«Слава. Шри Мадхавендра Пури. Нужно стараться всех сделать друзьями». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 16 марта 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия



(стерео)


Процитированные в лекции шлоки:


пратиш̣т̣ха̄ра бхайе пурӣ гела̄ пала̄н̃а̄
кр̣ш̣н̣а-преме пратиш̣т̣ха̄ чале сан̇ге гад̣а̄н̃а̄

«Мадхавендра Пури боялся славы [пратиштхи] и потому бежал из Ремуны. Однако слава, которую приносит любовь к Богу, столь велика, что следует за преданным повсюду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.147).


йукта̄ха̄ра-виха̄расйа,
йукта-чеш̣т̣асйа кармасу
йукта-свапна̄вабодхасйа,
його бхавати дух̣кха-ха̄

«Для того, кто ест, отдыхает и прилагает усилия при выполнении всех своих обязанностей упорядоченно, и чье время распределено правильно, практика йоги постепенно сводит на нет все мирские страдания» (Бхагавад-гита, 6.17).


ана̄сактасйа виш̣айа̄н
йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате

«Отречение, в котором нет привязанности к объектам чувств, но в котором все видится во взаимосвязи с Кришной и все задействовано в служении Ему, называется юкта-вайрагьей, или практичным отречением» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255).


алабдхе ва̄ винаш̣т̣е ва̄,
бхакш̣йа̄ччха̄дана-са̄дхане
авиклава-матир бхӯтва̄,
харим эва дхийа̄ смарет

Стих из «Падма-пураны»; также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.114) и «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (3.8): «Если вайшнавы, воздающие служение Господу Хари, несмотря на все усилия, не могут добыть себе пищу и кров, если их имущество пропадает или гибнет, пусть они, отрешившись от беспокойств, хранят в глубинах своих сердец память о Шри Хари».

В своей книге («Шри Шри Прапанна-дживанамритам») Шрила Шридхар Махарадж предваряет этот стих следующими словами: сарвватха ха̄ри-смр̣ти-ракш̣ан̣ам эва та̄тпарййам — «Главная цель — всегда, всюду и при любых обстоятельствах помнить о Шри Хари».


cмартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур
висмартавйо на джа̄тучит
сарве виддхи-ниш̣едха̄х̣ сйур
этайор эва кин̇кара̄х̣

«Кришна — источник Господа Вишну. Необходимо всегда о Нем помнить и никогда не забывать. Все предписания и запреты, приведенные в шастрах, должны служить этим двум принципам» (стих из «Падма-пураны», который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.113)).


кāлах̣ калир балина индрийа-ваири-варгāх̣,
ш́рӣ-бхакти-мāрга иха кан̣т̣ака-кот̣и-руддхах̣
хā хā ква йāми викалах̣ ким ахам̇ кароми,
чаитанйа-чандра йади нāдйа кр̣пāм̇ карош̣и

«Такова эта эпоха ссор и раздоров. Чувства, выступая как наши враги, становятся очень могущественными. Десятки тысяч шипов мешают вступить на путь чистой бхакти. Я пребывал в полном неведении относительно того, что мне делать и куда идти, пока Чайтаньячандра не пролил на меня Свою милость» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 49).


Та же самая лекция, но в другом переводе,
опубликована по ссылке.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Слава. Шри Мадхавендра Пури.
Нужно стараться всех сделать друзьями

(16 марта 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Существует один фактор, который мы должны учитывать, его наличие в нашей жизни. Это пратиштха. Нам следует избегать пратиштхи. Но та пратиштха, которую мы питаем, которая есть у нас, это вайшнава-пратиштха, ее мы будем сохранять и поддерживать. Тогда как материальная, или мирская слава не принесет нам в нашей жизни благих результатов. Все мы становимся жертвами, испытываем влияние пратиштхи. Приятно слышать: «Ты хороший мальчик», но если подобные заявления принесут нам славу, привязанность к славе, то это плохо.

#00:01:23#

Привязанность к материальному существованию — это всегда дурно, плохо. Ты можешь оставить канак, оставить камини, но тебе нелегко оставить пратиштху, отвергнуть ее. Я вижу в нашем обществе, в среде наших преданных: все наши преданные пытаются избегать этого явления [пратиштхи], они очень смиренны, по крайней мере они пытаются быть смиренными. И это хороший симптом для нашего общества. Мы повсюду наблюдаем подобную тенденцию. Необходимо избегать поиска славы, пратиштхи. Пратиштха будет следовать за нами.

#00:02:30#

пратиш̣т̣ха̄ра бхайе пурӣ гела̄ пала̄н̃а̄
кр̣ш̣н̣а-преме пратиш̣т̣ха̄ чале сан̇ге гад̣а̄н̃а̄[1]

Так написано в «Чайтанья-чаритамрите». Когда Гопал похитил кхир для Мадхавендры Пури, Он велел священнику: «Я похитил кхир для Мадхавендры Пури. Передай кхир ему на базарной площади, на рынке». И тотчас же люди узнали о величии и славе Мадхавендры Пури. [Мадхавендра] Пури был крайне встревожен тем, что случилось. Он подумал: «Когда наступит утро, с рассветом все люди станут стекаться ко мне и начнут прославлять меня как великого садху, на том основании, что Гопал похитил для меня кхир. Великая пратиштха придет ко мне». Поэтому ночью, не дожидаясь рассвета, Мадхавендра Пури покинул Ремуну.

#00:03:56#

Кавирадж Госвами написал: «Природа пратиштхи такова: она всегда следует по стопам за преданным. Тот, кто не желает пратиштхи, за тем человеком пратиштха следует».

#00:04:16#

Так или иначе мы будем пытаться избегать связи со всем мирским, насколько это в наших силах. Рупа Госвами говорит:

#00:04:39#

йукта̄ха̄ра-виха̄расйа
йукта-чеш̣т̣асйа кармасу…[2]

ана̄сактасйа виш̣айа̄н
йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате[3]

Материальные явления будут приходить к тебе естественным образом, поскольку без связи с материальными явлениями как ты сумеешь выживать? Но ты не должен быть вовлечен, погружен в эти реалии. Даже дети. Мы питаем великую любовь, нежность к детям. Это также не есть хорошо. Когда дети появляются в наших семьях, мы должны видеть в этом волю Господа и уважать нашу удачу. Но не следует опять же погрязать в семейной жизни. Мы будем жить семейной жизнью, не привязываясь к ней.

#00:06:03#

Рупа Госвами Прабху говорит об этом: ана̄сактасйа виш̣айа̄н. Связь с материальным. Мы должны быть сознательны в отношении этой связи и не становиться жертвами материального.

#00:06:22#

алабдхе ва̄ винаш̣т̣е ва̄,
бхакш̣йа̄ччха̄дана…

Сегодня утром я об этом говорил.

алабдхе ва̄ винаш̣т̣е ва̄,
бхакш̣йа̄ччха̄дана-са̄дхане
авиклава-матир бхӯтва̄,
харим эва дхийа̄ смарет[4]

Мы будем всегда памятовать о Господе Кришне, таков наш долг: смартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур[5]. Это слова, утверждение «Падма-пураны». Я постоянно цитирую эти слова. Мы всегда должны пребывать с нашим владыкой, Господом, таково наше существование. Наша жизнь — это счастливая жизнь. А то, что к нам приходит, или то, что мы теряем, нам не следует к этому привязываться. Насколько это возможно, следует избегать материальных реалий. Они приходят, они уходят, мы то теряем, то приобретаем. Все это будет происходить в нашей жизни, но не следует быть вовлеченными во все это.

#00:07:44#

Мы будем помнить о милости Господа Кришны. Кришна дал мне возможность практиковать сознание Кришны, и я буду это делать. Таким образом, мы будем пытаться жить духовной жизнью. И я вижу, какие прекрасные возможности обретают западные преданные благодаря этой концепции. Западные преданные не слишком привязаны к семейной жизни. Они привязаны, несомненно, но это привязанность не чрезмерная. Однако это негативная сторона, а позитивная сторона заключается в служении Кришне, в практике преданности [Кришне], и эту практику я должен совершать, отдавая этому все свои силы. Преданным [Кришны] будет тот, кто станет следовать такому принципу.

#00:08:59#

Я должен пытаться быть преданным. Мы постоянно пишем: «Я пытаюсь быть преданным». Пытающийся быть преданным. Но необходимо быть преданным и необходимо подтверждать, доказывать это своей жизнью — положение слуги Господа. Не на словах, на письме, но на деле. Это необходимо.

#00:09:26#

Вокруг меня материя, но духовное существует и пребывает во всем. Я должен испытывать, переживать духовные чувства и избегать материальных чувств. Материальное и духовное — и то, и другое — пребывает передо мной. Маха-прасадам я вижу своими материальными глазами. И это, казалось бы, материальное явление, поскольку я вижу его физически, глазами, но он духовен. Это милость Господа Кришны, я должен видеть в нем [маха-прасаде] эту милость. Таким образом, мы будем пытаться идти вперед. Все есть благо, и все есть зло[6].

#00:10:19#

Но, подобно лебедю, мы будем извлекать молоко и оставлять воду. Это [явление] зовется парамахамсой. На самом деле это зовется хамсой. Природа хамсы, лебедя, такова: из смеси воды и молока извлекать молоко, оставляя воду. [Хамса] пьет молоко. Такой должна быть природа нашей жизни.

#00:10:45#

У нас есть многочисленные возможности, но если мы их не осознаем, то мы будем страдать. Это неизбежно. Результаты всегда будут приходить к нам. Они могут быть хорошими или могут быть плохими. Но мне нужны хорошие результаты. И я стану избегать плохих результатов. И когда я знаю, что это плохо, я должен избегать плохого. А если я знаю, что нечто благо, хорошо, то я буду приветствовать это явление в своей жизни.

#00:11:23#

Таким образом мы будем прогрессировать. Нет иного пути. Повсюду сейчас, в наши дни, присутствует чрезмерно, в крайней степени влияние Кали. Где-то оно проявлено больше, где-то меньше. Но:

#00:11:42#

кāлах̣ калир балина индрийа-ваири-варгāх̣,
ш́рӣ-бхакти-мāрга иха кан̣т̣ака-кот̣и-руддхах̣
хā хā ква йāми викалах̣ ким ахам̇ кароми,
чаитанйа-чандра йади нāдйа кр̣пāм̇ карош̣и[7]

Прабодхананда Сарасвати Тхакур написал эту шлоку. Все является моим врагом, но я должен превратить это все, все реалии в своих друзей. Таков мой долг. Он состоит в том, чтобы все и вся сделать другом, не врагом. Пытайтесь сердцем и душой, и результат придет. Этот результат будет благим, не дурным. И то, что сейчас выглядит дурным, в будущем для меня станет благом.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Мадхавендра Пури боялся славы [пратиштхи] и потому бежал из Ремуны. Однако слава, которую приносит любовь к Богу, столь велика, что следует за преданным повсюду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.147).

2  Йукта̄ха̄ра-виха̄расйа, йукта-чеш̣т̣асйа кармасу / йукта-свапна̄вабодхасйа, його бхавати дух̣кха-ха̄ — «Для того, кто ест, отдыхает и прилагает усилия при выполнении всех своих обязанностей упорядоченно, и чье время распределено правильно, практика йоги постепенно сводит на нет все мирские страдания» (Бхагавад-гита, 6.17).

3  «Отречение, в котором нет привязанности к объектам чувств, но в котором все видится во взаимосвязи с Кришной и все задействовано в служении Ему, называется юкта‑вайрагьей, или практичным отречением» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255).

4  Стих из «Падма-пураны»; также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.114) и «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (3.8): «Если вайшнавы, воздающие служение Господу Хари, несмотря на все усилия не могут добыть себе пищу и кров, если их имущество пропадает или гибнет, пусть они, отрешившись от беспокойств, хранят в глубинах своих сердец память о Шри Хари».

В своей книге («Шри Шри Прапанна-дживанамритам») Шрила Шридхар Махарадж предваряет этот стих следующими словами: сарватха ха̄ри-смр̣ти-ракш̣ан̣ам эва та̄тпарййам — «Главная цель — всегда, всюду и при любых обстоятельствах помнить о Шри Хари».

5  Смартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур, висмартавйо на джа̄тучит / сарве виддхи-ниш̣едха̄х̣ сйур, этайор эва кин̇кара̄х̣ — «Кришна — источник Господа Вишну. Необходимо всегда о Нем помнить и никогда не забывать. Все предписания и запреты, приведенные в шастрах, должны служить этим двум принципам» (стих из «Падма-пураны», который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.113)).

6  По всей видимости, имеется в виду, что все, что нас окружает, можно использовать как для удовлетворения своих чувств (следуя эгоцентризму — зло), так и для служения Господу Кришне (следуя богоцентризму — благо). Или: окружающее нас может влиять на нас как негативным образом (разрушительно), так и позитивным (созидательно) — в зависимости от нашего мировосприятия.

7  «Такова эта эпоха ссор и раздоров. Чувства, выступая как наши враги, становятся очень могущественными. Десятки тысяч шипов мешают вступить на путь чистой бхакти. Я пребывал в полном неведении относительно того, что мне делать и куда идти, пока Чайтаньячандра не пролил на меня Свою милость» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 49).




←  «Об Амбарише Махарадже и о паломничестве в Бадарикашрам». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 82) ·• Архив новостей •· Инсайт йога-фест «ГАРМОНИЯ ДЕЙСТВИЯ: искусство карма-йоги». 23 февраля 2024 года. Санкт-Петербург  →

(стерео)


Процитированные в лекции шлоки:


пратиш̣т̣ха̄ра бхайе пурӣ гела̄ пала̄н̃а̄
кр̣ш̣н̣а-преме пратиш̣т̣ха̄ чале сан̇ге гад̣а̄н̃а̄

«Мадхавендра Пури боялся славы [пратиштхи] и потому бежал из Ремуны. Однако слава, которую приносит любовь к Богу, столь велика, что следует за преданным повсюду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.147).


йукта̄ха̄ра-виха̄расйа,
йукта-чеш̣т̣асйа кармасу
йукта-свапна̄вабодхасйа,
його бхавати дух̣кха-ха̄

«Для того, кто ест, отдыхает и прилагает усилия при выполнении всех своих обязанностей упорядоченно, и чье время распределено правильно, практика йоги постепенно сводит на нет все мирские страдания» (Бхагавад-гита, 6.17).


ана̄сактасйа виш̣айа̄н
йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате

«Отречение, в котором нет привязанности к объектам чувств, но в котором все видится во взаимосвязи с Кришной и все задействовано в служении Ему, называется юкта-вайрагьей, или практичным отречением» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255).


алабдхе ва̄ винаш̣т̣е ва̄,
бхакш̣йа̄ччха̄дана-са̄дхане
авиклава-матир бхӯтва̄,
харим эва дхийа̄ смарет

Стих из «Падма-пураны»; также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.114) и «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (3.8): «Если вайшнавы, воздающие служение Господу Хари, несмотря на все усилия, не могут добыть себе пищу и кров, если их имущество пропадает или гибнет, пусть они, отрешившись от беспокойств, хранят в глубинах своих сердец память о Шри Хари».

В своей книге («Шри Шри Прапанна-дживанамритам») Шрила Шридхар Махарадж предваряет этот стих следующими словами: сарвватха ха̄ри-смр̣ти-ракш̣ан̣ам эва та̄тпарййам — «Главная цель — всегда, всюду и при любых обстоятельствах помнить о Шри Хари».


cмартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур
висмартавйо на джа̄тучит
сарве виддхи-ниш̣едха̄х̣ сйур
этайор эва кин̇кара̄х̣

«Кришна — источник Господа Вишну. Необходимо всегда о Нем помнить и никогда не забывать. Все предписания и запреты, приведенные в шастрах, должны служить этим двум принципам» (стих из «Падма-пураны», который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.113)).


кāлах̣ калир балина индрийа-ваири-варгāх̣,
ш́рӣ-бхакти-мāрга иха кан̣т̣ака-кот̣и-руддхах̣
хā хā ква йāми викалах̣ ким ахам̇ кароми,
чаитанйа-чандра йади нāдйа кр̣пāм̇ карош̣и

«Такова эта эпоха ссор и раздоров. Чувства, выступая как наши враги, становятся очень могущественными. Десятки тысяч шипов мешают вступить на путь чистой бхакти. Я пребывал в полном неведении относительно того, что мне делать и куда идти, пока Чайтаньячандра не пролил на меня Свою милость» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 49).


Та же самая лекция, но в другом переводе,
опубликована по ссылке.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Слава. Шри Мадхавендра Пури.
Нужно стараться всех сделать друзьями

(16 марта 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Существует один фактор, который мы должны учитывать, его наличие в нашей жизни. Это пратиштха. Нам следует избегать пратиштхи. Но та пратиштха, которую мы питаем, которая есть у нас, это вайшнава-пратиштха, ее мы будем сохранять и поддерживать. Тогда как материальная, или мирская слава не принесет нам в нашей жизни благих результатов. Все мы становимся жертвами, испытываем влияние пратиштхи. Приятно слышать: «Ты хороший мальчик», но если подобные заявления принесут нам славу, привязанность к славе, то это плохо.

#00:01:23#

Привязанность к материальному существованию — это всегда дурно, плохо. Ты можешь оставить канак, оставить камини, но тебе нелегко оставить пратиштху, отвергнуть ее. Я вижу в нашем обществе, в среде наших преданных: все наши преданные пытаются избегать этого явления [пратиштхи], они очень смиренны, по крайней мере они пытаются быть смиренными. И это хороший симптом для нашего общества. Мы повсюду наблюдаем подобную тенденцию. Необходимо избегать поиска славы, пратиштхи. Пратиштха будет следовать за нами.

#00:02:30#

пратиш̣т̣ха̄ра бхайе пурӣ гела̄ пала̄н̃а̄
кр̣ш̣н̣а-преме пратиш̣т̣ха̄ чале сан̇ге гад̣а̄н̃а̄[1]

Так написано в «Чайтанья-чаритамрите». Когда Гопал похитил кхир для Мадхавендры Пури, Он велел священнику: «Я похитил кхир для Мадхавендры Пури. Передай кхир ему на базарной площади, на рынке». И тотчас же люди узнали о величии и славе Мадхавендры Пури. [Мадхавендра] Пури был крайне встревожен тем, что случилось. Он подумал: «Когда наступит утро, с рассветом все люди станут стекаться ко мне и начнут прославлять меня как великого садху, на том основании, что Гопал похитил для меня кхир. Великая пратиштха придет ко мне». Поэтому ночью, не дожидаясь рассвета, Мадхавендра Пури покинул Ремуну.

#00:03:56#

Кавирадж Госвами написал: «Природа пратиштхи такова: она всегда следует по стопам за преданным. Тот, кто не желает пратиштхи, за тем человеком пратиштха следует».

#00:04:16#

Так или иначе мы будем пытаться избегать связи со всем мирским, насколько это в наших силах. Рупа Госвами говорит:

#00:04:39#

йукта̄ха̄ра-виха̄расйа
йукта-чеш̣т̣асйа кармасу…[2]

ана̄сактасйа виш̣айа̄н
йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате[3]

Материальные явления будут приходить к тебе естественным образом, поскольку без связи с материальными явлениями как ты сумеешь выживать? Но ты не должен быть вовлечен, погружен в эти реалии. Даже дети. Мы питаем великую любовь, нежность к детям. Это также не есть хорошо. Когда дети появляются в наших семьях, мы должны видеть в этом волю Господа и уважать нашу удачу. Но не следует опять же погрязать в семейной жизни. Мы будем жить семейной жизнью, не привязываясь к ней.

#00:06:03#

Рупа Госвами Прабху говорит об этом: ана̄сактасйа виш̣айа̄н. Связь с материальным. Мы должны быть сознательны в отношении этой связи и не становиться жертвами материального.

#00:06:22#

алабдхе ва̄ винаш̣т̣е ва̄,
бхакш̣йа̄ччха̄дана…

Сегодня утром я об этом говорил.

алабдхе ва̄ винаш̣т̣е ва̄,
бхакш̣йа̄ччха̄дана-са̄дхане
авиклава-матир бхӯтва̄,
харим эва дхийа̄ смарет[4]

Мы будем всегда памятовать о Господе Кришне, таков наш долг: смартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур[5]. Это слова, утверждение «Падма-пураны». Я постоянно цитирую эти слова. Мы всегда должны пребывать с нашим владыкой, Господом, таково наше существование. Наша жизнь — это счастливая жизнь. А то, что к нам приходит, или то, что мы теряем, нам не следует к этому привязываться. Насколько это возможно, следует избегать материальных реалий. Они приходят, они уходят, мы то теряем, то приобретаем. Все это будет происходить в нашей жизни, но не следует быть вовлеченными во все это.

#00:07:44#

Мы будем помнить о милости Господа Кришны. Кришна дал мне возможность практиковать сознание Кришны, и я буду это делать. Таким образом, мы будем пытаться жить духовной жизнью. И я вижу, какие прекрасные возможности обретают западные преданные благодаря этой концепции. Западные преданные не слишком привязаны к семейной жизни. Они привязаны, несомненно, но это привязанность не чрезмерная. Однако это негативная сторона, а позитивная сторона заключается в служении Кришне, в практике преданности [Кришне], и эту практику я должен совершать, отдавая этому все свои силы. Преданным [Кришны] будет тот, кто станет следовать такому принципу.

#00:08:59#

Я должен пытаться быть преданным. Мы постоянно пишем: «Я пытаюсь быть преданным». Пытающийся быть преданным. Но необходимо быть преданным и необходимо подтверждать, доказывать это своей жизнью — положение слуги Господа. Не на словах, на письме, но на деле. Это необходимо.

#00:09:26#

Вокруг меня материя, но духовное существует и пребывает во всем. Я должен испытывать, переживать духовные чувства и избегать материальных чувств. Материальное и духовное — и то, и другое — пребывает передо мной. Маха-прасадам я вижу своими материальными глазами. И это, казалось бы, материальное явление, поскольку я вижу его физически, глазами, но он духовен. Это милость Господа Кришны, я должен видеть в нем [маха-прасаде] эту милость. Таким образом, мы будем пытаться идти вперед. Все есть благо, и все есть зло[6].

#00:10:19#

Но, подобно лебедю, мы будем извлекать молоко и оставлять воду. Это [явление] зовется парамахамсой. На самом деле это зовется хамсой. Природа хамсы, лебедя, такова: из смеси воды и молока извлекать молоко, оставляя воду. [Хамса] пьет молоко. Такой должна быть природа нашей жизни.

#00:10:45#

У нас есть многочисленные возможности, но если мы их не осознаем, то мы будем страдать. Это неизбежно. Результаты всегда будут приходить к нам. Они могут быть хорошими или могут быть плохими. Но мне нужны хорошие результаты. И я стану избегать плохих результатов. И когда я знаю, что это плохо, я должен избегать плохого. А если я знаю, что нечто благо, хорошо, то я буду приветствовать это явление в своей жизни.

#00:11:23#

Таким образом мы будем прогрессировать. Нет иного пути. Повсюду сейчас, в наши дни, присутствует чрезмерно, в крайней степени влияние Кали. Где-то оно проявлено больше, где-то меньше. Но:

#00:11:42#

кāлах̣ калир балина индрийа-ваири-варгāх̣,
ш́рӣ-бхакти-мāрга иха кан̣т̣ака-кот̣и-руддхах̣
хā хā ква йāми викалах̣ ким ахам̇ кароми,
чаитанйа-чандра йади нāдйа кр̣пāм̇ карош̣и[7]

Прабодхананда Сарасвати Тхакур написал эту шлоку. Все является моим врагом, но я должен превратить это все, все реалии в своих друзей. Таков мой долг. Он состоит в том, чтобы все и вся сделать другом, не врагом. Пытайтесь сердцем и душой, и результат придет. Этот результат будет благим, не дурным. И то, что сейчас выглядит дурным, в будущем для меня станет благом.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Мадхавендра Пури боялся славы [пратиштхи] и потому бежал из Ремуны. Однако слава, которую приносит любовь к Богу, столь велика, что следует за преданным повсюду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.147).

[2] Йукта̄ха̄ра-виха̄расйа, йукта-чеш̣т̣асйа кармасу / йукта-свапна̄вабодхасйа, його бхавати дух̣кха-ха̄ — «Для того, кто ест, отдыхает и прилагает усилия при выполнении всех своих обязанностей упорядоченно, и чье время распределено правильно, практика йоги постепенно сводит на нет все мирские страдания» (Бхагавад-гита, 6.17).

[3] «Отречение, в котором нет привязанности к объектам чувств, но в котором все видится во взаимосвязи с Кришной и все задействовано в служении Ему, называется юкта‑вайрагьей, или практичным отречением» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255).

[4] Стих из «Падма-пураны»; также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.114) и «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (3.8): «Если вайшнавы, воздающие служение Господу Хари, несмотря на все усилия не могут добыть себе пищу и кров, если их имущество пропадает или гибнет, пусть они, отрешившись от беспокойств, хранят в глубинах своих сердец память о Шри Хари».

В своей книге («Шри Шри Прапанна-дживанамритам») Шрила Шридхар Махарадж предваряет этот стих следующими словами: сарватха ха̄ри-смр̣ти-ракш̣ан̣ам эва та̄тпарййам — «Главная цель — всегда, всюду и при любых обстоятельствах помнить о Шри Хари».

[5] Смартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур, висмартавйо на джа̄тучит / сарве виддхи-ниш̣едха̄х̣ сйур, этайор эва кин̇кара̄х̣ — «Кришна — источник Господа Вишну. Необходимо всегда о Нем помнить и никогда не забывать. Все предписания и запреты, приведенные в шастрах, должны служить этим двум принципам» (стих из «Падма-пураны», который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.113)).

[6] По всей видимости, имеется в виду, что все, что нас окружает, можно использовать как для удовлетворения своих чувств (следуя эгоцентризму — зло), так и для служения Господу Кришне (следуя богоцентризму — благо). Или: окружающее нас может влиять на нас как негативным образом (разрушительно), так и позитивным (созидательно) — в зависимости от нашего мировосприятия.

[7] «Такова эта эпоха ссор и раздоров. Чувства, выступая как наши враги, становятся очень могущественными. Десятки тысяч шипов мешают вступить на путь чистой бхакти. Я пребывал в полном неведении относительно того, что мне делать и куда идти, пока Чайтаньячандра не пролил на меня Свою милость» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 49).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования