Ученик: У меня есть вопрос, касающийся повторения Харе Кришна мантры на четках (джапа-мале). Мой духовный учитель дал мне много проповеднических обязанностей, и порой, когда я стараюсь сосредоточиться на джапе, тогда, вместо того чтобы слушать Святое Имя, я думаю о порученных мне обязанностях.
Шридхар Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур подчеркивал, что киртан — это не только громкое пение Святого
Имени, но и проповедь. Джива Госвами дал такое определение санкиртаны:
бахубхир
милитва йат киртанам тад эва санкиртанам: «Когда много людей собираются
вместе и славят Всевышнего Господа, Кришну, это называется
санкиртаной».
Шри Чайтанья Махапрабху пришел и положил
начало санкиртане. В век Кали совместное воспевание Святого Имени
очень плодотворно (сангo шакти калау йуге). Проповедническая миссия
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура отличается от так называемого
бхаджана,
который практикуют сахаджии, имитаторы.
Как-то один из наших духовных братьев получил нелицеприятный
отзыв от нашего Гуру Махараджа. Он был человеком добронравным, но больше
склонялся к нама-бхаджану. Его не привлекало никакое другое служение,
кроме повторения имени Кришны на четках. В то время я был главой храма
в Дели и мы были с ним очень дружны, поэтому я написал Прабхупаде: «Если
позволите, я приобщу моего духовного брата к проповеди здесь, в делийском
храме». У меня до сих пор сохранился ответ Прабхупады. В письме он написал:
«Если тебе удастся привести его туда и сделать своим помощником в проповеди,
ты окажешь ему услугу, какую может оказать только истинный друг. Просто
сидеть в джунглях Балихати и читать мантру на четках — я не признаю это
Кришна-анушиланам, надлежащей практикой сознания Кришны».
Проповедовать значит сражаться
Киртан — это проповедь: шраванам, киртанам.
Киртана — это не только громкое воспевание мантры, но и проповедь.
А проповедовать значит бороться с теми, кто нам противостоит. Киртан
— это борьба. Во время киртана рождается божественный звук, который
вступает в борьбу со всеми обычными звуками, наполняющими этот мир, и грубыми,
и более утонченными. Прабхупада говорил нам, что наши четки из туласи не
должны поститься. Он советовал, как минимум, хотя бы раз в день служить
Святому Имени, повторяя на четках мантру Харе Кришна. Дословно он
сказал: малика упаваса на, четки не должны поститься. В общем
же и целом он велел как можно больше проповедовать.
Как-то раз я беседовал с одним из главных духовных
руководителей удипийского храма в Мадрасе. Он сказал мне: «Иногда я проповедую,
рассказываю людям о Мадхвачарье и об учении
бхакти,
но у меня нет времени для садханы (предписанных духовных занятий:
джапы, мантры Гаятри, изучения Писаний и т.д.). Я его поддержал.
Наш Гуру Махарадж говорил, что Хари-катха, проповедь о Кришне, не менее
важна, чем садхана. Напротив, в ней больше жизни. В проповеди больше
жизни. Проповедь естественным образом требует от нас наибольшей сосредоточенности.
С другой стороны, мы можем повторять джапу на четках и быть рассеянными.
Когда мы рассказываем кому-то о Кришне,
наше внимание поглощено полностью. Иначе мы не сможем верно все изложить.
Когда мы говорим о Кришне, все наше внимание естественным образом сосредоточено
на рассказе. Еще более точным, чем говорящий, должен быть пишущий о Кришне.
Поэтому писать о Кришне — это тоже киртан. Сознание Кришны может
развиваться даже более интенсивно, когда мы пишем о Кришне.
(Из книги "Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности")