Правильное осознание
У нас должно быть здравое понимание реальности.
Нельзя, прикрываясь выражением почтения, позволять подобным ненормальным
вещам продолжаться. Не следует думать, что мы можем позволять всем обижать
преданных, наносить вред храму или пускать в храм собак, и это будет смирением,
терпением и уважением окружающих. Нас не интересует лишь буквальное значение
Писаний; нас интересует их реальный смысл.
Смирение означает: «Я раб слуги Вайшнава». Следует
идти вперед следует с таким осознанием. Если кто-то собирается причинить
вред моему владыке, я должен первым пожертвовать собой: «Поскольку я весьма
маловажен, моя жертва не будет потерей; я пожертвую собой, чтобы отстоять
достоинство моего Гуру, преданных, моего
Господа и Его семьи».
Почитать в первую очередь
Мы всегда должны понимать, что следует почитать
в первую очередь. Мы почитаем Высшую Истину, Бога богов; наши действия
должны быть согласованы с этим. Если внутри себя мы будем хранить высшую
концепцию относительности, мы увидим, что мы нижайшие. Когда нашим покровителям
грозит какая-то опасность, мы должны принести себя в жертву. Всё это следует
принять во внимание, чтобы понять значение смирения, – не физической имитации,
но подлинного смирения. Это можно осознать лишь на практике. Хвалу и почести
следует предлагать Господу и Его преданным, и никому другому.
Обычно мы беспристрастны к проявляющим враждебность
в наш адрес, однако, если наше дело – проповедь от имени Господа, наши
обязанности меняются: мы не можем быть безразличными к противникам.
В одной из своих песен Бхактивинода Тхакур говорит, что мы должны не только терпеливо сносить злодеяния других, но и делать им хорошее. В пример приводится дерево. Рубящий его, отдыхает в его тени и пользуется всеми его плодами. Подводя итог, Шрилла Бхактивинода Тхакур говорит, что смирение, милость, почтение к окружающим и отрешенность от имени и славы, являются четырьмя качествами, необходимыми для воспевания святого имени Кришны.
(из книги "Золотой Вулкан Божественной Любви")
Око нашего Хранителя
Мы достигнем успеха, только если разовьем смирение
— тринад апи суничeна. Мы не должны создавать никаких ситуаций,
порождающих противодействие. Тем не менее, если неожиданно что-то все же
начинает нам противодействовать, мы должны приложить все свои силы на то,
чтобы сохранить терпение. И нам постоянно нужно сознавать, что над нами
всегда око нашего Хранителя, жаждущего помочь нам в нашем походе. Мы не
одни. Мы можем быть уверенны: над нами есть Тот, Кто может загладить нанесенную
нам обиду, а потому нам не нужно брать инициативу на себя.
Во всем видеть руку Господа
Но чтобы развить такого рода смирение и терпимость,
нам надо во всем видеть руку Господа. Поэтому Веды велят нам помнить, что
над нами всегда взгляд Господа. Ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти
сурайах: нам советуют видеть святые стопы Нараяны так, как мы видим
солнце в небесах. Почему солнце? Солнце описывается как прадаршака
— очевидец, свидетель. Кажется, что мы видим солнце, но на самом деле это
оно помогает нам видеть. Святые стопы Вишну означают низшую часть Его тела
— йогe видхайам йасйа видйатe квачит. Для нас нижняя часть Его тела
— это начало осознания. Начало осознания для нас — думать, что Бог всегда
нас видит. Солнце помогает нам видеть, и святые стопы Вишну подобны ему.
Поэтому мы должны всегда стараться видеть все в лучах святых стоп Вишну.