2. Гаудия Вайшнавизм
Гаудия вайшнавы почитают Шри Кришну как Всевышнего Господа.
Господь Вишну -- Его воплощение, аватара.
В этом отличие гаудия вайшнавизма от учения Рамануджачарьи и
Мадхвы. Основание -- свидетельство "Бхагават Пураны", в которой содержится
большое количество описаний качеств, которыми обладает Всевышний Господь.
Основателем гаудия вайшнавизма был Шри
Чайтанья Махапрабху (1486-1533), Который есть не кто иной, как Сам
Господь Кришна, низошедший в материальный
мир, чтобы даровать высшую цель человеческой жизни, прайоджана,
-- любовь к Богу.
Учение Господа Чайтаньи называется ачинтья-бхедабхеда -- одновременное
единство и отличие (имеется ввиду душа, джива,
и Верховный Господь, Бхагаван, и включает в себя 10 основных положений
(самбандха), способы достижения цели
(абхидхея) и описание конечной цели
(прайоджана).
3. Передача духовного знания.
Духовное знание, основа любого теистического учения, в вайшнавизме
передается от Шри Г уру
(духовный учитель) к его ученику. Такой
способ передачи духовного знания называется
парампара.
4. Сампрадая.
Сампрадая включает в себя учение, духовную практику, культурные
традиции, которые передаются по парампаре и имеют единый изначальный
источник.
Последователи гаудия вайшнавизма относятся к сампрадайе,
которая именуется Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая.
Брахма -- потому, что сампрадая берет начало от Брахмы (см.
Аватары
Кришны), ее ачарья -- Мадхва,
а гаудия происходит от старинного названия Бенгалии (округа Индии)
Гауда, где явился Господь Чайтанья, основатель
сампрадайи.
5. Другие вайшнавские сампрадайи.
Существует несколько ветвей вайшнавизма. Основателями самых
авторитетных школ вайшнавизма были: Мадхвачарья,
Рамануджачарья,
Нимбарка
и Вишнусвами.
6. Основные моменты сиддханты, философии вайшнавизма.
Согласно вайшнавской философии, существует три аспекта Прекрасной Реальности,
Всевышнего Господа:
1. Безличный Брахман. Брахман есть сияние духовного тела Господа.
2. Сверхдуша, Господь в сердце и в каждом атоме так же (Параматма);
3. Господь Кришна в Своем наивысшем проявлении, Который выглядит как
человек и являет Свои духовные игры вместе со Своей возлюбленной Шримати
Радхарани и Своими преданными в духовном мире Голока.
Многочисленные имена Бога неотличны от Него Самого. Воспевание Святых имен Бога -- одна из наиболее важных частей духовной практики вайшнавов.
Душа, джива, есть частица Бога, и она обладает такими же качествами, как и Господь -- сат-чит-ананда (она вечна, она обладает знанием и полна бесконечной радости, блаженства). Однако, душа не равна Верховному Господу количественно. Это называется ачинтья-бхедабхеда-пракаш -- одновременное единство и различие.
Джива имеет взаимоотношения с Господом, потому что и душа, и Господь имеют личностную природу. Эти взаимоотношения раскрывает наука о расах (настроениях). В материальном мире душа, под влиянием энергии Бога, называемой майя, забыла о своих отношениях с Бхагаваном (см. так же Майя и джива)
Природа души -- служить Богу. Бхакти есть любовное преданное служение Богу. Способ обрести бхакти -- общение со святыми, садху-санга.
Конечная цель человеческой жизни -- любовь к Богу, према.