Господь Рамачандра -- идеальный царь

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
(отрывок из беседы с преданными, Навадвипа, Индия, 1982)

    Рамачандра, Лакшмана и Сита Вопрос: Можно ли сравнить разлуку Рамачандры и Ситы быть с разлукой Радхи и Кришны?
 
    Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Рама-лила связана с делами мирского управления. Она так же есть что-то вечное, но упомянутые вещи обладают разной ценностью. Это политика, дела мирского управления. В личности Рамачандры более присутствует сторона мирской морали. Игры Кришны не имеют никакой связи с делами этого мира. Они никак не связаны с ним.
    Хороший царь, лучший из всех правителей -- таков Рамачандра. В нем присутствует высочайший идеал царя. Но это связано с управлением людьми и имеет некую религиозную подоплеку. Тогда как игры Кришны менее связаны с этими вещами. Это игры Господа высочайшего уровня бытия.

    Вопрос: Какой смысл заключается в том, что Рамачандра слушал мнение людей,  и из-за этого изгнал Сита Деви в лес, хотя Она была непорочна? Какова мораль, стоящая за этим? Это связано с управлением государством, или что-то другое?
    Шрила Шридхар Махарадж: Он обещал править хорошо, даже по отношению к негодяям. Так же как мать и отец любят своего плохого сына. У них в сердце есть место и для него. Это его отец и мать.
    Малейшее возражение против Его правления, против Его репутации, подрыва доброго имени, малейшее замечание против хорошего правления  -- Рамачандра был не в силах это терпеть.                   Малейшая мера неудовлетворенности Своих подданных -- Он чувствовал Себя ответственным за это. Вся ответственность лежит на Его плечах: "Я не только Владыка душ.  Я занимаю такое положение, что должен отвечать на любое возражение, направленное против Меня". Если в юрисдикции человека, занимающего высокое положение, министра, что-то происходит, он чувствует себя ответственным за это. Таков этикет.
  Он сам уходит в почетную отставку, Он сам подписывает заявление о Своем уходе. Нечто в этом роде... Таково отношение Рамачандры.
    "Я царь, я должен хорошо править всеми. Но если возникают какие-то жалобы, я должен взять ответственность на себя, потому что люди говорят обо мне плохо. Я должен принять это вызов. Если люди говорят, что я не достоин своего положения, я должен совершить жертвоприношение, дабы уладить это".  Рамачандра принял вторую позицию: "Если люди говорят, что Я делаю что-то не так и жалуются на Меня, -- Того, Кто дает закон и устанавливает принципы морали, а так же имеет дело с законами страны, Я должен понести наказание, согласно вашему суду. Вы решаете и судите, а Я приму ваше решение, ваш суд. Я знаю, что эти жалобы беспочвенны; тем не менее, из-за людской молвы, Я принимаю это ради того, чтобы никто из Моих подданых не смел нарушать закон и прнципы морали.  Хотя Сита целомудренна и верна, Она на протяжении года жила в доме Раваны. А Равана -- демон. И люди очень легко могут подумать, что Сита была осквернена, поскольку Она жила в доме злодея. Но мы знаем, что в  действительности Она чиста, чиста в высочайшей степени. Но чтобы удовлетворить подданных, Я принимаю это решение о наказании. И Я изгоняю Ситу. Я наказываю всех и каждого. Если естьхотя бы малейшее подозрение, что Я нарушаю закон, Я должен понести наказание".