Шрила Бхактивинод Тхакур (1838-1915)

ванде бхакти-винодам
шри-гаура-шакти-сварупакам
бхакти-шастраджна-самраджам
радха-раса-судха-нидхим

 Я предлагаю свои почтительные поклоны Шриле Бхактивиноду Тхакуру, олицетворению божественного могущества Шри Чайтаньи Махапрабху. Он – царь среди тех, кто знает сокровенный смысл Священных Писаний, рассказывающих о божественной любви. Он всегда купается в океане нектара, исходящего из божественного служения Шримати Радхарани


    Шрила Бхактивинод Тхакур -- великий вайшнавский святой, мыслитель и поэт, во второй половине Х|Х века положивший начало ренессансу гаудия вайшнавизма. Автор отромного числа книг и песен, в высшей степени почитаемых и ценимых преданными. Отец и духовный наставник Шрилы Сарасвати Тхакура
 

самбандха поэма Шрилы Шридхара Махараджа Учение Махапрабху
пуруша-аватары Кришна-расамурти Брахма-сампрадая
абхидхея майя и дживы Кришна-према

Книги:"Джайва-дхарма"... "Шри Бхактьялока"...

Жизнь Шрилы Бхактивиноды
Вечный спутник Господа
Значение Шрилы Бхактивиноды для гаудия вайшнавов
Фото с Фестиваля, посвященного Дню Явления


 


    Вся жизнь Шрилы Бхактивиноды Тхакура была посвящена беззаветному служению Всевышнему Господу. Благо, которое он принес этому миру, сравнимо, разве что, только с милостью Шри Чайтаньи Махапрабху и шести Госвами. Именно поэтому вайшнавы с уважением называют его седьмым Госвами.

    Рождение и юность
    Кедаранатх Датта (таково было его мирское имя) родился 2 сентября 1838 года в богатой индийской семье. Детские годы он провел в доме своего деда по матери в городе Бирнагаре. В тринадцать лет, после смерти своего отца, он переехал в Калькутту, где еще четыре года продолжал свое образование. Уже тогда он начал писать статьи и поэмы на английском языке, изучать работы Эдисcона, Эдварда Юнга и Уильяма Хазлитта.

    Учеба в Университете
    В 1856 году Кедаранатх Датта поступает в Калькуттский Университет. Теперь он посвящает все свое свободное время изучению Священных Писаний различных конфессий и книг на религиозные темы. Он читает Библию, Коран, труды Т.Паркера и других.

    Государственная служба
    Вскоре после окончания университета, Бхактивинод Тхакур ненадолго едет в штат Ориссу, где вводит преподавание на английском языке, а затем переезжает в Бенгалию и поступает там на государственную службу. В одном из городов он произнес историческую речь, посвященную философии «Шримад Бхагаватам», которая привлекла внимание тысяч людей. В ней он раскрыл значение «Бхагаватам» и необходимость ее изучения для каждого разумного человека.
Через несколько лет Кедаранатх Датта переезжает в город Чампаран, а затем, вместе со своей семьей, прибывает в Джаганнатх Пури. Рядом с ним всегда находились его две самые любимые книги: «Чайтанья-чаритамрита» и «Шримад Бхагаватам».

    По просьбе комиссара административного округа, в состав которого входил Пури, Бхактивинод Тхакур становится официальным представителем правительства с целью следить за порядком в храме Господа Джаганнатха. Там, ежедневно, он проводит лекции, на которых говорит о различных аспектах философии гаудия вайшнавизма. Кроме того, он уделяет немало времени литературной деятельности и изучению бесценного наследия великих вайшнавских ачарьев, таких как Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Шридхары Свами, Шрилы Баладевы Видьябхушаны и других.

    Кедаранатха Датта оставался в Джаганнатх Пури пять лет. В 1878 году его перевели в город Нараил. В 1881 году, с целью привлечь внимание просвещенной части индийского общества к вайшнавизму, он начинает издавать журнал «Саджджнана-тошани» («Радость чистых преданных»), который приобретает широкую известность. Кроме того, он выпустил в свет «Шри Кришна-самхиту», на основе свидетельства Вед доказывавшую превосходство Всевышнего Господа Шри Кришны над всеми остальными формами Его проявления.

    Во время его жизни в Нараиле, Шрила Бхактивинод Тхакур совершил паломничество по святым местам – он посетил Вриндаван (где встретил Джаганнатха Даса Бабаджи), Аллахабад, Айодхйу и т.д.

    В ответ на его неоднократные просьбы о переводе (Шрила Бхактивинод Тхакур мечтал посетить места, связанные с играми Господа Чайтаньи), он получает назначение в город Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы.

    Открытие Йога Питхи
    В 1895 году произошло знаменательное событие – Бхактивинод Тхакур установил место явления Господа Чайтаньи в Шри Йога-питхе в Майяпуре. Оставив государственную службу, он начал собирать пожертвования для постройки в этом священном месте храма. Одновременно Кедаранатх Датта развернул широкую проповедь святого имени. Усилия Шрилы Бхактивиноды Тхакура не пропали даром – на собранные им средства на святом месте явления Господа Чайтаньи было построено памятное здание.

    В этот период им была написана книга «Гауранга-смарана-мангала-стотра» с предисловием на английском языке, в котором рассказывалось о жизни и учении Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Эта книга была разослана в библиотеки многих высших учебных заведений всего мира, принеся на Запад весть о  Шри Чайтанье. Кроме того, из под пера Бхактивинода Тхакура вышли другие бесценные произведения: «Шри Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья» и многие другие.

    Отречение от мирской жизни
    В начале двадцатого столетия Бхактивинод Тхакур построил дом на океанском побережье вблизи Пури и переехал туда. В 1908 году он принял отречение от мира и получил титул бабаджи. С 1910 года Бхактивинод жил в уединении, постоянно пребывая в памятовании прекрасных игр Господа Кришны.

    Уход
    В 1914 году Шрила Бхактивинод Тхакур оставил этот мир. Этот великий вайшнав возродил величие чистой преданности Богу (бхакти), оставив бесценное наследие в виде своих книг, молитв и поэм на бенгали, санскрите, английском, хинди и других языках.


Вечный спутник Господа

    "Высочайшие идеи, глубокое понимание, которым делится Бхактивинода Тхакур, нельзя считать чем-то приобретенным им в течение жизни, хотя и может показаться, что это понимание пришло к нему благодаря обычным событиям. На самом деле мы должны принять, что таково естественное развитие гьяна-шунья-бхакты. Лишь исходя из современных обычаев, Бхактивинода Тхакур проявлял определенные склонности в семейной жизни и других сферах. Однако это не должно мешать нам признать, что он вечный спутник и слуга Господа. Такие сильные, глубокие чувства не могут проявиться внезапно. Поэтому Бхактисиддханта Прабхупада смотрел на него как на проявление Гададхары Пандита, а на Гауракишору даса Бабаджи — как на Сварупу Дамодару. Иногда он воспринимал Бхактивиноду Тхакура как Радхарани, потому что его видение было необычайно обширным, всеобъемлющим, выразительным, наполненным глубоким знанием и опытом. Никто не может обладать таким видением, если он не является по крайней мере шакти-авеша-аватарой — тем, кого вдохновил низойти Сам Господь".
 (Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж)

Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам,
составленная Шрилой Б.Р.Шридхаром Дев-Госвами Махараджем

-1- О величайший из Гуру, Бхактивинода Тхакур, уже двадцать два года этот мир сражен горем: он томится, не в силах вынести разлуки с тобой. Ты — божественная энергия Шри Гауры, и ты милостиво явился на землю, привлеченный благими делами, которые ее обитатели совершили за множество жизней.

—2—
Мне, низкому и презренному, не посчастливилось дос-тичь океана, у берегов которого на меня низошла бы благодать преданности — океана счастья тех, кто купается в пыли твоих святых лотосных стоп. Но как ты великодушен! Ты одарил милостью всю Вселенную, ибо сам открыл ей свое непревзойденное величие — величие того, в ком воплотилась милость Шри Гауранги (и это значит, что, придя в этот мир, я получил его милость).

 Полностью поэму можно прочитать в книге "Шри Прапанна-дживанамритам".
 Скачать книгу