курили марихуану. Он с них начал, их обратил первых, потом уже всех остальных. Почему? Высшее сострадательно к низшему. Чем выше учитель, тем больше сострадания в нем. Христос не считал, что он несправедливо идет на крест. Нет, мы говорим, что Спаситель взошел на крест за грехи людей, даже ради тех, кто не понял и не оценил этого. Великие учителя вайшнавизма следуют путем сострадания.

Транскрипция: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш дас
 


1 См. Бхагавад-гита, 3.20.

← «Великие святые. Шрила Харидас Тхакур» (часть 2). Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа, прочитанная в Лахте 23 октября 2006 года ·• Архив новостей •· «Практика духовной жизни в условиях кризиса». Интервью Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Томск, 18 декабря 2008 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования