«Красота». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 26.86M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Красота

(11 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Сегодня я немного опоздал на даршан, потому что вчера поздно вернулся, и многие из вас так же, наверное, не выспались, потому что вчерашняя программа поздно завершилась. Мне очень понравилась вчерашняя программа. Я приехал на эту программу из чувства долга, но в конечном итоге она мне очень понравилась.

#00:01:28#

Я был удивлен, увидев, как хорошо они играют спектакль «Рамаяну», с таким чувством... До полуночи! Я бы остался до конца, но это было невозможно.

#00:02:54#

Всякий раз отправляясь из Индии, я думаю, что наконец-то поеду заграницу, там хотя бы отдохну, отосплюсь, но каждый раз эта идея остается призрачной, потому что приезжаю, огромный фестиваль, и чувствую, что необходимо мое присутствие. Также сюда приехало много проповедников, санньяси. События происходят очень бурно.

#00:03:36#

Я очень доволен видеть умонастроение, которое проявляют здесь преданные. Я удивлен их энтузиазму и вдохновению. Я знаю, что это лишь благодаря милости Кришны такое возможно. Таково мое понимание того, что я вижу.

#00:04:30#

То великое сокровище, которое дали нам такие святые, как Рупа-Санатана, Рагхунатх Дас Госвами, — это некий вкус к духовной жизни. Я вижу, что эти благословения обрел каждый сидящий здесь. Может быть в какой-то степени, но каждый, кто находится здесь, обрел определенную божественную милость свыше. Все эти личности, все эти святые, благословляющие нас, являются вечными спутниками, вечным окружением Господа Гауранги, Который является проявлением Бхагавана.

#00:05:46#

То, что Махапрабху пришел даровать этому миру, высшую духовную концепцию, явлено в таких святых писаниях, как «Брахма-самхита» и других, и низошло через сердца великих преданных, таких как Рупа-Санатана и Рагхунатх Дас Госвами.

#00:06:26#

Можно сказать, что формально мы принадлежим к ученической преемственности, которая называется Рупануга-сампрадая. В целом же эта линия непосредственно связана с Самим Кришной.

#00:07:13#

Санатана Госвами задает вопрос Махапрабху, и Махапрабху отвечает ему. В беседе между Санатаной Госвами и Махапрабху Санатана Госвами задает Махапрабху очень глубокий вопрос: «Кто я? Кто я такой?» Этот вопрос очень серьезен, его нельзя рассматривать с обычной точки зрения. Кто такой Санатана? Мы знаем, что его звали Сакар Малик, еще у него было имя Сантош. Но он вкладывает в этот вопрос глубокий смысл: «Кто же я на самом деле?»

#00:08:30#

Махапрабху употребляет имя Рупа-Санатана. В высшем смысле первое обозначает «вечность», а второе — «красота». Мы привыкли говорить Рупа-Санатана, но, с другой точки зрения, Санатана-Рупа было бы также правильным употреблением[1]. В целом же, когда мы говорим так, мы не придаем этому такое значение. Наш Парам-Гурудев, Шрила Гуру Махарадж, приводит гениальную мысль, что контролирующий принцип бытия — красота.

#00:10:19#

Эта идея — Рупа-Санатана, красота и вечность, — отражена... Шрила Шридхар Махарадж объяснил этот принцип: красота является контролирующим принципом бытия. Красота — это то, что стоит выше всего, и то, чему подчиняется абсолютно все: вечность, духовный мир и так далее.

#00:10:59#

Следует понять, что для трансцендентного само понятие «вечное» обыденно. Трансцендентное естественно вечное. Для самого трансцендентного что такое вечное? Ничего особенного, вечность и все... Но красота — это то, что привлекает трансцендентное.

#00:11:32#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣[2]

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-вишма̄пита-чара̄чарах̣[3]

Особенное внимание Рупа Госвами уделяет этим четырем качествам Кришны, которыми единолично обладает лишь Он, которые являются квинтэссенцией Его красоты. Вы знаете, что душа обладает пятьюдесятью божественными качествами, еще выше стоит концепция Шивы[4], потом Баладева, который обладает шестьюдесятью двумя качествами, и только Кришна во всей полноте обладает шестьюдесятью четырьмя качествами.

#00:13:33#

В этом мире любое поле деятельности обладает своими границами и пределами. Например, футбольное поле или поле для игры в регби. Любое [физическое] место можно измерить, но когда речь идет о духовных категориях, о безграничных категориях, нужно понять, что все в безграничном мире будет обладать безграничными качествами. Ничего не может быть ограниченного в безграничном мире.

#00:14:18#

Мы живем в ограниченном мире, поэтому для нас, ограниченных во всем, невозможно представить и понять безграничные категории духовного мира. Поскольку речь идет о безграничном мире, и игры или деяния Господа также безграничны, то как мы можем представить себе, насколько безграничны и обширны Его деяния, игры, которые происходят в духовном мире.

#00:15:52#

Наш Парам-Гурудев говорит о том, что сладостный Абсолют обладает игривой природой (лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣), и можно сделать вывод, что Его игра настолько безгранична, настолько велика, что ей нет пределов. Если мы будем кому-то описывать любое явление в этом мире, то можем сказать: это было размером пять на десять метров и т. д. Мы всегда будем пользоваться ограниченными категориями, но там [в духовном мире] все безгранично.

#00:16:59#

Так произошло, что, когда Махапрабху принес из Своих странствий копию книги «Брахма-самхита», то Он в первую очередь передал ее Рамананде Раю. И передал ее, сказав следующие слова: «Все, что Я слышал от тебя о сознании Кришны, Я нашел здесь, в этой книге. Посмотри ее». И Он сказал Рамананде Раю: «Посмотри, все, что Я слышал, все, что ты говорил о Кришне при нашем общении, все заключено в пятой части „Брахма-самхиты“. Возьми ее и посмотри».

#00:18:35#

Там описывается тот план бытия [санскрит], где даже время обладает способностью ждать. Если в этом мире время неумолимо течет, и, даже общаясь с преданными, я вынужден смотреть на часы и видеть, что уже пять часов, уже прошло время, то на том плане бытия время ждет.

#00:20:23#

Из писаний мы знаем истории о великих мудрецах этой вселенной, таких как Джараткара Риши, которые обладали способностью контролировать даже время в этом мире. Есть история, которая описывает, как один из таких риши спал, и его жена решила разбудить его, потому что пришло время медитации этого риши. Чтобы он не пропустил свою духовную практику, его супруга стала будить его, и при этом, когда она будила его, она говорила: «Мой господин, вставайте, проходит время вашей медитации, сейчас уже солнце сядет, и вы не успеете совершить свою садхану». Но, проснувшись, он сказал: «Ты думаешь, что проходит время, но посмотри: без моей воли даже солнце не сядет». Этот риши обладал такой огромной духовной силой, что он спросил солнце: «Ты, что, собираешься сесть?» Солнце ответило: «Нет, нет, я жду, пока вы проснетесь. До тех пор, пока вы не совершите свои духовные обязанности, я не буду садиться».

#00:21:54#

Речь не идет о некой истории или философии. То, о чем идет речь, это истина. Поскольку этот риши является великим преданным Господа, он знает в сердце, что в этом мире все движется не по своей собственной воле, а по воле Господа. В этом мире возможно описать все. Но кто в состоянии описать деяния Господа?

#00:22:29#

…лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣…

Шрила Рупа Госвами говорит о том, что деяния Господа безграничны. Кто может их описать? Нет им конца и предела. Что уж говорить о нас, если Сам Господь Кришна в Своих безграничных деяниях поражен и удивлен (чаматка̄ра) безграничностью Своих деяний. Деяния Кришны привлекательны для Самого Кришны.

#00:24:00#

В этой шлоке Рупа Госвами употребляет слова (сарва̄дбхута-чаматка̄ра), где говорится, что Сам Кришна очарован, Сам Кришна восхищен безграничностью Своих вечных духовных деяний, они привлекают Его Самого.

#00:24:24#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа…

…асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-вишма̄пита-чара̄чарах̣

Это настолько безграничное... Кришна Сам является открытием для Самого Себя. Продолжение этой шлоки показывает (асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ), что Кришна Сам, видя Свое отражение, настолько очарован им, что хочет обнять Сам Себя. После того, как Кришна смотрится в зеркало, Он очарован Собой. Кто может воспринять эту истину? В связи с этим Махапрабху говорит: ачинтья, непостижимое. Поскольку это вечные деяния, Махапрабху ставит во главе Своей философии термин «ачинтья», «непостижимое».

#00:26:54#

Писания говорят о том, что все, что связано с этим [духовным] миром, что связано с этими темами, лежит далеко за пределами интеллектуальных возможностей индивидуума. Если взять интеллект, то интеллект остановится на каком-то уровне. Он не в состоянии оценить то, о чем идет речь.

#00:27:43#

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит об этом следующими словами: [бенгали]. Он говорит о том, что, если ты попробуешь каким-либо образом сфокусировать это перед собой и каким-либо образом удержать это, воспринять, объять, это исчезнет в любом случае.

#00:28:11#

Поэтому, когда речь идет о сознании Кришны, постарайся на определенном уровне оставить интеллект, он не поможет тебе. Речь не идет о том, что ты будешь способен это понять, но в какой-то момент мы должны будем это почувствовать и исполниться счастьем.

#00:28:39#

…атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣…

Писания дают формулу, некое правило: то, о чем идет речь, невозможно измерить узкими рамками интеллекта, все это возможно лишь почувствовать [духовно]. То есть речь не идет о том, что можно проявить свою волю, обдумать, осмыслить и т. д. Напротив, если это придет когда-либо, то это придет как [духовное] чувство, раскроется в форме чувства.

#00:29:47#

Если ты будешь удачливым, то сможешь получить доступ в эти божественные деяния через своего божественного наставника, по милости своего божественного учителя. Не следует терять надежду, все возможно по милости свыше. Когда речь идет о мистериях, мистицизме, подразумевается, что эти категории не вмещаются в рамки нашего ограниченного восприятия и понимания. Харе Кришна!

#00:30:46#

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣

Шлока, которую я процитировал, изумляет меня.

Госвами Махарадж: Эту шлоку Шрила Шридхар Махарадж попросил поставить в начале книги «Поиск Шри Кришны». Все остальное пришло после этого.

Шрила Говинда Махарадж: Шрила Бхактивинод Тхакур говорит и «Шримад-Бхагаватам» также говорит:

#00:31:28#

…крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам[5]

[реплика Госвами Махараджа о шлоке Шридхара Свами, комментатора «Шримад-Бхагаватам»]

#00:32:40#

а̄дау арпита паш́ча̄т крӣйата̄

Эта шлока Шридхара Свами объясняет, каким образом вообще можно с этим соприкоснуться. Суть этой шлоки такова, что сначала необходимо предаться, чтобы получить допуск в мир самопредания, в мир веры. Только предавшаяся душа в состоянии подлинно соприкоснуться с принципами духовной жизни: слушанием, воспеванием, поклонением и т. д. Поэтому «Бхагаватам» призывает нас сначала прийти в мир самопредания, и тогда мы уже обретем все остальное.

#00:33:56#

Тот, кто предан, всегда будет помнить о себе как о слуге. Предавшаяся душа никогда не будет считать себя повелителем, она всегда будет считать себя слугой. Эта концепция должна быть воспринята через наш искренний поиск.

#00:34:25#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[6]

#00:36:00#

Эта шлока описывает, что сознание Кришны можно обрести лишь благодаря страстному желанию. Никакое благочестие, никакая мирская благотворительность не дадут тебе сознание Кришны, если ты не будешь страстно желать его. В связи с этим я вспоминаю случай, когда к Шриле Шридхару Махараджу каждое утро приходил поклониться один местный житель, который был грихастхой, домохозяином. И каждый раз, видя нас, брахмачари, перед тем как встретиться со Шрилой Шридхаром Махараджем, он говорил шутливую поговорку. Эта поговорка с бенгальского переводится так: то, что вы хотели, вы получили. По милости вашего Гуру вы обрели возможность отречься от этого мирского существования и теперь здесь, живя в храме, посвятив свою жизнь служению, вы получили это чувство отречения, то, к чему стремится весь мир. Потому что весь мир хочет обрести некую независимость от мирской жизни...

#00:37:37#

Вы очень удачливы, поскольку присутствуете на таком собрании, где обсуждаются темы о сознании Кришны. Далеко не каждому человеку дана возможность обрести такую удачу. Бхактивинод Тхакур говорит и «Брахма-самхита» говорит [санскрит], что эти обсуждения безграничных тем божественного бытия настолько совершенны, настолько редки, что если какой-либо человек соприкасается с ними, его удачу невозможно оценить мирскими представлениями.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


[1] Поскольку Шрила Санатана Госвами приходится Шриле Рупе Госвами старшим братом и признается последним духовным учителем.

[2] «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82).

[3] «[Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.83).

[4] Господь Шива обладает пятьюдесятью пятью качествами Господа.

[5] Окончание стиха из «Шримад-Бхагаватам» (7.5.24): ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы [девять методов чистого преданного служения (см. «Шримад-Бхагаватам», 7.5.23)], и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».

[6] «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

 



←  Празднование Вьяса-пуджи Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа в Москве 8 декабря 2014 года ·• Архив новостей •· «Явление большого сердца». Праздник в честь дня явления Шрилы Говинды Махараджа. 8 декабря 2014 года. Гупта Говардхан  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 28.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Красота

(11 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Сегодня я немного опоздал на даршан, потому что вчера поздно вернулся, и многие из вас так же, наверное, не выспались, потому что вчерашняя программа поздно завершилась. Мне очень понравилась вчерашняя программа. Я приехал на эту программу из чувства долга, но в конечном итоге она мне очень понравилась.

#00:01:28#

Я был удивлен, увидев, как хорошо они играют спектакль «Рамаяну», с таким чувством... До полуночи! Я бы остался до конца, но это было невозможно.

#00:02:54#

Всякий раз отправляясь из Индии, я думаю, что наконец-то поеду заграницу, там хотя бы отдохну, отосплюсь, но каждый раз эта идея остается призрачной, потому что приезжаю, огромный фестиваль, и чувствую, что необходимо мое присутствие. Также сюда приехало много проповедников, санньяси. События происходят очень бурно.

#00:03:36#

Я очень доволен видеть умонастроение, которое проявляют здесь преданные. Я удивлен их энтузиазму и вдохновению. Я знаю, что это лишь благодаря милости Кришны такое возможно. Таково мое понимание того, что я вижу.

#00:04:30#

То великое сокровище, которое дали нам такие святые, как Рупа-Санатана, Рагхунатх Дас Госвами, — это некий вкус к духовной жизни. Я вижу, что эти благословения обрел каждый сидящий здесь. Может быть в какой-то степени, но каждый, кто находится здесь, обрел определенную божественную милость свыше. Все эти личности, все эти святые, благословляющие нас, являются вечными спутниками, вечным окружением Господа Гауранги, Который является проявлением Бхагавана.

#00:05:46#

То, что Махапрабху пришел даровать этому миру, высшую духовную концепцию, явлено в таких святых писаниях, как «Брахма-самхита» и других, и низошло через сердца великих преданных, таких как Рупа-Санатана и Рагхунатх Дас Госвами.

#00:06:26#

Можно сказать, что формально мы принадлежим к ученической преемственности, которая называется Рупануга-сампрадая. В целом же эта линия непосредственно связана с Самим Кришной.

#00:07:13#

Санатана Госвами задает вопрос Махапрабху, и Махапрабху отвечает ему. В беседе между Санатаной Госвами и Махапрабху Санатана Госвами задает Махапрабху очень глубокий вопрос: «Кто я? Кто я такой?» Этот вопрос очень серьезен, его нельзя рассматривать с обычной точки зрения. Кто такой Санатана? Мы знаем, что его звали Сакар Малик, еще у него было имя Сантош. Но он вкладывает в этот вопрос глубокий смысл: «Кто же я на самом деле?»

#00:08:30#

Махапрабху употребляет имя Рупа-Санатана. В высшем смысле первое обозначает «вечность», а второе — «красота». Мы привыкли говорить Рупа-Санатана, но, с другой точки зрения, Санатана-Рупа было бы также правильным употреблением[1]. В целом же, когда мы говорим так, мы не придаем этому такое значение. Наш Парам-Гурудев, Шрила Гуру Махарадж, приводит гениальную мысль, что контролирующий принцип бытия — красота.

#00:10:19#

Эта идея — Рупа-Санатана, красота и вечность, — отражена... Шрила Шридхар Махарадж объяснил этот принцип: красота является контролирующим принципом бытия. Красота — это то, что стоит выше всего, и то, чему подчиняется абсолютно все: вечность, духовный мир и так далее.

#00:10:59#

Следует понять, что для трансцендентного само понятие «вечное» обыденно. Трансцендентное естественно вечное. Для самого трансцендентного что такое вечное? Ничего особенного, вечность и все... Но красота — это то, что привлекает трансцендентное.

#00:11:32#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣[2]

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-вишма̄пита-чара̄чарах̣[3]

Особенное внимание Рупа Госвами уделяет этим четырем качествам Кришны, которыми единолично обладает лишь Он, которые являются квинтэссенцией Его красоты. Вы знаете, что душа обладает пятьюдесятью божественными качествами, еще выше стоит концепция Шивы[4], потом Баладева, который обладает шестьюдесятью двумя качествами, и только Кришна во всей полноте обладает шестьюдесятью четырьмя качествами.

#00:13:33#

В этом мире любое поле деятельности обладает своими границами и пределами. Например, футбольное поле или поле для игры в регби. Любое [физическое] место можно измерить, но когда речь идет о духовных категориях, о безграничных категориях, нужно понять, что все в безграничном мире будет обладать безграничными качествами. Ничего не может быть ограниченного в безграничном мире.

#00:14:18#

Мы живем в ограниченном мире, поэтому для нас, ограниченных во всем, невозможно представить и понять безграничные категории духовного мира. Поскольку речь идет о безграничном мире, и игры или деяния Господа также безграничны, то как мы можем представить себе, насколько безграничны и обширны Его деяния, игры, которые происходят в духовном мире.

#00:15:52#

Наш Парам-Гурудев говорит о том, что сладостный Абсолют обладает игривой природой (лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣), и можно сделать вывод, что Его игра настолько безгранична, настолько велика, что ей нет пределов. Если мы будем кому-то описывать любое явление в этом мире, то можем сказать: это было размером пять на десять метров и т. д. Мы всегда будем пользоваться ограниченными категориями, но там [в духовном мире] все безгранично.

#00:16:59#

Так произошло, что, когда Махапрабху принес из Своих странствий копию книги «Брахма-самхита», то Он в первую очередь передал ее Рамананде Раю. И передал ее, сказав следующие слова: «Все, что Я слышал от тебя о сознании Кришны, Я нашел здесь, в этой книге. Посмотри ее». И Он сказал Рамананде Раю: «Посмотри, все, что Я слышал, все, что ты говорил о Кришне при нашем общении, все заключено в пятой части „Брахма-самхиты“. Возьми ее и посмотри».

#00:18:35#

Там описывается тот план бытия [санскрит], где даже время обладает способностью ждать. Если в этом мире время неумолимо течет, и, даже общаясь с преданными, я вынужден смотреть на часы и видеть, что уже пять часов, уже прошло время, то на том плане бытия время ждет.

#00:20:23#

Из писаний мы знаем истории о великих мудрецах этой вселенной, таких как Джараткара Риши, которые обладали способностью контролировать даже время в этом мире. Есть история, которая описывает, как один из таких риши спал, и его жена решила разбудить его, потому что пришло время медитации этого риши. Чтобы он не пропустил свою духовную практику, его супруга стала будить его, и при этом, когда она будила его, она говорила: «Мой господин, вставайте, проходит время вашей медитации, сейчас уже солнце сядет, и вы не успеете совершить свою садхану». Но, проснувшись, он сказал: «Ты думаешь, что проходит время, но посмотри: без моей воли даже солнце не сядет». Этот риши обладал такой огромной духовной силой, что он спросил солнце: «Ты, что, собираешься сесть?» Солнце ответило: «Нет, нет, я жду, пока вы проснетесь. До тех пор, пока вы не совершите свои духовные обязанности, я не буду садиться».

#00:21:54#

Речь не идет о некой истории или философии. То, о чем идет речь, это истина. Поскольку этот риши является великим преданным Господа, он знает в сердце, что в этом мире все движется не по своей собственной воле, а по воле Господа. В этом мире возможно описать все. Но кто в состоянии описать деяния Господа?

#00:22:29#

…лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣…

Шрила Рупа Госвами говорит о том, что деяния Господа безграничны. Кто может их описать? Нет им конца и предела. Что уж говорить о нас, если Сам Господь Кришна в Своих безграничных деяниях поражен и удивлен (чаматка̄ра) безграничностью Своих деяний. Деяния Кришны привлекательны для Самого Кришны.

#00:24:00#

В этой шлоке Рупа Госвами употребляет слова (сарва̄дбхута-чаматка̄ра), где говорится, что Сам Кришна очарован, Сам Кришна восхищен безграничностью Своих вечных духовных деяний, они привлекают Его Самого.

#00:24:24#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа…

…асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-вишма̄пита-чара̄чарах̣

Это настолько безграничное... Кришна Сам является открытием для Самого Себя. Продолжение этой шлоки показывает (асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ), что Кришна Сам, видя Свое отражение, настолько очарован им, что хочет обнять Сам Себя. После того, как Кришна смотрится в зеркало, Он очарован Собой. Кто может воспринять эту истину? В связи с этим Махапрабху говорит: ачинтья, непостижимое. Поскольку это вечные деяния, Махапрабху ставит во главе Своей философии термин «ачинтья», «непостижимое».

#00:26:54#

Писания говорят о том, что все, что связано с этим [духовным] миром, что связано с этими темами, лежит далеко за пределами интеллектуальных возможностей индивидуума. Если взять интеллект, то интеллект остановится на каком-то уровне. Он не в состоянии оценить то, о чем идет речь.

#00:27:43#

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит об этом следующими словами: [бенгали]. Он говорит о том, что, если ты попробуешь каким-либо образом сфокусировать это перед собой и каким-либо образом удержать это, воспринять, объять, это исчезнет в любом случае.

#00:28:11#

Поэтому, когда речь идет о сознании Кришны, постарайся на определенном уровне оставить интеллект, он не поможет тебе. Речь не идет о том, что ты будешь способен это понять, но в какой-то момент мы должны будем это почувствовать и исполниться счастьем.

#00:28:39#

…атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣…

Писания дают формулу, некое правило: то, о чем идет речь, невозможно измерить узкими рамками интеллекта, все это возможно лишь почувствовать [духовно]. То есть речь не идет о том, что можно проявить свою волю, обдумать, осмыслить и т. д. Напротив, если это придет когда-либо, то это придет как [духовное] чувство, раскроется в форме чувства.

#00:29:47#

Если ты будешь удачливым, то сможешь получить доступ в эти божественные деяния через своего божественного наставника, по милости своего божественного учителя. Не следует терять надежду, все возможно по милости свыше. Когда речь идет о мистериях, мистицизме, подразумевается, что эти категории не вмещаются в рамки нашего ограниченного восприятия и понимания. Харе Кришна!

#00:30:46#

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣

Шлока, которую я процитировал, изумляет меня.

Госвами Махарадж: Эту шлоку Шрила Шридхар Махарадж попросил поставить в начале книги «Поиск Шри Кришны». Все остальное пришло после этого.

Шрила Говинда Махарадж: Шрила Бхактивинод Тхакур говорит и «Шримад-Бхагаватам» также говорит:

#00:31:28#

…крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам[5]

[реплика Госвами Махараджа о шлоке Шридхара Свами, комментатора «Шримад-Бхагаватам»]

#00:32:40#

а̄дау арпита паш́ча̄т крӣйата̄

Эта шлока Шридхара Свами объясняет, каким образом вообще можно с этим соприкоснуться. Суть этой шлоки такова, что сначала необходимо предаться, чтобы получить допуск в мир самопредания, в мир веры. Только предавшаяся душа в состоянии подлинно соприкоснуться с принципами духовной жизни: слушанием, воспеванием, поклонением и т. д. Поэтому «Бхагаватам» призывает нас сначала прийти в мир самопредания, и тогда мы уже обретем все остальное.

#00:33:56#

Тот, кто предан, всегда будет помнить о себе как о слуге. Предавшаяся душа никогда не будет считать себя повелителем, она всегда будет считать себя слугой. Эта концепция должна быть воспринята через наш искренний поиск.

#00:34:25#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[6]

#00:36:00#

Эта шлока описывает, что сознание Кришны можно обрести лишь благодаря страстному желанию. Никакое благочестие, никакая мирская благотворительность не дадут тебе сознание Кришны, если ты не будешь страстно желать его. В связи с этим я вспоминаю случай, когда к Шриле Шридхару Махараджу каждое утро приходил поклониться один местный житель, который был грихастхой, домохозяином. И каждый раз, видя нас, брахмачари, перед тем как встретиться со Шрилой Шридхаром Махараджем, он говорил шутливую поговорку. Эта поговорка с бенгальского переводится так: то, что вы хотели, вы получили. По милости вашего Гуру вы обрели возможность отречься от этого мирского существования и теперь здесь, живя в храме, посвятив свою жизнь служению, вы получили это чувство отречения, то, к чему стремится весь мир. Потому что весь мир хочет обрести некую независимость от мирской жизни...

#00:37:37#

Вы очень удачливы, поскольку присутствуете на таком собрании, где обсуждаются темы о сознании Кришны. Далеко не каждому человеку дана возможность обрести такую удачу. Бхактивинод Тхакур говорит и «Брахма-самхита» говорит [санскрит], что эти обсуждения безграничных тем божественного бытия настолько совершенны, настолько редки, что если какой-либо человек соприкасается с ними, его удачу невозможно оценить мирскими представлениями.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


[1] Поскольку Шрила Санатана Госвами приходится Шриле Рупе Госвами старшим братом и признается последним духовным учителем.

[2] «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82).

[3] «[Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.83).

[4] Господь Шива обладает пятьюдесятью пятью качествами Господа.

[5] Окончание стиха из «Шримад-Бхагаватам» (7.5.24): ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы [девять методов чистого преданного служения (см. «Шримад-Бхагаватам», 7.5.23)], и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».

[6] «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования