Шри Кришна -- Расамурти, обитель духовного наслаждения
Шрила Бхактивинод объясняет.
"Верховный Господь вечно проявляет Себя в двух аспектах: одно из Его
проявлений – это богатство и величие (айшварья); другой Его аспект
– сладость (мадхурья). В Своем аспекте айшварья Он – Господь
Нараяна, повелитель планет Вайкунтхи и источник Маха-Вишну.
В Своем аспекте мадхурья Господь проявляет Себя как Шри Кришна.
Шри Кришна есть наивысшее и полное проявление сладости, которая столь велика,
что ее сияние скрывает от глаз все богатства и величие Бхагавана. Сиддханта
(высшее заключение шастр) утверждает следующее: согласно онтологии
таттвы
(таттва-вичара) между Нараяной и Кришной не существует никакой разницы,
однако, если мы рассмотрим эти два аспекта Всевышнего с точки зрения интенсивности
и глубины расы (раса-вичара), тогда нельзя будет не признать
абсолютное превосходство Шри Кришны. Господь Кришна есть не только олицетворенное
божество всех рас, но, будучи Сам сладостным воплощением расы
(раса-мурти), Он – парама упадая-таттва, личность, приносящая
высшее блаженство. В Ведах, Упанишадах и Пуранах мы находим подтверждение
тому, что Шри Кришна есть сваям-бхагаван Шри Хари. К примеру, Риг
Веда утверждает (1.22.164.31):
апашйам гопаманипадйаманама
ча пара ча патхибхишчантам
са-садхричих
са вишучирвасана аваривартти-бхуванешвантах
“Я видел мальчика, который появился в династии пастухов; Он непогрешим,
чист и существует вечно. Он бродит по разным дорогам; иногда Он очень близко,
иногда очень далеко. Иногда Он носит разноцветные одежды, иногда одежды
одного цвета. Таким образом, Он постоянно проводит Свои игры, – иногда
проявленные (пракат), а иногда невидимые для обычных людей (апракат)”.
Также в Чхандогье Упанишад (8.13.1) говорится:
шйамач чхавалам прападйе
шавалач чхамам прападйе
“Совершая служение Шри Кришне (кришна-сева), человек достигнет
вечной духовной обители, наполненной духовным блаженством, в которой Господь
проводит удивительно-прекрасные лилы (трансцендентные развлечения)
со Своими преданными. В том духовном мире (чит-джагат) душа обретет
своего Господа”".
("Шри Джайва-дхарма", 13)