Вопрос: Можно ли сравнить разлуку Рамачандры и Ситы быть с разлукой
Радхи и Кришны?
Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Рама-лила
связана с делами мирского управления. Она так же есть что-то вечное, но
упомянутые вещи обладают разной ценностью. Это политика, дела мирского
управления. В личности Рамачандры более присутствует сторона мирской морали.
Игры Кришны не имеют никакой связи с делами этого мира. Они никак не связаны
с ним.
Хороший царь, лучший из всех правителей -- таков
Рамачандра. В нем присутствует высочайший идеал царя. Но это связано с
управлением людьми и имеет некую религиозную подоплеку. Тогда как игры
Кришны менее связаны с этими вещами. Это игры Господа высочайшего уровня
бытия.
Вопрос: Какой смысл заключается в том, что
Рамачандра слушал мнение людей, и из-за этого изгнал Сита Деви в
лес, хотя Она была непорочна? Какова мораль, стоящая за этим? Это связано
с управлением государством, или что-то другое?
Шрила Шридхар Махарадж: Он обещал править
хорошо, даже по отношению к негодяям. Так же как мать и отец любят своего
плохого сына. У них в сердце есть место и для него. Это его отец и мать.
Малейшее возражение против Его правления, против
Его репутации, подрыва доброго имени, малейшее замечание против хорошего
правления -- Рамачандра был не в силах это терпеть.
Малейшая мера неудовлетворенности Своих подданных -- Он чувствовал Себя
ответственным за это. Вся ответственность лежит на Его плечах: "Я не только
Владыка душ. Я занимаю такое положение, что должен отвечать на любое
возражение, направленное против Меня". Если в юрисдикции человека, занимающего
высокое положение, министра, что-то происходит, он чувствует себя ответственным
за это. Таков этикет.
Он сам уходит в почетную отставку, Он сам подписывает заявление
о Своем уходе. Нечто в этом роде... Таково отношение Рамачандры.
"Я царь, я должен хорошо править всеми. Но если
возникают какие-то жалобы, я должен взять ответственность на себя, потому
что люди говорят обо мне плохо. Я должен принять это вызов. Если люди говорят,
что я не достоин своего положения, я должен совершить жертвоприношение,
дабы уладить это". Рамачандра принял вторую позицию: "Если люди говорят,
что Я делаю что-то не так и жалуются на Меня, -- Того, Кто дает закон и
устанавливает принципы морали, а так же имеет дело с законами страны, Я
должен понести наказание, согласно вашему суду. Вы решаете и судите, а
Я приму ваше решение, ваш суд. Я знаю, что эти жалобы беспочвенны; тем
не менее, из-за людской молвы, Я принимаю это ради того, чтобы никто из
Моих подданых не смел нарушать закон и прнципы морали. Хотя Сита
целомудренна и верна, Она на протяжении года жила в доме Раваны. А Равана
-- демон. И люди очень легко могут подумать, что Сита была осквернена,
поскольку Она жила в доме злодея. Но мы знаем, что в действительности
Она чиста, чиста в высочайшей степени. Но чтобы удовлетворить подданных,
Я принимаю это решение о наказании. И Я изгоняю Ситу. Я наказываю всех
и каждого. Если естьхотя бы малейшее подозрение, что Я нарушаю закон, Я
должен понести наказание".