Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Лекция, прочитанная
                    в эзотерическом центре, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, 17,
 5 января 2001 года

Начало
Часть вторая

    Краткий обзор Сознания Кришны

    Госвами Махарадж: Кажется здесь, в вашей стране, была газета под названием “Правда”?
    Ответ: Да, была и продолжает издаваться по сей день…
    Госвами Махарадж: Полна ли она правды? Может быть, я не знаю…  Благодаря разнообразию человеческой природы, фактору времени истина видоизменяется, преломляется. Поэтому Божественное откровение необходимо как непрекращающийся процесс. Люди имеют склонность думать, что духовные откровения были явлены этому миру в далеком прошлом, пять столетий тому назад, две тысячи лет назад или очень, очень давно…
    И, однозначно, мы верим в то, что это истинно. Но мы живем в 2001 году, так каким же является Божественное откровение для 2001 года? Каким будет теизм XXI века?
      Один христианский теолог сказал, что христианство находится на рубеже революции, подобной той, что произвел в астрономии Коперник. Он имел в виду то, что раньше люди в западном мире, в большинстве своем верили в геоцентрическую модель Вселенной. Но Коперник принес гелиоцентрическое понимание строения Вселенной; согласно этой концепции Солнце находится в центре и Земля, как и остальные  планеты, вращается вокруг него по своей орбите.

    Мы можем допускать существование разных религиозных концепций, но рано или поздно мы должны прийти к пониманию того, что есть одна Абсолютная Истина, Центр, вокруг которой вращаются по своим орбитам другие концепции, другие представления о природе Бога. Исходя из имеющегося у нас на сегодняшний день знания о мире, мы должны, по меньшей мере, встать на позицию религиозного плюрализма, принять факт существования множества представлений о Божественности. Если первый шаг – это принятие  идеи плюрализма, то второй шаг – это принятие идеи градации, того, что эти концепции находятся на разных уровнях. Эта градация имеет качественный характер, т.е. одна концепция качественно превосходит другую. Очень популярна точка зрения, особенно когда речь идет об индийских религиозных концепциях, что все они суть одно, т.е. находятся на одном уровне. Но истина такова, что любое явление обладает своими индивидуальными характеристиками. И, вероятно, существует некий метод,  позволяющий определить что – выше, а что – ниже.
    В Кришна-концепции Божественного этот стандарт, благодаря которому мы можем сравнить различные религиозные концепции, называется раса. Раса означает трансцендентные взаимоотношения с Всевышней Личностью Бога.
    Религии этого мира имеют дело, главным образом, с представлением о том, что душа, живое  существо, является вечным слугой Бога. Поэтому служение, с этой точки зрения, это фундамент, основание всех отношений, которые возможны между человеком и Богом. Но если человек, как говорит христианская традиция, сотворен по образу и подобию Божию и мы принимаем этот факт, то было бы логично предположить, что тот круг отношений, которые связывают людей в этом мире, также должен присутствовать и в Божественной Реальности. Мы видим в человеческом обществе, что отношения, связывающие людей, не сводятся лишь к отношениям господина и слуги. Есть также дружба, родственные отношения и отношения возлюбленных. Все эти виды любви должны присутствовать в Божественном, они не могут не быть в Нем, если, по сути, Божественное является источником всего сущего. И только Кришна-концепция, представление о Боге как о Кришне, включает в в себя все эти виды любовных взаимоотношений.

    В “Чайтанья-чаритамрите”,  одном из Священных Писаний, говорится о высшем положении Божественной любви. «Само слово Кришна, - объясняют Писания, - означает Тот, кто привлекает всех».  Кришна привлекателен не только для своих преданных, Им привлекаются даже Нараяна и Лакшми Деви. Другими словами, природа Кришны такова, что даже иные ипостаси, проявления Божественного, испытывают влечение к Нему. И далее, там говорится нечто, что может показаться шокирующим: Кришна привлекателен даже для Самого Себя. Более того, Бог, Абсолют Сам хочет стать Своим преданным. Преданность Кришне столь возвышенна, столь высока и прекрасна, что Сам Господь хочет занять положение Своего преданного. Это подобно тому, как если бы сахар захотел испытать вкус своей собственной сладости. В образе Чайтаньи Махапрабху Кришна Сам вкушает Свою сладость и вкус этой сладости делает Его безумным. Он заставляет Его танцевать и петь. И Его танец и пение – это Харе Кришна Махамантра. При этом Он раздает эту сладость в форме Святого Имени другим.
    Это, можно сказать, краткий обзор сознания Кришны.



 Перевод: Муралишвара дас, Рагалекха даси
 Редакция: Кришнапад дас
 Транскрибирование: Рагалекха даси

 Продолжение...
 К началу лекции
 На Страницу Госвами Махараджа