Качества духовного наставника

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж


    Каковы должны быть качества духовного наставника? Ему необходимо быть сведущим в Богооткровенной Истине — не в заурядных вещах. Откровение Высшего Царства приходит в мир многими путями, но гуру должен обладать всеобъемлющим, ясным знанием. Ему надо в совершенстве знать Богооткровенную Истину. И он всегда должен жить подлинной духовной жизнью. Все его дела должны быть связаны с духом, а не с материальным миром. Подлинного учителя занимает Брахман — уровень, который все вмещает, первооснова всего (брахма-ништхам). Он ведет жизнь, никак не связанную с преходящими, мирскими интересами. Он всегда живет на трансцендентном уровне, не порывая с ним ни на мгновение. Что бы он ни делал, он делает это только с таким сознанием. Так гласят Упанишады.

    А в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.21) сказано:

тасмад гурум прападйeта
джиджнасух шрeйа уттамам
шабдe парe ча нишнатам
брахманй упашамашрайам

    Mайя значит «заблуждение». Мы живем в мире заблуждений. Наше понимание окружающего основано на наборе совершенно неправильных идей и мыслей. С абсолютной точки зрения, мы вообще ничего не понимаем. Все наши представления относительны. Все окружающее заражено местечковым своекорыстием, и мы живем во власти этого заблуждения. Когда кто-то заключает, что все вокруг него смертно и когда-нибудь исчезнет, то такое умонастроение побуждает его обратиться к гуру, божественному вожатому и наставнику, с вопросом: «Что для меня наивысшее благо?» Вот о чем должен он спросить духовного наставника. И какого? Такого, кто не только сведущ в словах Богооткровенных Писаний, но и непосредственно соприкоснулся с Богооткровенной Истиной.

    Истинный гуру — это тот, кто хорошо знаком с самой Целью Писаний, имеет практический опыт и утвердился в чистом сознании. Нужно обратиться к такому вожатому, чтобы помочь самому себе: понять, что в мире наивысшее благо и как его обрести. Это необходимо. Это реально. Это не плод воображения. И, в то же время, это трудно. Абсолютную Истину нужно искать с помощью реального метода, в противном случае мы пойдем по ложному пути и в конце концов скажем: «Да здесь ничего нет — это все ненастоящее». Поэтому мы сможем познать на опыте подлинную природу Божественного лишь если постигаем истину с помощью реального метода.


    (Из книги "Шри Гуру и Его Милость")

    Шри Гуру...