«Быть в потоке сознания Кришны». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа, прочитанная в Санкт-Петербурге 19 февраля 2008 года



Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 27.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

 

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Быть в потоке сознания Кришны

(19 февраля 2008 года)

 

Особое положение вайшнавов,
преданных Господа

Все, что мы делаем в нашей жизни, связанное с сознанием Кришны, мы делаем потому, что вайшнавы показали нам пример, открыли нам некие сферы сознания, которые до тех пор были закрыты для нас. Часто нам приходится прославлять и поклоняться друг другу, поклоняться друг другу не только как индивидуальным личностям, но и оказывать друг другу почтение согласно вайшнавскому этикету, потому что каждый преданный – частичка Господа. [Все живые существа – неотъемлемые частицы Господа.] Чем же отличается вайшнав от других живых существ? Обычные живые существа в мире материи позабыли о своем особом уникальном положении1, и из-за этой утраты их удача сошла на нет. Так они в материальном мире рождаются и умирают, радуются и скорбят. Но по сути дела их жизнь нельзя назвать жизнью, это существование.


Беспричинная милость преданных
и духовного учителя

По милости преданных живое существо обретает возможность соприкоснуться с сознанием Кришны. Что такое сознание Кришны, насколько оно глубоко? Мы не можем ответить.

Когда больной приходит к доктору и спрашивает: «Вы можете меня вылечить?», доктор отвечает: «Да, вот специальное лекарство, которое спасет вашу жизнь». Больной может до конца не понимать, что такое лекарство, каким образом оно спасет его жизнь, а также он может не понимать, что такое [полноценная] жизнь, если он инвалид, например. Он может быть не в состоянии ни двигаться, ни говорить, для него жизнь – это что-то абстрактное, если больной даже не осознает до конца, что он болен. Но, тем не менее, мы пришли в таком ужасном состоянии сознания к духовному учителю, и духовный учитель пролил на нас особую милость. Теперь мы здесь, в Санкт-Петербурге, у нас есть Божества, храм. Мы надеваем на себя гирлянды, духовные одежды и пытаемся вести себя согласно вайшнавским стандартам поведения. Конечно, одеться в одежды вайшнава гораздо легче, чем вести себя по-вайшнавски, но еще труднее быть вайшнавом, стать преданным более высокой квалификации. Мы проходим через разные стадии. Эти стадии связаны с нашим духовным ростом, и мы не видим предела этому, мы понимаем, что стремимся к безграничному.


Стремление двигаться вперед,
несмотря на все трудности

Но пока мы находимся на своем уровне, мы всегда можем вспомнить, кем были. Когда я вспоминаю себя до сознания Кришны, меня трясет от ужаса. Думаю, что каждый человек, присутствующий здесь, понимает, что с ним произошли определенные изменения. Может быть, сегодня нет возможности проанализировать и оценить все эти изменения, но то, что изменения произошли, – это однозначно, и то, что мы движемся в позитивную сторону, – также однозначно. Конечно, наше движение – это не прямые рельсы, проложенные в духовном мире, наше движение – это всегда движение по некой траектории, как у парусника: мы постоянно движемся, отклоняясь от курса, но надо возвращать себя к нему. Сейчас для нас продвижение в сознании Кришны, как в старой еврейской песне: шаг вперед и три назад. (Есть такая песня о школе танцев, о том, что неприлично, а что прилично.) Так вот сознание Кришны для нас – пока такая школа танцев: шаг вперед и три назад, потом еще шаг вперед и три назад. Но, тем не менее, это попытки двигаться вперед. Эти попытки всегда граничат с опасностью. Так, пока ребенок с матерью, мать знает, что с ним ничего не произойдет, но, вместе с тем, она понимает, что возможны болезни, инфекции, несчастные случаи.

По своему положению в духовной жизни мы – дети. Мы приходим в сознание Кришны, нам кажется, что все понятно, мы делаем определенные выводы, мы придерживаемся определенных представлений. Проходит много лет, наши представления меняются, но время не становится двигателем сознания Кришны. Это очень важный момент. Не время двигает лодку. Лодка должна двигаться вперед, но она может столкнуться с таким препятствием, как течение. Мы знаем, что у одной реки может быть течение в одну сторону и течение в обратную. Задача гребца – не просто грести как можно энергичней против течения, –  сколько бы ты не греб против течения, в конечном итоге это заканчивается тем, что ты устаешь, бросаешь весла, и тебя сносит обратно, – но задача гребца, который движется в сторону, – найти поток, который подхватит лодку, и в этом потоке балансировать.


Занять правильное положение
в нисходящем потоке сознания Кришны

Что такое сознание Кришны? Для нас это нисходящий поток. Этот нисходящий поток подхватывает нас, и в этом потоке мы должны удержаться и балансировать. Этот поток так же имеет некую глубину и ширину, не везде скорость одинакова. Но если мы занимаем место в центре, в центре служения, тогда поток несет нас очень быстро. Но если мы отклоняемся в какую-то сторону, и можно определить направление, – это либо карма (мы увлекаемся материалистической деятельностью, пускай даже благочестивой), либо гьяна – мы накапливаем определенные знания. Знание настолько опасно, что оно может даже полностью нас обезоружить. Мы можем столь много знать и так сильно сомневаться, что даже не сможем совершать деятельность в сознании Кришны. Встречаются такие преданные, которых знание доводит до подобного состояния, потому что знание – это также «веревки» деятельности. Есть преданные, которые думают, что сознание Кришны – это просто карма, благочестивая деятельность, и карма связывает их «веревками».

Поэтому в этом потоке мы должны занять правильное положение. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Занять правильное положение. Занять гармоничное положение». Для того чтобы занять это гармоничное положение, требуется выработать в себе определенное отношение, а выработать его очень трудно, потому что зачастую мы будем вынуждены действовать не потому, что нам это нравится или не нравится, и не потому, что это выгодно или не выгодно, – это все деятельность ума. Мы не приходим к доктору и не говорим: «Дайте мне вон те таблетки», в противном случае он скажет: «Нет, для вас вот эти – маленькие, круглые, горькие» – «А можете мне дать вот эти сладкие, большие и красивые?», он скажет: «Вы знаете, это для детей. Для вашего уровня сознания Кришны это не подходит. Ваша болезнь гораздо глубже, вам нужны те – маленькие, горькие и неприятные». А мы думаем: «Какой плохой доктор, не дал мне то, что я хотел». Наше ребячество оправдано, потому что мы не обладаем духовным опытом.


Пути к Господу многочисленны
и открыты Им самим

Кришна всегда пребывает за пределами чувств (Он – адхокшаджа, апракрита), но вместе с тем Кришна нисходит в этот мир, Он нисходит в этот мир со Своими спутниками, со Своим окружением. Кришна понимает, что подняться до духовного мира у живого существа нет возможности и сил, но когда живое существо стремится к совершенству, не зная как его достичь, тогда Кришна нисходит и провозглашает: «Время от времени Я утверждаю новую религию»2.

Одна христианка на нашем собрании встала и стала кричать – девушка амбициозная, она только что возлюбила Господа, неделю назад, и решила этим поделиться со всеми, – она крикнула: «Господь уже дал один рецепт!» Я сказал: «Только один? Вы вообще знаете, сколько Господь дал нам рецептов? Целую поликлинику. Среди этих рецептов есть множество рекомендаций. Религии – это некие бренды. Это не так, что Господь две тысячи лет назад дал нам один рецепт – рецептов уже было дано много, и Господь постоянно приходит, Он обновляет эти рецепты, Он “переупаковывает лекарства”, добавляет в них сахар, – что Он только ни делает, чтобы мы это приняли. Увы, вы слишком ограничиваете Господа. Существует множество рецептов, которые дал Господь».

Но, тем не менее, их можно объединить в один. Если мы попытаемся определить, какой рецепт самый лучший, какое лекарство действенней, безусловно, как пользователи, мы не сможем ответить. Каждая компания, каждый производитель фармакологии будет утверждать: «Мое – самое лучшее». И для того, кто не знает пути, для него любая дорога хороша, но тот, кто знает, каков путь, тот выбирает наиболее оптимальный вариант. Поэтому всегда следует обращаться к словам священных писаний, к словам преданных и к словам Господа.

Транскрипция: Анамика Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас


1 Имеется в виду духовное положение каждого живого существа как неотъемлемой частицы Господа – вечно существующего индивидуального «я», обладающего чистым сознанием и способного переживать трансцендентное блаженство во взаимоотношениях с Всевышним. Все это в полной мере проявляется тогда, когда душа осознает свое вечное положение слуги Господа и из безусловной преданности и всепоглощающей любви к Нему избавляется от всех своих материальных привязанностей и отождествлений.

2 В Бхагавад-гите (4.7,8) приводятся слова Господа Кришны, обращенные к Арджуне: йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата / абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам // паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇, вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа, самбхава̄ми йуге йуге – «Бхарата! Когда бы ни происходил упадок религии и ни воцарялось безбожие, Я нисхожу лично, подобно рожденному в этом мире. Чтобы освободить Своих святых преданных, уничтожить грешников и установить непоколебимую основу истинной религии, Я прихожу из века в век».

← «На пути к Кришне». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа, прочитанная в Санкт-Петербурге 28 апреля 2004 года. ·• Архив новостей •· Празднование Гаура-пурнимы в лахтинском храме. Санкт-Петербург, Лахта, 14 марта 2008 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования