"Без сомнения, каждое живое существо -- будь оно
камнем, деревом или кем-либо другим, вплоть до деват, риши и муни,
стремится к максимальному счастью. Это единственная цель, которую хотят
обрести. Так как же достичь его? Что и Кто есть Господь? Вот что надо обсуждать
и постигать. Каков Он? Что есмь я? Какова моя цель? Как мне достичь ее?
Каково наше предназначение и как исполнить его? Самбандха, прайоджана
и абхидхея. Ведические Писания обсуждают всю проблему существования
под этими тремя заглавиями. Кто я? Где я? Затем, в чем состоит мое высшее
благо -- цель -- и как ее достичь?
Божественные взаимоотношения, практика и конечная
цель -- самбандха, абхидхея и прайоджана -- вот все, что
обсуждается под тремя указанными заголовками.
Таков общий вопрос. Это вопрос каждого. Это не нечто частное, и тут
нет ничего общего с любыми сектантскими или "провинциальными" интересами
или с чем-нибудь подобным".
(Шрила Б.Р.Шридхар
Дев-Госвами Махарадж, Проповеди
Хранителя Преданности, т.3)
Гаудия Вайшнавизм существует с незапамятных времен. Поскольку истины, которые он содержит в себе, вечны, то и сам Вайшнавизм вечен. Ту форму, которая присутствует и поныне, Гаудия Вайшнавизм принял около пятисот лет назад, после прихода Шри Чайтаньи Махапрабху. Сам Всевышний Господь Кришна низошел в этот мир и проповедовал вайшнавизм на земле Западной Бенгалии, или Гаудадеши. Поэтому, Его последователи называются гаудия вайшнавами.
Гаудия Вайшнавизм включает в себя четыре авторитетных сампрадаи:
Сам Шри Чайтанья принял посвящение в Мадхва-сампрадае.
Самбандха: самбандха значит взаимосвязь, взаимоотношения. Самбандха-гьяна – это знание о взаимоотношениях между Всевышним Господом Шри Кришной, Его энергиями (шакти) и душами (дживами).
Все теологические и философские заключения традиции Гаудия Вайшнавизма содержатся в Учении Господа Чайтаньи, известном как ачинтья-бхедабхеда-самбандха. Шрила Бхактивинод Тхакур изложил эти заключения в своей книге, известной как «Дашамула-шикша»:
1. Ведическая литература дает совершенное знание Абсолютной Истины.
2. Хари, Верховный Господь, и нет второго.
3. Хари вечно обладает безграничными энергиями.
4. Он есть океан Расы.
5. Душа – Его вибхиннамша, отделенная
частица.
6. Часть душ находятся во властипракрити,
Его иллюзорной энергии.
7. Часть душ свободна от уз пракрити.
8. Все мироздание, духовное и материальное, есть ачинтья-бхедабхеда-пракаш,
непостижимое одновременно отличное и неотличное проявление Господа Хари.
9. Бхакти – единственное средство достижения высшей цели существования.
10. Према, любовь к Богу, – высшая
цель существования души.
Самбандха-гьяна включает в себя знание о трех
таттвах: Кришна-таттва,
шакти-таттва
и джива-таттва.