«Хари-смарана. Истории „Гарга-самхиты“. Красота и преданность». Садху Прия Прабху. 9 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP4, 238.01M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Садху Прия Прабху

Хари-смарана.
Истории «Гарга-самхиты».
Красота и преданность

(9 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд)


Садху Прия Прабху. Сегодня, как мы видим в календаре, Павитропана Экадаши, а также начало Джулан-ятры, а также начало месячного фестиваля в Навадвипе, который называется Хари-смарана. Мы знаем из шести видов [духовной] практики, что смарана — это памятование. Для следующего месяца в честь этого фестиваля памятования о Господе Хари проводятся дополнительные лекции, дополнительные программы. По сути дела, в нашей традиции фестиваль означает — больше хари-киртана, больше прасада, больше хари-катхи, бесед.

#00:01:58#

Этот месячный фестиваль хари-катхи в это время ввел Шрила Шридхар Махарадж. И это, безусловно, связано с явлениями Господа Баларамы и Господа Кришны. В этом месяце четыре очень-очень важных дня. Шрила Шридхар Махарадж выбрал экадаши для начала этого фестиваля. Потом полнолуние, когда является Господь Баларама. Потом чрез восемь дней явление Кришны, Джанмаштами. Аштами означает «восемь», через восемь дней после Баларамы является Кришна. Господь Кришна появляется в восьмой день темной половины месяца. Кришна означает «темный», ашта — это «восемь», восьмой день темной половины месяца по лунному календарю [кришна-аштами].

#00:04:26#

После полнолуния происходит погружение в тень, и на восьмой день этой темной половины [месяца] является Господь Кришна. А через две недели — гаура-аштами — восьмой день светлой половины месяца, и в этот день является Радхарани. Кришна появляется в темную половину месяца на восьмой день, а Она — в светлую половину месяца на восьмой день. А за день до явления Радхарани — день Лалита-саптами, день, когда является Лалита Деви. В это время между двумя экадаши происходят четыре больших явления.

#00:06:17#

Это очень особенное время. Этот фестиваль отмечается тем, что каждый день происходит больше бесед о Господе, больше памятования, преданные стараются больше служить, потому что само время обуславливает такую концентрацию усилий. Таким образом отмечают это время в Чайтанья Сарасват Матхе. Потому что вечная лила проходит по циклам, это цикличное явление. Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что божественная чета то в разлуке, то в единении, периодически Они являют Свои игры порознь, а иногда соединяются в игре в образе Чайтаньядева. Они то вместе, то раздельно, и это [происходит] циклично. Очень интересно заметить, если мы глянем в календарь, мы увидим, что эти волны так же там происходят. В этом месяце все являются: Баларама, Кришна, Лалита Деви, Шримати Радхарани. Затем мы можем наблюдать, что в феврале происходят другие явления: являются Адвайта Ачарья, потом Нитьянанда Прабху и наконец-то Гауранга. Здесь очень интересная связь существует.

#00:09:19#

Я точно не помню, что читают в Матхе [в это время, Хари-смарана], но, по всей видимости, это «Шримад-Бхагаватам», а также «Гарга-самхита». Это просто прекрасная книга, которой, к сожалению, нет ни на английском, ни на русском. Это первая часть кришна-лилы, в которой повествуется о времени, когда Гарга Риши находится там. Покуда он был там, он был семейным Гуру Кришны и семьи Яду. И он сделал свои первые записи о том, как явилась Радхарани, о том, как явился Кришна, потому что он как раз в это время был там и все это описывал. Также он описал явление Гирираджа Махараджа, как появилась Говинда-кунда. Он очень красиво, чрезвычайно красиво все это описал, и Гурудев очень любил эти описания. Я думаю, что это может быть одной из весомых причин, чтобы подучить бенгали. Так или иначе, вы можете найти какой-либо перевод во всемирной паутине.

#00:12:40#

Анукришна Диди. А ты сам читал «Гарга-самхиту», доводилось ли тебе?

Садху Прия Прабху. Да, мы читали в Австралии. Там очень красивые описания, потому что это такое повествование, в котором описывается все, что происходит во Вриндаване в то время, о том, что все полубоги спустились и посыпали все цветами, о том, какая была погода там, какое настроение, все это описывается.

Анукришна Диди [аудитории]. А я говорю: «А сейчас почитать нам можешь?» У него есть наши отсканированные книги. Он вчера вообще тащился, потому что это все такие книги, где все есть. И он Вайшнава Махараджа тоже записал на айфон, и он просто в экстазе был вчера. Представляешь, тебе не надо тягать тяжеленные тома, и все есть [в электронном виде], и все хорошего качества, можно все посмотреть. Мы вчера смотрели, он рассказывал о том, что книжка, я не помню названия, там 256 страниц справочного материала. В Гаудия Матхе, когда печатали что-то, они давали там просто все, алфавитный указатель всех богов, всех полубогов, всех имен, всего прасада. Ты можешь кликнуть «сладкие шарики такие-то», и ты можешь найти, где это описывается, как. И вот эти все алфавитные указатели всего-всего, все справки. Это реально огромная энциклопедия. То есть, прежде чем приступить к чтению самой книжки, 256 страниц справочного материала. Очень классно. Если бы его [текст] распознать, и если как-то его перевести и сделать доступным в электронном виде. Ты кликнул тэг и все почитал. Очень мощная энциклопедия. Во времена Сарасвати Тхакура, когда начали издавать в Гаудия Матхе, там все были очень-очень ученые и делали очень серьезные публикации, тяжеловесные. В принципе те, кто читают на бенгали...

#00:14:48#

Преданная [к переводчице]. Я хотела спросить. Был Бхактивинод Тхакур, который был со Шри Чайтаньей Махапрабху, а был еще другой, да? Который был отцом Сарасвати Тхакура и которого били на площадях.

Анукришна Диди. Это Харидас Тхакур. Намачарья Харидас Тхакур, это воплощение Брахмы.

Преданная. Но они как-то связаны? Потому что Сарасвати тоже Тхакур.

Анукришна Диди. Тхакур — это же титул. [Говорит по-английски.] Это значит «лорд», «мастер», «повелитель». Это просто титул. Там вообще все в титулах, многоэтажные титулы. В вайшнавском социуме дают титулы по заслугам и, можно сказать, [духовной] реализации. Если их зачитывать полностью, вот у нас есть кое где титулы полные — и Говинды Сундара Махараджа, и Шрилы Шридхара Махараджа. Потому что Ракшак — это титул, который дал ему его учитель. Бхакти Ракшак. А у него еще было очень много титулов: госвами, самый ученый из всех ученых; царь санньяси; хранитель преданности.

#00:17:06#

«Гарга-самхиту» почитаем.

Преданная. А Радхарани была необычным ребенком?

Садху Прия Прабху. Очень-очень. Это, между прочим, как раз описывается в этой книжке. Еще надо подметить тот факт, что Гурудев не разрешал этой книге выйти на английском языке. Если мы спрашивали, надо ли нам ее напечатать, Гурудев говорил, что не особенно. Но я наверняка сказать не могу, потому что — кто я? Но какие-то книги нам не рекомендуют читать.

#00:19:12#

Очень интересные описания, как появился Говардхан, как появилась Ямуна, убиение демонов. И Баларама убивал демонов, и Кришна. Есть описание явления Радхарани.

#00:21:44#

Мы читаем сейчас «Гарга-самхиту». Гарга Муни общается с Шаунакой Риши. Это тот самый Шаунака, который задает вопросы Суте Госвами в лесу Наймишаранья. Беседа мудрецов. Это всегда очень забавно, когда повествования начинаются с того, что сидят двое, разговаривают, и один начинает вспоминать: «Ой, слышал я, как-то вот тот рассказывал...» И начинает рассказывать о том, что тот рассказывал, а тот припомнил что-то еще, в таком духе. Гарга рассказывает Шаунаке о том, как Нарада наставляет Бахуласу, царя Митхилы. Этот царь был великой предавшейся душой, и его род был очень славен. Сначала он повествует о том, что Кришна победил царя Камсу, а потом он подмечает, что это не единственная причина, по которой пришел Господь Кришна, не только для того чтобы наказать Камсу, а еще и по другим причинам.

#00:24:27#

Дальше он рассказывает о том, как явилась Шримати Радхарани из лона жены Вришабхану в прекрасном дворце на берегу Ямуны во время месяца Бхадра, месяца Хришикеш в вайшнавском календаре ([в] тот [месяц], который сейчас начнется), в понедельник на восьмой день светлой половины месяца в полдень, когда небо было затянуто тучами. Полубоги собрали замечательные цветы в месте под названием Нандана-сад (это может быть любое место в высшей реальности), они собрали самые лучшие цветы и осыпали место явления. Описывается, что, так как являлась сама Шримати Радхарани, все воды рек стали безупречно чистыми, повсюду разносился аромат лотосов, который переносил приятный бриз.

#00:26:58#

Затем Киртида, как называют матушку Радхарани, — Кирти, увидела прекрасное лицо своей дочери. Описывается, что лицо это было столь прекрасно, как тысячи лун. Благодаря своему счастью она пожертвовала двести тысяч коров. И описывается, как Радхарани росла. Она лежала в очень красивой золотой колыбели, которая была украшена безумно красивыми камнями. Многие друзья и спутники приходили Ее покачать в этой колыбели.

#00:29:02#

Удивительным является то, что Шримати Радхарани невозможно увидеть на обычном плане бытия, в какой-то мирской реальности, Она даже недоступна взору полубогов и многих других планов бытия. Но удивительным образом Она явила Свои игры в доме Своих отца и матери. Все женщины, служанки, близкие и друзья, которые обитали в доме родителей Радхарани, а также те, которые приходили туда, они созерцали то, что недоступно взору полубогов. Это очень редкое явление. Созерцание того, чего невозможно достичь никакими аскезами, никакими духовными подвигами, практически недостижимо. Я сейчас читаю множественные описания того, как удачливы были Вришабхану и Киртида, родители Радхарани, которые по счастливой удаче обрели возможность созерцать такое дитя у себя дома.

#00:31:21#

Преданная. Получается, они зажиточные были, если у них двести [тысяч] коров было? Они не были обычными пастушками?

Садху Прия Прабху. Конечно. Когда у тебя множество коров, тебе надо много пастухов, а также для всего этого хозяйства тебе нужно много земли. Это как когда родители крупные землевладельцы, а дети просто играют на этой земле и ни о чем не беспокоятся. Не важно, богаты родители или бедны, дитя в семье играет в рамках ореола обитания его родителей, в рамках территории, которая за родителями, они особо и не думают об этом. А все эти игры во Вриндаване происходят как раз до осознанного возраста. Кришна был принцем, а Нанда Махарадж был королем.

#00:33:41#

И покуда Он [Кришна] был мальчишкой, Он играл с другими ребятами без всякого воззрения на то, что Он какого-то высокого происхождения. Ну а когда Он достиг того возраста, когда Ему уже не пристало играть с этими сельскими пацанами, Он отправился в Двараку, там женился на царевнах и провел большую часть жизни как раз в таком обществе. Но день за днем Он вспоминал об этой простой необусловленной [внешней роскошью] жизни пастушков. И насколько это было прекрасней и сладостней, чем понукание жен-царевен. Мы можем соотнести себя с этими памятованиями, потому что это так называемая нара-лила [Господа Кришны], то есть человеческая игра, в которой все мы помним свое счастливое детство, такое необусловленное, простое, непринужденное, когда ты просто играешь, не задумываясь ни о будущем, ни об обстоятельствах вокруг. И мы все, когда подрастаем, начинаем вспоминать о том прежнем, прекрасном времени.

#00:36:24#

Следующая часть [«Гарга-самхиты»] о явлении Баларамы, которое произойдет в следующую среду. Тогда мы будем праздновать. А до этого описание женитьбы Васудевы. Это тот самый Васудева, у которого появился Господь, которого Камса посадил в тюрьму. У Камсы была сестра [Деваки]. Было предсказание о том, что ее восьмое дитя станет причиной смерти Камсы. И он их [Деваки и Васудеву] посадил в тюрьму. А накануне всех этих событий происходит их свадьба. У нас есть описание царя Девака, у него дочка Деваки и сын Камса.

#00:38:42#

Там [приводится] описание этой прекрасной свадьбы, о том, что, когда церемония была окончена, Васудева взял под руку Деваки, они взошли на прекрасную колесницу, запряженную множеством красивых лошадей. И описывается, как Камса, чтобы ублажить сестру, чтобы ее порадовать, взял вожжи, решил сам быть возничим, чтобы порадовать сестру. Нужно понимать, что все демоны в кришна-лиле, конечно, играют демонов, но это очень близкие спутники [Господа] все до одного. Ты не можешь находиться там в таком окружении, в таком узком кругу, и не быть кем-то близким. Отец Деваки подарил свадебный подарок своей дочке, который заключал в себе тысячи слонов, десятки тысяч служителей, миллион коней, двести тысяч коров, десятки тысяч карет.

#00:41:05#

И когда Камса взял поводья колесницы, и они выезжали со свадебной церемонии, повсюду раздавались прекрасные звуки музыки, мриданги, барабаны. После этой прекрасной церемонии раздается голос с небес: «Камса, ты глупец! Ты знаешь, что эта девчонка, которая сидит сейчас в карете, восьмой ее ребенок будет причиной твоей смерти». Раздавленный и шокированный Камса спрыгнул с колесницы, схватил Деваки за волосы, бросил ее на землю, вынул меч и хотел отрубить ей голову. Музыканты выронили инструменты из рук. И те, кто были впереди, сразу прыгнули назад. Все лица стали белыми. А Васудева подкрался к Камсе, чтобы с ним переговорить. Это была минута шока.

#00:43:20#

Васудева молвил Камсе: «Камса, ты такой героический воин. Отчего же ты решил убить свою сестру?» Они начали говорить о многих вещах: «Ты же понимаешь, это вообще свадьба. Ты с ума сошел!» Но Камса не слушал никого. Потом Васудева сделал ему такое предложение: «Я же тоже слышал этот голос [с неба]. Не надо, не обижай сестру, я просто отдам тебе то дитя. Я отдам всех сыновей». Потому что причиной смерти может быть только сын. Обычно мальчики — воины, а девчонки обычно сидят дома.

#00:45:30#

Потом Камса все-таки согласился, и они разошлись по домам. Они разошлись по домам, но Камса решил расставить стражу возле дома Васудевы, и стража эта исчислялась десятью тысячами воинами. Год за годом у Васудевы и Деваки появлялись дети. Первым был Киртиман. И Васудева принес его Камсе. Камса был тронут этим поступком и отпустил его, потому что это не был восьмой сын. Васудева вернулся с Киртиманом домой, но почувствовал, что Камса не намерен держать свое обещание.

#00:47:18#

[Анукришна Диди по-английски задает вопрос о судьбе этих детей Васудевы.]

Преданная. Как у Ганги дети, они же были васу?

Садху Прия Прабху. Мне нужно проверить.

Преданная. Обычно в писаниях так просто не рождаются на один день.

Садху Прия Прабху. Да, это, конечно, не случайно. Затем Нарада рассказывает: «Явился я с небес к Камсе, и Камса мне поклонился, и я ему сказал: „Все васу придут как люди Нанды [Махараджа]“». Нарада объяснял, что на Земле для этой игры [Господа] приходят разные группы необычайных личностей, и васу придут в династии Нанды, а асуры придут в династии Вришабхану, отца Радхарани.

#00:51:00#

А почему он все это рассказывает? Он говорит: «Понимаешь, по сути, все они пребывают, эти необычайные личности, все не случайны, просто такое заселение происходит. В зависимости от того, от кого кто начнет считать: как можно угадать, кто есть восьмой ребенок? Кто явится через этого восьмого ребенка, тут же все великие, — как ты просчитаешь?» Произошло так, что Васудева идет с ребеночком домой, с этим Киртиманом, появляется Нарада и говорит Камсе: «Ты знаешь, любой из них может тебя убить». И Камса принимает это [известие] непосредственно [близко к сердцу].

Преданная. То есть это игра такая? То есть надо было, чтобы их убили?

Садху Прия Прабху. Да, это все игра. И Камса заключил в оковы Васудеву и Деваки, и разбил Киртимана о камни.

#00:53:38#

Преданная. А как получается? По сути, Камса был одним из спутников Кришны, получается, одним из [Его] друзей. Как же он, родившись здесь?.. Получается, он был в полном заблуждении, раз он убивал детей. Получается, он даже не понимал, [неразборчиво]. Настолько он погружался в иллюзию?

Садху Прия Прабху. Он осознавал то, что ему надлежало осознавать, для того чтобы совершенным образом играть свою роль в этой игре. Он в иллюзии йога-майи. Это совершенно другая природа майи. Мы находимся в иллюзии маха-майи, материальной иллюзии. Мы находимся под влиянием своего ложного эго.

Преданная. А у него, значит, не ложное эго?

Анукришна Диди. Нет, у него внутренняя энергия, йога-майя.

#00:55:39#

Садху Прия Прабху. Он совершенный преданный, который под влиянием йога-майи обрел демоническую природу и начал действовать соответствующим образом.

Анукришна Диди. Есть две энергии [Господа], иллюзии: внутренняя иллюзия Господа и внешняя. Мы — под внешней, маха-майей, а Его спутники — под внутренней. Там [в духовном мире] тоже иллюзия, но другого рода.

Садху Прия Прабху. Потому что иллюзия — это по большому счету не плохо. Есть некоторая необходимость. Неведение прекрасно, радостно. Почему неведение есть благословение? Потому что истинное знание как проклятие. Уровень, которого мы пытаемся достигнуть, — это гьяна-шунья бхакти, преданность, не оскверненная знанием, лишенная знания, расчета. Преданность без калькуляции.

#00:58:11#

Что это значит? Бхакты вообще ничего не знают. Они вообще особо не заботятся о том, чтобы знать. Они просто вовлечены в спонтанную любовную игру, взаимосвязь, переживание. Они не хотят особо знать, что Кришна — верховная личность Бога. «Да нет, Он мой друг, Он мой сын». Это совершенно другой уровень существования. Камса [находится] под иллюзией, он играет свою роль, и он свято верит в то, что ему надо убить Кришну. А если бы он, к примеру, знал о том, что Кришна — верховная личность Бога, как бы он вообще пытался Его убить, в принципе? Они точно так же в иллюзии, практически созвучно с тем, как мы в иллюзии, только это иллюзия другой природы.

#01:00:27#

Это, к слову, новая книжка, которую мы делаем. «Атма-таттва» [«Истина о душе»] называется эта книга, вот она. [Показывает на ноутбуке.] Гуру Махарадж рассказывает об этом полностью. Многие люди говорят, что земля, реки, все существование — это такое ограниченное существование. Но душа — это надмирная причина, причина всех причин. Можно сказать, что душа — это частичка, малая частичка нижней части Абсолюта. А в верхних слоях Абсолюта — мировая душа и другие реалии. Точно так же, как существует безумно разнообразная градация в этом мире — земля, вода, воздух, огонь, все очень разнообразно и все подвергается градации, — точно так же есть градация в надмирной реальности.

#01:03:24#

Условно можно разделить [духовную сферу бытия] на две части: Вайкунтха и Голока. Далее он вводит такое измерение: знание может быть разделено на три вида: сат, чит и ананда. Дальше он описывает Голоку, которая заключает в себе все понятия об ананде, то есть радости. Там знания являются таким фундаментом, который помогает этой радостности. В каком-то смысле осознание, знание, понимание касается даже какой-то духовной реальности. Но это все внизу. Это такой план бытия, на котором знание опускается на второстепенную позицию, а главенствующим является натуральное течение радости, ананды. Это можно назвать интуицией. Они там передвигаются, движутся по наитию, по интуиции, и полны радости и любви. Там уже нет движений по расчету.

#01:06:04#

Они не думают о том, что нужно быть в том-то месте в это время для того-то, без просчета. Это план бытия, где нет оглядки на условия.

Преданная. Как тогда это возможно, что с Голоки [души нисходят] на Землю?

Садху Прия Прабху. С Голоки никто не падает.

Преданная. А как же история, суть [которой] такая, что у Кришны был слуга, который опахалом Его обмахивал, и он подумал: «Так классно, что я здесь нахожусь, что мне представилась такая возможность», — и тут же он как бы упал? Или у него появилось ложное эго?

Садху Прия Прабху. Он не падал из того мира, он упал в обморок. Он упал в беспамятстве от экстаза перед Кришной. Он не падал с Голоки. [Смеется.] Это также есть в «Брахма-самхите». Там Голока описывается таким местом, куда бы ты хотел попасть и никогда оттуда не [захотел бы] возвращаться. Это полностью описано.

#01:08:30#

Одна из причин, почему Гурудев очень хотел, чтобы эта книжка [«Брахма-самхита»] вышла в свет, потому что там очень четкое и детальное описание того, каково это место, и как оно прекрасно. [Оттуда] никто не падает, но оттуда могут души нисходить, если они получают такую задачу, севу — прийти и раздать здесь [милость и духовное знание] душам. И эта душа нисходит, но она не отключена от того мира. Гурудев не был отключен от мира, из которого снизошел, когда он нас тут спасал. Он не падал сюда, а пришел по божественной воле. Гуру Махарадж называет самбханда-гьяну интуицией. Самбханда-гьяну переводят разными терминами, но интуиция — это тот термин, который ввел Шридхар Махарадж. А в чем причина этой интуиции, откуда она пришла, какова ее природа, как она изменяется? Они об этом даже не задумываются, просто живут наитием. Они слишком заняты, пробуя вкус ананды. [Шутят про Ананду Моя, смеются.] Сегодня на обед кушаем Ананду. Начнем с пальца.

#01:12:14#

Дальше Шрила Шридхар Махарадж говорит, что, если у нас есть хоть немного веры, мы должны начать движение в том направлении. Потому что если ты немного соприкоснешься с описанием того места, если тебе немного доведется почувствовать это, то ты обязательно почувствуешь пристрастие [влечение].

Преданная. Как можно почувствовать? Если мы там не были, в духовном мире, у нас, по сути, нет представления о том, что такое духовный мир.

Анукришна Диди. Да, но на тебя нисходит знание. Откуда ты будешь знать хотя бы описание об этом? Шридхар Махарадж как раз об этом и говорит: «Описывая эти реалии, я даю вам вкус к тому, чтобы вы пристрастились к нему и начали свой путь по направлению к этому». То есть появляется желание и вера, и начинается духовный путь.

Садху Прия Прабху. Мы встречаемся с теми, кто оттуда, кто описывает этот опыт, тем самым заражая тебя. По их желанию, под их влиянием мы можем что-то начать чувствовать. Основная задача Гуру — дать тебе попробовать вкус такого, чего здесь нет. Это его основная задача здесь. Он продолжает приходить к тебе все время. Разными способами, мыслимыми и немыслимыми, дает тебе возможность что-то отведать, попробовать. Однажды, столкнувшись с чем-то [высшим], попробовав на вкус, ты уже не сможешь вернуться к другим [низшим] реалиям, здесь все безвкусно будет [для тебя].

#01:15:38#

Основное — это как раз этот [духовный] вкус, потому что тут дело не в том, чтобы знать многое или осознать что-то, прийти к чему-то, а просто заразиться вкусом, отведать.

Преданная. А те, кто уходят [из движения сознания Кришны], они, получается, не испытали этого вкуса?

Садху Прия Прабху. Это вообще не говорит о том, что они попробовали, а просто [о том, что], когда они будут готовы, они это почувствуют.

Преданная. Это в процессе практики происходит или как?

Садху Прия Прабху. Надо понимать, что сознание Кришны производит радикальные изменения во всем твоем мире, мировоззрении. Это не вопрос силы практики. Порой люди убегают, потому что чересчур много, слишком. Порой люди убегают, потому что они не готовы к такой полной программе, не готовы по полной в это окунуться. И они отступают немножко на дистанцию, чтобы принимать это по чуть-чуть.

#01:18:18#

Когда ты долгое время находишься в обусловленном состоянии, ты многие жизни провел в таком обусловленном материалистичном состоянии, и вот ты соприкасаешься с тем, что ты ловишь себя на том, что ты как ошалевший прыгаешь, поешь и радуешься. И это реально «страшные» вещи для ума. Поэтому мы не должны быть очень быстры в осуждении преданных, которые, возможно, не совсем активны. Возможно, во внешнем мире они делают очень много каких-то не связанных порой вещей. Но внутри они могут быть полностью в контакте [с духовной реальностью], и порой их просто захлестывает, переполняет что-то такое, с чем они не в состоянии совладать. Поэтому они стараются держаться на определенной дистанции намеренно, не впадать в безумие. Потому что чересчур много сознания, очень много реальности вокруг. Они просто намеренно немного себя саботируют, отрезвляют, можно сказать, от этого реального дурмана, просто чтобы здесь быть, в сознании. Это можно сравнить со следующим. Например, у тебя стакан ЛСД, и что ты будешь делать? Ты прикоснешься немножко губами и будешь это переживать. Это не то, что мы просто возьмем и начнем глотками здоровыми хлебать кришна-прему. Ты не можешь этого пережить, это невозможно. Это происходит постепенно, по чуть-чуть.

#01:21:18#

Преданная. Хороший пример, сразу стало понятно.

Садху Прия Прабху. Поэтому не надо быть поспешным в суждениях о преданных и их внешней деятельности. Мы не всегда можем понимать, почему они поступают так или иначе. Нам больше нужно осознавать, что мы переживаем, пробуем, и как нам это увеличить. Если ты хоть немного поместишь сознание в этот предмет, если ты задумаешься об этом серьезно, то ты сможешь сделать большущий шаг в своем прогрессе. Тогда ты начнешь прикидываться порой, типа отрезвляться. Такого плана разговоры: я не могу много читать мантру, буду по чуть-чуть, потому что, если я начну [много] читать мантру, это приводит меня к таким переживаниям, что я перехожу в безумное состояние. Накрывает тебя очень сильно.

#01:23:23#

Преданная. Накрывает в каком плане? Это общепринятая депрессия или что это?

[Смеются.]

Садху Прия Прабху. Это смешанные переживания. Это очень насыщенные чувства, они одновременно и плохие, и хорошие. Когда ты под огромным впечатлением от чего-то прекрасного, это переживание настолько сильное, что ты понимаешь, что ты не можешь заключить это в объятья. Ты от него очень радостен и восхищен, но в то же время ты понимаешь, что не можешь отдаться этому по полной, поэтому ты в каком-то смысле печален. Это происходит одновременно. Оно сносит тебя размером и силой, это прекрасно, потому что контакт происходит, но в то же время ты не можешь полностью туда прыгнуть, и от этого тебе печально. Это такой маятник в материальном мире — то плохо, то хорошо.

#01:26:33#

А в духовной реальности это плохое и хорошее объединяются, и ты одновременно чувствуешь оба переживания. Нужно понимать, что это более глубокое понимание. Это все время увеличивается. Допустим, на Голоке они [обитатели духовного мира] настолько переполнены переживанием кришна-премы, они вообще очень-очень радостны от этого, их переполняет, но в то же время они опечалены, что они не могут отдаться [этому чувству] полностью и служить [Господу Кришне] еще лучше. Это все прекрасно, что они соприкасаются, это безумно красиво, безумно близко и по любви, но в то же время они хотят еще. Если ты пробуешь что-то безумно красивое, тебе хочется еще больше, и ты будешь переживать, что вот бы еще чего-то добавить, вот бы еще послужить.

#01:28:03#

Преданная. А можно вопросик. По поводу красоты. Есть понятие красоты, которое очень осуждают и говорят, что это майявада. Представление красоты у преданных должно быть немного иным, оно не должно быть ориентировано на внешнее. Красота же во внешнем, она же есть. Есть люди в мире, у которых нет представления о Кришне, но при этом они ведут очень красивый образ жизни, вдохновлены красотой, посвящают себя музыке или рисованию, какому-то виду искусства. Это очень красиво, и они в позитивном ключе. Но при этом их осуждают, что это не является ключом преданности, они [преданные] отвергают это, потому что у преданных свое представление красоты. Почему это происходит? Это же тоже красота, по сути. Почему это отвергается?

#01:31:35#

Садху Прия Прабху. Есть такое выражение. Красота в глазах смотрящего. Это обычное английское выражение. Есть очень знаменитый стих из «Брахма-самхиты», в котором говорится, что есть такие, у которых глаза смазаны бальзамом этой красоты, и они всё вокруг видят как Говинду, прекрасную реальность. Всё, что бы вы ни нашли красивым, — Кришна там. Он за всем, что красиво. Он обязательно должен быть где-то там. Своими глазами преданности нам надо рассматривать более детально, глубже. Везде, где есть красота, надо всматриваться, выискивать Его, погружать, увеличивать свое пристрастие, преданность [Господу Кришне], и тогда мы увидим еще больше красоты, и она будет персонифицироваться. Это мистерия Гиты.

#01:34:06#

Если [об этом говорить] в контексте нашей беседы, это вообще ключ к Бхагавад-гите. Он [Господь Кришна] говорит: «Я везде, и Я нигде. Но пытайся смотреть с Моей точки зрения, с точки зрения красоты». Если смотреть на мир вокруг глазами преданности, то ты будешь видеть Его везде, Его присутствие абсолютно за всем. Как художник, который пишет полотно, рисует, а потом в углу подписывается: я тут был, это создал я. Вот так же все вокруг является подписью Господа. Он не там, но [Он во всем этом]. Ты же не пойдешь в [художественную] галерею и не начнешь говорить в картину с подписью мастера [обращаясь к нему]. Он [Господь Кришна] в то же время и нигде. Не найти Его. Во всем этом многообразии Он и в нем, и за ним. Потому что на самом деле у Него есть Свои друзья, есть дом, где Он обитает, есть Его личное место.

#01:36:39#

Безусловно, с точки зрения лингвистики, если говорить просто «красота», в какой-то степени это имперсонально. Но мы привыкли ставить заглавную «К» в слове «красота», и мы воспринимаем это как персону, высшего эксплуататора. Есть такое выражение — красота покоряет все, эксплуатирует все, подчиняет. То есть не ты эксплуататор красоты, а Он, как высший эгоист, эксплуатирует абсолютно все. Мы в таком направлении рассматриваем прекрасную реальность.

Преданная. То есть можно сказать красота — это Господь?

Садху Прия Прабху. Лучше говорить: красивый Господь. Господь Красота с лингвистической точки зрения может звучать абстрактно.

#01:38:28#

Нама, рупа, гуна, лила. Есть четыре основные категории [бытия Господа]: имя, форма, качества и Его игры. Кульминацией являются игры. Но в этом мире все перевернуто. В этом мире мы подходим с другой точки зрения. Сначала мы хотим знать, кто это. Например, собака. Следующий вопрос — какая собака? Рыжая. И с нашей точки зрения это качество, что она рыжая, оно второстепенное, оно не главенствующее. Важнее знать, что это собака, нежели какая она. А в том мире качества, наоборот, первостепенную роль занимают. Качества важнее. Какой важнее, чем что. Это очень уникальная идея. А как они играют, это еще важней. Не так важно кто, важнее какой, и еще важнее, как они играют.

#01:41:10#

Просто Красота с большой буквы.

#01:42:31#

Майявада — это, по сути дела, точка зрения. Допустим, два человека. Один персоналист, а другой — майявади. Они имеют дело с одной и той же реальностью, но видят ее по-разному. Все мы переживаем, по сути, одни и те же вещи, но по-разному. Допустим, Гурудев, его персона. Встречает его, допустим, майявади и думает: «Какой крутой учитель брахма-майявадский». Потом преданный встречает его: «О, это величайшая преданная [Господу] душа». А кто-то из материалистов думает: «Это просто зажиточный дедушка с кучей последователей». Гуру Махарадж очень часто цитировал Беркли, который говорил: «Не ум в мире, но мир в уме». Ты видишь все в зависимости от того, во что ты веришь. Наше восприятие в большинстве своем предвзятое восприятие, а совершенно не то, что мы видим. Даже сейчас ученые в лабораториях [это] доказали. Элементарно, если поместить человека в условия, которых он не понимает, он их с детства не видел, не понимал, не переживал, то он начинает теряться.

#01:45:46#

Это трюк восприятия. Если ты не ожидаешь чего-то увидеть, то ты и не увидишь этого. Кто-то проходит мимо. Если ты не концентрируешь внимание, то ты его и не увидишь. По сути дела, как происходит: мозг принимает сигнал от глаза и так его фильтрует, что ты и не понимаешь, и не видишь, и не обращаешь внимания. Другое дело, когда ты начинаешь с кем-то общаться, и он тебе очень качественно передает что-то, объясняет, рассказывает, и у тебя проявляется это в голове, ты начинаешь верить, понимать, осознавать, осязать это. И оно перед тобой предстает очень четко. Даже с точки зрения материалистов, они это доказали. Мы чрезвычайно [находимся] под влиянием того, во что мы верим, это мы и видим. И мы возвращаемся к тому концепту, где говорится: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа — ты не сильно зацикливайся, не сильно доверяй тому, что ты знаешь, потому что, возможно, это совершенно не так.

#01:47:50#

В каком-то смысле нам надо вернуться в детство, потому что там мы открыты для сюрпризов, мы открыты для любых возможностей, открыты какому-то новому видению, тому, чего мы не ожидаем. Что говорить о нас? Даже сам Гурудев очень часто был поражен и удивлен тому, что происходит с его учениками, когда они совершали какие-то прекрасные вещи. Он был искренне поражен. В «Чайтанья-чаритамрите» есть описание сцены, когда Махапрабху объявляет Рупу Госвами Своим преемником. Вся вайшнавская тусовка начинает задавать ему вопросы, чтобы протестировать, достоин он или нет. Они задают ему множество разных и каверзных вопросов. Он очень красивым образом отвечает на них. И они поражаются, откуда он черпает такие ответы. Они обращаются к Махапрабху со словами: «Видимо, Ты его благословил, Ты дал ему такое благословение, и он сейчас являет все эти ответы». Махапрабху говорит: «Да, Я, безусловно, его благословил, у него есть Мое благословение. Но каким образом эти благословения повлияли на него, как он их пережил, и как он в этих переживаниях отвечает, это даже для Меня интересная лила».

#01:50:46#

Даже Господь и Гуру могут быть удивлены. Это чрезвычайно красивая часть этой концепции. Ты можешь удивить даже Гирираджа. Это не так, что Господь все знает, все может, Его нечем удивить. Через преданность [Ему] и поступки с любовью ты можешь Его удивить.

Анукришна Диди. Он, наверное, уже очень удивлен, потому что мы до сих пор завтрак Ему не предлагаем.

Садху Прия Прабху. Это другая пища.

Преданная. Например, что-нибудь взять и разбить?

Садху Прия Прабху. Да, такое тоже возможно. Если ты так сделаешь, будет экстра-внимание на тебе, дополнительная забота. Гирираджу, если ты что-то разобьешь из Его вещей, вообще по барабану. Для Него это ничто. Но если ты обидишь кого-то из Его преданных, Он будет буцать тебя целыми днями. Ты будешь думать: «Блин, почему я так жутко чувствую себя?»

#01:53:57#

[обрыв записи]

#01:54:47#

Мы опять же вернемся к тому, каков уровень мировоззрения того, кто осуждает. В зависимости от того, как кто видит. Потому что истинный преданный будет признателен любой форме преданности. Потому что если преданный, если он смотрит, что кто-то, к примеру, положил свою жизнь на то, чтобы постичь что-то, освоить какой-то инструмент [в духовной практике], он достаточно преданно делом занимается и углубляется в каком-то вопросе, то преданность позволит этой личности оценить такое стремление в личности, увидеть в этом преданность. Такой пример есть — дикая лошадь. Дикая лошадь бегает сама по себе, она носится, а ты на спине этой лошади и тоже несешься. И что ты будешь делать? Первый вариант — ты попробуешь остановить эту лошадь на ходу. Это, безусловно, очень тяжело.

#01:56:46#

[обрыв записи]

Намного сложнее и тяжелее, и горестнее будет для человека, если ты приходишь и начинаешь говорить: «Тебе не следует себя этому посвящать, прекрати, это бред какой-то». Он теряет вдохновение, останавливается. А потом ты говоришь: «А теперь давай, бросайся в этом направлении». И как ему, все с начала начинать? Не факт, что он этим увлечется. Это будет мучение для него. Это совсем не правильно. А еще мы совершенно не в той позиции, чтобы рушить веру людей. Если они христиане, к примеру, они искренне верят в Господа Иисуса Христа, мы не имеем права разрушать их веру. Мы только можем прославлять это. Можем, допустим, просто подкинуть идею, что есть еще больше Бога, чем описывается в этих писаниях, Его еще больше. И если они будут открыты, то произойдет чудесное обращение. Они возьмут эту веру, которая у них уже есть, и вложат во что-то еще более истинное.

#01:58:41#

Нам нужно поддерживать и вдохновлять качества преданности, верности. Тогда это будет подвигать людей ближе к реальности. Это очень гармоничная идея. Это обычный здравый смысл. Поддерживать вдохновение и просто перенаправлять его, никогда не убивать. Веру человека, какие-то светлые устремления — их надо поддерживать.

Переводчик: Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Уход Шрилы Шридхара Махараджа» (часть 2). Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 8 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 10 августа 2011 года. Москва, Кисельный  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 334.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Садху Прия Прабху

Хари-смарана.
Истории «Гарга-самхиты».
Красота и преданность

(9 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд)


Садху Прия Прабху. Сегодня, как мы видим в календаре, Павитропана Экадаши, а также начало Джулан-ятры, а также начало месячного фестиваля в Навадвипе, который называется Хари-смарана. Мы знаем из шести видов [духовной] практики, что смарана — это памятование. Для следующего месяца в честь этого фестиваля памятования о Господе Хари проводятся дополнительные лекции, дополнительные программы. По сути дела, в нашей традиции фестиваль означает — больше хари-киртана, больше прасада, больше хари-катхи, бесед.

#00:01:58#

Этот месячный фестиваль хари-катхи в это время ввел Шрила Шридхар Махарадж. И это, безусловно, связано с явлениями Господа Баларамы и Господа Кришны. В этом месяце четыре очень-очень важных дня. Шрила Шридхар Махарадж выбрал экадаши для начала этого фестиваля. Потом полнолуние, когда является Господь Баларама. Потом чрез восемь дней явление Кришны, Джанмаштами. Аштами означает «восемь», через восемь дней после Баларамы является Кришна. Господь Кришна появляется в восьмой день темной половины месяца. Кришна означает «темный», ашта — это «восемь», восьмой день темной половины месяца по лунному календарю [кришна-аштами].

#00:04:26#

После полнолуния происходит погружение в тень, и на восьмой день этой темной половины [месяца] является Господь Кришна. А через две недели — гаура-аштами — восьмой день светлой половины месяца, и в этот день является Радхарани. Кришна появляется в темную половину месяца на восьмой день, а Она — в светлую половину месяца на восьмой день. А за день до явления Радхарани — день Лалита-саптами, день, когда является Лалита Деви. В это время между двумя экадаши происходят четыре больших явления.

#00:06:17#

Это очень особенное время. Этот фестиваль отмечается тем, что каждый день происходит больше бесед о Господе, больше памятования, преданные стараются больше служить, потому что само время обуславливает такую концентрацию усилий. Таким образом отмечают это время в Чайтанья Сарасват Матхе. Потому что вечная лила проходит по циклам, это цикличное явление. Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что божественная чета то в разлуке, то в единении, периодически Они являют Свои игры порознь, а иногда соединяются в игре в образе Чайтаньядева. Они то вместе, то раздельно, и это [происходит] циклично. Очень интересно заметить, если мы глянем в календарь, мы увидим, что эти волны так же там происходят. В этом месяце все являются: Баларама, Кришна, Лалита Деви, Шримати Радхарани. Затем мы можем наблюдать, что в феврале происходят другие явления: являются Адвайта Ачарья, потом Нитьянанда Прабху и наконец-то Гауранга. Здесь очень интересная связь существует.

#00:09:19#

Я точно не помню, что читают в Матхе [в это время, Хари-смарана], но, по всей видимости, это «Шримад-Бхагаватам», а также «Гарга-самхита». Это просто прекрасная книга, которой, к сожалению, нет ни на английском, ни на русском. Это первая часть кришна-лилы, в которой повествуется о времени, когда Гарга Риши находится там. Покуда он был там, он был семейным Гуру Кришны и семьи Яду. И он сделал свои первые записи о том, как явилась Радхарани, о том, как явился Кришна, потому что он как раз в это время был там и все это описывал. Также он описал явление Гирираджа Махараджа, как появилась Говинда-кунда. Он очень красиво, чрезвычайно красиво все это описал, и Гурудев очень любил эти описания. Я думаю, что это может быть одной из весомых причин, чтобы подучить бенгали. Так или иначе, вы можете найти какой-либо перевод во всемирной паутине.

#00:12:40#

Анукришна Диди. А ты сам читал «Гарга-самхиту», доводилось ли тебе?

Садху Прия Прабху. Да, мы читали в Австралии. Там очень красивые описания, потому что это такое повествование, в котором описывается все, что происходит во Вриндаване в то время, о том, что все полубоги спустились и посыпали все цветами, о том, какая была погода там, какое настроение, все это описывается.

Анукришна Диди [аудитории]. А я говорю: «А сейчас почитать нам можешь?» У него есть наши отсканированные книги. Он вчера вообще тащился, потому что это все такие книги, где все есть. И он Вайшнава Махараджа тоже записал на айфон, и он просто в экстазе был вчера. Представляешь, тебе не надо тягать тяжеленные тома, и все есть [в электронном виде], и все хорошего качества, можно все посмотреть. Мы вчера смотрели, он рассказывал о том, что книжка, я не помню названия, там 256 страниц справочного материала. В Гаудия Матхе, когда печатали что-то, они давали там просто все, алфавитный указатель всех богов, всех полубогов, всех имен, всего прасада. Ты можешь кликнуть «сладкие шарики такие-то», и ты можешь найти, где это описывается, как. И вот эти все алфавитные указатели всего-всего, все справки. Это реально огромная энциклопедия. То есть, прежде чем приступить к чтению самой книжки, 256 страниц справочного материала. Очень классно. Если бы его [текст] распознать, и если как-то его перевести и сделать доступным в электронном виде. Ты кликнул тэг и все почитал. Очень мощная энциклопедия. Во времена Сарасвати Тхакура, когда начали издавать в Гаудия Матхе, там все были очень-очень ученые и делали очень серьезные публикации, тяжеловесные. В принципе те, кто читают на бенгали...

#00:14:48#

Преданная [к переводчице]. Я хотела спросить. Был Бхактивинод Тхакур, который был со Шри Чайтаньей Махапрабху, а был еще другой, да? Который был отцом Сарасвати Тхакура и которого били на площадях.

Анукришна Диди. Это Харидас Тхакур. Намачарья Харидас Тхакур, это воплощение Брахмы.

Преданная. Но они как-то связаны? Потому что Сарасвати тоже Тхакур.

Анукришна Диди. Тхакур — это же титул. [Говорит по-английски.] Это значит «лорд», «мастер», «повелитель». Это просто титул. Там вообще все в титулах, многоэтажные титулы. В вайшнавском социуме дают титулы по заслугам и, можно сказать, [духовной] реализации. Если их зачитывать полностью, вот у нас есть кое где титулы полные — и Говинды Сундара Махараджа, и Шрилы Шридхара Махараджа. Потому что Ракшак — это титул, который дал ему его учитель. Бхакти Ракшак. А у него еще было очень много титулов: госвами, самый ученый из всех ученых; царь санньяси; хранитель преданности.

#00:17:06#

«Гарга-самхиту» почитаем.

Преданная. А Радхарани была необычным ребенком?

Садху Прия Прабху. Очень-очень. Это, между прочим, как раз описывается в этой книжке. Еще надо подметить тот факт, что Гурудев не разрешал этой книге выйти на английском языке. Если мы спрашивали, надо ли нам ее напечатать, Гурудев говорил, что не особенно. Но я наверняка сказать не могу, потому что — кто я? Но какие-то книги нам не рекомендуют читать.

#00:19:12#

Очень интересные описания, как появился Говардхан, как появилась Ямуна, убиение демонов. И Баларама убивал демонов, и Кришна. Есть описание явления Радхарани.

#00:21:44#

Мы читаем сейчас «Гарга-самхиту». Гарга Муни общается с Шаунакой Риши. Это тот самый Шаунака, который задает вопросы Суте Госвами в лесу Наймишаранья. Беседа мудрецов. Это всегда очень забавно, когда повествования начинаются с того, что сидят двое, разговаривают, и один начинает вспоминать: «Ой, слышал я, как-то вот тот рассказывал...» И начинает рассказывать о том, что тот рассказывал, а тот припомнил что-то еще, в таком духе. Гарга рассказывает Шаунаке о том, как Нарада наставляет Бахуласу, царя Митхилы. Этот царь был великой предавшейся душой, и его род был очень славен. Сначала он повествует о том, что Кришна победил царя Камсу, а потом он подмечает, что это не единственная причина, по которой пришел Господь Кришна, не только для того чтобы наказать Камсу, а еще и по другим причинам.

#00:24:27#

Дальше он рассказывает о том, как явилась Шримати Радхарани из лона жены Вришабхану в прекрасном дворце на берегу Ямуны во время месяца Бхадра, месяца Хришикеш в вайшнавском календаре ([в] тот [месяц], который сейчас начнется), в понедельник на восьмой день светлой половины месяца в полдень, когда небо было затянуто тучами. Полубоги собрали замечательные цветы в месте под названием Нандана-сад (это может быть любое место в высшей реальности), они собрали самые лучшие цветы и осыпали место явления. Описывается, что, так как являлась сама Шримати Радхарани, все воды рек стали безупречно чистыми, повсюду разносился аромат лотосов, который переносил приятный бриз.

#00:26:58#

Затем Киртида, как называют матушку Радхарани, — Кирти, увидела прекрасное лицо своей дочери. Описывается, что лицо это было столь прекрасно, как тысячи лун. Благодаря своему счастью она пожертвовала двести тысяч коров. И описывается, как Радхарани росла. Она лежала в очень красивой золотой колыбели, которая была украшена безумно красивыми камнями. Многие друзья и спутники приходили Ее покачать в этой колыбели.

#00:29:02#

Удивительным является то, что Шримати Радхарани невозможно увидеть на обычном плане бытия, в какой-то мирской реальности, Она даже недоступна взору полубогов и многих других планов бытия. Но удивительным образом Она явила Свои игры в доме Своих отца и матери. Все женщины, служанки, близкие и друзья, которые обитали в доме родителей Радхарани, а также те, которые приходили туда, они созерцали то, что недоступно взору полубогов. Это очень редкое явление. Созерцание того, чего невозможно достичь никакими аскезами, никакими духовными подвигами, практически недостижимо. Я сейчас читаю множественные описания того, как удачливы были Вришабхану и Киртида, родители Радхарани, которые по счастливой удаче обрели возможность созерцать такое дитя у себя дома.

#00:31:21#

Преданная. Получается, они зажиточные были, если у них двести [тысяч] коров было? Они не были обычными пастушками?

Садху Прия Прабху. Конечно. Когда у тебя множество коров, тебе надо много пастухов, а также для всего этого хозяйства тебе нужно много земли. Это как когда родители крупные землевладельцы, а дети просто играют на этой земле и ни о чем не беспокоятся. Не важно, богаты родители или бедны, дитя в семье играет в рамках ореола обитания его родителей, в рамках территории, которая за родителями, они особо и не думают об этом. А все эти игры во Вриндаване происходят как раз до осознанного возраста. Кришна был принцем, а Нанда Махарадж был королем.

#00:33:41#

И покуда Он [Кришна] был мальчишкой, Он играл с другими ребятами без всякого воззрения на то, что Он какого-то высокого происхождения. Ну а когда Он достиг того возраста, когда Ему уже не пристало играть с этими сельскими пацанами, Он отправился в Двараку, там женился на царевнах и провел большую часть жизни как раз в таком обществе. Но день за днем Он вспоминал об этой простой необусловленной [внешней роскошью] жизни пастушков. И насколько это было прекрасней и сладостней, чем понукание жен-царевен. Мы можем соотнести себя с этими памятованиями, потому что это так называемая нара-лила [Господа Кришны], то есть человеческая игра, в которой все мы помним свое счастливое детство, такое необусловленное, простое, непринужденное, когда ты просто играешь, не задумываясь ни о будущем, ни об обстоятельствах вокруг. И мы все, когда подрастаем, начинаем вспоминать о том прежнем, прекрасном времени.

#00:36:24#

Следующая часть [«Гарга-самхиты»] о явлении Баларамы, которое произойдет в следующую среду. Тогда мы будем праздновать. А до этого описание женитьбы Васудевы. Это тот самый Васудева, у которого появился Господь, которого Камса посадил в тюрьму. У Камсы была сестра [Деваки]. Было предсказание о том, что ее восьмое дитя станет причиной смерти Камсы. И он их [Деваки и Васудеву] посадил в тюрьму. А накануне всех этих событий происходит их свадьба. У нас есть описание царя Девака, у него дочка Деваки и сын Камса.

#00:38:42#

Там [приводится] описание этой прекрасной свадьбы, о том, что, когда церемония была окончена, Васудева взял под руку Деваки, они взошли на прекрасную колесницу, запряженную множеством красивых лошадей. И описывается, как Камса, чтобы ублажить сестру, чтобы ее порадовать, взял вожжи, решил сам быть возничим, чтобы порадовать сестру. Нужно понимать, что все демоны в кришна-лиле, конечно, играют демонов, но это очень близкие спутники [Господа] все до одного. Ты не можешь находиться там в таком окружении, в таком узком кругу, и не быть кем-то близким. Отец Деваки подарил свадебный подарок своей дочке, который заключал в себе тысячи слонов, десятки тысяч служителей, миллион коней, двести тысяч коров, десятки тысяч карет.

#00:41:05#

И когда Камса взял поводья колесницы, и они выезжали со свадебной церемонии, повсюду раздавались прекрасные звуки музыки, мриданги, барабаны. После этой прекрасной церемонии раздается голос с небес: «Камса, ты глупец! Ты знаешь, что эта девчонка, которая сидит сейчас в карете, восьмой ее ребенок будет причиной твоей смерти». Раздавленный и шокированный Камса спрыгнул с колесницы, схватил Деваки за волосы, бросил ее на землю, вынул меч и хотел отрубить ей голову. Музыканты выронили инструменты из рук. И те, кто были впереди, сразу прыгнули назад. Все лица стали белыми. А Васудева подкрался к Камсе, чтобы с ним переговорить. Это была минута шока.

#00:43:20#

Васудева молвил Камсе: «Камса, ты такой героический воин. Отчего же ты решил убить свою сестру?» Они начали говорить о многих вещах: «Ты же понимаешь, это вообще свадьба. Ты с ума сошел!» Но Камса не слушал никого. Потом Васудева сделал ему такое предложение: «Я же тоже слышал этот голос [с неба]. Не надо, не обижай сестру, я просто отдам тебе то дитя. Я отдам всех сыновей». Потому что причиной смерти может быть только сын. Обычно мальчики — воины, а девчонки обычно сидят дома.

#00:45:30#

Потом Камса все-таки согласился, и они разошлись по домам. Они разошлись по домам, но Камса решил расставить стражу возле дома Васудевы, и стража эта исчислялась десятью тысячами воинами. Год за годом у Васудевы и Деваки появлялись дети. Первым был Киртиман. И Васудева принес его Камсе. Камса был тронут этим поступком и отпустил его, потому что это не был восьмой сын. Васудева вернулся с Киртиманом домой, но почувствовал, что Камса не намерен держать свое обещание.

#00:47:18#

[Анукришна Диди по-английски задает вопрос о судьбе этих детей Васудевы.]

Преданная. Как у Ганги дети, они же были васу?

Садху Прия Прабху. Мне нужно проверить.

Преданная. Обычно в писаниях так просто не рождаются на один день.

Садху Прия Прабху. Да, это, конечно, не случайно. Затем Нарада рассказывает: «Явился я с небес к Камсе, и Камса мне поклонился, и я ему сказал: „Все васу придут как люди Нанды [Махараджа]“». Нарада объяснял, что на Земле для этой игры [Господа] приходят разные группы необычайных личностей, и васу придут в династии Нанды, а асуры придут в династии Вришабхану, отца Радхарани.

#00:51:00#

А почему он все это рассказывает? Он говорит: «Понимаешь, по сути, все они пребывают, эти необычайные личности, все не случайны, просто такое заселение происходит. В зависимости от того, от кого кто начнет считать: как можно угадать, кто есть восьмой ребенок? Кто явится через этого восьмого ребенка, тут же все великие, — как ты просчитаешь?» Произошло так, что Васудева идет с ребеночком домой, с этим Киртиманом, появляется Нарада и говорит Камсе: «Ты знаешь, любой из них может тебя убить». И Камса принимает это [известие] непосредственно [близко к сердцу].

Преданная. То есть это игра такая? То есть надо было, чтобы их убили?

Садху Прия Прабху. Да, это все игра. И Камса заключил в оковы Васудеву и Деваки, и разбил Киртимана о камни.

#00:53:38#

Преданная. А как получается? По сути, Камса был одним из спутников Кришны, получается, одним из [Его] друзей. Как же он, родившись здесь?.. Получается, он был в полном заблуждении, раз он убивал детей. Получается, он даже не понимал, [неразборчиво]. Настолько он погружался в иллюзию?

Садху Прия Прабху. Он осознавал то, что ему надлежало осознавать, для того чтобы совершенным образом играть свою роль в этой игре. Он в иллюзии йога-майи. Это совершенно другая природа майи. Мы находимся в иллюзии маха-майи, материальной иллюзии. Мы находимся под влиянием своего ложного эго.

Преданная. А у него, значит, не ложное эго?

Анукришна Диди. Нет, у него внутренняя энергия, йога-майя.

#00:55:39#

Садху Прия Прабху. Он совершенный преданный, который под влиянием йога-майи обрел демоническую природу и начал действовать соответствующим образом.

Анукришна Диди. Есть две энергии [Господа], иллюзии: внутренняя иллюзия Господа и внешняя. Мы — под внешней, маха-майей, а Его спутники — под внутренней. Там [в духовном мире] тоже иллюзия, но другого рода.

Садху Прия Прабху. Потому что иллюзия — это по большому счету не плохо. Есть некоторая необходимость. Неведение прекрасно, радостно. Почему неведение есть благословение? Потому что истинное знание как проклятие. Уровень, которого мы пытаемся достигнуть, — это гьяна-шунья бхакти, преданность, не оскверненная знанием, лишенная знания, расчета. Преданность без калькуляции.

#00:58:11#

Что это значит? Бхакты вообще ничего не знают. Они вообще особо не заботятся о том, чтобы знать. Они просто вовлечены в спонтанную любовную игру, взаимосвязь, переживание. Они не хотят особо знать, что Кришна — верховная личность Бога. «Да нет, Он мой друг, Он мой сын». Это совершенно другой уровень существования. Камса [находится] под иллюзией, он играет свою роль, и он свято верит в то, что ему надо убить Кришну. А если бы он, к примеру, знал о том, что Кришна — верховная личность Бога, как бы он вообще пытался Его убить, в принципе? Они точно так же в иллюзии, практически созвучно с тем, как мы в иллюзии, только это иллюзия другой природы.

#01:00:27#

Это, к слову, новая книжка, которую мы делаем. «Атма-таттва» [«Истина о душе»] называется эта книга, вот она. [Показывает на ноутбуке.] Гуру Махарадж рассказывает об этом полностью. Многие люди говорят, что земля, реки, все существование — это такое ограниченное существование. Но душа — это надмирная причина, причина всех причин. Можно сказать, что душа — это частичка, малая частичка нижней части Абсолюта. А в верхних слоях Абсолюта — мировая душа и другие реалии. Точно так же, как существует безумно разнообразная градация в этом мире — земля, вода, воздух, огонь, все очень разнообразно и все подвергается градации, — точно так же есть градация в надмирной реальности.

#01:03:24#

Условно можно разделить [духовную сферу бытия] на две части: Вайкунтха и Голока. Далее он вводит такое измерение: знание может быть разделено на три вида: сат, чит и ананда. Дальше он описывает Голоку, которая заключает в себе все понятия об ананде, то есть радости. Там знания являются таким фундаментом, который помогает этой радостности. В каком-то смысле осознание, знание, понимание касается даже какой-то духовной реальности. Но это все внизу. Это такой план бытия, на котором знание опускается на второстепенную позицию, а главенствующим является натуральное течение радости, ананды. Это можно назвать интуицией. Они там передвигаются, движутся по наитию, по интуиции, и полны радости и любви. Там уже нет движений по расчету.

#01:06:04#

Они не думают о том, что нужно быть в том-то месте в это время для того-то, без просчета. Это план бытия, где нет оглядки на условия.

Преданная. Как тогда это возможно, что с Голоки [души нисходят] на Землю?

Садху Прия Прабху. С Голоки никто не падает.

Преданная. А как же история, суть [которой] такая, что у Кришны был слуга, который опахалом Его обмахивал, и он подумал: «Так классно, что я здесь нахожусь, что мне представилась такая возможность», — и тут же он как бы упал? Или у него появилось ложное эго?

Садху Прия Прабху. Он не падал из того мира, он упал в обморок. Он упал в беспамятстве от экстаза перед Кришной. Он не падал с Голоки. [Смеется.] Это также есть в «Брахма-самхите». Там Голока описывается таким местом, куда бы ты хотел попасть и никогда оттуда не [захотел бы] возвращаться. Это полностью описано.

#01:08:30#

Одна из причин, почему Гурудев очень хотел, чтобы эта книжка [«Брахма-самхита»] вышла в свет, потому что там очень четкое и детальное описание того, каково это место, и как оно прекрасно. [Оттуда] никто не падает, но оттуда могут души нисходить, если они получают такую задачу, севу — прийти и раздать здесь [милость и духовное знание] душам. И эта душа нисходит, но она не отключена от того мира. Гурудев не был отключен от мира, из которого снизошел, когда он нас тут спасал. Он не падал сюда, а пришел по божественной воле. Гуру Махарадж называет самбханда-гьяну интуицией. Самбханда-гьяну переводят разными терминами, но интуиция — это тот термин, который ввел Шридхар Махарадж. А в чем причина этой интуиции, откуда она пришла, какова ее природа, как она изменяется? Они об этом даже не задумываются, просто живут наитием. Они слишком заняты, пробуя вкус ананды. [Шутят про Ананду Моя, смеются.] Сегодня на обед кушаем Ананду. Начнем с пальца.

#01:12:14#

Дальше Шрила Шридхар Махарадж говорит, что, если у нас есть хоть немного веры, мы должны начать движение в том направлении. Потому что если ты немного соприкоснешься с описанием того места, если тебе немного доведется почувствовать это, то ты обязательно почувствуешь пристрастие [влечение].

Преданная. Как можно почувствовать? Если мы там не были, в духовном мире, у нас, по сути, нет представления о том, что такое духовный мир.

Анукришна Диди. Да, но на тебя нисходит знание. Откуда ты будешь знать хотя бы описание об этом? Шридхар Махарадж как раз об этом и говорит: «Описывая эти реалии, я даю вам вкус к тому, чтобы вы пристрастились к нему и начали свой путь по направлению к этому». То есть появляется желание и вера, и начинается духовный путь.

Садху Прия Прабху. Мы встречаемся с теми, кто оттуда, кто описывает этот опыт, тем самым заражая тебя. По их желанию, под их влиянием мы можем что-то начать чувствовать. Основная задача Гуру — дать тебе попробовать вкус такого, чего здесь нет. Это его основная задача здесь. Он продолжает приходить к тебе все время. Разными способами, мыслимыми и немыслимыми, дает тебе возможность что-то отведать, попробовать. Однажды, столкнувшись с чем-то [высшим], попробовав на вкус, ты уже не сможешь вернуться к другим [низшим] реалиям, здесь все безвкусно будет [для тебя].

#01:15:38#

Основное — это как раз этот [духовный] вкус, потому что тут дело не в том, чтобы знать многое или осознать что-то, прийти к чему-то, а просто заразиться вкусом, отведать.

Преданная. А те, кто уходят [из движения сознания Кришны], они, получается, не испытали этого вкуса?

Садху Прия Прабху. Это вообще не говорит о том, что они попробовали, а просто [о том, что], когда они будут готовы, они это почувствуют.

Преданная. Это в процессе практики происходит или как?

Садху Прия Прабху. Надо понимать, что сознание Кришны производит радикальные изменения во всем твоем мире, мировоззрении. Это не вопрос силы практики. Порой люди убегают, потому что чересчур много, слишком. Порой люди убегают, потому что они не готовы к такой полной программе, не готовы по полной в это окунуться. И они отступают немножко на дистанцию, чтобы принимать это по чуть-чуть.

#01:18:18#

Когда ты долгое время находишься в обусловленном состоянии, ты многие жизни провел в таком обусловленном материалистичном состоянии, и вот ты соприкасаешься с тем, что ты ловишь себя на том, что ты как ошалевший прыгаешь, поешь и радуешься. И это реально «страшные» вещи для ума. Поэтому мы не должны быть очень быстры в осуждении преданных, которые, возможно, не совсем активны. Возможно, во внешнем мире они делают очень много каких-то не связанных порой вещей. Но внутри они могут быть полностью в контакте [с духовной реальностью], и порой их просто захлестывает, переполняет что-то такое, с чем они не в состоянии совладать. Поэтому они стараются держаться на определенной дистанции намеренно, не впадать в безумие. Потому что чересчур много сознания, очень много реальности вокруг. Они просто намеренно немного себя саботируют, отрезвляют, можно сказать, от этого реального дурмана, просто чтобы здесь быть, в сознании. Это можно сравнить со следующим. Например, у тебя стакан ЛСД, и что ты будешь делать? Ты прикоснешься немножко губами и будешь это переживать. Это не то, что мы просто возьмем и начнем глотками здоровыми хлебать кришна-прему. Ты не можешь этого пережить, это невозможно. Это происходит постепенно, по чуть-чуть.

#01:21:18#

Преданная. Хороший пример, сразу стало понятно.

Садху Прия Прабху. Поэтому не надо быть поспешным в суждениях о преданных и их внешней деятельности. Мы не всегда можем понимать, почему они поступают так или иначе. Нам больше нужно осознавать, что мы переживаем, пробуем, и как нам это увеличить. Если ты хоть немного поместишь сознание в этот предмет, если ты задумаешься об этом серьезно, то ты сможешь сделать большущий шаг в своем прогрессе. Тогда ты начнешь прикидываться порой, типа отрезвляться. Такого плана разговоры: я не могу много читать мантру, буду по чуть-чуть, потому что, если я начну [много] читать мантру, это приводит меня к таким переживаниям, что я перехожу в безумное состояние. Накрывает тебя очень сильно.

#01:23:23#

Преданная. Накрывает в каком плане? Это общепринятая депрессия или что это?

[Смеются.]

Садху Прия Прабху. Это смешанные переживания. Это очень насыщенные чувства, они одновременно и плохие, и хорошие. Когда ты под огромным впечатлением от чего-то прекрасного, это переживание настолько сильное, что ты понимаешь, что ты не можешь заключить это в объятья. Ты от него очень радостен и восхищен, но в то же время ты понимаешь, что не можешь отдаться этому по полной, поэтому ты в каком-то смысле печален. Это происходит одновременно. Оно сносит тебя размером и силой, это прекрасно, потому что контакт происходит, но в то же время ты не можешь полностью туда прыгнуть, и от этого тебе печально. Это такой маятник в материальном мире — то плохо, то хорошо.

#01:26:33#

А в духовной реальности это плохое и хорошее объединяются, и ты одновременно чувствуешь оба переживания. Нужно понимать, что это более глубокое понимание. Это все время увеличивается. Допустим, на Голоке они [обитатели духовного мира] настолько переполнены переживанием кришна-премы, они вообще очень-очень радостны от этого, их переполняет, но в то же время они опечалены, что они не могут отдаться [этому чувству] полностью и служить [Господу Кришне] еще лучше. Это все прекрасно, что они соприкасаются, это безумно красиво, безумно близко и по любви, но в то же время они хотят еще. Если ты пробуешь что-то безумно красивое, тебе хочется еще больше, и ты будешь переживать, что вот бы еще чего-то добавить, вот бы еще послужить.

#01:28:03#

Преданная. А можно вопросик. По поводу красоты. Есть понятие красоты, которое очень осуждают и говорят, что это майявада. Представление красоты у преданных должно быть немного иным, оно не должно быть ориентировано на внешнее. Красота же во внешнем, она же есть. Есть люди в мире, у которых нет представления о Кришне, но при этом они ведут очень красивый образ жизни, вдохновлены красотой, посвящают себя музыке или рисованию, какому-то виду искусства. Это очень красиво, и они в позитивном ключе. Но при этом их осуждают, что это не является ключом преданности, они [преданные] отвергают это, потому что у преданных свое представление красоты. Почему это происходит? Это же тоже красота, по сути. Почему это отвергается?

#01:31:35#

Садху Прия Прабху. Есть такое выражение. Красота в глазах смотрящего. Это обычное английское выражение. Есть очень знаменитый стих из «Брахма-самхиты», в котором говорится, что есть такие, у которых глаза смазаны бальзамом этой красоты, и они всё вокруг видят как Говинду, прекрасную реальность. Всё, что бы вы ни нашли красивым, — Кришна там. Он за всем, что красиво. Он обязательно должен быть где-то там. Своими глазами преданности нам надо рассматривать более детально, глубже. Везде, где есть красота, надо всматриваться, выискивать Его, погружать, увеличивать свое пристрастие, преданность [Господу Кришне], и тогда мы увидим еще больше красоты, и она будет персонифицироваться. Это мистерия Гиты.

#01:34:06#

Если [об этом говорить] в контексте нашей беседы, это вообще ключ к Бхагавад-гите. Он [Господь Кришна] говорит: «Я везде, и Я нигде. Но пытайся смотреть с Моей точки зрения, с точки зрения красоты». Если смотреть на мир вокруг глазами преданности, то ты будешь видеть Его везде, Его присутствие абсолютно за всем. Как художник, который пишет полотно, рисует, а потом в углу подписывается: я тут был, это создал я. Вот так же все вокруг является подписью Господа. Он не там, но [Он во всем этом]. Ты же не пойдешь в [художественную] галерею и не начнешь говорить в картину с подписью мастера [обращаясь к нему]. Он [Господь Кришна] в то же время и нигде. Не найти Его. Во всем этом многообразии Он и в нем, и за ним. Потому что на самом деле у Него есть Свои друзья, есть дом, где Он обитает, есть Его личное место.

#01:36:39#

Безусловно, с точки зрения лингвистики, если говорить просто «красота», в какой-то степени это имперсонально. Но мы привыкли ставить заглавную «К» в слове «красота», и мы воспринимаем это как персону, высшего эксплуататора. Есть такое выражение — красота покоряет все, эксплуатирует все, подчиняет. То есть не ты эксплуататор красоты, а Он, как высший эгоист, эксплуатирует абсолютно все. Мы в таком направлении рассматриваем прекрасную реальность.

Преданная. То есть можно сказать красота — это Господь?

Садху Прия Прабху. Лучше говорить: красивый Господь. Господь Красота с лингвистической точки зрения может звучать абстрактно.

#01:38:28#

Нама, рупа, гуна, лила. Есть четыре основные категории [бытия Господа]: имя, форма, качества и Его игры. Кульминацией являются игры. Но в этом мире все перевернуто. В этом мире мы подходим с другой точки зрения. Сначала мы хотим знать, кто это. Например, собака. Следующий вопрос — какая собака? Рыжая. И с нашей точки зрения это качество, что она рыжая, оно второстепенное, оно не главенствующее. Важнее знать, что это собака, нежели какая она. А в том мире качества, наоборот, первостепенную роль занимают. Качества важнее. Какой важнее, чем что. Это очень уникальная идея. А как они играют, это еще важней. Не так важно кто, важнее какой, и еще важнее, как они играют.

#01:41:10#

Просто Красота с большой буквы.

#01:42:31#

Майявада — это, по сути дела, точка зрения. Допустим, два человека. Один персоналист, а другой — майявади. Они имеют дело с одной и той же реальностью, но видят ее по-разному. Все мы переживаем, по сути, одни и те же вещи, но по-разному. Допустим, Гурудев, его персона. Встречает его, допустим, майявади и думает: «Какой крутой учитель брахма-майявадский». Потом преданный встречает его: «О, это величайшая преданная [Господу] душа». А кто-то из материалистов думает: «Это просто зажиточный дедушка с кучей последователей». Гуру Махарадж очень часто цитировал Беркли, который говорил: «Не ум в мире, но мир в уме». Ты видишь все в зависимости от того, во что ты веришь. Наше восприятие в большинстве своем предвзятое восприятие, а совершенно не то, что мы видим. Даже сейчас ученые в лабораториях [это] доказали. Элементарно, если поместить человека в условия, которых он не понимает, он их с детства не видел, не понимал, не переживал, то он начинает теряться.

#01:45:46#

Это трюк восприятия. Если ты не ожидаешь чего-то увидеть, то ты и не увидишь этого. Кто-то проходит мимо. Если ты не концентрируешь внимание, то ты его и не увидишь. По сути дела, как происходит: мозг принимает сигнал от глаза и так его фильтрует, что ты и не понимаешь, и не видишь, и не обращаешь внимания. Другое дело, когда ты начинаешь с кем-то общаться, и он тебе очень качественно передает что-то, объясняет, рассказывает, и у тебя проявляется это в голове, ты начинаешь верить, понимать, осознавать, осязать это. И оно перед тобой предстает очень четко. Даже с точки зрения материалистов, они это доказали. Мы чрезвычайно [находимся] под влиянием того, во что мы верим, это мы и видим. И мы возвращаемся к тому концепту, где говорится: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа — ты не сильно зацикливайся, не сильно доверяй тому, что ты знаешь, потому что, возможно, это совершенно не так.

#01:47:50#

В каком-то смысле нам надо вернуться в детство, потому что там мы открыты для сюрпризов, мы открыты для любых возможностей, открыты какому-то новому видению, тому, чего мы не ожидаем. Что говорить о нас? Даже сам Гурудев очень часто был поражен и удивлен тому, что происходит с его учениками, когда они совершали какие-то прекрасные вещи. Он был искренне поражен. В «Чайтанья-чаритамрите» есть описание сцены, когда Махапрабху объявляет Рупу Госвами Своим преемником. Вся вайшнавская тусовка начинает задавать ему вопросы, чтобы протестировать, достоин он или нет. Они задают ему множество разных и каверзных вопросов. Он очень красивым образом отвечает на них. И они поражаются, откуда он черпает такие ответы. Они обращаются к Махапрабху со словами: «Видимо, Ты его благословил, Ты дал ему такое благословение, и он сейчас являет все эти ответы». Махапрабху говорит: «Да, Я, безусловно, его благословил, у него есть Мое благословение. Но каким образом эти благословения повлияли на него, как он их пережил, и как он в этих переживаниях отвечает, это даже для Меня интересная лила».

#01:50:46#

Даже Господь и Гуру могут быть удивлены. Это чрезвычайно красивая часть этой концепции. Ты можешь удивить даже Гирираджа. Это не так, что Господь все знает, все может, Его нечем удивить. Через преданность [Ему] и поступки с любовью ты можешь Его удивить.

Анукришна Диди. Он, наверное, уже очень удивлен, потому что мы до сих пор завтрак Ему не предлагаем.

Садху Прия Прабху. Это другая пища.

Преданная. Например, что-нибудь взять и разбить?

Садху Прия Прабху. Да, такое тоже возможно. Если ты так сделаешь, будет экстра-внимание на тебе, дополнительная забота. Гирираджу, если ты что-то разобьешь из Его вещей, вообще по барабану. Для Него это ничто. Но если ты обидишь кого-то из Его преданных, Он будет буцать тебя целыми днями. Ты будешь думать: «Блин, почему я так жутко чувствую себя?»

#01:53:57#

[обрыв записи]

#01:54:47#

Мы опять же вернемся к тому, каков уровень мировоззрения того, кто осуждает. В зависимости от того, как кто видит. Потому что истинный преданный будет признателен любой форме преданности. Потому что если преданный, если он смотрит, что кто-то, к примеру, положил свою жизнь на то, чтобы постичь что-то, освоить какой-то инструмент [в духовной практике], он достаточно преданно делом занимается и углубляется в каком-то вопросе, то преданность позволит этой личности оценить такое стремление в личности, увидеть в этом преданность. Такой пример есть — дикая лошадь. Дикая лошадь бегает сама по себе, она носится, а ты на спине этой лошади и тоже несешься. И что ты будешь делать? Первый вариант — ты попробуешь остановить эту лошадь на ходу. Это, безусловно, очень тяжело.

#01:56:46#

[обрыв записи]

Намного сложнее и тяжелее, и горестнее будет для человека, если ты приходишь и начинаешь говорить: «Тебе не следует себя этому посвящать, прекрати, это бред какой-то». Он теряет вдохновение, останавливается. А потом ты говоришь: «А теперь давай, бросайся в этом направлении». И как ему, все с начала начинать? Не факт, что он этим увлечется. Это будет мучение для него. Это совсем не правильно. А еще мы совершенно не в той позиции, чтобы рушить веру людей. Если они христиане, к примеру, они искренне верят в Господа Иисуса Христа, мы не имеем права разрушать их веру. Мы только можем прославлять это. Можем, допустим, просто подкинуть идею, что есть еще больше Бога, чем описывается в этих писаниях, Его еще больше. И если они будут открыты, то произойдет чудесное обращение. Они возьмут эту веру, которая у них уже есть, и вложат во что-то еще более истинное.

#01:58:41#

Нам нужно поддерживать и вдохновлять качества преданности, верности. Тогда это будет подвигать людей ближе к реальности. Это очень гармоничная идея. Это обычный здравый смысл. Поддерживать вдохновение и просто перенаправлять его, никогда не убивать. Веру человека, какие-то светлые устремления — их надо поддерживать.

Переводчик: Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования