«Шри Радхаштами: поклонение с крайней осторожностью». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 5 сентября 2011 года. Вриндаван Дхама, Индия | “Sri Radhastami: Worship with Extreme Care.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 17 November 2010. 5 September 2011. Vrindavan Dham, India



Russian

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж

Шри Радхаштами:
поклонение с крайней осторожностью

(5 сентября 2011 года. Вриндаван Дхама, Индия)

https://www.scsmathinternational.com/ru/guidance/2011/110905-Radhastami-ExtremeCare.php

 

Сегодня в нашей духовной жизни очень благоприятный и очень важный день. Сегодня Радхаштами: день явления Шримати Радхарани. Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж всегда чтят и поклоняются этому дню самым надлежащим, подобающим образом.

রাধা-ভজনে যদি মতি নাহি ভেলা
কৃষ্ণ ভজন তব অকারণে গেলা

ра̄дха-бхаджане йади мати на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣а гела̄

«Если ты не поклоняешься Шримати Радхарани, твое поклонение Кришне бесполезно» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1).

Как поклоняться Шримати Радхарани? Мы не знаем, каким образом Ей поклоняться. Мы поем: «শ্রীগুরুচরণপদ্ম কেবল ভকতিসদ্ম বন্দোঁ মুঞি সাবধান মতে, ш́рӣ гуру чаран̣а-падма, кевала-бхакати-садма, бандо муи са̄вадха̄на мате. Мы должны поклоняться лотосоподобным стопам Шри Гурудева с большой осторожностью». Если не быть осторожным, можно нанести оскорбление, поэтому нужно быть очень осторожным, когда поклоняешься лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. Это очень сложно.

Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж показывал это также на своем примере. Он с осторожностью подходил к чтению главы «Чайтанья-чаритамриты», в которой говорится об играх Радхи-Кришны (антаранга-лила, према-лила, према-катха Рамананды Рая). Он объяснял, что для того, чтобы читать эту главу, нужно обладать квалификацией. В этом и заключается сложность. Тем не менее мы можем делать то, что нам говорил Гурудев: мы можем поклоняться Лалите Деви, которая управляет Шримати Радхикой, а также мы можем поклоняться Нитьянанде Прабху. Гуру называют ашрая-виграхой, и Лалита Деви является ашрая-виграхой Радхарани. Без поклонения ашрая-виграхе нельзя поклоняться виджая-виграхе.

 

Когда Гурудев слышал, как кто-то говорит: «Джая Радхе!», он всегда начинал злиться. Если у кого-то на языке всегда имя Радхарани, это несерьезно, потому что произнести Ее имя на самом деле не так просто. Если все время говорить: «Джая Радхе!», мы превратимся в сахаджиев. Нужно быть осторожным.

রাধার দাসীর কৃষ্ণ সর্ব্ব বেদে বলে

ра̄дха̄ра да̄сӣра кр̣ш̣н̣а сарва-веде бале

Кому принадлежит Кришна? «Кришна — „Ра̄дха̄ра да̄сӣра“, собственность служанок Радхарани. Все Веды говорят об этом» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака»).

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

ра̄дха̄-пада̄н̇кита дха̄ма, вр̣нда̄вана йа̄ра на̄ма,
                 йатане йе на̄хи а̄ра̄дхила

«(Как они окунутся в океан расы, если они) никогда даже и не пытались поклоняться обители, имя которой Вриндаван, и которая несет на себе следы стоп Шри Радхи?» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1).

Но как поклоняться Радхарани — как? Йатане йе на̄хи а̄ра̄дхила, ра̄дха̄-пада̄н̇кита дха̄ма. Гурудев говорил: «В месте Радхарани нужно ходить на голове, а не ногами». Такое это место, но как мы можем это увидеть?

অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে

андхибхӯта чакш̣у йа̄ра виш̣айа дхӯлите

«Наши глаза слепы». Если выпить яд, как после этого можно пробовать что-либо еще? «জানিয়া শুনিয়া বিষ খাইনু, джа̄нийа̄ ш́унийа̄ виш̣а кха̄ину: я знал, что это яд, мне говорили, что это яд, но я все равно выпил его». Если я пью яд и знаю, что то, что я пью, яд, мне никак не избежать смерти.

Мы находимся сейчас во Вриндаван-дхаме, но мы не поем, не практикуем, не совершаем киртан. Мы находимся здесь, но продолжаем жить как в обычном доме: едим, спим, делаем все то же, что и всегда... но ведь это Вриндаван, Голока!

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

ра̄дха̄-пада̄н̇кита дха̄ма, вр̣нда̄вана йа̄ра на̄ма,
                 йатане йе на̄хи а̄ра̄дхила

«(Как они окунутся в океан расы, если они) никогда даже и не пытались поклоняться обители, имя которой Вриндаван, и которая несет на себе следы стоп Шри Радхи?» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1).

Как поклоняться этому месту? Шрила Гурудев построил этот храм здесь, во Вриндаване, чтобы заниматься киртаном, чтобы практиковать, и это то, чем мы и должны заниматься, это и есть то, как поклоняться этому месту. Если же следовать уму, то как тогда вы будете служить?

Гурудев всегда говорит: «Не следуйте уму. Вы должны следовать тому, что я говорю». Бывает, что в уме что-то происходит, но вы просто отмахните это. Если ум и сердце полны другими вещами, как вы тогда будете следовать тому, что говорит Гурудев? Нужно быть хорошим приемником: нужно уметь принимать сигнал. В сердце все уже заложено, но вам нужно зажечь запал.

Мы приняли посвящение у Гурудева, но что значит быть учеником (шишьей)? «দীক্ষাকালে ভক্ত করে আত্মসমর্পণ, дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а: во время посвящения преданный отдает себя Гуру». Мы больше не хозяева.

Гурудев говорил мне: «Если ты будешь служить вайшнавам (слугам Радхарани, слугам Лалиты Деви), то Кришна придет служить тебе».

Однажды Радхарани лично пришла, чтобы приготовить сладкий рис для Санатаны Госвами. Санатане Госвами захотелось сладкого риса, и Рупа Госвами все думал: «Как мне достать сахар, рис, молоко и остальные ингредиенты?» Вдруг к нему подошла маленькая девочка и протянула ему как раз те ингредиенты, которые были нужны:

— Возьмите, пожалуйста.

— Ты кто? — удивился Рупа Госвами.

— Я живу в этой деревне.

— Но я не знаю, как готовить сладкий рис...

— Мама умеет его готовить, и она Меня немного научила. Я могу попробовать приготовить его. — И Она сама приготовила сладкий рис: принесла горшок, разожгла огонь — сделала все!

Когда Санатана Госвами попробовал этот сладкий рис, он сильно удивился: «Какой нектар! Какой же это нектар!» Он попытался отыскать эту девочку: «Я хочу посмотреть на Нее, хочу встретиться с Ее отцом», но, так и не найдя Ее, он заплакал: «Рупа, ты не знаешь... Мы здесь для того, чтобы служить Ей, а Она пришла служить нам!»

Так что вы сами можете понять, что это за место...

 

Гурудев получил это место, и здесь Радха-Раса-Бихари, здесь место Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, здесь также Радха-Дамодар...

Однажды духовный брат Шрилы Гурудева (ученик Шрилы Шридхара Дева-Госвами Махараджа) пришел к Гурудеву и предложил сделать пушпа-самадхи Шрилы Гуру Махараджа на территории храма Рупы Госвами. Гурудев отказался: «Нам это не нужно. Здесь все в кучу: любой сахаджия, любой встречный может заплатить, и их отец или мать будут захоронены здесь. Я не хочу делать пушпа-самадхи моего Гуру здесь». К счастью, он получил это место здесь, и на той же земле, что и место Шрилы Рупы Госвами.

Также здесь провел десять лет Шрила Свами Махарадж. После того, как он перевел «Шримад-Бхагаватам», он поехал в зарубежные страны. На старости лет он решил поехать за границу! Что за впечатление пришло к нему здесь? Еще мы знаем, что прежде, чем ехать за границу, он поехал в Навадвипу, где он сначала принял прибежище у Шрилы Шридхара Махараджа и попросил разрешение поехать...

Это и есть то место, где это все произошло. Мы должны поклоняться этому месту. Если кто-нибудь здесь сядет и станет играть на караталах и петь «Харе Кришна, Харе Кришна», то они попадут во Вриндаван, на Голоку. Такое это место! Мы же не повторяем святое имя, не практикуем нормально: вместо этого мы думаем о самих себе, об упражнении глаз, упражнении ушей, упражнении ума — что мы только не упражняем, но андхибхӯта чакш̣у йа̄ра виш̣айа дхӯлите (অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে): мы слепы, наши глаза ничего не видят, потому что вокруг нас так много иллюзорной пыли. Как мы тогда можем увидеть тот мир?

Однажды ко мне подошел санньяси и сказал: «Махарадж, во Вриндаване нет ничего особенного — только обезьяны везде суются и гадят...» Я ему ответил: «Это у тебя такие глаза, поэтому твои глаза и видели, как повсюду суются и гадят обезьяны, а кто-то другой видит там нитья-дхаму, игры Радхарани...»

 

Место рождения Радхарани находится недалеко отсюда, в Рамакели, а дом Ее родителей, царя Вришабхану и Киртиды Майи, в Варшане. Когда они жили в Рамакели, царь Вришабхану каждый день ходил на Ямуну принимать омовение. Однажды он пришел на берег Ямуны и увидел большой цветок лотоса, в котором лежала новорожденная девочка. Царь Вришабхану принес ее домой, и Киртида Майи почувствовала, как будто так у нее родился ребенок.

К ним домой потом пришло так много полубогов в разных обличьях, так много людей: всем хотелось посмотреть на девочку, но никто не мог узнать, кто Она. Киртида Майи и царь Вришабхану также пригласили Нанду Махараджа и Яшоду. Всем было любопытно, как девочка появилась на свет, и почему, несмотря на то что Она такая красивая, Она не открывала глаза. Пока все толпились и обсуждали это, Кришна заполз в комнату Радхарани. Когда Он посмотрел Ей в лицо, Она открыла глаза: сначала Она увидела Своего Господа, Своего Повелителя. До этого Она попросила Его: «Обещай Мне, что, когда Я рожусь, Я не увижу ничьего лица, пока не увижу Твое лицо».

Так много лил проходят во Вриндаван-дхаме, Говардхане, на Уддхава-кунде, Радха-кунде...



English

Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj

Sri Radhastami:
Worship with Extreme Care

(5 September 2011. Vrindavan Dham, India)

https://www.scsmathinternational.com/guidance/2011/SAchM-110905-Radhastami-ExtremeCare.php


Today is a very auspicious day in our spiritual life, a very important day. Today is Radhastami: Srimati Radharani’s appearance day. Srila Gurudev and Srila Guru Maharaj always worship this day in the best proper way.

রাধা-ভজনে যদি মতি নাহি ভেলা
কৃষ্ণ ভজন তব অকারণে গেলা

rādha-bhajane yadi mati nāhi bhelā
kṛṣṇa-bhajana tava akāraṇa gelā

“If you do not worship Srimati Radharani, your worship of Krishna is useless” (Radha-bhajane yadi mati nahi bhela, 1, by Srila Bhakti Vinod Thakur).

How can we worship Srimati Radharani? We do not know the process how to worship Her. We sing, “শ্রীগুরুচরণপদ্ম কেবল ভকতিসদ্ম বন্দোঁ মুঞি সাবধান মতে, śrī guru charaṇa-padma, kevala-bhakati-sadma, bando mui sāvadhāna mate: we must worship the lotus feet of Sri Gurudev very carefully.” If we are not careful, an offence can come, so we must be very careful when we worship Radharani’s lotus feet—it is very difficult.

Srila Sridhar Dev-Goswami Maharaj is afraid to read the chapter in Chaitanya-charitamrita about Radha-Krishna’s Pastimes: antaranga-lila, prema-lila, Ramananda Ray’s prema-katha. He said we must have qualification to read that chapter, and it is very difficult. We can do what Gurudev told us to do, and Gurudev told us that we can worship Lalita Devi, who controls Srimati Radhika, and also, we can worship Nityananda Prabhu.

Gurudev is asraya vigraha, and Lalita Devi is Radharani’s asraya vigraha. If we do not worship asraya vigraha, we cannot worship visaya vigraha.


When somebody would say, “Jaya Radhe!” Gurudev would always become angry. When Radharani’s Name always comes to somebody’s mouth, it is not serious because it is not so easy to take Her Name. If we always say, “Jaya Radhe!” we become sahajiya. We must be very careful.

রাধার দাসীর কৃষ্ণ সর্ব্ব বেদে বলে

rādhāra dāsīra kṛṣṇa sarva-vede bole

Who does Krishna belong to? “Krishna is ‘Rādhāra dāsīra’: He is the property of the servants of Radharani. All Vedas state this.”

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

rādhā-padāṅkita dhāma, vṛndāvana yāra nāma,
                yatane ye nāhi ārādhila

“Those who have not worshipped the abode named Vrindavan, that is decorated by the lotus-like Radha...” (Radhika charana padma, 1, by Srila Bhakti Vinod Thakur).

But how to worship Radharani—how? Yatane ye nāhi ārādhila, Rādhā-padāṅkita. Gurudev said, “You must walk in Radharani’s place on your head, not on your legs.” It is that kind of place, but how can we see it?

অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে

andhibhūta chakṣu yāra viṣayā dhūlite

“Our eyes are blind.” If I take poison, how can I taste anything after that? জানিয়া শুনিয়া বিষ খাইনু, jāniyā śuniyā viṣa khāinu [“I knew that it was poison, I had heard that it was poison, but still I drank it”]. If I take poison, and I know it is poison, I will have to die. We are in Vrindavan Dham, but we do not sing, do not practise, do not do kirtan; we are staying here but living like in an ordinary house—sleeping, eating, doing all these same things...

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

rādhā-padāṅkita dhāma, vṛndāvana jār nāma,
                jatane je nāhi ārādhila

But this is Goloka Vrindavan. How shall I worship this place? Srila Gurudev made this our temple here to sing kirtan, to practise, and we must do that, and worship it through that. If you follow your mind, how will you serve?

Gurudev always tells us, “Do not follow your mind. You must follow what I am saying.” Something may be going on in your mind—dismiss it. If your mind and heart are full of other things, how will you follow Gurudev? You must become a proper, good receiver. Everything is in your heart, but you must make the fuse.

We take initiation from Gurudev, but what is the meaning of sisya, being a disciple? দীক্ষাকালে ভক্ত করে আত্মসমর্পণ, dīkṣā-kāle bhakta kare ātma-samarpaṇa: “At the time of their initiation, the devotee offers himself to the Guru.” We are not in charge anymore.

Gurudev said to me, “If you serve the Vaishnavs, Radharani’s servants, Lalita Devi’s servants, Krishna will come to serve you.” Even Radharani Herself came to cook sweet rice for Sanatan Goswami.

Sanatan Goswami wanted some sweet rice, and Rupa Goswami thought, “How shall I get sugar, rice, milk, and the other ingredients?” Suddenly, a girl came, and offered him the ingredients, “Please take this.”

“Who are You?”

“I am from this village.”

“But I do not know how to cook sweet rice...”

“My mother knows how to make it, and she has taught Me something. I can try to make it.”

She actually cooked it—brought the pot, made the fire—did everything!

When Sanatan Goswami tasted it, he was astonished, “What a nectar! How much nectar this is!” He searched for that girl, “I want to see that girl, that girl’s father,” but he could not find Her. Sanatan Goswami began crying, “Rupa Goswami, you do not know... We are here to serve Her, but She Herself came to serve us!”

Then you must understand what this place is...


Gurudev got this place, here is Radha Rasa Bihari, here is Srila Krishna Das Kaviraj Goswami’s place, here is Radha Damodar also.

Once, a godbrother of Srila Gurudev, a disciple of Srila Sridhar Dev-Goswami Maharaj came to Gurudev and offered to make a puspa-samadhi of Srila Guru Maharaj in Rupa Goswami’s place. Gurudev answered, “We do not want that. Here everything is mixed—all sahajiya people and anybody can give some money, and their father or mother can also be buried here. I do not want to give my Guru’s puspa-samadhi there.” Fortunately, he got this place, on the same land with Srila Rupa Goswami’s place.

Also, Srila Swami Maharaj spent here ten years, and after translating Bhagavatam he went to the foreign land. At his old age he went to a foreign country! What sort of impression did he get? Also, before going abroad, he first went to Nabadwip: he took shelter of Srila Sridhar Maharaj and asked him for permission to go there...

That is that place. You must worship this place. If anybody sits in this place, plays kartals and chants, “Hare Krishna, Hare Krishna,” they will go to Goloka Vrindavan—such kind of place this is!

But we are not chanting, we are not practising properly—we are thinking about our own self, we are thinking about eye exercise, ear exercise, mind exercise. We are doing all kinds of exercise, and andhibhūta chakṣu yāra viṣayā dhūlite (অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে): our eyes become blind with so much illusory dust. How then shall we see this kind of environment?

Once a sannyasi came to me and said, “Oh, Maharaj, Vrindavan is nothing. Monkeys are always disturbing and passing stool there...” I told him, “Your eyes are like that, that’s why your eyes saw monkeys disturbing and passing stool, but some can see the nitya-dham, Radharani’s Pastimes here...”


Radharani’s birthplace is nearby, in Ramakeli, and the house of Her parents—King Vrisabhanu and Kirtida Mayi—is in Varsana. When King Vrisabhanu and Kirtida Mayi lived in Ramakeli, King Vrisabhanu went every day to the Yamuna to bathe. One day when he went to the bank of the Yamuna, he saw a big lotus with a baby inside it. Raja Vrisabhanu brought that baby home, and the feeling came to Kirtida Mayi that the baby had been born like this.

So many demigods came then disguised to their house, so many people came to see Her, but no one could recognise who She was.

Kirtida Mayi and Raja Vrisabhanu also invited Nanda Maharaj and Yasoda. At that time everyone was wondering how the girl had appeared and why, although so beautiful, She did not open Her eyes. While everyone was talking like this in a crowd, Krishna crawled away to Radharani’s room, and when He saw Her face, She opened Her eyes. First, She saw Her Lord. She had asked Him before, “Promise Me that when I am born, I will not see anyone’s face until I have seen Your face.”

There is so much lila in Vrindavan Dham, Govardhan, Uddhav Kunda, Radha Kunda...




←  «Шри Радхаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Храм любви и нежности. Стихи 15–17 | “Sri Radhastami.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. Temple of Love and Affection, verses 15–17 ·• Архив новостей •· «Шри Радхаштами». Сахадев Прабху. 13 сентября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж

Шри Радхаштами:
поклонение с крайней осторожностью

(5 сентября 2011 года. Вриндаван Дхама, Индия)

https://www.scsmathinternational.com/ru/guidance/2011/110905-Radhastami-ExtremeCare.php

 

Сегодня в нашей духовной жизни очень благоприятный и очень важный день. Сегодня Радхаштами: день явления Шримати Радхарани. Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж всегда чтят и поклоняются этому дню самым надлежащим, подобающим образом.

রাধা-ভজনে যদি মতি নাহি ভেলা
কৃষ্ণ ভজন তব অকারণে গেলা

ра̄дха-бхаджане йади мати на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣а гела̄

«Если ты не поклоняешься Шримати Радхарани, твое поклонение Кришне бесполезно» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1).

Как поклоняться Шримати Радхарани? Мы не знаем, каким образом Ей поклоняться. Мы поем: «শ্রীগুরুচরণপদ্ম কেবল ভকতিসদ্ম বন্দোঁ মুঞি সাবধান মতে, ш́рӣ гуру чаран̣а-падма, кевала-бхакати-садма, бандо муи са̄вадха̄на мате. Мы должны поклоняться лотосоподобным стопам Шри Гурудева с большой осторожностью». Если не быть осторожным, можно нанести оскорбление, поэтому нужно быть очень осторожным, когда поклоняешься лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. Это очень сложно.

Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж показывал это также на своем примере. Он с осторожностью подходил к чтению главы «Чайтанья-чаритамриты», в которой говорится об играх Радхи-Кришны (антаранга-лила, према-лила, према-катха Рамананды Рая). Он объяснял, что для того, чтобы читать эту главу, нужно обладать квалификацией. В этом и заключается сложность. Тем не менее мы можем делать то, что нам говорил Гурудев: мы можем поклоняться Лалите Деви, которая управляет Шримати Радхикой, а также мы можем поклоняться Нитьянанде Прабху. Гуру называют ашрая-виграхой, и Лалита Деви является ашрая-виграхой Радхарани. Без поклонения ашрая-виграхе нельзя поклоняться виджая-виграхе.

 

Когда Гурудев слышал, как кто-то говорит: «Джая Радхе!», он всегда начинал злиться. Если у кого-то на языке всегда имя Радхарани, это несерьезно, потому что произнести Ее имя на самом деле не так просто. Если все время говорить: «Джая Радхе!», мы превратимся в сахаджиев. Нужно быть осторожным.

রাধার দাসীর কৃষ্ণ সর্ব্ব বেদে বলে

ра̄дха̄ра да̄сӣра кр̣ш̣н̣а сарва-веде бале

Кому принадлежит Кришна? «Кришна — „Ра̄дха̄ра да̄сӣра“, собственность служанок Радхарани. Все Веды говорят об этом» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака»).

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

ра̄дха̄-пада̄н̇кита дха̄ма, вр̣нда̄вана йа̄ра на̄ма,
                 йатане йе на̄хи а̄ра̄дхила

«(Как они окунутся в океан расы, если они) никогда даже и не пытались поклоняться обители, имя которой Вриндаван, и которая несет на себе следы стоп Шри Радхи?» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1).

Но как поклоняться Радхарани — как? Йатане йе на̄хи а̄ра̄дхила, ра̄дха̄-пада̄н̇кита дха̄ма. Гурудев говорил: «В месте Радхарани нужно ходить на голове, а не ногами». Такое это место, но как мы можем это увидеть?

অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে

андхибхӯта чакш̣у йа̄ра виш̣айа дхӯлите

«Наши глаза слепы». Если выпить яд, как после этого можно пробовать что-либо еще? «জানিয়া শুনিয়া বিষ খাইনু, джа̄нийа̄ ш́унийа̄ виш̣а кха̄ину: я знал, что это яд, мне говорили, что это яд, но я все равно выпил его». Если я пью яд и знаю, что то, что я пью, яд, мне никак не избежать смерти.

Мы находимся сейчас во Вриндаван-дхаме, но мы не поем, не практикуем, не совершаем киртан. Мы находимся здесь, но продолжаем жить как в обычном доме: едим, спим, делаем все то же, что и всегда... но ведь это Вриндаван, Голока!

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

ра̄дха̄-пада̄н̇кита дха̄ма, вр̣нда̄вана йа̄ра на̄ма,
                 йатане йе на̄хи а̄ра̄дхила

«(Как они окунутся в океан расы, если они) никогда даже и не пытались поклоняться обители, имя которой Вриндаван, и которая несет на себе следы стоп Шри Радхи?» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1).

Как поклоняться этому месту? Шрила Гурудев построил этот храм здесь, во Вриндаване, чтобы заниматься киртаном, чтобы практиковать, и это то, чем мы и должны заниматься, это и есть то, как поклоняться этому месту. Если же следовать уму, то как тогда вы будете служить?

Гурудев всегда говорит: «Не следуйте уму. Вы должны следовать тому, что я говорю». Бывает, что в уме что-то происходит, но вы просто отмахните это. Если ум и сердце полны другими вещами, как вы тогда будете следовать тому, что говорит Гурудев? Нужно быть хорошим приемником: нужно уметь принимать сигнал. В сердце все уже заложено, но вам нужно зажечь запал.

Мы приняли посвящение у Гурудева, но что значит быть учеником (шишьей)? «দীক্ষাকালে ভক্ত করে আত্মসমর্পণ, дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а: во время посвящения преданный отдает себя Гуру». Мы больше не хозяева.

Гурудев говорил мне: «Если ты будешь служить вайшнавам (слугам Радхарани, слугам Лалиты Деви), то Кришна придет служить тебе».

Однажды Радхарани лично пришла, чтобы приготовить сладкий рис для Санатаны Госвами. Санатане Госвами захотелось сладкого риса, и Рупа Госвами все думал: «Как мне достать сахар, рис, молоко и остальные ингредиенты?» Вдруг к нему подошла маленькая девочка и протянула ему как раз те ингредиенты, которые были нужны:

— Возьмите, пожалуйста.

— Ты кто? — удивился Рупа Госвами.

— Я живу в этой деревне.

— Но я не знаю, как готовить сладкий рис...

— Мама умеет его готовить, и она Меня немного научила. Я могу попробовать приготовить его. — И Она сама приготовила сладкий рис: принесла горшок, разожгла огонь — сделала все!

Когда Санатана Госвами попробовал этот сладкий рис, он сильно удивился: «Какой нектар! Какой же это нектар!» Он попытался отыскать эту девочку: «Я хочу посмотреть на Нее, хочу встретиться с Ее отцом», но, так и не найдя Ее, он заплакал: «Рупа, ты не знаешь... Мы здесь для того, чтобы служить Ей, а Она пришла служить нам!»

Так что вы сами можете понять, что это за место...

 

Гурудев получил это место, и здесь Радха-Раса-Бихари, здесь место Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, здесь также Радха-Дамодар...

Однажды духовный брат Шрилы Гурудева (ученик Шрилы Шридхара Дева-Госвами Махараджа) пришел к Гурудеву и предложил сделать пушпа-самадхи Шрилы Гуру Махараджа на территории храма Рупы Госвами. Гурудев отказался: «Нам это не нужно. Здесь все в кучу: любой сахаджия, любой встречный может заплатить, и их отец или мать будут захоронены здесь. Я не хочу делать пушпа-самадхи моего Гуру здесь». К счастью, он получил это место здесь, и на той же земле, что и место Шрилы Рупы Госвами.

Также здесь провел десять лет Шрила Свами Махарадж. После того, как он перевел «Шримад-Бхагаватам», он поехал в зарубежные страны. На старости лет он решил поехать за границу! Что за впечатление пришло к нему здесь? Еще мы знаем, что прежде, чем ехать за границу, он поехал в Навадвипу, где он сначала принял прибежище у Шрилы Шридхара Махараджа и попросил разрешение поехать...

Это и есть то место, где это все произошло. Мы должны поклоняться этому месту. Если кто-нибудь здесь сядет и станет играть на караталах и петь «Харе Кришна, Харе Кришна», то они попадут во Вриндаван, на Голоку. Такое это место! Мы же не повторяем святое имя, не практикуем нормально: вместо этого мы думаем о самих себе, об упражнении глаз, упражнении ушей, упражнении ума — что мы только не упражняем, но андхибхӯта чакш̣у йа̄ра виш̣айа дхӯлите (অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে): мы слепы, наши глаза ничего не видят, потому что вокруг нас так много иллюзорной пыли. Как мы тогда можем увидеть тот мир?

Однажды ко мне подошел санньяси и сказал: «Махарадж, во Вриндаване нет ничего особенного — только обезьяны везде суются и гадят...» Я ему ответил: «Это у тебя такие глаза, поэтому твои глаза и видели, как повсюду суются и гадят обезьяны, а кто-то другой видит там нитья-дхаму, игры Радхарани...»

 

Место рождения Радхарани находится недалеко отсюда, в Рамакели, а дом Ее родителей, царя Вришабхану и Киртиды Майи, в Варшане. Когда они жили в Рамакели, царь Вришабхану каждый день ходил на Ямуну принимать омовение. Однажды он пришел на берег Ямуны и увидел большой цветок лотоса, в котором лежала новорожденная девочка. Царь Вришабхану принес ее домой, и Киртида Майи почувствовала, как будто так у нее родился ребенок.

К ним домой потом пришло так много полубогов в разных обличьях, так много людей: всем хотелось посмотреть на девочку, но никто не мог узнать, кто Она. Киртида Майи и царь Вришабхану также пригласили Нанду Махараджа и Яшоду. Всем было любопытно, как девочка появилась на свет, и почему, несмотря на то что Она такая красивая, Она не открывала глаза. Пока все толпились и обсуждали это, Кришна заполз в комнату Радхарани. Когда Он посмотрел Ей в лицо, Она открыла глаза: сначала Она увидела Своего Господа, Своего Повелителя. До этого Она попросила Его: «Обещай Мне, что, когда Я рожусь, Я не увижу ничьего лица, пока не увижу Твое лицо».

Так много лил проходят во Вриндаван-дхаме, Говардхане, на Уддхава-кунде, Радха-кунде...



English

Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj

Sri Radhastami:
Worship with Extreme Care

(5 September 2011. Vrindavan Dham, India)

https://www.scsmathinternational.com/guidance/2011/SAchM-110905-Radhastami-ExtremeCare.php


Today is a very auspicious day in our spiritual life, a very important day. Today is Radhastami: Srimati Radharani’s appearance day. Srila Gurudev and Srila Guru Maharaj always worship this day in the best proper way.

রাধা-ভজনে যদি মতি নাহি ভেলা
কৃষ্ণ ভজন তব অকারণে গেলা

rādha-bhajane yadi mati nāhi bhelā
kṛṣṇa-bhajana tava akāraṇa gelā

“If you do not worship Srimati Radharani, your worship of Krishna is useless” (Radha-bhajane yadi mati nahi bhela, 1, by Srila Bhakti Vinod Thakur).

How can we worship Srimati Radharani? We do not know the process how to worship Her. We sing, “শ্রীগুরুচরণপদ্ম কেবল ভকতিসদ্ম বন্দোঁ মুঞি সাবধান মতে, śrī guru charaṇa-padma, kevala-bhakati-sadma, bando mui sāvadhāna mate: we must worship the lotus feet of Sri Gurudev very carefully.” If we are not careful, an offence can come, so we must be very careful when we worship Radharani’s lotus feet—it is very difficult.

Srila Sridhar Dev-Goswami Maharaj is afraid to read the chapter in Chaitanya-charitamrita about Radha-Krishna’s Pastimes: antaranga-lila, prema-lila, Ramananda Ray’s prema-katha. He said we must have qualification to read that chapter, and it is very difficult. We can do what Gurudev told us to do, and Gurudev told us that we can worship Lalita Devi, who controls Srimati Radhika, and also, we can worship Nityananda Prabhu.

Gurudev is asraya vigraha, and Lalita Devi is Radharani’s asraya vigraha. If we do not worship asraya vigraha, we cannot worship visaya vigraha.


When somebody would say, “Jaya Radhe!” Gurudev would always become angry. When Radharani’s Name always comes to somebody’s mouth, it is not serious because it is not so easy to take Her Name. If we always say, “Jaya Radhe!” we become sahajiya. We must be very careful.

রাধার দাসীর কৃষ্ণ সর্ব্ব বেদে বলে

rādhāra dāsīra kṛṣṇa sarva-vede bole

Who does Krishna belong to? “Krishna is ‘Rādhāra dāsīra’: He is the property of the servants of Radharani. All Vedas state this.”

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

rādhā-padāṅkita dhāma, vṛndāvana yāra nāma,
                yatane ye nāhi ārādhila

“Those who have not worshipped the abode named Vrindavan, that is decorated by the lotus-like Radha...” (Radhika charana padma, 1, by Srila Bhakti Vinod Thakur).

But how to worship Radharani—how? Yatane ye nāhi ārādhila, Rādhā-padāṅkita. Gurudev said, “You must walk in Radharani’s place on your head, not on your legs.” It is that kind of place, but how can we see it?

অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে

andhibhūta chakṣu yāra viṣayā dhūlite

“Our eyes are blind.” If I take poison, how can I taste anything after that? জানিয়া শুনিয়া বিষ খাইনু, jāniyā śuniyā viṣa khāinu [“I knew that it was poison, I had heard that it was poison, but still I drank it”]. If I take poison, and I know it is poison, I will have to die. We are in Vrindavan Dham, but we do not sing, do not practise, do not do kirtan; we are staying here but living like in an ordinary house—sleeping, eating, doing all these same things...

রাধাপদাঙ্কিত ধাম বৃন্দাবন যার নাম
যতনে যে নাহি আরাধিল

rādhā-padāṅkita dhāma, vṛndāvana jār nāma,
                jatane je nāhi ārādhila

But this is Goloka Vrindavan. How shall I worship this place? Srila Gurudev made this our temple here to sing kirtan, to practise, and we must do that, and worship it through that. If you follow your mind, how will you serve?

Gurudev always tells us, “Do not follow your mind. You must follow what I am saying.” Something may be going on in your mind—dismiss it. If your mind and heart are full of other things, how will you follow Gurudev? You must become a proper, good receiver. Everything is in your heart, but you must make the fuse.

We take initiation from Gurudev, but what is the meaning of sisya, being a disciple? দীক্ষাকালে ভক্ত করে আত্মসমর্পণ, dīkṣā-kāle bhakta kare ātma-samarpaṇa: “At the time of their initiation, the devotee offers himself to the Guru.” We are not in charge anymore.

Gurudev said to me, “If you serve the Vaishnavs, Radharani’s servants, Lalita Devi’s servants, Krishna will come to serve you.” Even Radharani Herself came to cook sweet rice for Sanatan Goswami.

Sanatan Goswami wanted some sweet rice, and Rupa Goswami thought, “How shall I get sugar, rice, milk, and the other ingredients?” Suddenly, a girl came, and offered him the ingredients, “Please take this.”

“Who are You?”

“I am from this village.”

“But I do not know how to cook sweet rice...”

“My mother knows how to make it, and she has taught Me something. I can try to make it.”

She actually cooked it—brought the pot, made the fire—did everything!

When Sanatan Goswami tasted it, he was astonished, “What a nectar! How much nectar this is!” He searched for that girl, “I want to see that girl, that girl’s father,” but he could not find Her. Sanatan Goswami began crying, “Rupa Goswami, you do not know... We are here to serve Her, but She Herself came to serve us!”

Then you must understand what this place is...


Gurudev got this place, here is Radha Rasa Bihari, here is Srila Krishna Das Kaviraj Goswami’s place, here is Radha Damodar also.

Once, a godbrother of Srila Gurudev, a disciple of Srila Sridhar Dev-Goswami Maharaj came to Gurudev and offered to make a puspa-samadhi of Srila Guru Maharaj in Rupa Goswami’s place. Gurudev answered, “We do not want that. Here everything is mixed—all sahajiya people and anybody can give some money, and their father or mother can also be buried here. I do not want to give my Guru’s puspa-samadhi there.” Fortunately, he got this place, on the same land with Srila Rupa Goswami’s place.

Also, Srila Swami Maharaj spent here ten years, and after translating Bhagavatam he went to the foreign land. At his old age he went to a foreign country! What sort of impression did he get? Also, before going abroad, he first went to Nabadwip: he took shelter of Srila Sridhar Maharaj and asked him for permission to go there...

That is that place. You must worship this place. If anybody sits in this place, plays kartals and chants, “Hare Krishna, Hare Krishna,” they will go to Goloka Vrindavan—such kind of place this is!

But we are not chanting, we are not practising properly—we are thinking about our own self, we are thinking about eye exercise, ear exercise, mind exercise. We are doing all kinds of exercise, and andhibhūta chakṣu yāra viṣayā dhūlite (অন্ধীভূত চক্ষু যার বিষয ধূলিতে): our eyes become blind with so much illusory dust. How then shall we see this kind of environment?

Once a sannyasi came to me and said, “Oh, Maharaj, Vrindavan is nothing. Monkeys are always disturbing and passing stool there...” I told him, “Your eyes are like that, that’s why your eyes saw monkeys disturbing and passing stool, but some can see the nitya-dham, Radharani’s Pastimes here...”


Radharani’s birthplace is nearby, in Ramakeli, and the house of Her parents—King Vrisabhanu and Kirtida Mayi—is in Varsana. When King Vrisabhanu and Kirtida Mayi lived in Ramakeli, King Vrisabhanu went every day to the Yamuna to bathe. One day when he went to the bank of the Yamuna, he saw a big lotus with a baby inside it. Raja Vrisabhanu brought that baby home, and the feeling came to Kirtida Mayi that the baby had been born like this.

So many demigods came then disguised to their house, so many people came to see Her, but no one could recognise who She was.

Kirtida Mayi and Raja Vrisabhanu also invited Nanda Maharaj and Yasoda. At that time everyone was wondering how the girl had appeared and why, although so beautiful, She did not open Her eyes. While everyone was talking like this in a crowd, Krishna crawled away to Radharani’s room, and when He saw Her face, She opened Her eyes. First, She saw Her Lord. She had asked Him before, “Promise Me that when I am born, I will not see anyone’s face until I have seen Your face.”

There is so much lila in Vrindavan Dham, Govardhan, Uddhav Kunda, Radha Kunda...


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования