Вайшнавизм (Кришна-сознание)

  • Буддизм -- приход Будды
  • Вайшнавизм и ислам
  • Вайшнавизм и христианство
  • Вайшнавизм и индуизм
  • Вайшнаизм и астрология
  • Вайшнавизм и материализм
  •  
    1. Вайшнавизм -- это...?
    В основе вайшнавизма лежит поклонение Вишну (Кришна) как Верховному Господу, Который является творцом как духовного, так и материального мира, владыкой всех энергий (см. Шакти-таттва), вместилищем всех рас, настроений (Расамурти), и источником всех аватар, нисхождений Бога (см. Аватары Кришны).
    Термин вайшнавизм берет свое начало от слова вайшнав, "тот, кто принадлежит Господу Вишну".
    Основы философии вайшнавизма содержатся в сиддханте.
    Основные понятия Вайшнавизма: Господь Кришна, бхакти, према -- любовь к Богу, вайшнав, Кришна-сознание, ачарья, Господь  Вишну,  Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Шримати Радхарани, душа (джива), Гуру -- духовный учитель, Шри Нам -- святое имя Бога, Махамантра -- Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, садхана -- практика преданного служения.

    2. Гаудия Вайшнавизм
    Гаудия вайшнавы почитают Шри Кришну как Всевышнего Господа. Господь Вишну -- Его воплощение, аватара.
    В этом отличие гаудия вайшнавизма от учения Рамануджачарьи и Мадхвы. Основание -- свидетельство "Бхагават Пураны", в которой содержится большое количество описаний качеств, которыми обладает Всевышний Господь.
    Основателем гаудия вайшнавизма был Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1533), Который есть не кто иной, как Сам Господь Кришна, низошедший в материальный мир, чтобы даровать высшую цель человеческой жизни, прайоджана, -- любовь к Богу.
    Учение Господа Чайтаньи называется ачинтья-бхедабхеда -- одновременное единство и отличие (имеется ввиду душа, джива, и Верховный Господь, Бхагаван, и включает в себя 10 основных положений (самбандха), способы достижения цели (абхидхея) и описание конечной цели (прайоджана).

    3. Передача духовного знания.
    Духовное знание, основа любого теистического учения, в вайшнавизме передается от Шри Г уру
    (духовный учитель) к его ученику. Такой способ передачи духовного знания называется парампара.

    4. Сампрадая.
    Сампрадая включает в себя учение, духовную практику, культурные традиции, которые передаются по парампаре и имеют единый изначальный источник.
    Последователи гаудия вайшнавизма относятся к сампрадайе, которая именуется Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая.
    Брахма -- потому, что сампрадая берет начало от Брахмы (см. Аватары Кришны), ее ачарья -- Мадхва, а гаудия происходит от старинного названия Бенгалии (округа Индии) Гауда, где явился Господь Чайтанья, основатель сампрадайи.

    5. Другие вайшнавские сампрадайи.
    Существует несколько ветвей вайшнавизма. Основателями самых авторитетных школ вайшнавизма были:  Мадхвачарья, Рамануджачарья, Нимбарка и Вишнусвами.
     

    6. Основные моменты сиддханты, философии вайшнавизма.
    Согласно вайшнавской философии, существует три аспекта Прекрасной Реальности, Всевышнего Господа:
    1. Безличный Брахман. Брахман есть сияние духовного тела Господа.
    2. Сверхдуша, Господь в сердце и в каждом атоме так же (Параматма);
    3. Господь Кришна в Своем наивысшем проявлении, Который выглядит как человек и являет Свои духовные игры вместе со Своей возлюбленной Шримати Радхарани и Своими преданными в духовном мире Голока.

    Многочисленные имена Бога неотличны от Него Самого. Воспевание Святых имен Бога -- одна из наиболее важных частей духовной практики вайшнавов.

    Душа, джива, есть частица Бога, и она обладает такими же качествами, как и Господь -- сат-чит-ананда (она вечна, она обладает знанием и полна бесконечной радости, блаженства). Однако, душа не равна Верховному Господу количественно. Это называется ачинтья-бхедабхеда-пракаш -- одновременное единство и различие.

    Джива имеет взаимоотношения с Господом, потому что и душа, и Господь имеют личностную природу. Эти взаимоотношения раскрывает наука о расах (настроениях). В материальном мире душа, под влиянием энергии Бога, называемой майя, забыла о своих отношениях с Бхагаваном (см. так же Майя и джива)

    Природа души -- служить Богу. Бхакти есть любовное преданное служение Богу. Способ обрести бхакти -- общение со святыми, садху-санга.

    Конечная цель человеческой жизни -- любовь к Богу, према.