«Преодоление иллюзии благодаря духовному общению и слушанию вайшнавов». Садху Прия Прабху. 29 августа 2011 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 46.63M)

Russian

Садху Прия Прабху

Преодоление иллюзии благодаря духовному общению и слушанию вайшнавов

(29 августа 2011 года. Москва, Кисельный)


На самом деле нам не избежать этой идеи — идеи единения в разлуке. Потому что всегда в нашей жизни мы так или иначе сталкиваемся с этой идеей. Даже если в вашей жизни все хорошо и все идеально, время от времени вам приходится сталкиваться с такими проблемами, с разлукой. И один из настоящих секретов нашей духовной практики в том, как справляться с этими трудностями. Как правило, мы хотим избегать трудностей в своей жизни. Обычно, когда мы сталкиваемся с какой-то проблемой, неприятностью, мы стремимся убежать от нее, отбежать в сторону, и надеемся, что все само рассосется к тому времени, как мы вернемся. Но духовно так не вырастешь. Нам необходимо одним за другим разобраться со всеми уровнями своего существа. Нам нужно не убегать от неудобных вопросов, а искать настоящие, подлинные, честные ответы на эти вопросы. У любой проблемы есть решение, нужно только найти это решение.

#00:02:50#

Часть нашей духовной практики заключается в том, чтобы находить правильные ответы на те относительные вопросы, с которыми мы сталкиваемся. Вы можете прочесть много чего, вы можете запомнить много умных изречений, но что важно, это какие из этих знаний, мыслей реально помогут вам в вашей реальной жизненной ситуации. Мы видим, что тема разлуки очень сложна. Шрила Гурудев оставил этот мир, и все сейчас очень остро переживают разлуку. Все люди сталкиваются с какими-то проблемами, многим людям очень сложно приспособиться, очень сложно принять то, что происходит, те проблемы, которые приходят в связи с этим. «Ведь это мой проводник, мой Гуру, он указывал мне путь, куда идти, но теперь внезапно он исчез. Что мне делать?»

#00:04:49#

В этом смысле многое, что происходит в мире, это просто попытки людей разрешить, найти правильное решение подобных обстоятельств. Хотя на самом деле все в полном порядке. Возможно, есть внешние трудности, но внутренние обстоятельства ни на каплю не изменились. И это лишь один пример столь многих трудностей, с которыми вы столкнетесь на своем пути. Касательно именно этой идеи, идеи разлуки, писания дают нам очень хороший совет. Совет, как справиться с этой трудностью. Это очень возвышенный пример, но он идеален для этого случая. Этот стих из «Бхагаватам»: тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇ и так далее[1], это очень красивый стих, и смысл его очень красив. Ведь Кришна в Своей явленной лиле двадцать пять лет жил во Вриндаване, а после сто лет жил вне Вриндавана, в Двараке. И всю эту сотню лет, все эти годы преданные Вриндавана пытались справиться с этим положением вещей, что Господь с внешней точки зрения покинул Вриндаван.

#00:07:06#

На самом деле этот стих, эти слова — это прославление Господа, это молитва, обращенная к Господу. Гопи говорят: «Ты ушел, Ты, казалось бы, покинул нас, но мы продолжаем петь Твою славу, мы продолжаем говорить о Тебе, и эти обсуждения, эти песни дают нам смысл жизни». Катхамритам дает вам дживанам. То есть нектар, прославление игр Господа — это и есть ваша подлинная жизнь. И этот процесс применим для нас, не важно, находимся ли мы в обществе Гуру, в очень хорошем общении или же мы отделены, лишены духовного общения. В «Чайтанья-чаритамрите» на бенгали это объясняется такими словами: ш́раван̣а̄ди джалДжал значит «вода». Этой водой поливается семя, бхакти-лата-биджа, семя бхакти-латы. По своей милости Гуру и Кришна даровали вам это семя преданности, посадив его в вашем сердце. И теперь ваша ответственность — поливать его, чтобы оно выросло. Наши учителя не обязаны сидеть с нашим семечком и ждать, когда же оно прорастет. Проводник должен дать нам это семя.

#00:09:44#

Но это ваша ответственность — стать малли (как говорится на бенгали), садовником, который будет заботиться об этом растении, лиане преданности в своем сердце. Даже здесь в Москве сегодня после обеда мы вышли погулять и нашли замечательный парк, там много деревьев, свежий воздух, замечательное место, учитывая, что это в самом центре Москвы. Шрила Говинда Махарадж иногда говорил, что на самом деле дхама заключена в природе. Природа собой отражает дхаму. Мы все ищем свой естественный прекрасный дом. Такой дом, каждая часть которого будет отдавать нам что-то с любовью и нежностью. И в природе мы можем найти такие примеры. Мы видим, что деревья даруют свою тень, в природе все гармонично. Поэтому мы стараемся развивать подобное внутри. Никаких сомнений, что это очень трудно, очень сложно, потому что волны нашего ума, волны наших сомнений постоянно мешают нам.

#00:11:48#

В «Гите» используется термин шанти — умиротворение. Мы ищем этого состояния, состояния умиротворения и счастья. Иначе говоря, облегчения, легкости. На английском языке мы сделали небольшой буклет, название которого можно перевести таким образом — «Долгосрочная духовная легкость», «Долгосрочная духовная помощь». Речь идет не о том, чтобы на короткое время вырваться из[-под влияния] волн материального мира, которые постоянно окружают нас неблагоприятными обстоятельствами, но о долгосрочной помощи. В Ведах это описывается в трех разделах. Описывается, что есть три раздела, три категории страданий или неприятностей: адхьятмикаадхидайвика и адхибхаутика. Первый из них — адхьятмика — это сложности, проистекающие от меня самого, от того, что я считаю своим телом и всем, что с ним связано. Только сегодня я разговаривал со своим другом в Канаде, и он мне рассказывал, что сейчас у них такая погода, что просто для того, чтобы выехать утром из дома на машине, ему приходится брать лопату в руки и расчищать снег, чтобы машина хотя бы начала ехать, выехала из дома. Столько трудностей приходится преодолевать для того, чтобы жить в повседневной жизни.

#00:14:13#

Я из Австралии, поэтому для меня такое количество снега просто невозможно представить. Хотя в Австралии есть свои собственные особые проблемы. Например, наши машины часто «поджариваются» на солнце. Когда я только познакомился с этой [духовно-наставнической] линией, с этой миссией, с этими идеями, у моего друга была машина. Машина была замечательная, но на ней можно было ехать подряд часа два, после этого двигатель перегревался, машина просто «вскипала», чувствовалось, что все, она полностью готова, «поджарена», «сварилась». Приходилось поднимать крышку [двигателя] и ждать, когда выйдет пар, когда машина остудится. Так или иначе волны обстоятельств в нашей жизни идут без конца. Есть страдания другого уровня — адхидайвика. Это влияние богов, сил природы, внешних сил на нас. Потому что даже погода влияет на наше настроение и состояние. Сейчас американское правительство и многие другие правительства всерьез задумываются управлять погодой.

#00:16:12#

У них есть особое оружие, которое позволяет искусственно создавать дожди, заставлять тучи пролиться дождем на Землю или провоцировать создание ураганов, многие вещи. Они пытаются решить те же самые проблемы, но с материальным подходом. Но в Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне предельно ясно: «Не трать свое время впустую, пытаясь исправить все это, неисправимое». Он не говорит, что вообще невозможно исправить, но Он говорит, что это будет пустая трата времени. По сути, Он говорит: «Тебе лучше потратить свое время на духовную жизнь, на внутреннее развитие». Он говорит: «Терпи, стань терпеливым». Все эти обстоятельства в своей жизни нам следует терпеть. Одним из явных, очевидных качеств Шрилы Говинды Махараджа было его невероятное терпение. Он был способен стерпеть все что угодно, любые обстоятельства, какие бы ни приходили в его жизнь. И это был его урок для нас, его наставление своим примером. Нам следует принять этот урок в свое сердце и понять: «Да, зачастую мне придется терпеть очень трудные обстоятельства». Не следует забывать, что определение этого мира — майя.

#00:18:46#

На санскрите дословно майя означает «то, чего нет». То есть майя — это то, что кажется чем-то, но на самом деле вовсе не таково, на самом деле это что-то иное. Как фокусник, извлекающий кролика из шляпы, показывающий свои фокусы. Вы верите этим фокусам, вы поражаетесь им. И весь этот мир таков. Мы не растем духовно, потому что отвлекаемся на это. Мы все время смотрим на что-то другое, потому что это так интересно, так забавно. Но тем самым, так отвлекаясь, вы теряете свою возможность расти [духовно]. Поэтому главное, чего нам не хватает, это сознательности. Осознать, проснуться, проснуться к тому, что творится вокруг. Увидеть действие этого фокусника, понять, что на самом деле то, что он делает, это никакое не волшебство, это всего лишь набор трюков, движений рук. Вся хитрость в том, что он отвлекает наше внимание на что-то другое.

#00:20:54#

На самом деле это первый шаг, а именно — понять, как именно мы отвлекаемся, где мы теряем свое время и энергию. И тогда мы можем использовать часть этой сэкономленной энергии на что-то хорошее. И, конечно, это тоже не легко. Но, опять же, именно поэтому нам нужно хорошее общение, хорошие друзья. Потому что когда мы общаемся с хорошими друзьями, то естественным образом мы чувствуем вдохновение на подобную практику. А если нет — то нет. Духовная жизнь, разумеется, это ваш индивидуальный путь, но в огромной степени ваш индивидуальный духовный путь зависит от людей, которые вас окружают. Разумеется, вы движетесь в том направлении, к которому стремитесь, но тем не менее особенно на первых этапах вы двигаетесь, вы растете в том направлении, к которому вас склоняют окружающие вас люди. Сегодня я верстал «Чайтанья-чаритамриту» и при этом бегло проглядывал текст этой книги. Некоторые стихи в этой книге повторяются много раз. Нам объясняют, что эти вещи повторяются, потому что они важны.

#00:23:13#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[2]

Это повторяется неспроста. Сказано: «Святое имя — это единственный путь! Поняли? Единственный путь! Единственный путь! Единственный путь!» И сегодня, когда я верстал «Чайтанья-чаритамриту», один стих постоянно попадался мне на глаза снова и снова. На самом деле это один из самых важных стихов Бхагавад-гиты. И что интересно, наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, написал поэму об этом стихе. Эта поэма очень красивым и поэтичным образом описывает суть стиха. Я думаю, что очень скоро мы опубликуем этот стих, а, может быть, он даже уже был опубликован, потому что мы занимаемся сбором и публикацией произведений Гурудева, стихов, написанных им.

#00:24:45#

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ,
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м̇ эва йе прападйанте,
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те[3]

Вот этот стих. Это очень важный стих. И, по сути, этот стих говорит: «Если вы будете пытаться расти духовно в одиночку, то ничего не добьетесь». Кришна говорит: «Эта майя, материальная энергия, иллюзия, очень-очень сильна, очень-очень могущественна». Каждый месяц мы видим, как выходит какой-то новый фильм про какого-то очередного супергероя, который обладает своими супер-способностями или супер-характером, который побеждает всех врагов, который с огромной силой сражается со злом. Но духовный путь заключается вовсе не в таком подходе. Майя всегда найдет к вам ключик. Ведь она может даже как бы спать, побеждать вас, не обращая на вас внимания. Ведь большинство душ в этом мире сами спят, и поэтому майе не приходится даже особо о них заботиться, они все равно спят. Она уделяет особое внимание тем, кто пытается проснуться.

#00:26:51#

Поэтому если вы пытаетесь проснуться, пробудиться, то она обязательно нанесет вам визит. И вам следует подготовиться к этому визиту. Приготовить хороший прасад, сделать вкусные блюда. Майя придет к вам в своем самом прекрасном облике и скажет: «Ну куда же ты от меня? Мы так долго были вместе. Мы такие хорошие друзья. Что же случилось с нашей дружбой?» Мы не сможем преодолеть это в одиночку. Кришна говорит: «Ты не сможешь одолеть ее в одиночку. Только приняв прибежище во Мне, ты сумеешь победить ее, потому что Я владыка майи, и Я могу приказать ей отступить от тебя». У майи есть свой начальник. И когда этот начальник говорит ей: «Нет, оставь этого человека в покое», она слушается. Но это возможно, только когда вы предаетесь [Шри Кришне]. Прападьянте. Можно сказать, это то же самое слово, что и прапанна, смысл тот же. Поэтому у нас есть «Прапанна-дживанамритам».

#00:28:59#

Это уникальная книга, ведь эта книга создана, написана лично Шрилой Шридхаром Махараджем ради блага преданных его миссии. Что такое эта книга? Это катхамритам, которая дает вам дживанам. В этой книге приведены прекрасные описания [святого] имени Господа, Его качеств, деяний. И это дает вам жизнь. Дживанам. Это дает вам жизнь. Когда вы чувствуете, что вы больше не можете [сопротивляться иллюзии], что вы никогда не сумеете преодолеть эту майю, в этот момент эти слова, катхамритам, приходят к вам, чтобы дать вам дживанам. Если мы попытаемся предаться [Господу] на самом деле, на практике, мы обнаружим, что это не просто, очень сложно. «Ну да, я готов предаться, но где же Господь?» Господь так далеко, Он в Своей обители в окружении Своих ближайших спутников, Он очень занят. Поэтому предаться Господу — это не практичный подход. Но практичный подход [состоит] в том, чтобы это настроение самопредания, самоотдачи мы направили на последователей Господа, на Его преданных, потому что они прямо здесь рядом с нами. Мы сможем благодаря им практиковать это самопредание и постепенно благодаря преданным преодолеть океан майи. На самом деле мы здесь для этого и собрались.

#00:31:25#

Для этого существуют наши храмы, для этого существует наша миссия. Это место, где люди могут отложить в сторону свои личные проблемы, взгляды и попытаться предаться, научиться предаваться [высшему миру]. Таково качество всех обитателей духовного мира. В материальном мире каждый сам для себя, каждый считает себя пупом земли. А в духовном мире каждый заботится о всех остальных и забывает о себе. Совершенно наоборот. Для того, чтобы забыть о себе и предаться всем людям вокруг и научиться заботиться обо всех людях вокруг, вам необходимо предаться волнам, соответствующим интересам этих людей вокруг. Понять, что то, что говорит мой друг, это самое лучшее для меня, а то, что я сам думаю по этому поводу, это вовсе не лучший совет для меня.

#00:33:14#

И, конечно же, мы тут же начинаем думать: «Если я начну практиковать это в этом мире, если я начну так доверяться другим людям, то обязательно кто-нибудь воспользуется мной, начнет эксплуатировать меня». Но Гуру Махарадж говорит, что на деле вовсе не так. Он говорит: «Напротив, ваше желание самопредания, ваше желание служения поднимет вас на более высокий уровень общения». Если вы на самом деле стараетесь предаться, то вас будут окружать только такие люди, которые вас не обманут. Но если у вас по-прежнему есть эгоистические интересы, тогда вокруг вас будут люди, которые готовы эксплуатировать вас, которые будут пытаться воспользоваться вами. В другом месте Гуру Махарадж говорит: «До какой степени вы предались, до той степени вы будете переживать духовное». В духовной жизни все приходит без задержек. Это в материальном мире приходится долго работать, тратить много сил, и только в конце вам наконец платят зарплату. Но духовно это происходит моментально. Если вы предаетесь сейчас, сию секунду, то сие же мгновение вы и почувствуете ответ. Сознательный ответ почувствуете сразу. Это сознательные взаимоотношения от сердца к сердцу.

#00:35:28#

На самом деле Господь этого и ждет. В Ведах описывается аллегория о двух птицах, сидящих на ветвях дерева. Одна птица [джива-душа] занята поеданием плодов и при этом игнорирует, не обращает внимания на своего друга [Господа в форме Параматмы], сидящего рядом. Но как только вы поворачиваетесь к Нему, Господь совершает огромный прыжок к вам. Иногда нам говорят: «Вы делаете один шаг — Господь делает вам навстречу тысячу шагов». Но если вы стоите на месте, Он не идет. Но продолжает посылать вам маленькие подсказки. Загадочные маленькие намеки: «Сможешь ли ты увидеть в этом Меня?» Что-то вроде того, как команда следователей и специалистов по сбору улик приходит на место преступления, и они стараются внимательно исследовать, собрать все-все-все до единой улики. Но чего они ищут? Отпечатки пальцев. По всему миру мы видим отпечатки пальцев Господа. Они повсюду, но мы их не видим.

#00:37:34#

Но если вы возьмете щетку и начнете сметать пыль с каждого уголка этого мироздания, то в каждом уголке вы обнаружите — повсюду есть отпечатки пальцев Господа. Утверждение, что Бога нет, никакого творца нет, никто не создавал все, что мы видим, — это просто безумие, это предложение смехотворно. Именно так мы сможем расти и быть счастливыми. Мы не считаем, что мы настолько квалифицированы и развиты, что Господь должен предстать перед нами лично. Ведь если мы говорим: «До этого прошлые примерно триллион рождений я не интересовался Господом, мне Он был безразличен, но сейчас в этой жизни Он мне стал интересен, и поэтому Он должен немедленно предстать передо мной», — ну что это за подход? Мы только начинаем учиться говорить фразу: «Да, мне это интересно. Да, раньше у меня не было интереса к этому, но теперь Он появился, и: „Я хочу узнать больше о Тебе, Господь“». Может быть, вы где-то встретите друга, который пригласит вас в кино. И тогда вы договариваетесь, созваниваетесь по телефону, договариваетесь, что встретитесь в пять часов вечера около такого-то метро и пойдете в кино. Вы приходите, а друг опаздывает. И что, вы немедленно уходите? Он не пришел, опоздал на одну минуту, значит, пойду один? Нет, вы готовы ждать. Вы рады подождать, быть может полчаса, быть может даже больше, поскольку вас связывают нежные чувства, поэтому вы счастливы ждать друга. Но когда Господь к нам не приходит: «Нет-нет, ну Его-то я не буду ждать».

#00:40:17#

Это нехорошее отношение. Поэтому нам следует постепенно осознать, где мы находимся, и смириться с тем, что все будет приходить постепенно. Так же, как вы думаете, обдумываете все обстоятельства, постоянно размышляете обо всем, что происходит, так же и Господь. Господь так же видит все и думает: «О, этот человек, теперь он хочет обрести Меня, но на самом ли деле он хочет обрести Меня, Я не уверен. Вот что Я сделаю: приду-ка Я к нему, но опоздаю немножко, чтобы проверить, насколько Я ему интересен». Нам нужно быть немного смиреннее. Когда вы практикуете настоящую преданность, то у вас не возникает даже вопроса о том, придет ли к вам Господь, придет ли Он к вам когда-нибудь. Когда именно Он придет ко мне навстречу, когда именно я встречу Его, это не всегда ясно. На самом деле Он уже повсюду вокруг вас, но мы не можем видеть Его.

#00:42:25#

Еще один маленький секрет духовной жизни из «Бхагаватам», где Господь говорит: «На самом деле Я не живу в сердцах йогинов, Я не живу в духовном мире, но Я там, где Мои преданные беседуют обо Мне»[4]. Шрила Шридхар Махарадж приводил этот пример. Когда он только присоединился к миссии своего учителя, то он увидел однажды, что все последователи миссии наверху, в комнате с их учителем Сарасвати Тхакуром, а внизу божествам служит только один человек. Тогда наш Гуру Махарадж спросил этого человека: «Ведь Кришна прямо здесь, куда же тогда все остальные ушли?» Но тот человек отвечал ему: «Мы считаем, что Кришна в еще большей степени проявлен в сердце нашего духовного учителя». Этот маленький пример очень фундаментален, очень глубок. То, чего мы ищем, — это прямо здесь, рядом с нами, в сердцах преданных. «Я не преданный» — это естественный образ мыслей каждого преданного. «Я не преданный, в моем сердце нет Кришны. Но все люди рядом со мною, вот они преданные, и Кришна в их сердцах. Поэтому единственный способ, как я могу обрести связь с Ним, — это через общение с ними». Тогда мы растем и очень счастливы, и успешны.

#00:44:50#

Но когда мы чувствуем: «О, я по-настоящему изменился, Кришна теперь в моем сердце», — все это плод воображения.

Преданная. Периодически я сталкиваюсь с таким понятием, как храмовая Майя. [Неразборчиво.]

Садху Прия Прабху. Такого выражения я еще не слышал. Нет, конечно, Майя — это преданная, поэтому она тоже хочет приходить в храм и поклоняться здесь Кришне. Но Майя уделяет очень пристальное внимание тем, кто пытается вырваться из этого мира. Это особые обстоятельства. Ведь она приходит для того, чтобы сделать вашу преданность, ваше самопредание совершенными, потому что пока что наша преданность не чиста. Может быть, в нас есть преданность на один процент или на пять, или даже на пятнадцать, во всем есть градация.

#00:47:07#

Майя придет для того, чтобы испытать вас, помочь вам разобраться с теми процентами, которые вы еще не отдали. Мы видели, как Гурудев вел себя. Когда ты делаешь что-то хорошее, то Гурудев был счастлив и говорил: «О, ты поступил так хорошо, так замечательно». Но в будущем ты повторяешь подобный же поступок, и он не проявляет никакого интереса: «Да, эту часть себя ты мне уже отдал, это мне уже неинтересно. Мне хочется большего». Кришна хочет забрать все сердце целиком. Он не потерпит, чтобы хотя бы один процент принадлежал кому-либо еще. На санскрите Его называют сварат, что означает хозяин, обладатель всего и вся. Поэтому каждая часть вашего «я», которая еще не отдана, которая еще не преданна, необходимо помочь, необходимо обратить ее, необходимо уделить ей особое внимание, дать особую тренировку, чтобы суметь отдать ее. И здесь на сцену выходит храмовая Майя. Она помогает вам работать со всем этим.

#00:49:17#

На самом деле нам следует видеть Майю как преданную. Она старается помочь вам с любовью и нежностью. Единственное, как мы можем это сделать, это стать бескорыстными. В Бхагавад-гите много разделов, глав, которые раскрывают разные темы. Иногда мы думаем: «Ну, карма-йогагьяна-йога, это на самом деле не для меня. Я же преданный, я же преданная, поэтому я лучше буду читать только центральные главы. Скажем, с седьмой по двенадцатую». Однако в третьей главе о пути карма-йоги дается очень красивое описание, как именно научиться действовать бескорыстно, идти путем бескорыстия. Чтобы быть бескорыстным, необходимо понять, в чем заключается корысть вашего «я». Когда вы занимаетесь этим, вы постепенно понимаете: «Я не ум, я не разум, я не тело, я не эго, я не многое другое». И потом, когда Майя приходит и нападает на эти элементы, это не очень беспокоит нас. Ведь Майя на самом деле не способна напасть на душу, ведь душа находится в духовном мире. Она обращается только к другим нашим элементам.

#00:52:05#

До той степени, до какой вы ложно привязаны ко всем этим лишним вещам, до какой степени вы отождествляете себя с ними, до той степени вы будете страдать от нападок Майи. Гурудев, пребывая в этом мире, не чувствует никаких трудностей с Майей. Потому что он находится в положении атмарамы.

#00:52:37#

а̄тма̄ра̄ма̄ш́ ча мунайо,
ниргрантха̄ апй урукраме
курвантй ахаитукӣм̇ бхактим,
иттхам-бхӯта-гун̣о харих̣[5]

Это выражение стиха «Бхагаватам», очень красивого стиха. В «Чайтанья-чаритамрите» обсуждению этого стиха посвящен целый раздел. Атмарама — тот, кто интересуется нуждами своей души, тот, кто старается доставить радость своему настоящему «я», душе. Атмарам означает счастье души. И это означает связь с Господом через преданность. И тут опять нас спасает Бхактивинод Тхакуратма-ниведана, туйа̄ паде кори, и он пишет эту красивую строку:

…сева̄-сукха-дух̣кха, парама сампада
            на̄ш́ойе авидйа̄-дух̣кха[6]

Он говорит там: «Не важно, счастлив ли я своей храмовой жизнью, своим служением или же я совершенно недоволен, не счастлив этим, в любом случае — и в том, и в другом случае — все это на самом деле счастье, потому что и то, и другое помогает мне духовно расти».

#00:54:29#

Везде, где есть возможность духовного роста, там мы видим радость и счастье. Если это приходит благодаря соприкосновению с храмовой Майей, то мы будем радоваться этому. Опять же, когда мы сталкиваемся с какой-либо проблемой, нам не надо убегать от нее. При первом признаке Майи мы сразу убегаем. Но куда бежать? Нужно остаться и развить себя, вырасти, обретя благо от общения с храмовой Майей. Это не первое, что нам приходит на ум, но со временем мы понимаем, что это самое лучшее. Иногда вам доводится сделать что-то, что обычно не рекомендуется, для того чтобы вы могли почувствовать результаты этого и осознать, что на самом деле это вам не нужно. В этом случае вы ничего не теряете, только обретаете. Если мы идем вперед с искренностью, то никогда не проиграем. Майя — преданная, так же как остальные преданные вокруг меня, она приходит и старается помочь мне. Если я буду действовать с таким пониманием, то я всегда буду успешен.

#00:56:58#

Время позднее, чуть-чуть заболтались. Есть ли какие комментарии или будет последний вопрос?

Преданный. Есть ли в «Гите» где-то идея санкиртаны? «Гита» говорит о санкиртане?

Садху Прия Прабху. Только в смысле, что Кришна говорит: «Преданные собираются вместе и говорят обо Мне и от этого черпают радость». Только в этом контексте. Тонким образом есть много намеков, но это самый очевидный. Это был бы интересный проект, достойный проект — найти это [идею санкиртаны] в «Гите». Туш̣йанти ча раманти ча[7]. Этот стих — это один из так называемых коренных или семенных стихов, которые являются семенем Бхагавад-гиты, четыре главных стиха. Поэтому мы можем понять: если это есть в семени «Гиты», шраванам и киртанам, значит эта идея должна пронизывать всю «Гиту». Что-нибудь еще?

#00:58:53#

Преданный. Садху Прия, а вы в каком году с Говиндой Махараджем [познакомились]? В каком году он вас нашел?

Садху Прия Прабху. Можно сказать — 1997. Некоторые люди говорят, что в 1997 году был очень хороший урожай винограда для вина. Ведь есть много разных точек зрения на то, что благоприятно, что хорошо, а что нет. Да. Пятнадцать лет на американских горках.

Ашутош Кришна Прабху. В русском языке даже специального слова нет, приходится передавать как «американские горки». В английском это roller coaster — вагончик, который катается по американским горкам.

#01:00:28#

Преданный. Как можно избавиться от равнодушия? И как обрести прибежище у вайшнава, если ты остался уже с ничем?

Садху Прия Прабху. Тайна в звуке. Все к вам приходит через звук, замечаете вы это или нет. Вайшнавы естественно любят говорить о том, что им нравится. Если вы слушаете это, прислушиваетесь к тому, что они говорят, тогда вы понимаете, как найти подход к вайшнавам. Несколько недель назад в Таиланде произошел очень смешной случай. Вайшнав Махарадж приехал в гости к преданным. Его здоровье сейчас неустойчиво. Поэтому он следует особой диете, особому режиму дня. И там все преданные сразу начали бегать и суетиться: «О, давайте вот это приготовим. А давайте вот это приготовим. А я слышала, что вот это хорошо. А я слышала, что вот это он любит». И делали много чего. Я в это время сел и стал просто спрашивать у него, из его собственных уст услышал, что для него хорошо, полезно, а что ему нельзя. Но другие преданные просто неэффективно тратили свое время, делая что-то другое.

#01:03:05#

Преданные в итоге приготовили огромную тарелку, на ней много блюд. Прибежали и поставили перед ним. Но он вместо этого спустился вниз на кухню, туда, где принимали прасад все преданные, взял пустую тарелку, как и все преданные, и положил себе немножко одного блюда, немножко другого и сказал: «Я буду вот это, вот это и все». У вас есть два варианта: или попытаться разобраться самому, что нужно, либо использовать свои уши для того, чтобы услышать, что они [вайшнавы] говорят о том, что реально нужно. На самом деле у вайшнавов так много служения, которое нужно выполнить, что они практически сходят с ума. Они всегда ищут, чтобы кто-то им помог. Но есть один критерий. Нужны люди, которые слушают. Поэтому вайшнавы на самом деле ищут людей, которые сумеют слушать и делать то, что слышат, а не следовать своему уму. Если вы с таким подходом обратитесь к преданным, то вы очень быстро обнаружите, что вы развили очень близкие, тесные отношения с ними, что они дают вам очень много служения, и что все в вашей жизни растет и развивается. И вас заметят. В этом идея: мы стараемся, чтобы нас заметили.

#01:05:36#

Нам не нужна куча значков или медалей о том, что я могу это, я достоин того, я способен на третье. Но важно, что мы реально можем сделать. Это не наше дело выбирать, это более возвышенные преданные из высшей группы, они будут выбирать: «Вот этот преданный должен сделать вот это». Таким процессом нас повысят. Тогда мы обретем больше общения, и наша связь станет крепче. И все это [достигается] через слушание. Все через шраванам. Опять же не напрасно в писаниях нам повторяют, подчеркивают определенные вещи снова, снова и снова. Поэтому, образно выражаясь, купите ушных палочек с ваткой, прочистите свои уши и начните слушать, настраиваться на услышанное. И вы получите все это. Если ушных палочек нет, я тебе могу дать. На самом деле если вы начнете слушать вайшнава, то вся сера из ваших ушей сама начнет выпадать, потому что сознание движет материей.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

2  «Только имя Хари, имя Хари, имя Хари! Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).

3  «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

4  Господь Кришна говорит: на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе, йогина̄м хр̣дайе на ча / мад-бхакта̄х̣ йатра га̄йанти, татра тишт̣ха̄ми на̄рада — «Меня нет на Вайкунтхе и нет в сердцах йогов, но Я нахожусь там, где Мои преданные прославляют Меня» («Падма-пурана», Уттара-кханда, 92.21,22).

5  «Даже те мудрецы, что погрузились в блаженство духовной души и полностью свободны от оков умственных определений, также отдают себя без каких-либо условий служению Шри Кришне, чьи деяния чудесны и величественны. И это лишь одно из качеств Всевышнего, Господа Хари, который очаровывает все мироздание» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 6.186; 17.140; 24.5; 25.159)).

6  Тома̄ра сева̄йа, дух̣кха хойа джато, сео то’ парама сукха / сева̄-сукха-дух̣кха, парама сампада, на̄ш́ойе авидйа̄-дух̣кха — «Трудности, встречающиеся в служении Тебе, станут причиной большого счастья, ибо в служении из преданности Тебе радость и горе обладают одинаковой ценностью. Они уничтожают страдания, порождаемые невежеством» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Атма-ниведана», 4).

7  Господь Кришна говорит: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄, бодхайантах̣ параспарам / катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇, туш̣йанти ча раманти ча — «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).




←  «Глубины ведической философии». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 27 августа 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Утро 30 июля 2011 года. Киев, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 48.9 МБ)

Russian

Садху Прия Прабху

Преодоление иллюзии благодаря духовному общению и слушанию вайшнавов

(29 августа 2011 года. Москва, Кисельный)


На самом деле нам не избежать этой идеи — идеи единения в разлуке. Потому что всегда в нашей жизни мы так или иначе сталкиваемся с этой идеей. Даже если в вашей жизни все хорошо и все идеально, время от времени вам приходится сталкиваться с такими проблемами, с разлукой. И один из настоящих секретов нашей духовной практики в том, как справляться с этими трудностями. Как правило, мы хотим избегать трудностей в своей жизни. Обычно, когда мы сталкиваемся с какой-то проблемой, неприятностью, мы стремимся убежать от нее, отбежать в сторону, и надеемся, что все само рассосется к тому времени, как мы вернемся. Но духовно так не вырастешь. Нам необходимо одним за другим разобраться со всеми уровнями своего существа. Нам нужно не убегать от неудобных вопросов, а искать настоящие, подлинные, честные ответы на эти вопросы. У любой проблемы есть решение, нужно только найти это решение.

#00:02:50#

Часть нашей духовной практики заключается в том, чтобы находить правильные ответы на те относительные вопросы, с которыми мы сталкиваемся. Вы можете прочесть много чего, вы можете запомнить много умных изречений, но что важно, это какие из этих знаний, мыслей реально помогут вам в вашей реальной жизненной ситуации. Мы видим, что тема разлуки очень сложна. Шрила Гурудев оставил этот мир, и все сейчас очень остро переживают разлуку. Все люди сталкиваются с какими-то проблемами, многим людям очень сложно приспособиться, очень сложно принять то, что происходит, те проблемы, которые приходят в связи с этим. «Ведь это мой проводник, мой Гуру, он указывал мне путь, куда идти, но теперь внезапно он исчез. Что мне делать?»

#00:04:49#

В этом смысле многое, что происходит в мире, это просто попытки людей разрешить, найти правильное решение подобных обстоятельств. Хотя на самом деле все в полном порядке. Возможно, есть внешние трудности, но внутренние обстоятельства ни на каплю не изменились. И это лишь один пример столь многих трудностей, с которыми вы столкнетесь на своем пути. Касательно именно этой идеи, идеи разлуки, писания дают нам очень хороший совет. Совет, как справиться с этой трудностью. Это очень возвышенный пример, но он идеален для этого случая. Этот стих из «Бхагаватам»: тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇ и так далее[1], это очень красивый стих, и смысл его очень красив. Ведь Кришна в Своей явленной лиле двадцать пять лет жил во Вриндаване, а после сто лет жил вне Вриндавана, в Двараке. И всю эту сотню лет, все эти годы преданные Вриндавана пытались справиться с этим положением вещей, что Господь с внешней точки зрения покинул Вриндаван.

#00:07:06#

На самом деле этот стих, эти слова — это прославление Господа, это молитва, обращенная к Господу. Гопи говорят: «Ты ушел, Ты, казалось бы, покинул нас, но мы продолжаем петь Твою славу, мы продолжаем говорить о Тебе, и эти обсуждения, эти песни дают нам смысл жизни». Катхамритам дает вам дживанам. То есть нектар, прославление игр Господа — это и есть ваша подлинная жизнь. И этот процесс применим для нас, не важно, находимся ли мы в обществе Гуру, в очень хорошем общении или же мы отделены, лишены духовного общения. В «Чайтанья-чаритамрите» на бенгали это объясняется такими словами: ш́раван̣а̄ди джалДжал значит «вода». Этой водой поливается семя, бхакти-лата-биджа, семя бхакти-латы. По своей милости Гуру и Кришна даровали вам это семя преданности, посадив его в вашем сердце. И теперь ваша ответственность — поливать его, чтобы оно выросло. Наши учителя не обязаны сидеть с нашим семечком и ждать, когда же оно прорастет. Проводник должен дать нам это семя.

#00:09:44#

Но это ваша ответственность — стать малли (как говорится на бенгали), садовником, который будет заботиться об этом растении, лиане преданности в своем сердце. Даже здесь в Москве сегодня после обеда мы вышли погулять и нашли замечательный парк, там много деревьев, свежий воздух, замечательное место, учитывая, что это в самом центре Москвы. Шрила Говинда Махарадж иногда говорил, что на самом деле дхама заключена в природе. Природа собой отражает дхаму. Мы все ищем свой естественный прекрасный дом. Такой дом, каждая часть которого будет отдавать нам что-то с любовью и нежностью. И в природе мы можем найти такие примеры. Мы видим, что деревья даруют свою тень, в природе все гармонично. Поэтому мы стараемся развивать подобное внутри. Никаких сомнений, что это очень трудно, очень сложно, потому что волны нашего ума, волны наших сомнений постоянно мешают нам.

#00:11:48#

В «Гите» используется термин шанти — умиротворение. Мы ищем этого состояния, состояния умиротворения и счастья. Иначе говоря, облегчения, легкости. На английском языке мы сделали небольшой буклет, название которого можно перевести таким образом — «Долгосрочная духовная легкость», «Долгосрочная духовная помощь». Речь идет не о том, чтобы на короткое время вырваться из[-под влияния] волн материального мира, которые постоянно окружают нас неблагоприятными обстоятельствами, но о долгосрочной помощи. В Ведах это описывается в трех разделах. Описывается, что есть три раздела, три категории страданий или неприятностей: адхьятмикаадхидайвика и адхибхаутика. Первый из них — адхьятмика — это сложности, проистекающие от меня самого, от того, что я считаю своим телом и всем, что с ним связано. Только сегодня я разговаривал со своим другом в Канаде, и он мне рассказывал, что сейчас у них такая погода, что просто для того, чтобы выехать утром из дома на машине, ему приходится брать лопату в руки и расчищать снег, чтобы машина хотя бы начала ехать, выехала из дома. Столько трудностей приходится преодолевать для того, чтобы жить в повседневной жизни.

#00:14:13#

Я из Австралии, поэтому для меня такое количество снега просто невозможно представить. Хотя в Австралии есть свои собственные особые проблемы. Например, наши машины часто «поджариваются» на солнце. Когда я только познакомился с этой [духовно-наставнической] линией, с этой миссией, с этими идеями, у моего друга была машина. Машина была замечательная, но на ней можно было ехать подряд часа два, после этого двигатель перегревался, машина просто «вскипала», чувствовалось, что все, она полностью готова, «поджарена», «сварилась». Приходилось поднимать крышку [двигателя] и ждать, когда выйдет пар, когда машина остудится. Так или иначе волны обстоятельств в нашей жизни идут без конца. Есть страдания другого уровня — адхидайвика. Это влияние богов, сил природы, внешних сил на нас. Потому что даже погода влияет на наше настроение и состояние. Сейчас американское правительство и многие другие правительства всерьез задумываются управлять погодой.

#00:16:12#

У них есть особое оружие, которое позволяет искусственно создавать дожди, заставлять тучи пролиться дождем на Землю или провоцировать создание ураганов, многие вещи. Они пытаются решить те же самые проблемы, но с материальным подходом. Но в Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне предельно ясно: «Не трать свое время впустую, пытаясь исправить все это, неисправимое». Он не говорит, что вообще невозможно исправить, но Он говорит, что это будет пустая трата времени. По сути, Он говорит: «Тебе лучше потратить свое время на духовную жизнь, на внутреннее развитие». Он говорит: «Терпи, стань терпеливым». Все эти обстоятельства в своей жизни нам следует терпеть. Одним из явных, очевидных качеств Шрилы Говинды Махараджа было его невероятное терпение. Он был способен стерпеть все что угодно, любые обстоятельства, какие бы ни приходили в его жизнь. И это был его урок для нас, его наставление своим примером. Нам следует принять этот урок в свое сердце и понять: «Да, зачастую мне придется терпеть очень трудные обстоятельства». Не следует забывать, что определение этого мира — майя.

#00:18:46#

На санскрите дословно майя означает «то, чего нет». То есть майя — это то, что кажется чем-то, но на самом деле вовсе не таково, на самом деле это что-то иное. Как фокусник, извлекающий кролика из шляпы, показывающий свои фокусы. Вы верите этим фокусам, вы поражаетесь им. И весь этот мир таков. Мы не растем духовно, потому что отвлекаемся на это. Мы все время смотрим на что-то другое, потому что это так интересно, так забавно. Но тем самым, так отвлекаясь, вы теряете свою возможность расти [духовно]. Поэтому главное, чего нам не хватает, это сознательности. Осознать, проснуться, проснуться к тому, что творится вокруг. Увидеть действие этого фокусника, понять, что на самом деле то, что он делает, это никакое не волшебство, это всего лишь набор трюков, движений рук. Вся хитрость в том, что он отвлекает наше внимание на что-то другое.

#00:20:54#

На самом деле это первый шаг, а именно — понять, как именно мы отвлекаемся, где мы теряем свое время и энергию. И тогда мы можем использовать часть этой сэкономленной энергии на что-то хорошее. И, конечно, это тоже не легко. Но, опять же, именно поэтому нам нужно хорошее общение, хорошие друзья. Потому что когда мы общаемся с хорошими друзьями, то естественным образом мы чувствуем вдохновение на подобную практику. А если нет — то нет. Духовная жизнь, разумеется, это ваш индивидуальный путь, но в огромной степени ваш индивидуальный духовный путь зависит от людей, которые вас окружают. Разумеется, вы движетесь в том направлении, к которому стремитесь, но тем не менее особенно на первых этапах вы двигаетесь, вы растете в том направлении, к которому вас склоняют окружающие вас люди. Сегодня я верстал «Чайтанья-чаритамриту» и при этом бегло проглядывал текст этой книги. Некоторые стихи в этой книге повторяются много раз. Нам объясняют, что эти вещи повторяются, потому что они важны.

#00:23:13#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[2]

Это повторяется неспроста. Сказано: «Святое имя — это единственный путь! Поняли? Единственный путь! Единственный путь! Единственный путь!» И сегодня, когда я верстал «Чайтанья-чаритамриту», один стих постоянно попадался мне на глаза снова и снова. На самом деле это один из самых важных стихов Бхагавад-гиты. И что интересно, наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, написал поэму об этом стихе. Эта поэма очень красивым и поэтичным образом описывает суть стиха. Я думаю, что очень скоро мы опубликуем этот стих, а, может быть, он даже уже был опубликован, потому что мы занимаемся сбором и публикацией произведений Гурудева, стихов, написанных им.

#00:24:45#

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ,
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м̇ эва йе прападйанте,
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те[3]

Вот этот стих. Это очень важный стих. И, по сути, этот стих говорит: «Если вы будете пытаться расти духовно в одиночку, то ничего не добьетесь». Кришна говорит: «Эта майя, материальная энергия, иллюзия, очень-очень сильна, очень-очень могущественна». Каждый месяц мы видим, как выходит какой-то новый фильм про какого-то очередного супергероя, который обладает своими супер-способностями или супер-характером, который побеждает всех врагов, который с огромной силой сражается со злом. Но духовный путь заключается вовсе не в таком подходе. Майя всегда найдет к вам ключик. Ведь она может даже как бы спать, побеждать вас, не обращая на вас внимания. Ведь большинство душ в этом мире сами спят, и поэтому майе не приходится даже особо о них заботиться, они все равно спят. Она уделяет особое внимание тем, кто пытается проснуться.

#00:26:51#

Поэтому если вы пытаетесь проснуться, пробудиться, то она обязательно нанесет вам визит. И вам следует подготовиться к этому визиту. Приготовить хороший прасад, сделать вкусные блюда. Майя придет к вам в своем самом прекрасном облике и скажет: «Ну куда же ты от меня? Мы так долго были вместе. Мы такие хорошие друзья. Что же случилось с нашей дружбой?» Мы не сможем преодолеть это в одиночку. Кришна говорит: «Ты не сможешь одолеть ее в одиночку. Только приняв прибежище во Мне, ты сумеешь победить ее, потому что Я владыка майи, и Я могу приказать ей отступить от тебя». У майи есть свой начальник. И когда этот начальник говорит ей: «Нет, оставь этого человека в покое», она слушается. Но это возможно, только когда вы предаетесь [Шри Кришне]. Прападьянте. Можно сказать, это то же самое слово, что и прапанна, смысл тот же. Поэтому у нас есть «Прапанна-дживанамритам».

#00:28:59#

Это уникальная книга, ведь эта книга создана, написана лично Шрилой Шридхаром Махараджем ради блага преданных его миссии. Что такое эта книга? Это катхамритам, которая дает вам дживанам. В этой книге приведены прекрасные описания [святого] имени Господа, Его качеств, деяний. И это дает вам жизнь. Дживанам. Это дает вам жизнь. Когда вы чувствуете, что вы больше не можете [сопротивляться иллюзии], что вы никогда не сумеете преодолеть эту майю, в этот момент эти слова, катхамритам, приходят к вам, чтобы дать вам дживанам. Если мы попытаемся предаться [Господу] на самом деле, на практике, мы обнаружим, что это не просто, очень сложно. «Ну да, я готов предаться, но где же Господь?» Господь так далеко, Он в Своей обители в окружении Своих ближайших спутников, Он очень занят. Поэтому предаться Господу — это не практичный подход. Но практичный подход [состоит] в том, чтобы это настроение самопредания, самоотдачи мы направили на последователей Господа, на Его преданных, потому что они прямо здесь рядом с нами. Мы сможем благодаря им практиковать это самопредание и постепенно благодаря преданным преодолеть океан майи. На самом деле мы здесь для этого и собрались.

#00:31:25#

Для этого существуют наши храмы, для этого существует наша миссия. Это место, где люди могут отложить в сторону свои личные проблемы, взгляды и попытаться предаться, научиться предаваться [высшему миру]. Таково качество всех обитателей духовного мира. В материальном мире каждый сам для себя, каждый считает себя пупом земли. А в духовном мире каждый заботится о всех остальных и забывает о себе. Совершенно наоборот. Для того, чтобы забыть о себе и предаться всем людям вокруг и научиться заботиться обо всех людях вокруг, вам необходимо предаться волнам, соответствующим интересам этих людей вокруг. Понять, что то, что говорит мой друг, это самое лучшее для меня, а то, что я сам думаю по этому поводу, это вовсе не лучший совет для меня.

#00:33:14#

И, конечно же, мы тут же начинаем думать: «Если я начну практиковать это в этом мире, если я начну так доверяться другим людям, то обязательно кто-нибудь воспользуется мной, начнет эксплуатировать меня». Но Гуру Махарадж говорит, что на деле вовсе не так. Он говорит: «Напротив, ваше желание самопредания, ваше желание служения поднимет вас на более высокий уровень общения». Если вы на самом деле стараетесь предаться, то вас будут окружать только такие люди, которые вас не обманут. Но если у вас по-прежнему есть эгоистические интересы, тогда вокруг вас будут люди, которые готовы эксплуатировать вас, которые будут пытаться воспользоваться вами. В другом месте Гуру Махарадж говорит: «До какой степени вы предались, до той степени вы будете переживать духовное». В духовной жизни все приходит без задержек. Это в материальном мире приходится долго работать, тратить много сил, и только в конце вам наконец платят зарплату. Но духовно это происходит моментально. Если вы предаетесь сейчас, сию секунду, то сие же мгновение вы и почувствуете ответ. Сознательный ответ почувствуете сразу. Это сознательные взаимоотношения от сердца к сердцу.

#00:35:28#

На самом деле Господь этого и ждет. В Ведах описывается аллегория о двух птицах, сидящих на ветвях дерева. Одна птица [джива-душа] занята поеданием плодов и при этом игнорирует, не обращает внимания на своего друга [Господа в форме Параматмы], сидящего рядом. Но как только вы поворачиваетесь к Нему, Господь совершает огромный прыжок к вам. Иногда нам говорят: «Вы делаете один шаг — Господь делает вам навстречу тысячу шагов». Но если вы стоите на месте, Он не идет. Но продолжает посылать вам маленькие подсказки. Загадочные маленькие намеки: «Сможешь ли ты увидеть в этом Меня?» Что-то вроде того, как команда следователей и специалистов по сбору улик приходит на место преступления, и они стараются внимательно исследовать, собрать все-все-все до единой улики. Но чего они ищут? Отпечатки пальцев. По всему миру мы видим отпечатки пальцев Господа. Они повсюду, но мы их не видим.

#00:37:34#

Но если вы возьмете щетку и начнете сметать пыль с каждого уголка этого мироздания, то в каждом уголке вы обнаружите — повсюду есть отпечатки пальцев Господа. Утверждение, что Бога нет, никакого творца нет, никто не создавал все, что мы видим, — это просто безумие, это предложение смехотворно. Именно так мы сможем расти и быть счастливыми. Мы не считаем, что мы настолько квалифицированы и развиты, что Господь должен предстать перед нами лично. Ведь если мы говорим: «До этого прошлые примерно триллион рождений я не интересовался Господом, мне Он был безразличен, но сейчас в этой жизни Он мне стал интересен, и поэтому Он должен немедленно предстать передо мной», — ну что это за подход? Мы только начинаем учиться говорить фразу: «Да, мне это интересно. Да, раньше у меня не было интереса к этому, но теперь Он появился, и: „Я хочу узнать больше о Тебе, Господь“». Может быть, вы где-то встретите друга, который пригласит вас в кино. И тогда вы договариваетесь, созваниваетесь по телефону, договариваетесь, что встретитесь в пять часов вечера около такого-то метро и пойдете в кино. Вы приходите, а друг опаздывает. И что, вы немедленно уходите? Он не пришел, опоздал на одну минуту, значит, пойду один? Нет, вы готовы ждать. Вы рады подождать, быть может полчаса, быть может даже больше, поскольку вас связывают нежные чувства, поэтому вы счастливы ждать друга. Но когда Господь к нам не приходит: «Нет-нет, ну Его-то я не буду ждать».

#00:40:17#

Это нехорошее отношение. Поэтому нам следует постепенно осознать, где мы находимся, и смириться с тем, что все будет приходить постепенно. Так же, как вы думаете, обдумываете все обстоятельства, постоянно размышляете обо всем, что происходит, так же и Господь. Господь так же видит все и думает: «О, этот человек, теперь он хочет обрести Меня, но на самом ли деле он хочет обрести Меня, Я не уверен. Вот что Я сделаю: приду-ка Я к нему, но опоздаю немножко, чтобы проверить, насколько Я ему интересен». Нам нужно быть немного смиреннее. Когда вы практикуете настоящую преданность, то у вас не возникает даже вопроса о том, придет ли к вам Господь, придет ли Он к вам когда-нибудь. Когда именно Он придет ко мне навстречу, когда именно я встречу Его, это не всегда ясно. На самом деле Он уже повсюду вокруг вас, но мы не можем видеть Его.

#00:42:25#

Еще один маленький секрет духовной жизни из «Бхагаватам», где Господь говорит: «На самом деле Я не живу в сердцах йогинов, Я не живу в духовном мире, но Я там, где Мои преданные беседуют обо Мне»[4]. Шрила Шридхар Махарадж приводил этот пример. Когда он только присоединился к миссии своего учителя, то он увидел однажды, что все последователи миссии наверху, в комнате с их учителем Сарасвати Тхакуром, а внизу божествам служит только один человек. Тогда наш Гуру Махарадж спросил этого человека: «Ведь Кришна прямо здесь, куда же тогда все остальные ушли?» Но тот человек отвечал ему: «Мы считаем, что Кришна в еще большей степени проявлен в сердце нашего духовного учителя». Этот маленький пример очень фундаментален, очень глубок. То, чего мы ищем, — это прямо здесь, рядом с нами, в сердцах преданных. «Я не преданный» — это естественный образ мыслей каждого преданного. «Я не преданный, в моем сердце нет Кришны. Но все люди рядом со мною, вот они преданные, и Кришна в их сердцах. Поэтому единственный способ, как я могу обрести связь с Ним, — это через общение с ними». Тогда мы растем и очень счастливы, и успешны.

#00:44:50#

Но когда мы чувствуем: «О, я по-настоящему изменился, Кришна теперь в моем сердце», — все это плод воображения.

Преданная. Периодически я сталкиваюсь с таким понятием, как храмовая Майя. [Неразборчиво.]

Садху Прия Прабху. Такого выражения я еще не слышал. Нет, конечно, Майя — это преданная, поэтому она тоже хочет приходить в храм и поклоняться здесь Кришне. Но Майя уделяет очень пристальное внимание тем, кто пытается вырваться из этого мира. Это особые обстоятельства. Ведь она приходит для того, чтобы сделать вашу преданность, ваше самопредание совершенными, потому что пока что наша преданность не чиста. Может быть, в нас есть преданность на один процент или на пять, или даже на пятнадцать, во всем есть градация.

#00:47:07#

Майя придет для того, чтобы испытать вас, помочь вам разобраться с теми процентами, которые вы еще не отдали. Мы видели, как Гурудев вел себя. Когда ты делаешь что-то хорошее, то Гурудев был счастлив и говорил: «О, ты поступил так хорошо, так замечательно». Но в будущем ты повторяешь подобный же поступок, и он не проявляет никакого интереса: «Да, эту часть себя ты мне уже отдал, это мне уже неинтересно. Мне хочется большего». Кришна хочет забрать все сердце целиком. Он не потерпит, чтобы хотя бы один процент принадлежал кому-либо еще. На санскрите Его называют сварат, что означает хозяин, обладатель всего и вся. Поэтому каждая часть вашего «я», которая еще не отдана, которая еще не преданна, необходимо помочь, необходимо обратить ее, необходимо уделить ей особое внимание, дать особую тренировку, чтобы суметь отдать ее. И здесь на сцену выходит храмовая Майя. Она помогает вам работать со всем этим.

#00:49:17#

На самом деле нам следует видеть Майю как преданную. Она старается помочь вам с любовью и нежностью. Единственное, как мы можем это сделать, это стать бескорыстными. В Бхагавад-гите много разделов, глав, которые раскрывают разные темы. Иногда мы думаем: «Ну, карма-йогагьяна-йога, это на самом деле не для меня. Я же преданный, я же преданная, поэтому я лучше буду читать только центральные главы. Скажем, с седьмой по двенадцатую». Однако в третьей главе о пути карма-йоги дается очень красивое описание, как именно научиться действовать бескорыстно, идти путем бескорыстия. Чтобы быть бескорыстным, необходимо понять, в чем заключается корысть вашего «я». Когда вы занимаетесь этим, вы постепенно понимаете: «Я не ум, я не разум, я не тело, я не эго, я не многое другое». И потом, когда Майя приходит и нападает на эти элементы, это не очень беспокоит нас. Ведь Майя на самом деле не способна напасть на душу, ведь душа находится в духовном мире. Она обращается только к другим нашим элементам.

#00:52:05#

До той степени, до какой вы ложно привязаны ко всем этим лишним вещам, до какой степени вы отождествляете себя с ними, до той степени вы будете страдать от нападок Майи. Гурудев, пребывая в этом мире, не чувствует никаких трудностей с Майей. Потому что он находится в положении атмарамы.

#00:52:37#

а̄тма̄ра̄ма̄ш́ ча мунайо,
ниргрантха̄ апй урукраме
курвантй ахаитукӣм̇ бхактим,
иттхам-бхӯта-гун̣о харих̣[5]

Это выражение стиха «Бхагаватам», очень красивого стиха. В «Чайтанья-чаритамрите» обсуждению этого стиха посвящен целый раздел. Атмарама — тот, кто интересуется нуждами своей души, тот, кто старается доставить радость своему настоящему «я», душе. Атмарам означает счастье души. И это означает связь с Господом через преданность. И тут опять нас спасает Бхактивинод Тхакуратма-ниведана, туйа̄ паде кори, и он пишет эту красивую строку:

…сева̄-сукха-дух̣кха, парама сампада
            на̄ш́ойе авидйа̄-дух̣кха[6]

Он говорит там: «Не важно, счастлив ли я своей храмовой жизнью, своим служением или же я совершенно недоволен, не счастлив этим, в любом случае — и в том, и в другом случае — все это на самом деле счастье, потому что и то, и другое помогает мне духовно расти».

#00:54:29#

Везде, где есть возможность духовного роста, там мы видим радость и счастье. Если это приходит благодаря соприкосновению с храмовой Майей, то мы будем радоваться этому. Опять же, когда мы сталкиваемся с какой-либо проблемой, нам не надо убегать от нее. При первом признаке Майи мы сразу убегаем. Но куда бежать? Нужно остаться и развить себя, вырасти, обретя благо от общения с храмовой Майей. Это не первое, что нам приходит на ум, но со временем мы понимаем, что это самое лучшее. Иногда вам доводится сделать что-то, что обычно не рекомендуется, для того чтобы вы могли почувствовать результаты этого и осознать, что на самом деле это вам не нужно. В этом случае вы ничего не теряете, только обретаете. Если мы идем вперед с искренностью, то никогда не проиграем. Майя — преданная, так же как остальные преданные вокруг меня, она приходит и старается помочь мне. Если я буду действовать с таким пониманием, то я всегда буду успешен.

#00:56:58#

Время позднее, чуть-чуть заболтались. Есть ли какие комментарии или будет последний вопрос?

Преданный. Есть ли в «Гите» где-то идея санкиртаны? «Гита» говорит о санкиртане?

Садху Прия Прабху. Только в смысле, что Кришна говорит: «Преданные собираются вместе и говорят обо Мне и от этого черпают радость». Только в этом контексте. Тонким образом есть много намеков, но это самый очевидный. Это был бы интересный проект, достойный проект — найти это [идею санкиртаны] в «Гите». Туш̣йанти ча раманти ча[7]. Этот стих — это один из так называемых коренных или семенных стихов, которые являются семенем Бхагавад-гиты, четыре главных стиха. Поэтому мы можем понять: если это есть в семени «Гиты», шраванам и киртанам, значит эта идея должна пронизывать всю «Гиту». Что-нибудь еще?

#00:58:53#

Преданный. Садху Прия, а вы в каком году с Говиндой Махараджем [познакомились]? В каком году он вас нашел?

Садху Прия Прабху. Можно сказать — 1997. Некоторые люди говорят, что в 1997 году был очень хороший урожай винограда для вина. Ведь есть много разных точек зрения на то, что благоприятно, что хорошо, а что нет. Да. Пятнадцать лет на американских горках.

Ашутош Кришна Прабху. В русском языке даже специального слова нет, приходится передавать как «американские горки». В английском это roller coaster — вагончик, который катается по американским горкам.

#01:00:28#

Преданный. Как можно избавиться от равнодушия? И как обрести прибежище у вайшнава, если ты остался уже с ничем?

Садху Прия Прабху. Тайна в звуке. Все к вам приходит через звук, замечаете вы это или нет. Вайшнавы естественно любят говорить о том, что им нравится. Если вы слушаете это, прислушиваетесь к тому, что они говорят, тогда вы понимаете, как найти подход к вайшнавам. Несколько недель назад в Таиланде произошел очень смешной случай. Вайшнав Махарадж приехал в гости к преданным. Его здоровье сейчас неустойчиво. Поэтому он следует особой диете, особому режиму дня. И там все преданные сразу начали бегать и суетиться: «О, давайте вот это приготовим. А давайте вот это приготовим. А я слышала, что вот это хорошо. А я слышала, что вот это он любит». И делали много чего. Я в это время сел и стал просто спрашивать у него, из его собственных уст услышал, что для него хорошо, полезно, а что ему нельзя. Но другие преданные просто неэффективно тратили свое время, делая что-то другое.

#01:03:05#

Преданные в итоге приготовили огромную тарелку, на ней много блюд. Прибежали и поставили перед ним. Но он вместо этого спустился вниз на кухню, туда, где принимали прасад все преданные, взял пустую тарелку, как и все преданные, и положил себе немножко одного блюда, немножко другого и сказал: «Я буду вот это, вот это и все». У вас есть два варианта: или попытаться разобраться самому, что нужно, либо использовать свои уши для того, чтобы услышать, что они [вайшнавы] говорят о том, что реально нужно. На самом деле у вайшнавов так много служения, которое нужно выполнить, что они практически сходят с ума. Они всегда ищут, чтобы кто-то им помог. Но есть один критерий. Нужны люди, которые слушают. Поэтому вайшнавы на самом деле ищут людей, которые сумеют слушать и делать то, что слышат, а не следовать своему уму. Если вы с таким подходом обратитесь к преданным, то вы очень быстро обнаружите, что вы развили очень близкие, тесные отношения с ними, что они дают вам очень много служения, и что все в вашей жизни растет и развивается. И вас заметят. В этом идея: мы стараемся, чтобы нас заметили.

#01:05:36#

Нам не нужна куча значков или медалей о том, что я могу это, я достоин того, я способен на третье. Но важно, что мы реально можем сделать. Это не наше дело выбирать, это более возвышенные преданные из высшей группы, они будут выбирать: «Вот этот преданный должен сделать вот это». Таким процессом нас повысят. Тогда мы обретем больше общения, и наша связь станет крепче. И все это [достигается] через слушание. Все через шраванам. Опять же не напрасно в писаниях нам повторяют, подчеркивают определенные вещи снова, снова и снова. Поэтому, образно выражаясь, купите ушных палочек с ваткой, прочистите свои уши и начните слушать, настраиваться на услышанное. И вы получите все это. Если ушных палочек нет, я тебе могу дать. На самом деле если вы начнете слушать вайшнава, то вся сера из ваших ушей сама начнет выпадать, потому что сознание движет материей.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

[2] «Только имя Хари, имя Хари, имя Хари! Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).

[3] «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[4] Господь Кришна говорит: на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе, йогина̄м хр̣дайе на ча / мад-бхакта̄х̣ йатра га̄йанти, татра тишт̣ха̄ми на̄рада — «Меня нет на Вайкунтхе и нет в сердцах йогов, но Я нахожусь там, где Мои преданные прославляют Меня» («Падма-пурана», Уттара-кханда, 92.21,22).

[5] «Даже те мудрецы, что погрузились в блаженство духовной души и полностью свободны от оков умственных определений, также отдают себя без каких-либо условий служению Шри Кришне, чьи деяния чудесны и величественны. И это лишь одно из качеств Всевышнего, Господа Хари, который очаровывает все мироздание» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 6.186; 17.140; 24.5; 25.159)).

[6] Тома̄ра сева̄йа, дух̣кха хойа джато, сео то’ парама сукха / сева̄-сукха-дух̣кха, парама сампада, на̄ш́ойе авидйа̄-дух̣кха — «Трудности, встречающиеся в служении Тебе, станут причиной большого счастья, ибо в служении из преданности Тебе радость и горе обладают одинаковой ценностью. Они уничтожают страдания, порождаемые невежеством» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Атма-ниведана», 4).

[7] Господь Кришна говорит: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄, бодхайантах̣ параспарам / катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇, туш̣йанти ча раманти ча — «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования