«Кто мы на самом деле?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 18.05M)

Russian

Содержание лекции:


Мы с вами находимся в положении наделенных сознанием живых существ, которые заточены в телах.

#00:00:36#

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
йо буддхех̣ паратас ту сах̣  

(Бхагавад-гита, 3.42)1

В Бхагавад-гите Кришна описывает некоторые ступени, благодаря которым можно перейти от объективного мира к субъективному в несколько шагов. Что такое материальный мир в самом грубом его проявлении? Это объекты чувств, то есть то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чего вкус мы чувствуем.

Итак, Кришна говорит, что мы воспринимаем объекты чувств, но сами чувства, которые воспринимают их, выше — они находятся на более тонком, на более утонченном плане бытия, они ближе к уровню души, нежели объекты чувств.

Далее Он говорит: а что еще тоньше, чем чувства? Ведь хоть у нас есть глаза, уши, нос, рот, кожа, но на самом деле есть что-то или кто-то, кто видит, кто слышит, кто обоняет, осязает, чувствует. Трон чувственного опыта, средоточие чувственного опыта — это ум, а еще тоньше ума — разум, который вносит свои суждения о тех или иных переживаниях, он различает, говоря, что это был хороший опыт, а это был нежелательный, это хорошо, а это плохо. 

Манасас ту пара̄ буддхир, йо буддхех̣ паратас ту сах̣. Далее Он провозглашает, что нужно двигаться еще дальше, к еще более тонкому началу, чтобы прийти к миру души, к миру чит — сознания. Иногда используют термины: чит-джагат — мир сознания и ачит-джагат — мир, лишенный сознания.

Как произошло, что душа — частичка сознания сама по себе — способна действовать в мире, где нет сознания? Как сознание может соприкасаться с материей, чувствовать ее? Тогда для объяснения этого Шрила Гуру Махарадж предложил идею чит-абхаса или чхайа-абхаса — тени сознания, которая проявляется как эго, разум, ум и чувства. Когда мы описываем любые объекты, мы говорим о них: этот предмет черный или синий, длинный или короткий, тяжелый или легкий, узкий или широкий — все это концепции. Поэтому Шрила Гуру Махарадж заключает: совокупность концепций есть объект. Мы понимаем — именно сознание позволяет нам воспринимать объективный мир, и каждый из нас индивидуально переживает это.

Есть вещи, которые я лично вижу, слышу, обоняю, осязаю, чувствую. Вы знаете, иногда говорят: «Вот увижу, тогда поверю». Но в то же самое время мы понимаем — индивидуальные чувства ограничены. Это понимание приходит к нам интуитивно, естественным образом, и мы всегда просим других поделиться своим опытом с нами, поделиться своим знанием, поделиться своими переживаниями. Например, мы спрашиваем про «пробки»: «Мне нужно добраться в такой-то район Петербурга. Скажите, а какой дорогой мне лучше ехать?» Мы понимаем, что диапазон того, что мы сами воспринимаем, видим, слышим, осязаем, ограничен. Если я добавлю к этому опыту переживания других людей, то я расширю диапазон доступного мне знания.

На санскрите описаны пять уровней восприятия: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа и апракрита. Первый из них — пратьякша — непосредственный опыт чувств, то, что я вижу сам. Далее, следующий уровень восприятия после пратьякши называется парокшей, что обозначает — пара-акша — то, что вижу не я, но что видят глаза кого-то другого. Это включает всех, кто живет вокруг нас, включает так же и тех, кто жил в прошлом — иными словами, есть коллективный, человеческий опыт. Мудрость или так называемая мудрость, знание человечества передается из поколения в поколение.

В чем идея интернета, в чем задумка Google? Расширить человеческий опыт, доступный людям. Их идея состоит в том, чтобы сделать коллективный опыт человечества, накопленный за все время, во все времена в прошлом и настоящем, доступным любому человеку в любой момент времени. Подразумевается, что такой подход искоренит невежество. Но когда мы слышим подобное об интернете, о Google, нам следует помнить, например, о таком факте — когда появилось телевидение, о нем говорили то же самое, что телевидение искоренит всякое невежество. Говорили, что телевидение — просто чудесный, уникальный инструмент образования. Поэтому, когда телевизоры появятся в каждом доме, каждый человек получит прекрасное образование, исчезнет неграмотность, все станут очень просвещенными людьми. Но снова и снова становится очевидным, что просвещенность, подлинная образованность не связана лишь с накоплением информации.

Вполне возможно, что на жестких дисках ваших компьютеров сохранено большее количество информации, чем находится в вашем активном уме, в вашей активной части памяти. Но важно, кто интерпретирует информацию. Мы возвращаемся к вопросу о сомневающемся или верующем, о том, кто интерпретирует, дает свои толкования опыту, информации. Нам также следует задуматься о следующем: насколько точна информация, которой нас снабжают наши чувства? Дают ли мне чувства точные показания? Если ваш инструмент постоянно дает ложные показания, то этот инструмент лишь способствует развитию вашего невежества. Веды говорят о четырех изъянах, недостатках любого человеческого сознания. Один из этих недостатков — несовершенство чувств. «Человеку свойственно ошибаться».

Однажды Шрила Гурудев сказал об одном преданном: «Человеку свойственно ошибаться, а этот преданный — слишком человек». Итак, мы с вами тоже — слишком человеки. Если мы прочтем вступление к «Шри Гуру и Его милость», то увидим, что Шрила Гуру Махарадж начинает с этой фразы — «Человеку свойственно ошибаться». Обычно люди заканчивают этим или добавляют к этому — «Человеку свойственно ошибаться, Богу свойственно прощать», и все, больше к этому добавить нечего. Но Шрила Гуру Махарадж добавляет к этому нечто очень важное: «Да, человеку свойственно ошибаться, но в каждом из нас есть некий элемент, некое начало, которое неизменно стремится к совершенству. Несмотря на все сомнения, что-то внутри нас ищет веры. И то, что мы можем перечислить множество фактов и вещей, относительно которых сомневаемся, это еще не все, это только начало. Но что важно, что даже будучи несовершенными, будучи окружены своими собственными несовершенствами, мы неизменно ищем совершенства, стремимся к нему.

Посреди невежества и сомнений мы ищем просветления, мы ищем знания. И хотя смерть угрожает нам на каждом этапе нашей жизни, мы ищем бессмертия. Мы видим, что даже совокупность всех возможных данных, всей возможной информации не устраняет невежества. Поэтому Гуру Махарадж сказал: «Совокупность ограниченного никогда не безгранична». Глас народа — не глас Божий. Есть ли у нас в таком случае хоть какая-то надежда? Гуру Махарадж продолжает: «Именно тот факт, что некое начало в нас стремится к совершенству, но сами мы не способны обрести совершенства, делает возможным появление посредника или Гуру». Безграничное способно явить Себя ограниченному, Абсолют способен явить Себя в наших относительных обстоятельствах.

#00:17:51#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

Сейчас мы с вами одеты в свою собственную карму и окружены кармическими обстоятельствами, но Абсолют способен явить Себя даже в относительных обстоятельствах, даже в кармических обстоятельствах.

Когда мы впервые увидели этот купол, что стоит рядом с храмом, мы подумали, что должно быть села летающая тарелка, НЛО. Сначала эта площадка казалась посадочной площадкой для НЛО, а когда появился купол, стало понятно — сел НЛО.

Шрила Гуру Махарадж приводит аналогию: соприкосновение с уровнем адхокшаджа можно сравнить с опытом соприкосновения с НЛО. Он объяснял это таким образом: «НЛО вы никогда, ни за что не увидите. Даже если вы очень сильно желаете увидеть НЛО, это не дает никаких гарантий, что вы его увидите». «Но, — продолжал он, — НЛО садятся, нисходят по собственной воле. Итак, Кришна находится в подобном же положении. Кришна, Божественное, Бог, нисходит в этот мир, Он являет Себя по собственной сладостной воле, когда Сам того пожелает».

Мы не упомянули о еще одном уровне познания, который выше, чем парокша. Он называется апарокша. Люди, защищающие этот подход, утверждают, что коллективный опыт, знание прошлого, знание человечества лишь создают в нас предрассудки, мешают нам увидеть все, как оно есть. Поэтому нам необходимо начать с чистого листа, необходимо очистить свое сознание от любого опыта прошлого. Это называется апарокша. Тогда мы приходим к состоянию tabula rasa, чистого листа, начинаем все с чистого листа.

Но тот уровень, о котором мы говорили до этого, — уровень атхокшаджа — еще выше. На нем все происходит иначе. Окхаджа означает «чувственный опыт», «опыт чувств», а атха окшаджа означает, что божественное откровение, когда оно является перед нами, подавляет собой, затмевает собой весь чувственный опыт. Сколь бы высоко это ни было, согласно Шриле Гуру Махараджу, даже этот уровень — это лишь нижняя полусфера духовного мира Вайкунтхи. А высшая полусфера духовного мира — это мир апракрита, обитель Кришны.

#00:22:22#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
             нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
             нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)2

Это игры Кришны, когда Он являет Cебя подобно человеку, в человекоподобном измерении. Кришну называют Ади-пурушей, это означает, что Он — изначальный мужчина, изначальный человек. В Библии говорится: «Человек создан по образу и подобию Божьему». А как же женщина? В английском говорится «man». Мужчина создан по образу и подобию Божьему, но как же женщина? Разве женщина не создана так же по образу и подобию Божьему? Значит, мы должны признать, что у Бога должен быть мужской аспект, мужской облик, и женский аспект, женский облик. Шрила Сарасвати Тхакур говорил об этом так — главенствующая половина и подчиненная половина. Кришна — это Ади-пуруша, изначальный мужчина. И есть изначальная женщина. И в Их союзе заключен потенциал любовных чувств между Ними.

Как же нам перенестись отсюда туда? Кришна говорит: «Для начала осознайте, где находится душа». Из достижений генетики мы знаем, что, когда ученые хотят понять самую суть, кем является человек, что определяет его черты, они идут к самому тонкому началу, к ДНК. Не вдаваясь в технические подробности, мы можем вынести для себя из генетики следующее: настоящее «я», настоящая сущность находится не на грубом, но на тонком, утонченном уровне. ДНК — это лишь поверхностный аспект «я», поверхностный объективный аспект. Но, по крайней мере, мы можем вынести из этого следующий урок: чтобы понять свое настоящее «я», нужно обратить свой взор к тонкому миру. 

#00:25:45#

Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇Зеркало ума, зеркало сознания необходимо очистить от предрассудков, для того, чтобы увидеть хотя бы отблеск своего настоящего «я». А̄ш́чарйават паш́йати каш́чид (Бхагавад-гита, 2.29). Кришна говорит: «Когда вы узрите хотя бы отблеск своего подлинного «я», того, кем на самом деле вы являетесь, вы будете поражены».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнили: Нава Гопи Деви Даси, Сулалита Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас



1 «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум».

2 «Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он — непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».




←  Харинама в Риге 24 июня 2012 года ·• Архив новостей •· «Шри Шри Шикшаштакам — наставления Махапрабху». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1 ноября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.9 МБ)

Russian

Содержание лекции:


Мы с вами находимся в положении наделенных сознанием живых существ, которые заточены в телах.

#00:00:36#

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
йо буддхех̣ паратас ту сах̣  

(Бхагавад-гита, 3.42)1

В Бхагавад-гите Кришна описывает некоторые ступени, благодаря которым можно перейти от объективного мира к субъективному в несколько шагов. Что такое материальный мир в самом грубом его проявлении? Это объекты чувств, то есть то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чего вкус мы чувствуем.

Итак, Кришна говорит, что мы воспринимаем объекты чувств, но сами чувства, которые воспринимают их, выше — они находятся на более тонком, на более утонченном плане бытия, они ближе к уровню души, нежели объекты чувств.

Далее Он говорит: а что еще тоньше, чем чувства? Ведь хоть у нас есть глаза, уши, нос, рот, кожа, но на самом деле есть что-то или кто-то, кто видит, кто слышит, кто обоняет, осязает, чувствует. Трон чувственного опыта, средоточие чувственного опыта — это ум, а еще тоньше ума — разум, который вносит свои суждения о тех или иных переживаниях, он различает, говоря, что это был хороший опыт, а это был нежелательный, это хорошо, а это плохо. 

Манасас ту пара̄ буддхир, йо буддхех̣ паратас ту сах̣. Далее Он провозглашает, что нужно двигаться еще дальше, к еще более тонкому началу, чтобы прийти к миру души, к миру чит — сознания. Иногда используют термины: чит-джагат — мир сознания и ачит-джагат — мир, лишенный сознания.

Как произошло, что душа — частичка сознания сама по себе — способна действовать в мире, где нет сознания? Как сознание может соприкасаться с материей, чувствовать ее? Тогда для объяснения этого Шрила Гуру Махарадж предложил идею чит-абхаса или чхайа-абхаса — тени сознания, которая проявляется как эго, разум, ум и чувства. Когда мы описываем любые объекты, мы говорим о них: этот предмет черный или синий, длинный или короткий, тяжелый или легкий, узкий или широкий — все это концепции. Поэтому Шрила Гуру Махарадж заключает: совокупность концепций есть объект. Мы понимаем — именно сознание позволяет нам воспринимать объективный мир, и каждый из нас индивидуально переживает это.

Есть вещи, которые я лично вижу, слышу, обоняю, осязаю, чувствую. Вы знаете, иногда говорят: «Вот увижу, тогда поверю». Но в то же самое время мы понимаем — индивидуальные чувства ограничены. Это понимание приходит к нам интуитивно, естественным образом, и мы всегда просим других поделиться своим опытом с нами, поделиться своим знанием, поделиться своими переживаниями. Например, мы спрашиваем про «пробки»: «Мне нужно добраться в такой-то район Петербурга. Скажите, а какой дорогой мне лучше ехать?» Мы понимаем, что диапазон того, что мы сами воспринимаем, видим, слышим, осязаем, ограничен. Если я добавлю к этому опыту переживания других людей, то я расширю диапазон доступного мне знания.

На санскрите описаны пять уровней восприятия: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа и апракрита. Первый из них — пратьякша — непосредственный опыт чувств, то, что я вижу сам. Далее, следующий уровень восприятия после пратьякши называется парокшей, что обозначает — пара-акша — то, что вижу не я, но что видят глаза кого-то другого. Это включает всех, кто живет вокруг нас, включает так же и тех, кто жил в прошлом — иными словами, есть коллективный, человеческий опыт. Мудрость или так называемая мудрость, знание человечества передается из поколения в поколение.

В чем идея интернета, в чем задумка Google? Расширить человеческий опыт, доступный людям. Их идея состоит в том, чтобы сделать коллективный опыт человечества, накопленный за все время, во все времена в прошлом и настоящем, доступным любому человеку в любой момент времени. Подразумевается, что такой подход искоренит невежество. Но когда мы слышим подобное об интернете, о Google, нам следует помнить, например, о таком факте — когда появилось телевидение, о нем говорили то же самое, что телевидение искоренит всякое невежество. Говорили, что телевидение — просто чудесный, уникальный инструмент образования. Поэтому, когда телевизоры появятся в каждом доме, каждый человек получит прекрасное образование, исчезнет неграмотность, все станут очень просвещенными людьми. Но снова и снова становится очевидным, что просвещенность, подлинная образованность не связана лишь с накоплением информации.

Вполне возможно, что на жестких дисках ваших компьютеров сохранено большее количество информации, чем находится в вашем активном уме, в вашей активной части памяти. Но важно, кто интерпретирует информацию. Мы возвращаемся к вопросу о сомневающемся или верующем, о том, кто интерпретирует, дает свои толкования опыту, информации. Нам также следует задуматься о следующем: насколько точна информация, которой нас снабжают наши чувства? Дают ли мне чувства точные показания? Если ваш инструмент постоянно дает ложные показания, то этот инструмент лишь способствует развитию вашего невежества. Веды говорят о четырех изъянах, недостатках любого человеческого сознания. Один из этих недостатков — несовершенство чувств. «Человеку свойственно ошибаться».

Однажды Шрила Гурудев сказал об одном преданном: «Человеку свойственно ошибаться, а этот преданный — слишком человек». Итак, мы с вами тоже — слишком человеки. Если мы прочтем вступление к «Шри Гуру и Его милость», то увидим, что Шрила Гуру Махарадж начинает с этой фразы — «Человеку свойственно ошибаться». Обычно люди заканчивают этим или добавляют к этому — «Человеку свойственно ошибаться, Богу свойственно прощать», и все, больше к этому добавить нечего. Но Шрила Гуру Махарадж добавляет к этому нечто очень важное: «Да, человеку свойственно ошибаться, но в каждом из нас есть некий элемент, некое начало, которое неизменно стремится к совершенству. Несмотря на все сомнения, что-то внутри нас ищет веры. И то, что мы можем перечислить множество фактов и вещей, относительно которых сомневаемся, это еще не все, это только начало. Но что важно, что даже будучи несовершенными, будучи окружены своими собственными несовершенствами, мы неизменно ищем совершенства, стремимся к нему.

Посреди невежества и сомнений мы ищем просветления, мы ищем знания. И хотя смерть угрожает нам на каждом этапе нашей жизни, мы ищем бессмертия. Мы видим, что даже совокупность всех возможных данных, всей возможной информации не устраняет невежества. Поэтому Гуру Махарадж сказал: «Совокупность ограниченного никогда не безгранична». Глас народа — не глас Божий. Есть ли у нас в таком случае хоть какая-то надежда? Гуру Махарадж продолжает: «Именно тот факт, что некое начало в нас стремится к совершенству, но сами мы не способны обрести совершенства, делает возможным появление посредника или Гуру». Безграничное способно явить Себя ограниченному, Абсолют способен явить Себя в наших относительных обстоятельствах.

#00:17:51#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

Сейчас мы с вами одеты в свою собственную карму и окружены кармическими обстоятельствами, но Абсолют способен явить Себя даже в относительных обстоятельствах, даже в кармических обстоятельствах.

Когда мы впервые увидели этот купол, что стоит рядом с храмом, мы подумали, что должно быть села летающая тарелка, НЛО. Сначала эта площадка казалась посадочной площадкой для НЛО, а когда появился купол, стало понятно — сел НЛО.

Шрила Гуру Махарадж приводит аналогию: соприкосновение с уровнем адхокшаджа можно сравнить с опытом соприкосновения с НЛО. Он объяснял это таким образом: «НЛО вы никогда, ни за что не увидите. Даже если вы очень сильно желаете увидеть НЛО, это не дает никаких гарантий, что вы его увидите». «Но, — продолжал он, — НЛО садятся, нисходят по собственной воле. Итак, Кришна находится в подобном же положении. Кришна, Божественное, Бог, нисходит в этот мир, Он являет Себя по собственной сладостной воле, когда Сам того пожелает».

Мы не упомянули о еще одном уровне познания, который выше, чем парокша. Он называется апарокша. Люди, защищающие этот подход, утверждают, что коллективный опыт, знание прошлого, знание человечества лишь создают в нас предрассудки, мешают нам увидеть все, как оно есть. Поэтому нам необходимо начать с чистого листа, необходимо очистить свое сознание от любого опыта прошлого. Это называется апарокша. Тогда мы приходим к состоянию tabula rasa, чистого листа, начинаем все с чистого листа.

Но тот уровень, о котором мы говорили до этого, — уровень атхокшаджа — еще выше. На нем все происходит иначе. Окхаджа означает «чувственный опыт», «опыт чувств», а атха окшаджа означает, что божественное откровение, когда оно является перед нами, подавляет собой, затмевает собой весь чувственный опыт. Сколь бы высоко это ни было, согласно Шриле Гуру Махараджу, даже этот уровень — это лишь нижняя полусфера духовного мира Вайкунтхи. А высшая полусфера духовного мира — это мир апракрита, обитель Кришны.

#00:22:22#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
             нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
             нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)2

Это игры Кришны, когда Он являет Cебя подобно человеку, в человекоподобном измерении. Кришну называют Ади-пурушей, это означает, что Он — изначальный мужчина, изначальный человек. В Библии говорится: «Человек создан по образу и подобию Божьему». А как же женщина? В английском говорится «man». Мужчина создан по образу и подобию Божьему, но как же женщина? Разве женщина не создана так же по образу и подобию Божьему? Значит, мы должны признать, что у Бога должен быть мужской аспект, мужской облик, и женский аспект, женский облик. Шрила Сарасвати Тхакур говорил об этом так — главенствующая половина и подчиненная половина. Кришна — это Ади-пуруша, изначальный мужчина. И есть изначальная женщина. И в Их союзе заключен потенциал любовных чувств между Ними.

Как же нам перенестись отсюда туда? Кришна говорит: «Для начала осознайте, где находится душа». Из достижений генетики мы знаем, что, когда ученые хотят понять самую суть, кем является человек, что определяет его черты, они идут к самому тонкому началу, к ДНК. Не вдаваясь в технические подробности, мы можем вынести для себя из генетики следующее: настоящее «я», настоящая сущность находится не на грубом, но на тонком, утонченном уровне. ДНК — это лишь поверхностный аспект «я», поверхностный объективный аспект. Но, по крайней мере, мы можем вынести из этого следующий урок: чтобы понять свое настоящее «я», нужно обратить свой взор к тонкому миру. 

#00:25:45#

Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇Зеркало ума, зеркало сознания необходимо очистить от предрассудков, для того, чтобы увидеть хотя бы отблеск своего настоящего «я». А̄ш́чарйават паш́йати каш́чид (Бхагавад-гита, 2.29). Кришна говорит: «Когда вы узрите хотя бы отблеск своего подлинного «я», того, кем на самом деле вы являетесь, вы будете поражены».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнили: Нава Гопи Деви Даси, Сулалита Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас



1 «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум».

2 «Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он — непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования