ШРИЛА РУПА ГОСВАМИ (1489-1564)

  Шрила Рупа Госвами, один из Шести Госвами Вриндавана, непосредственных преемников и учеников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, явился в провинции Карнатака, что находится в Южной Индии. Он происходил из семьи брахманов бхарадваджа-готры, знатоков "Яджур-веды".

    У отца Шри Рупы Госвами, Курмадева,  было три сына: Амара, Сантоша и Валлабха, которые позже стали известны как Шри Санатана Госвами, Шри Рупа Госвами и Шри Анупама.
 

    Рупа Госвами  получил прекрасное образование. Он знал санскрит, арабский и персидский, а также многие местные языки. Ученость и благочестие Амары и Сантоши произвели очень глубокое впечатление на мусульманского правителя Бенгалии, который назначил одного брата своим главным советником, а другого -- личным секретарем. В придачу к должностям, братья получили новые имена -- Сакар Маллик и Дабир Кхас. Он высоко ценил братьев за их блестящую ученость, компетентность в вопросах государственного управления и праведное поведение. Еще будучи на службе у Хуссейна Шаха, Рупа Госвами написал несколько произведений, в том числе книгу "Шри Хамсадута".
 

    Встреча с Махапрабху
    Рупа и его брат  Санатана поддерживали переписку с Махапрабху, с нетерпением ожидая встречи с Ним. В 1514 году Шри Чайтанья, в сопровождении тысяч Своих последователей, воспевавших святые Имена Господа Хари и танцевавших в экстазе, посетил Рамакели, неподалеку от которого  жили братья. Именно тогда, ночью, произошла первая, тайная встреча Рупы Госвами с Господом. Кроме Шри Рупы на ней присутствовали Санатана Госвами, Валлабха и сын Валлабхи, в будущем – Шрила Джива Госвами, которому в ту пору шел только второй год.

    Встреча с Господом их сердца, Шри Чайтаньей Махапрабху, изменила жизнь братьев. После данной встречи братья твердо решили оставить государственную службу. Рупа Госвами и Анупама смогли сделать это сразу (предварительно совершив под руководством двух брахманов необходимые очистительные обряды). Рупа Госвами разделил все накопленные им колоссальные богатства на четыре части. Половину он раздал брахманам, четверть – родственникам, а оставшуюся четверть оставил на случай каких-то непредвиденных обстоятельств. Позже эта сумма пошла на освобождение его старшего брата Санатаны, заключенного навабом (мусульманским правителем) в тюрьму.
     Рупа Госвами и Анупама отправились в Прайяг (Аллахабад), где во второй раз встретились с Махапрабху. Шри Чаитанья в течение десяти дней давал братьям наставления. Позднее, эти наставления послужили основой для главного труда Шрилы Рупы Госвами – "Шри  Бхакти-расамритата-синдху".

    Затем Рупа Госвами и Анупама сопровождали Махапрабху до Бенареса, откуда по Его просьбе они отправились во Вриндаван. Посетив Дхам, братья решили вновь встретиться с Господом и поэтому пошли пешком в Джаганнатха Пури. По дороге Анупама покинул этот мир.

    В Джаганнатх Пури
    В Джаганнатха Пури Рупа Госвами увиделся со своим возлюбленным Господом – Шри Чайтаньей Махапрабху. Еще находясь в пути, Рупа Госвами начал писать выдающееся драматическое произведение, одна часть которого была посвящена лилам (играм) Шри Кришны  во Вриндаване, а другая – Играм Господа в Двараке (эта часть появилась по просьбе Саьяабхамы, Супруги Кришны в Дварака-лиле, явившейся ему во сне). Придя в Пури, он показал свою пьесу Махапрабху. Господь сказал ему, что согласно науке расы, существует принципиальная разница между Играми Шри Кришны во Вриндаване и Его Играми в Двараке, и поэтому рассказывать о них должны два отдельных произведения.
    Рупа Госвами последовал этому наставлению Махапрабху. Позднее были закончены и изданы две пьесы: пьеса о Вриндавана-лиле  Шри Кришны под названием "Видагдха-Мадхава" вышла в 1532 году, а пьеса о Дварака-лиле Господа, называющаяся "Лалита-Мадхава" – в 1546 году.
 

    Возвращение во Вриндаван
    Рупа Госвами провел в Джаганнатха Пури в общей сложности десять месяцев. И все это время он близко общался с Махапрабху и получал от Него наставления. Затем Господь велел Рупе Госвами возвращаться во Вриндаван, дабы открыть и восстановить забытые Святые Места Враджа-мандалы, построить величественные храмы и написать авторитетные богословские труды, представляющие науку Чистого Преданного Служения, как ей учил Шри Чайтаньядев. Так Вриндаван стал Прабху-датта-дешей Шрилы Рупы Госвами.

    Божество
    Придя во Вриндаван, он сразу же установил Божество Вриндадеви. Вриндадеви почитается как царица Вриндавана, предложившая все свое царство стопам-лотосам Шримати Радхарани. В настоящее время данное Божество находится в храме Мадана-Моханы, расположенном в лесу Камйаван (не путать с храмом Мадана-Моханы, который был основан Санатаной Госвами).
       К тому времени во Вриндаване уже трудились несколько преданных, посланных Махапрабху. Но они испытывали множество затруднений и работа шла медленно. Рупе Госвами пришлось столкнуться с огромными трудностями – все нужно было начинать практически с нуля.
       Как-то раз он сидел на берегу Ямуны и с горечью размышлял о трудностях, казавшихся непреодолимыми. Всем сердцем Рупа Госвами желал исполнить волю своего возлюбленного Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, и поэтому очень тяжело переживал неудачи. И вдруг перед ним предстал прекрасный   юноша с голубым лицом. В Его черных вьющихся волосах было красивое павлинье перо...
    Рупа Госвами рассказал юноше о своих переживаниях и обо всех своих трудностях. Тогда юноша указал ему на место, где было зарыто Божество Говиндадевы, установленное почти 4500 лет назад правнуком Господа Криш Ваджрой. После этого, юноша, Который и был Самим Говиндой, исчез.

    Переломный момент
    Вслед за данным чудесным явлением Господа в работе по восстановлению Вриндавана наступил переломный момент. Божество Говиндадевы с помощью местных жителей было извлечено из земли, очищено и установлено подобающим образом. Началось строительство большого, величественного и прекрасного храма, а Божеству стали воздавать регулярное служение, которое совершалось со всем надлежащим великолепием. Рупа Госвами с радостью сообщил обо всем этом Махапрабху.
    Храм Радхи-Говинды, один из семи основных храмов Вриндавана, был завершен в 1590 году, уже после ухода Шри Рупы. Под его влиянием  в возведении храмов Вриндавана приняли участие многие знатные и богатые люди. Могущественный царь Джайпура – махараджа Ман Сингх – пожертвовал огромное количество очень дорогого красного камня. Но в конце 17-го века, во время гонений Аурангзеба, храм Радхи-Говинды был наполовину разрушен: из семи его этажей сохранилось только три. В настоящее время Божество Говиндадевы находится в Джайпуре.

    Книги
    Заботы по восстановлению Святых Мест, возведению храма и духовному руководству многочисленной общиной преданных не помешали Рупе Госвами постоянно писать книги. В "Шри Чайтанья-чаритамрите" указывается, что его литературное наследие составляет более 100 000 стихов (как рифмованных, так и в ритмическрй прозе). Самой главной книгой Шрилы Рупы Госвами является, безусловно, его "Бхакти-расамрита-синдху". В этом изумительном, не имеющем себе равных в мировой духовной литературе труде, подробнейшим образом раскрывается концепция расы в форме систематической науки. В тончайших деталях Рупа Госвами описывает взаимоотношения преданных душ со Всевышним, обосновывая свои заключения ссылками на Священные Писания. За это вайшнавы присвоили Шриле Рупе Госвами почетный титул Расачарья.

    Шрила Рупа Госвами написал много книг, посвященных науке бхакти, среди которых: "Шри Упадешамрита", "Шри бхакти-расамрита-синдху", "Шри Става-мала", "Шри Хамсадута" и другие.
    Шрила Рупа Госвами покинул этот мир в 1564 году. Его самадхи находится в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване.


    Рупануга-сампрадая

    "Рупа-Сарасвати-дхара декхена томате . Рупа Госвами Прабху -- величайшая личность в наставнической  линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Фактически, никто не говорит: Чайтанья-сампрадая. Правильнее называть -- Рупануга-сампрадая.

    Махапрабху пожелал утвердить Рупу Госвами в качестве Гуру Своей сампрадайи.

    Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами наставления и поручил ему организовать свою миссию в Матхуре и Вриндаване. Махапрабху велел ему открыть святые места игр Кришны, чье местонахождение было забыто. И кроме того, создать Писания, которые бы представляли учения, которые Он ему поведал. Махапрабху был учителем Рупы Госвами, и Он хотел, чтобы Рупа Госвами стал главой Его сампрадайи".

(Шрила Б.С.Говинда Махарадж "Преемственность Махапрабху")


Bверх