«Духовное общение — это пища для жизни». Садху Прия Прабху. 1 октября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль Тавале
Краткое содержание лекции:
- Нет лучше служения, чем принести воду в пустыню. Духовное общение — это пища для жизни.
- Во время первого проповеднического тура Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж с миссией посетил Бразилию. Это одна из стран, в которой давно не было проповеднического тура. Во время этого визита стало ясно, что преданные чувствуют себя заброшенными. Так происходит во многих странах по всему миру. У них складывается впечатление, что их страну посещают реже, чем другие, в связи с чем они в целом чувствуют духовный голод. В следствие отсутствия духовной связи у людей появляются представления, отличные от идей Гурудева, но удивительно здесь то, что при этом они не искали удовлетворения в чем-то материальном. Есть одна шлока Шри Рупы Госвами, которая очень нравится Шриле Говинде Махараджу. Эта шлока говорит об особой птице, которая берет воду только с небес. Всегда есть реки и озера, но не всегда есть дождь. Точно так же мы всегда можем соприкоснуться с материальным. Духовное же подобно этому дождю с небес. Мы должны понимать, что мы не сможем быть удовлетворены чем-то материальным. Мы должны быть терпимы, ожидать того, что придет с духовного плана. Через время мы начинаем различать, что исходит из этих дождевых туч. Духовное видение — это то, в чем мы реально нуждаемся.
- Мы получим все через служение Гуру. Через севу мы получим таттва-даршан — видение истины, после чего начнем искать ее. Духовный процесс не означает, что нас будут нести, мы должны научиться ходить. Невозможно изменить человека против его воли. Никого нельзя заставить выбрать этот путь. Чтобы процесс был действенен, мы сами должны верить и быть вовлечены в процесс. Если у нас будет вера, мы со всем справимся, если ее нет, мы не сможем ничего принять. Мы задействованы в таком деле, где нужно развить свою веру и веру других. Любая деятельность, не связанная с взращиванием веры, должна быть немедленно отвергнута.
- Сейчас у бразильских преданных появилось новое вдохновение что-то делать. Они хотят организовать новый центр. Эта страна переживает новую волну сознания Кришны. Кришна-сознание сравниватся с океаном, волны этого океана периодически накатываются и спадают. Преданные стараются учиться держаться на этой волне, поддерживать и вдохновлять себя, когда волна спадает.
- Навадвипа — это место, которое связано с природой Чайтаньи Махапрабху. Оно пропитано Его настроением. Гуру Махарадж описывает Шри Чайтанью Махапрабху как чханна-аватара, то есть скрытого аватара. Поэтому Навадвипа — это скрытый Вриндаван. Если вы посетите Навадвипу, то увидите, что он не выглядит столь духовно. Поэтому многие западные люди выбирают Вриндаван, чтобы практиковать духовную жизнь. Навадвипа — это один из городов Западной Бенгалии. Нельзя понять Бенгалии, не соприкоснувшись с ее жителями. Дом для бенгальца — это главная часть его жизни, это его мир. Женщина проводит весь день в доме, не покидая его. Для нее дом — это ее крепость. В связи с этим Навадвипа — это дом Махапрабху. Находясь в Навадвипе, вы в гостях у Махапрабху. Он не обычный хозяин дома. Когда вы придете к Нему, Он предложит вам все Свое богатство. И живя в Навадвипе, мало-помалу вы оказываетесь в объятиях очарования Махапрабху. Особая красота и сладость бенгальских жителей в том, что они считают Махапрабху одним из них. И несмотря на то, что прошло столько времени, они проявляют смирение, очень открыты, с радостью встретят и примут вас.
Russian
Садху Прия Прабху
Духовное общение — это пища для жизни
(1 октября 2010 года. Харьков, Украина)
Это был первый всемирный тур нашего нового ачарьи [Шрилы Ачарьи Махараджа], и Бразилия стала первой страной, в которую он поехал. Бразилия — одна из стран, которую проповедники не так часто посещали за последнее время. Складывается такое мнение, что одни страны посещают чаще, а другие реже, и преданные чувствуют себя заброшенными. Если взять Австралию, то последний визит Говинды Махараджа был в 1999 году. Есть определенные трудности, но что касается Бразилии — это еще сложнее, так как больше трудностей, чтобы добраться туда, — очень длинный путь, нужно много денег для поездки. После такого большого промежутка времени, отсутствия духовной связи, у людей появляются свои доводы, взгляды, свои представления, и они не всегда могут совпадать с идеями Гурудева.
#00:04:03#
Когда мы посещали Бразилию, мы увидели, что [у местных преданных и интересующихся] есть много вопросов. Интересно было на них ответить, поговорить с преданными, поправить их. Можно разное говорить, но, проще говоря, нет лучшего служения, чем принести в пустыню воду. И такое происходит во всем мире — мы стараемся принести «воду», которой не хватает всему миру.
#00:05:31#
Когда я приехал, я увидел, что, хотя так долго не было проповеднического тура, и [духовный] голод был довольно сильный, тем не менее люди не старались искать отдушину во внешнем мире. Они ждали, ждали и ждали, когда Господь посетит их и принесет им истинное понимание.
#00:06:03#
Есть одна шлока Рупы Госвами, которая очень нравилась Говинде Махараджу: вирачайа майи дан̣д̣ам̇ дӣна-бандхо дайа̄м̇ ва̄[1]. Эта шлока говорит об особой птице, чатаке, которая пьет воду только с небес. Это особый вид птиц, которые не пьют воду с земли. Какие-то птицы пьют из озера, какие-то — из реки, но эта птица пьет только с небес — когда идет дождь, она ловит капли дождя. Как мы можем понять, есть реки и другие водоемы, но не всегда может идти дождь. По аналогии с этим — с материальным мы можем соприкасаться каждый день. Но духовное сравнивается с этим дождем, который идет с небес. Но при этом вы должны быть терпеливыми и ожидать этого. Мы должны понять, что мы не будем удовлетворены ничем материальным, а только тем, что приходит с духовного плана [бытия].
#00:08:11#
Через какое-то время духовной практики вы начинаете различать, что исходит из этих «облаков». С этого момента вы будете уже различать и искать эти «дождевые тучи», потому что будете знать, что в этом месте скоро будет «дождь», и вы сможете получить духовную пищу. В процессе этого соприкосновения с духовным вы обретаете истинное духовное видение, и это вас удовлетворяет.
#00:09:18#
Если мы обратимся к Гите, то найдем шлоку в четвертой главе, где Кришна говорит о значении служения Гуру: тад виддхи пран̣ипа̄тена — «Через севу вы обретете таттва-даршан»[2]. Даршан означает «видение». Вы увидите истину. После этого вы сможете идти к истине, потому что вы знаете, что такое истина.
#00:10:33#
Процесс [духовной] эволюции и реализации не в том, чтобы вас брали как ребенка за шкирку и тянули, а в том, что в процессе духовной практики ваше сознание очищается, и вы можете увидеть, куда идти. Через несколько дней пребывания в Бразилии стало очевидно, что они понимают, что нужно следовать такому процессу. В английском языке есть высказывание: «Если вы захотите поменять человека против его воли, его сознание останется прежним». Никого нельзя заставить выбрать этот путь.
#00:12:39#
Что интересно, многие говорят: «Предайся [Гуру и Богу]», но сами не предаются. Мы хотим, чтобы другие предались, но сами не предаемся. Этот процесс работает, если вы и сами «в лодке». Было очень приятно видеть, что бразильские преданные, даже после такого длительного промежутка времени [в отсутствие духовного общения с проповедниками], все-таки ждали духовного вдохновения, а не насыщались материальным. И это подтверждает, что то, чего они ждали, существует. Это было видно по их глазам, и это был величайший опыт в моей жизни, на самом деле.
#00:14:43#
Как говорил Гуру Махарадж, неотъемлемая часть каждого преданного — иметь веру. Если у вас есть вера, вы можете со всем справиться. Если у вас нет веры, то вы ничего не можете принять. На самом деле мы участвуем в деле, где нужно увеличивать свою веру и веру других. Любая деятельность, которая не связана с увеличением, взращиванием веры, должна быть отвергнута. Может кто-то имеет веру в вещи, которые не имеют высшей цели. Для неверующего [в Бога] человека очень легко изменить объект веры. Говорится, что если вы все-таки «взломаете» их веру, то будет очень тяжело их вернуть. В Бразилии мы заметили, что у преданных появилось вдохновение и силы, и они хотят организовать центр в одном из крупных городов Бразилии. Можно сказать, что эта страна переживает новую волну сознания Кришны.
#00:18:07#
Сознание Кришны сравнивается с океаном, с волнами океана — [когда] накатывает волна энтузиазма и вдохновения, а затем она спадает. Преданные стараются научиться держаться и плыть на этой волне, но при этом поддерживать себя и вдохновляться, когда эта волна спадает. [Во время этого тура в Бразилии] были удивительные запоминающиеся программы. Мы вместе с Ачарьей Махараджем выступали двадцать минут в передаче на одном из телеканалов с миллионной аудиторией. Там присутствовали и другие санньяси [миссии]: Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, Тривикрам Махарадж. Также была проведена полуторачасовая программа в правительстве этого города, где гости задавали вопросы и получали ответы. В некоторых местах нас приглашали, в других не хотели приглашать. Со временем многие поймут, что сознание Кришны на самом деле — дар всему человечеству.
#00:22:12#
Вопрос из зала. Я понял, что Садху Прия Прабху долго жил в Навадвипе. Бхактивинод Тхакур описывает в «Навадвипа-дхама-махатмье», что в Навадвипе происходили исторические события. Также Навадвипа связана с Вриндаваном. Мог бы Садху Прия Прабху поделиться своими реализациями, воспоминаниями?
#00:23:46#
Садху Прия Прабху. Да. Навадвипа связана с природой Господа Чайтаньи. Это дхама Господа Чайтаньи, место Его деяний, поэтому она отображает Его характер, настроение. Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, писал о Махапрабху. Он описывает Его как чханна-аватара. Это слово имеет много переводов, но в этом контексте оно имеет значение «скрытый»: «скрытая аватара». Навадвипа — это скрытый Вриндаван. Когда вы попадете в Навадвипу, [вы увидите, что] она не выглядит внешне так духовно, как Вриндаван. Во Вриндаване все ходят с мешочками [для четок] и читают маха-мантру. Паломники, когда хотят заняться духовной практикой, обычно выбирают Вриндаван, потому что там тихо, спокойно, можно сидеть и [сосредоточенно] читать мантру. Но Навадвипа — один из городов Западной Бенгалии, который живет жизнью обычного города.
#00:27:51#
Невозможно понять, что такое Бенгалия, не посетив бенгальские семьи, не соприкоснувшись с местными жителями. Для бенгальцев дом, семья — это основное. Бенгальская женщина проводит целый день в доме — готовит, убирает, не выходя из него. Говорится, что дом для бенгальцев — это их мир. По аналогии Навадвипа — это дом Махапрабху. Поэтому, когда вы в Навадвипе, это все равно что вы в гостях у Махапрабху, и Он приглашает вас в Свой дом. Но Он не обычный владелец этого дома, потому что, когда вы к Нему придете, Он выложит перед вами все Свои богатства на стол: «Возьмите все что хотите».
#00:30:28#
Живя в Навадвипе, вы постепенно попадаете под влияние очарования Махапрабху. Со временем я почувствовал, что могу прожить там всю свою жизнь и не уезжать никогда. Я подумал, что могу выбросить свой паспорт в Гангу и не уезжать оттуда никогда. Никто не приедет проверять. Чиновники в Бенгалии, занимающиеся паспортным контролем, целыми днями лежат и пьют чай. Бенгальцы — необычные люди. Люди более низкого класса постоянно и много работают, но люди более высокого класса только и делают, что лежат и размышляют. При прохождении паспортного контроля в аэропорту [Колкаты] необходимо поставить штамп в паспорте сотрудником миграционной службы, которого может и не быть на месте, потому что бенгальцы очень ленивые. Но даже если он там будет, вы будете с ним полчаса разговаривать на философские темы. Такова природа этих людей. Когда вы говорите с ними на темы о Махапрабху, они отвечают: «Он — наш, Он с нами, Он — часть нас». Прекрасное, очень сладостное место.
#00:34:20#
Я часто путешествовал с Ачарьей Махараджем по Бенгалии. Иногда Ачарья Махарадж говорил: «Дай десятиминутную лекцию на английском языке, а я ее переведу на бенгали». [И его перевод займет гораздо больше времени.]
#00:35:05#
Как вы знаете из истории, буквально сто лет назад Индия была под властью англичан. Дели позднее стала столицей [Индии], до этого Калькутта была столицей, где правили британцы. Самое замечательное в том, что, хотя прошло еще мало времени с тех времен, бенгальцы так смиренно, открыто и радостно принимают нас.
Переводчик: Враджешвар Дас
Транскрипцию выполнила: Субхадра Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Цитируется первый стих неозаглавленной песни из первой книги сборника песен Шрилы Рупы Госвами «Ставамала»: вирачайа майи дан̣д̣ам̇ дӣна-бандхо дайа̄м̇ ва̄, гатир иха на бхаваттах̣ ка̄чид анйа̄ мама̄сти / нипатату ш́ата-кот̣ир нирмалам̇ ва̄ нава̄мбхас, тад апи кила пайодах̣ стӯйате ча̄такена.
Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж приводит этот стих Рупы Госвами в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (7.21): «О друг бедствующих! Ты волен покарать или вознаградить меня, но во всем мире Ты — мое единственное прибежище. Гремит ли страшный гром или с неба льет долгожданный дождь, птица чатака, пьющая только капли дождя, непрестанно поет хвалу пославшей их туче».
Стих предваряется такими словами: ануграха-ниграха̄бхедена севйа̄нура̄га эва а̄тма-никшепах̣ — «Подлинное посвящение себя Господу — глубокая привязанность к своему Владыке, когда равно принимаешь и награду, и кару».
2 ↑ Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты можешь обрести знание, удовлетворив духовного учителя смирением, подобающими вопросами и искренним служением. Просветленные души, сведущие в духовном знании и наделенные прямым осознанием верховной абсолютной истины, передадут тебе божественное знание» (Бхагавад-гита, 4.34).
Наверх