«Во власти любви». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 16 июля 2012 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 28.70M)


Russian

#00:00:28#

Это напоминает мне слова Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура, который говорил, что есть особая категория шлок. Ее качество таково, что проанализировав ее, можно понять множество разных вещей. Прежде всего необходимо разобраться с контекстом, где родилась эта шлока — на встрече Шри Чайтаньи Махапрабху и Рагхупати Упадхьяйи. Это очень короткий раздел «Чайтанья-чаритамриты», но очень глубокий. И нам как тем, кто стремится стать гаудиями, следует помнить что «Шри Чайтанья-чаритамрита» сама по себе для нас словно линза, через которую следует смотреть на все.

#00:02:41#

Шрила Гуру Махарадж любил цитировать «По мере роста конотато уменьшается денотато». Что это означает? Можно пояснить на примере. Можно задаться вопросом: «Кто любит, кто ценит Бхагавад-гиту?»  Мы увидим, что философы самых разных направлений на Востоке и на Западе, в Индии, в России — где угодно, ценит Бхагавад-гиту, прославляет ее.  И, как я уже отмечал, можно здесь заметить в качестве сноски, что даже те люди, которые очень строги в подходе к выбору источника знания, отвергают какие-либо сомнительные источники, но в случае Бхагавад-гиты принимают ее, ценя ее содержание, при этом не обращая внимание на то, каким путем она была явлена.

#00:04:40#

Я нахожу в этом факте некую чудесную мистерию. Ведь в самом конце Бхахавад-гиты Санджая произносит эти слова: «Санджая услышал эту Бхагавад-гиту по милости Вьясы». Имеется в виду, что Санджаяне был там, где была рассказана Бхагавад-гита, но по милости Вьясы произошла мистическая передача этого знания к нему. Поэтому, строго говоря, это источник не из первых рук. Но на самом деле это источник более, чем из первых рук, если учесть метод передачи. Однако благодаря тому, насколько высока и глубока суть Бхагавад-гиты, все люди принимают ее и радуются ей, не обращая внимание на то, каким методом она была явлена.

#00:07:00#

И это идеально соответствует одной из постоянных онтологических тем Шрилы Шридхара Махараджа. А именно — суть выше формы, суть важнее метода рассказа. Однако посмотрите, что будет, если мы увеличим конотато. Нас интересует не просто Бхагавад-гита, а Бхагавад-гита, которая понята в свете «Шримад-Бхагаватам». Тогда этим критерием многие исключаются, включая майавади и других. Тогда, если мы задаем такой критерий, тогда остаются только Шри вайшнавы из рамануджа-сампрадаи, вайшнавы мадхава-сампрадаи, вайшнавы гаудия-сампрадаи. Все они радостно согласятся: да, разумеется, Бхагавад-гитe следует понимать именно в свете «Бхагаватам».

#00:08:45#

Но если мы еще более усилим конотато и скажем: «Нас интересует не просто “Бхагаватам” как таковой, но “Бхагаватам”? как он был раскрыт Шри Чайтаньей Махапрабху». Тогда и шри-вайшнавы, и последователи мадхава-сампрадаи отпадают и вы остаетесь с гаудия-вайшнавами.

Итак, Шрила Гуру Махарадж говорил об этом так: «По мере увеличения конотато, уменьшается денотато». Однако это вовсе не указывает на сектанство, потому что Шрила Гуру Махарадж говорил о высшей цели, о высшем достижении: «Это высшее, это нечто, с одной стороны, включающее в себя все, то есть доступно для всех, но с другой стороны, совершенно исключительное». Речь идет о высочайшей чистоте, очень высоком эталоне.

#00:10:18#

И Шрила Гуру Махарадж говорил: «Иными словами, можно было бы на наших дверях повесить такую табличку: “Добро пожаловать, вход воспрещен”». Это великая милость Шри Чайтаньи Махапрабху, который приглашает всех в мир, куда закрыт доступ. Хотя мы не достойны вступить туда, но нас приглашают туда с распростертыми объятиями с любовью и нежностью. Когда Махапрабху встретился с Рагхупати Упадхьяей, Он задал ему следующий вопрос: «Как вы считаете, что самое главное в религии, в духовной жизни? Какова самая высокая идея?».

#00:11:46#

«Шрути» дословно означает «услышанное». В целом термин «шрути» относится ко всей новооткровенной истине, Ведам. Мы знаем, что ведическое знание передается через звук. Поэтому мы можем переформулировать вопрос Махапрабху. Можно сказать, что Он спросил: «Из всего, что когда-либо было услышано (разумеется, речь идет о существенных вещах), что самое важное, что самое высокое?».

#00:12:42#

Интересно, что отвечая на этот вопрос, Рагхупати Упадхьяя начал цитировать шлоки, которые написал сам. Рагхупати Упадхьяя ответил, что шрути говорят одно, смрити говорят другое, «Бхарата», имеется в виду «Махабхарата», рассказывает что-то. И люди словно безумные обращаются к ним, но для чего? Бхава бхитах, из страха смерти, из страха перед этим миром, страха перед угрожающим всем концом.

#00:14:19#

Когда-то давным-давно был известен один юморист, комик. Его репутация была такова: он был известен атеистом, дебоширом, бабником и прочее.Но когда он достиг почтенного возраста, его друзья были поражены, когда увидели, что он читает Бхагавад-гиту, детально изучает ее. Они спросили его: «Что ты делаешь?».Он ответил: «Я ищу лазейки». Можно перефразировать так. Понимая, что смерть неизбежно приближается к нему, он изучал писания в поисках: «Есть ли хоть какой-нибудь хитрость, какой-нибудь тонкость, воспользовавшись которой я мог бы спастись?»

#00:15:56#

Итак, Рагхупати Упадхьяя сказал, что боясь своей кармы, грядущих последствий своей жизни, в конечном итоге, своей смерти, люди обращаются к Шрути, Смрити, Пуранам и другим ведическим источникам, желая найти спасение. И в этих источниках дается много советов. Рагхупати Упадхьяя заключает: «Но что касается лично меня, то меня не интересует другое. Я поклоняюсь Нанде Махараджу. И что мне интересно — это что же сделал Нанда Махарадж, что сейчас Сам Всевышний, Сам Парамбрахман ползает во дворе Нанды Махараджа.

#00:17:12#

нандах̣ ким акарод брахман,
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ва̄ маха̄-бха̄га̄,
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.77)1

Эта шлока из «Бхагаватам» говорит о славе Нанды Махараджа, во дворе которого растет Кришна. Далее Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет: но положение Яшоды в этом стихе подчеркивается еще больше. Кришна, Сам Всевышний,  сидит у нее на коленях и пьет молоко из ее груди.

#00:18:39#

Когда Кришна покинул Вриндаван и отправился в Матхуру, и женщины Матхуры впервые увидели Его, они были поражены, увидев лишь первые отблески Его красоты. Они были совершенно очарованы, наслаждались этим, но затем к ним в голову и в сердце пришла следующая мысль: насколько же удачливы гопи Вриндавана, что же они сделали такого, что они получили возможность наслаждаться такой красотой, пить красоту Кришны собственными глазами непрестанно.

#00:19:14#

гопйас тапах̣ ким ачаран йад амуш̣йа рӯпам̇
ла̄ван̣йа-са̄рам асамордхвам ананйа-сиддхам
эка̄нта-дха̄ма йаш́асах̣ ш́рийа аиш́варасй

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.156, Шримад-Бхагаватам, 10.44.14)2

Здесь используется интересное выражение «лаванйа сарам». «Лаванйа» означает «красота», «сарам» означает «сливки, эссенция», то есть самая суть. Кришна это самая суть, самый сок всякой красоты. «Гопйас тапах̣ ким ачаран» — что за аскезы совершали гопи, если им выпала такая удача, удача пить нектар Кришны глазами? Подобно тому, как кто-то может пить нектар и чувствовать себя пьяным от этого, они пили нектар глазами и пьянели от этого.

ан̣га̄ни йасйа сакалендрийа-вр̣итти-манти
паш̇йанти па̄нти калайанти чирам̇ джаганти
а̄нанда-чинмайа-сад-уджджвала-виграхасйа
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

(«Шри Брахма-самхита», 5.32)3

Подобно тому, как чувства Кришны взаимозаменяемы, также взаимозаменяемы и чувства преданных Кришны.

Итак, возникает вопрос: что же сделал Нанда Махарадж, что же сделала матушка Яшода, что же сделали браджа-гопи? Вишванатх Чакраварти Тхакур отвечает? «Они ничего не сделали. Не думайте, что они обрели свое положение в результате каких-либо аскез, каких-либо духовных свершений. Это не так». То, что Кришна ползает по двору Нанды Махараджа, сидит на коленях матушки Яшоды и сосет ее грудь, танцует вместе с гопи — все это следствие экстатического ответа Кришны на невероятно огромную любовь этих преданных к Нему.

#00:23:30#

Более старшие, пожилые гопи Вриндавана, когда Кришна — еще маленький мальчик, иногда заставляют Его танцевать. И Он начинает танцевать, чтобы порадовать их. Они говорят: «Принеси-ка эту мридангу». Иногда у Него получается поднять мридангу, а иногда, когда не получается, просто прикасается к ней. Иногда Кришна показывает: «Я — силач». Иными словами, Он — игрушка в руках браджа-гопи. Бог любви во власти любви. Гуру Махарадж говорил: «Отдайте сердце и получите сердце».

#00:23:30#

Иногда преданные задумываются, что самое главное: «Нужно ли мне поститься, исполнять особые ритуалы или еще что-то?». Гуру Махарадж отвечает: «Все это вторично. Все это не важно». Смысл всего, предназначение всего, если понять правильно, в пробуждении любви и нежных чувств к Кришне. Атма ниведанам — они отдали себя Кришне целиком и полностью, свое сердце и душу, они живут только ради Кришны. Чтобы они ни делали, это только чтобы доставить удовольствие Кришне. Для чего они украшают себя, стремятся выглядеть красиво? Только чтобы порадовать Кришну, это не их тщеславие.

#00:25:50#

дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192)

Настоящий смысл инициации в том, что преданный совершает атма самарпан, отдает себя служению Кришне.

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам

(Шримад Бхагавад-гита, 4.11)

Сначала Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Как ты предаешься Мне, по мере этого я отвечаю. Но что, если кто-то становится рабом Кришны? Вот насколько эта личность отдает себя. Шрила Гуру Махарадж никогда не стеснялся использовать это выражение — божественное рабство. В современном мире это выражение напрягает людей. Люди говорят: «Лучше сказать “слуга” или “служение”». Нет — раб, рабство. Кришна говорит: «Как они предаются Мне, так Я отвечаю взаимностью». И чего не понимают люди, которых смущает рабство, — то, что Кришна становится рабом Своего преданного.

#00:28:03#

Парамбрахма, Высшая Абсолютная Истина, Свайам Бхагаван Кришна становится рабом любви, живущей в сердце преданного. Это самое невероятное из невероятного. Поэтому Он ползает по двору Нанды Махараджа, сосет грудь Яшоды, играет с браджа-гопи.

#00:28:44#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

 («Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17)

Когда Шрила Рупа Госвами в книге о преданности «Бхакти-расамрита-синдху» перечисляет качества кришна-бхакти, свойства преданности, любви к Кришне, он говорит, что последнее из них — Шри Кришна Сам привлекается, тянется к такой любви.

Поэтому, о какой степени самозабвения идет речь? Самозабвение, но не самоуничтожение. То есть жить только ради Кришны, только ради Его счастья. Джива Госвами говорит: «Как животное, которое продали хозяину». Эти примеры шокируют, мы начинаем волноваться. О какой степени риска идет речь? О какой глубине веры в Кришну идет речь? Шрила Гуру Махарадж говорит: «Не думайте, что Кришна холоден, беспристрастен, что Ему все равно».

#00:31:18#

Недавно видел видеозапись, на которой слоненок случайно провалился в грязь, и судя по всему он самостоятельно из нее не выбрался бы и так бы и погиб. Но на этом видео видно, как мама слоненка приходит и спасает его, вытаскивает его из грязи.

Итак, Шрила Гуру Махарадж говорит: «Неужели вы думаете, что Кришна хуже ее?» Даже животные, чувствуя любовь и привязанность, могут спасать друг друга. В людях есть такая склонность. Неужели вы думаете, что Кришна не поможет Своим преданным, что Он останется безразличен, нейтрален, что Он будет стоять в стороне, не вмешиваясь в страдания преданного?».

#00:33:47#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что наоборот. Когда Гопа Кумар впервые оказался на Голоке Вриндавана, в мире Кришны, когда, так сказать, наступил его первый день в мире Голоки, сначала он постарался найти дом Нанды Махараджа. Где же тот самый двор?

Он встретил много браджа-баси. Кто-то из них замер, словно статуя,и вид у них был, как будто они ужасно страдают. И Гопа Кумар подумал: «Я побывал на всех планетных системах, на всех уровнях бытия, какие только бывают. Я никогда не видел никого, кто страдали бы больше, чем они. Неужели это сознание Кришны? А как же “повторяйте и будьте счастливы”?» Они все ужасно страдали в агонии. Он спрашивал их: «Вы не подскажете, а как пройти к дому Нанды Махараджа?» Они не отвечали. А кто-то и вовсе замер и потупился. Гопа Кумар продолжал: «Ну, может быть, хотя бы укажите, в какую сторону идти?» Они не могли ответить.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:

#00:34:33#

ба̄хйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа,
кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.50)

Такова загадочная природа Кришна-премы, внешне кажется, что человек, испытывающий ее, страдает от ужасной боли. Внутри этот человек испытывает невероятный, несравненный, всеохватывающий экстаз.

Они не могли ответить.

Какое-то время спустя Гопа Кумар понимает: это обычный день во Вриндаване. Просто сейчас Кришна отправился в лес, чтобы там пасти телят вместе со Своими друзьями-пастушками, а все оставшиеся преданные испытывают страшнейшую агонию разлуки с Ним.

Иногда браджа-гопи говорят: «Хотела бы я стать пастушком, потому что пастушки-мальчики могут играть с Кришной днем, а нам приходится ночи ждать». Другая гопи отвечает: «Да, было бы здорово стать пастушком».

#00:36:55#

Наконец, в какой-то момент все видят издалека приближается облако. Это облако пыль, поднятая копытами телят. Это облако приближается, все обитатели Вриндавана словно завядшие цветки, которые снова оживают. Начинают доноситься звуки игры флейт, стуки цимбал, барабанов, начинается пение, танцы.

Наконец, из этого тумана, из этого облака начинает появляться фигура. И они видят, что это Кришна, играющий на флейте. И Его волосы находятся, как говорит Гуру Махарадж, в художественном беспорядке. При этом Его волосы с одной стороны испачканы пылью, поднятой копытами коров, и потом, но выглядит очень красиво. Брахма, Шива, полубоги выстроились вдоль дороги, чтобы увидеть хоть мельком. Иногда матушка Яшода даже волнуется из-за этого: «Из-за этих богов мой сынок опоздает к обеду. Все. Посмотрели? Возвращайтесь на свои планеты».

#00:39:12#

Наконец, Кришна смотрит и видит, что там стоит Гопа Кумар. Любовный поиск потерянного слуги: наконец-то Он обрел Своего потерянного слугу, который вернулся домой, назад, к Богу. Кришна бросается бежать к Гопа Кумару, Гопа Кумар бросается навстречу к Кришне, и они встречаются и обнимаются. Кришна так счастлив встрече, настолько счастлив, что теряет сознание. Кришна теряет сознание Кришны. (Смеется). Нет, Он просто теряет сознание, падает в обморок.  

#00:40:04#

И все собравшиеся являются: «А что это за парень, что это за Гопа Кумар?».Они все готовы ненавидеть его. Он столь грандиозно вступил на Голоку Вриндавана, что теперь вся Голока Вриндавана его ненавидит. Они думают: «И вообще, может быть это демон, который только притворяется мальчиком-пастушком? Посмотрите, что он сделал с Кришной!» Как обычно Баладеву приходится вступить и спасти ситуацию.

Опять Кришна возвращается к сознанию Кришны и, обняв Гопа Кумара, говорит: «Как ты мог быть далеко от Меня так долго? Я знаю все твои беды, все твои приключения. Я знаю все, что было с тобой и всегда в Своем сердце Я хотел, чтобы ты вернулся ко Мне. Я устроил, чтобы были Веды, чтобы все это было, чтобы вернуть тебя домой».

#00:41:53#

И тогда,наконец, Кришна отводит Гопа Кумара в Нанда-бхаван, в дом Нанды Махараджа к тому знаменитому двору. А еще Кришна перед этим говорит: «И когда Я узнал, что, наконец, в этой жизни ты вернешься ко Мне, радость Моя не знала границ».

#00:42:30#

стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир

 («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3)

Шрила Гуру Махарадж говорит, комментируя этот стих из Брахма-стути, произнесенный Брахмой в своих молитвах, что главное начать слушать. Когда в человеке рождается желание слушать о Кришны от преданных, в этом случае флаг сознания Кришны воздвигается в сердце преданного и его дни в этом мире сочтены.

#00:43:45#

Наконец, он приходит в дом Нанды Махараджа, а там матушка Яшода и другие готовили великолепный обед для Кришны, Баларамы, Нанды Махараджа и также для почетного гостя Гопа Кумара. Матушка Яшода задействует других браджа-гопи в севе искупать Кришну и Балараму. Наконец, они усаживаются: Нанда Махарадж сидит рядом с Кришной и Баларамой, где-то сидят Шридам, Субал, каждый на своем месте. Поскольку Гопа Кумар связан с семьей Шримати Радхарани, то он сидит с Ее стороны.

И тогда матушка Яшода предлагает ладду Кришне, приготовленные Шримати Радхарани, и Кришна пробует этот ладду и говорит «Фу!». Матушка Яшода говорит: «Что?!», а Чандравали и ее подружки говорят: «Да-а!» А Яшода говорит: «Радхарани, что ты натворила?!» И тогда Кришна бросает это ладду Гопа Кумару и говорит: «Может быть такие пастушки, как ты, могут оценить это, твоя семейная линия?».

#00:45:45#

Гопа Кумар пробует это ладду и сходит с ума, насколько оно изумительно. Тогда они понимают, что Кришна разыграл. И тогда Чандравали с подружками огорчаются, а Радхарани счастлива. Кришна угостил Гопа Кумара знаменитым манохар-ладду ладду, которое похищает ум.

Поэтому Шрила Гуру Махарадж говорит: «Первой книгой стала“Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности”, затем “Шри Гуру и Его милость”, затем “Золотой вулкан божественной любви”. Но здесь, в этой книге мы покажем, что как преданный ищет Кришну, так же и Кришна ищет преданного. Кришна ищет своего потерянного слугу. И что это за поиск? Любовный поиск. Поэтому любовный поиск потерянного слуги».

#00:47:55#

Поэтому нам не следует думать, что Кришна обладает меньшей любовью, нежностью, нежели кто-либо, кого мы видели в этом мире. Как Шрила Гуру Махарадж говорит: «Смотрите, даже животные могут заботиться с любовью и нежностью о своих близких». Поэтому скорее если самую высокую любовь, которую вы увидите в этом мире, увеличите в бесконечной степени, то тогда вы будете приближаться к той любви и заботе, что испытывает Кришна.

Кришна говорит браджа-гопи«на па̄райе 'хам́ ниравадйа-сам́йуджа̄м́» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.93)  «Вы преданы Мне настолько, что Я не в силах отплатить вам чем-либо, поэтому Я отдаю вам Себя». Шри кришнакаршини ча са. Рупа Госвами говорит, что это чистая преданность, когда Безграничный подчиняется ограниченному живому существу». Отдайте сердце примите сердце. Это сознание Кришны. Вот что с Нандой Махараджем. Причина не в том, что он сделал, а какого рода любовь и преданность живет в его сердце.

Кришна принадлежит Своим преданным. Кришна сам не Свой.

Копи райт. Торговая марка. Все права зарезервированы. «Шримати Радхарани и Ее подружки, а также Нанда, Яшода, Шридам, Субал вся группа. Корпорация Кришны».

Харе Кришна.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Брахман, за какие благочестивые деяния Нанда Махарадж получил в сыновья Верховную Личность Господа Кришну? А какие праведные поступки совершила мать Яшода, что сам Абсолют, Верховный Господь Кришна, стал называть ее мамой и пить ее молоко?»

2 «Какой же суровой аскезе должны были подвергать себя гопи, если они своими глазами всегда могут пить нектар образа Господа Кришны, средоточия несравненной и непревзойденной красоты. Его очарование — единственное вместилище красоты, славы и богатства. Это само совершенство, неувядающее и исключительно редкое».

3 «Я поклоняюсь Говинде — изначальному Господу, чья трансцендентная форма полна истины, блаженства, вечности и исполнена ослепительного сияния. Каждая из частей Его трансцендентного тела способна исполнять функции всех других частей. Он вечно наблюдает, проявляет и поддерживает бесконечные вселенные — духовные и материальные».




←  Философский бхакти-клуб в Риге. 14 июля 2012 года ·• Архив новостей •· «Самая Большая Любовь: история Ситы и Рамы». Киевский ведический клуб. 14 июля 2012 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.1 МБ)


Russian

#00:00:28#

Это напоминает мне слова Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура, который говорил, что есть особая категория шлок. Ее качество таково, что проанализировав ее, можно понять множество разных вещей. Прежде всего необходимо разобраться с контекстом, где родилась эта шлока — на встрече Шри Чайтаньи Махапрабху и Рагхупати Упадхьяйи. Это очень короткий раздел «Чайтанья-чаритамриты», но очень глубокий. И нам как тем, кто стремится стать гаудиями, следует помнить что «Шри Чайтанья-чаритамрита» сама по себе для нас словно линза, через которую следует смотреть на все.

#00:02:41#

Шрила Гуру Махарадж любил цитировать «По мере роста конотато уменьшается денотато». Что это означает? Можно пояснить на примере. Можно задаться вопросом: «Кто любит, кто ценит Бхагавад-гиту?»  Мы увидим, что философы самых разных направлений на Востоке и на Западе, в Индии, в России — где угодно, ценит Бхагавад-гиту, прославляет ее.  И, как я уже отмечал, можно здесь заметить в качестве сноски, что даже те люди, которые очень строги в подходе к выбору источника знания, отвергают какие-либо сомнительные источники, но в случае Бхагавад-гиты принимают ее, ценя ее содержание, при этом не обращая внимание на то, каким путем она была явлена.

#00:04:40#

Я нахожу в этом факте некую чудесную мистерию. Ведь в самом конце Бхахавад-гиты Санджая произносит эти слова: «Санджая услышал эту Бхагавад-гиту по милости Вьясы». Имеется в виду, что Санджаяне был там, где была рассказана Бхагавад-гита, но по милости Вьясы произошла мистическая передача этого знания к нему. Поэтому, строго говоря, это источник не из первых рук. Но на самом деле это источник более, чем из первых рук, если учесть метод передачи. Однако благодаря тому, насколько высока и глубока суть Бхагавад-гиты, все люди принимают ее и радуются ей, не обращая внимание на то, каким методом она была явлена.

#00:07:00#

И это идеально соответствует одной из постоянных онтологических тем Шрилы Шридхара Махараджа. А именно — суть выше формы, суть важнее метода рассказа. Однако посмотрите, что будет, если мы увеличим конотато. Нас интересует не просто Бхагавад-гита, а Бхагавад-гита, которая понята в свете «Шримад-Бхагаватам». Тогда этим критерием многие исключаются, включая майавади и других. Тогда, если мы задаем такой критерий, тогда остаются только Шри вайшнавы из рамануджа-сампрадаи, вайшнавы мадхава-сампрадаи, вайшнавы гаудия-сампрадаи. Все они радостно согласятся: да, разумеется, Бхагавад-гитe следует понимать именно в свете «Бхагаватам».

#00:08:45#

Но если мы еще более усилим конотато и скажем: «Нас интересует не просто “Бхагаватам” как таковой, но “Бхагаватам”? как он был раскрыт Шри Чайтаньей Махапрабху». Тогда и шри-вайшнавы, и последователи мадхава-сампрадаи отпадают и вы остаетесь с гаудия-вайшнавами.

Итак, Шрила Гуру Махарадж говорил об этом так: «По мере увеличения конотато, уменьшается денотато». Однако это вовсе не указывает на сектанство, потому что Шрила Гуру Махарадж говорил о высшей цели, о высшем достижении: «Это высшее, это нечто, с одной стороны, включающее в себя все, то есть доступно для всех, но с другой стороны, совершенно исключительное». Речь идет о высочайшей чистоте, очень высоком эталоне.

#00:10:18#

И Шрила Гуру Махарадж говорил: «Иными словами, можно было бы на наших дверях повесить такую табличку: “Добро пожаловать, вход воспрещен”». Это великая милость Шри Чайтаньи Махапрабху, который приглашает всех в мир, куда закрыт доступ. Хотя мы не достойны вступить туда, но нас приглашают туда с распростертыми объятиями с любовью и нежностью. Когда Махапрабху встретился с Рагхупати Упадхьяей, Он задал ему следующий вопрос: «Как вы считаете, что самое главное в религии, в духовной жизни? Какова самая высокая идея?».

#00:11:46#

«Шрути» дословно означает «услышанное». В целом термин «шрути» относится ко всей новооткровенной истине, Ведам. Мы знаем, что ведическое знание передается через звук. Поэтому мы можем переформулировать вопрос Махапрабху. Можно сказать, что Он спросил: «Из всего, что когда-либо было услышано (разумеется, речь идет о существенных вещах), что самое важное, что самое высокое?».

#00:12:42#

Интересно, что отвечая на этот вопрос, Рагхупати Упадхьяя начал цитировать шлоки, которые написал сам. Рагхупати Упадхьяя ответил, что шрути говорят одно, смрити говорят другое, «Бхарата», имеется в виду «Махабхарата», рассказывает что-то. И люди словно безумные обращаются к ним, но для чего? Бхава бхитах, из страха смерти, из страха перед этим миром, страха перед угрожающим всем концом.

#00:14:19#

Когда-то давным-давно был известен один юморист, комик. Его репутация была такова: он был известен атеистом, дебоширом, бабником и прочее.Но когда он достиг почтенного возраста, его друзья были поражены, когда увидели, что он читает Бхагавад-гиту, детально изучает ее. Они спросили его: «Что ты делаешь?».Он ответил: «Я ищу лазейки». Можно перефразировать так. Понимая, что смерть неизбежно приближается к нему, он изучал писания в поисках: «Есть ли хоть какой-нибудь хитрость, какой-нибудь тонкость, воспользовавшись которой я мог бы спастись?»

#00:15:56#

Итак, Рагхупати Упадхьяя сказал, что боясь своей кармы, грядущих последствий своей жизни, в конечном итоге, своей смерти, люди обращаются к Шрути, Смрити, Пуранам и другим ведическим источникам, желая найти спасение. И в этих источниках дается много советов. Рагхупати Упадхьяя заключает: «Но что касается лично меня, то меня не интересует другое. Я поклоняюсь Нанде Махараджу. И что мне интересно — это что же сделал Нанда Махарадж, что сейчас Сам Всевышний, Сам Парамбрахман ползает во дворе Нанды Махараджа.

#00:17:12#

нандах̣ ким акарод брахман,
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ва̄ маха̄-бха̄га̄,
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.77)1

Эта шлока из «Бхагаватам» говорит о славе Нанды Махараджа, во дворе которого растет Кришна. Далее Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет: но положение Яшоды в этом стихе подчеркивается еще больше. Кришна, Сам Всевышний,  сидит у нее на коленях и пьет молоко из ее груди.

#00:18:39#

Когда Кришна покинул Вриндаван и отправился в Матхуру, и женщины Матхуры впервые увидели Его, они были поражены, увидев лишь первые отблески Его красоты. Они были совершенно очарованы, наслаждались этим, но затем к ним в голову и в сердце пришла следующая мысль: насколько же удачливы гопи Вриндавана, что же они сделали такого, что они получили возможность наслаждаться такой красотой, пить красоту Кришны собственными глазами непрестанно.

#00:19:14#

гопйас тапах̣ ким ачаран йад амуш̣йа рӯпам̇
ла̄ван̣йа-са̄рам асамордхвам ананйа-сиддхам
эка̄нта-дха̄ма йаш́асах̣ ш́рийа аиш́варасй

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.156, Шримад-Бхагаватам, 10.44.14)2

Здесь используется интересное выражение «лаванйа сарам». «Лаванйа» означает «красота», «сарам» означает «сливки, эссенция», то есть самая суть. Кришна это самая суть, самый сок всякой красоты. «Гопйас тапах̣ ким ачаран» — что за аскезы совершали гопи, если им выпала такая удача, удача пить нектар Кришны глазами? Подобно тому, как кто-то может пить нектар и чувствовать себя пьяным от этого, они пили нектар глазами и пьянели от этого.

ан̣га̄ни йасйа сакалендрийа-вр̣итти-манти
паш̇йанти па̄нти калайанти чирам̇ джаганти
а̄нанда-чинмайа-сад-уджджвала-виграхасйа
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

(«Шри Брахма-самхита», 5.32)3

Подобно тому, как чувства Кришны взаимозаменяемы, также взаимозаменяемы и чувства преданных Кришны.

Итак, возникает вопрос: что же сделал Нанда Махарадж, что же сделала матушка Яшода, что же сделали браджа-гопи? Вишванатх Чакраварти Тхакур отвечает? «Они ничего не сделали. Не думайте, что они обрели свое положение в результате каких-либо аскез, каких-либо духовных свершений. Это не так». То, что Кришна ползает по двору Нанды Махараджа, сидит на коленях матушки Яшоды и сосет ее грудь, танцует вместе с гопи — все это следствие экстатического ответа Кришны на невероятно огромную любовь этих преданных к Нему.

#00:23:30#

Более старшие, пожилые гопи Вриндавана, когда Кришна — еще маленький мальчик, иногда заставляют Его танцевать. И Он начинает танцевать, чтобы порадовать их. Они говорят: «Принеси-ка эту мридангу». Иногда у Него получается поднять мридангу, а иногда, когда не получается, просто прикасается к ней. Иногда Кришна показывает: «Я — силач». Иными словами, Он — игрушка в руках браджа-гопи. Бог любви во власти любви. Гуру Махарадж говорил: «Отдайте сердце и получите сердце».

#00:23:30#

Иногда преданные задумываются, что самое главное: «Нужно ли мне поститься, исполнять особые ритуалы или еще что-то?». Гуру Махарадж отвечает: «Все это вторично. Все это не важно». Смысл всего, предназначение всего, если понять правильно, в пробуждении любви и нежных чувств к Кришне. Атма ниведанам — они отдали себя Кришне целиком и полностью, свое сердце и душу, они живут только ради Кришны. Чтобы они ни делали, это только чтобы доставить удовольствие Кришне. Для чего они украшают себя, стремятся выглядеть красиво? Только чтобы порадовать Кришну, это не их тщеславие.

#00:25:50#

дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192)

Настоящий смысл инициации в том, что преданный совершает атма самарпан, отдает себя служению Кришне.

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте та̄м̇с татхайва бхаджа̄мй ахам

(Шримад Бхагавад-гита, 4.11)

Сначала Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Как ты предаешься Мне, по мере этого я отвечаю. Но что, если кто-то становится рабом Кришны? Вот насколько эта личность отдает себя. Шрила Гуру Махарадж никогда не стеснялся использовать это выражение — божественное рабство. В современном мире это выражение напрягает людей. Люди говорят: «Лучше сказать “слуга” или “служение”». Нет — раб, рабство. Кришна говорит: «Как они предаются Мне, так Я отвечаю взаимностью». И чего не понимают люди, которых смущает рабство, — то, что Кришна становится рабом Своего преданного.

#00:28:03#

Парамбрахма, Высшая Абсолютная Истина, Свайам Бхагаван Кришна становится рабом любви, живущей в сердце преданного. Это самое невероятное из невероятного. Поэтому Он ползает по двору Нанды Махараджа, сосет грудь Яшоды, играет с браджа-гопи.

#00:28:44#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

 («Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17)

Когда Шрила Рупа Госвами в книге о преданности «Бхакти-расамрита-синдху» перечисляет качества кришна-бхакти, свойства преданности, любви к Кришне, он говорит, что последнее из них — Шри Кришна Сам привлекается, тянется к такой любви.

Поэтому, о какой степени самозабвения идет речь? Самозабвение, но не самоуничтожение. То есть жить только ради Кришны, только ради Его счастья. Джива Госвами говорит: «Как животное, которое продали хозяину». Эти примеры шокируют, мы начинаем волноваться. О какой степени риска идет речь? О какой глубине веры в Кришну идет речь? Шрила Гуру Махарадж говорит: «Не думайте, что Кришна холоден, беспристрастен, что Ему все равно».

#00:31:18#

Недавно видел видеозапись, на которой слоненок случайно провалился в грязь, и судя по всему он самостоятельно из нее не выбрался бы и так бы и погиб. Но на этом видео видно, как мама слоненка приходит и спасает его, вытаскивает его из грязи.

Итак, Шрила Гуру Махарадж говорит: «Неужели вы думаете, что Кришна хуже ее?» Даже животные, чувствуя любовь и привязанность, могут спасать друг друга. В людях есть такая склонность. Неужели вы думаете, что Кришна не поможет Своим преданным, что Он останется безразличен, нейтрален, что Он будет стоять в стороне, не вмешиваясь в страдания преданного?».

#00:33:47#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что наоборот. Когда Гопа Кумар впервые оказался на Голоке Вриндавана, в мире Кришны, когда, так сказать, наступил его первый день в мире Голоки, сначала он постарался найти дом Нанды Махараджа. Где же тот самый двор?

Он встретил много браджа-баси. Кто-то из них замер, словно статуя,и вид у них был, как будто они ужасно страдают. И Гопа Кумар подумал: «Я побывал на всех планетных системах, на всех уровнях бытия, какие только бывают. Я никогда не видел никого, кто страдали бы больше, чем они. Неужели это сознание Кришны? А как же “повторяйте и будьте счастливы”?» Они все ужасно страдали в агонии. Он спрашивал их: «Вы не подскажете, а как пройти к дому Нанды Махараджа?» Они не отвечали. А кто-то и вовсе замер и потупился. Гопа Кумар продолжал: «Ну, может быть, хотя бы укажите, в какую сторону идти?» Они не могли ответить.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:

#00:34:33#

ба̄хйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа,
кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.50)

Такова загадочная природа Кришна-премы, внешне кажется, что человек, испытывающий ее, страдает от ужасной боли. Внутри этот человек испытывает невероятный, несравненный, всеохватывающий экстаз.

Они не могли ответить.

Какое-то время спустя Гопа Кумар понимает: это обычный день во Вриндаване. Просто сейчас Кришна отправился в лес, чтобы там пасти телят вместе со Своими друзьями-пастушками, а все оставшиеся преданные испытывают страшнейшую агонию разлуки с Ним.

Иногда браджа-гопи говорят: «Хотела бы я стать пастушком, потому что пастушки-мальчики могут играть с Кришной днем, а нам приходится ночи ждать». Другая гопи отвечает: «Да, было бы здорово стать пастушком».

#00:36:55#

Наконец, в какой-то момент все видят издалека приближается облако. Это облако пыль, поднятая копытами телят. Это облако приближается, все обитатели Вриндавана словно завядшие цветки, которые снова оживают. Начинают доноситься звуки игры флейт, стуки цимбал, барабанов, начинается пение, танцы.

Наконец, из этого тумана, из этого облака начинает появляться фигура. И они видят, что это Кришна, играющий на флейте. И Его волосы находятся, как говорит Гуру Махарадж, в художественном беспорядке. При этом Его волосы с одной стороны испачканы пылью, поднятой копытами коров, и потом, но выглядит очень красиво. Брахма, Шива, полубоги выстроились вдоль дороги, чтобы увидеть хоть мельком. Иногда матушка Яшода даже волнуется из-за этого: «Из-за этих богов мой сынок опоздает к обеду. Все. Посмотрели? Возвращайтесь на свои планеты».

#00:39:12#

Наконец, Кришна смотрит и видит, что там стоит Гопа Кумар. Любовный поиск потерянного слуги: наконец-то Он обрел Своего потерянного слугу, который вернулся домой, назад, к Богу. Кришна бросается бежать к Гопа Кумару, Гопа Кумар бросается навстречу к Кришне, и они встречаются и обнимаются. Кришна так счастлив встрече, настолько счастлив, что теряет сознание. Кришна теряет сознание Кришны. (Смеется). Нет, Он просто теряет сознание, падает в обморок.  

#00:40:04#

И все собравшиеся являются: «А что это за парень, что это за Гопа Кумар?».Они все готовы ненавидеть его. Он столь грандиозно вступил на Голоку Вриндавана, что теперь вся Голока Вриндавана его ненавидит. Они думают: «И вообще, может быть это демон, который только притворяется мальчиком-пастушком? Посмотрите, что он сделал с Кришной!» Как обычно Баладеву приходится вступить и спасти ситуацию.

Опять Кришна возвращается к сознанию Кришны и, обняв Гопа Кумара, говорит: «Как ты мог быть далеко от Меня так долго? Я знаю все твои беды, все твои приключения. Я знаю все, что было с тобой и всегда в Своем сердце Я хотел, чтобы ты вернулся ко Мне. Я устроил, чтобы были Веды, чтобы все это было, чтобы вернуть тебя домой».

#00:41:53#

И тогда,наконец, Кришна отводит Гопа Кумара в Нанда-бхаван, в дом Нанды Махараджа к тому знаменитому двору. А еще Кришна перед этим говорит: «И когда Я узнал, что, наконец, в этой жизни ты вернешься ко Мне, радость Моя не знала границ».

#00:42:30#

стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир

 («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3)

Шрила Гуру Махарадж говорит, комментируя этот стих из Брахма-стути, произнесенный Брахмой в своих молитвах, что главное начать слушать. Когда в человеке рождается желание слушать о Кришны от преданных, в этом случае флаг сознания Кришны воздвигается в сердце преданного и его дни в этом мире сочтены.

#00:43:45#

Наконец, он приходит в дом Нанды Махараджа, а там матушка Яшода и другие готовили великолепный обед для Кришны, Баларамы, Нанды Махараджа и также для почетного гостя Гопа Кумара. Матушка Яшода задействует других браджа-гопи в севе искупать Кришну и Балараму. Наконец, они усаживаются: Нанда Махарадж сидит рядом с Кришной и Баларамой, где-то сидят Шридам, Субал, каждый на своем месте. Поскольку Гопа Кумар связан с семьей Шримати Радхарани, то он сидит с Ее стороны.

И тогда матушка Яшода предлагает ладду Кришне, приготовленные Шримати Радхарани, и Кришна пробует этот ладду и говорит «Фу!». Матушка Яшода говорит: «Что?!», а Чандравали и ее подружки говорят: «Да-а!» А Яшода говорит: «Радхарани, что ты натворила?!» И тогда Кришна бросает это ладду Гопа Кумару и говорит: «Может быть такие пастушки, как ты, могут оценить это, твоя семейная линия?».

#00:45:45#

Гопа Кумар пробует это ладду и сходит с ума, насколько оно изумительно. Тогда они понимают, что Кришна разыграл. И тогда Чандравали с подружками огорчаются, а Радхарани счастлива. Кришна угостил Гопа Кумара знаменитым манохар-ладду ладду, которое похищает ум.

Поэтому Шрила Гуру Махарадж говорит: «Первой книгой стала“Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности”, затем “Шри Гуру и Его милость”, затем “Золотой вулкан божественной любви”. Но здесь, в этой книге мы покажем, что как преданный ищет Кришну, так же и Кришна ищет преданного. Кришна ищет своего потерянного слугу. И что это за поиск? Любовный поиск. Поэтому любовный поиск потерянного слуги».

#00:47:55#

Поэтому нам не следует думать, что Кришна обладает меньшей любовью, нежностью, нежели кто-либо, кого мы видели в этом мире. Как Шрила Гуру Махарадж говорит: «Смотрите, даже животные могут заботиться с любовью и нежностью о своих близких». Поэтому скорее если самую высокую любовь, которую вы увидите в этом мире, увеличите в бесконечной степени, то тогда вы будете приближаться к той любви и заботе, что испытывает Кришна.

Кришна говорит браджа-гопи«на па̄райе 'хам́ ниравадйа-сам́йуджа̄м́» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.93)  «Вы преданы Мне настолько, что Я не в силах отплатить вам чем-либо, поэтому Я отдаю вам Себя». Шри кришнакаршини ча са. Рупа Госвами говорит, что это чистая преданность, когда Безграничный подчиняется ограниченному живому существу». Отдайте сердце примите сердце. Это сознание Кришны. Вот что с Нандой Махараджем. Причина не в том, что он сделал, а какого рода любовь и преданность живет в его сердце.

Кришна принадлежит Своим преданным. Кришна сам не Свой.

Копи райт. Торговая марка. Все права зарезервированы. «Шримати Радхарани и Ее подружки, а также Нанда, Яшода, Шридам, Субал вся группа. Корпорация Кришны».

Харе Кришна.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Брахман, за какие благочестивые деяния Нанда Махарадж получил в сыновья Верховную Личность Господа Кришну? А какие праведные поступки совершила мать Яшода, что сам Абсолют, Верховный Господь Кришна, стал называть ее мамой и пить ее молоко?»

2 «Какой же суровой аскезе должны были подвергать себя гопи, если они своими глазами всегда могут пить нектар образа Господа Кришны, средоточия несравненной и непревзойденной красоты. Его очарование — единственное вместилище красоты, славы и богатства. Это само совершенство, неувядающее и исключительно редкое».

3 «Я поклоняюсь Говинде — изначальному Господу, чья трансцендентная форма полна истины, блаженства, вечности и исполнена ослепительного сияния. Каждая из частей Его трансцендентного тела способна исполнять функции всех других частей. Он вечно наблюдает, проявляет и поддерживает бесконечные вселенные — духовные и материальные».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования