Служение Святому Имени

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж


    Ученик: У меня есть вопрос, касающийся повторения Харе Кришна мантры на четках (джапа-мале). Мой духовный учитель дал мне много проповеднических обязанностей, и порой, когда я стараюсь сосредоточиться на джапе, тогда, вместо того чтобы слушать Святое Имя, я думаю о порученных мне обязанностях.

    Шридхар Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивал, что киртан — это не только громкое пение Святого Имени, но и проповедь. Джива Госвами дал такое определение санкиртаны: бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам: «Когда много людей собираются вместе и славят Всевышнего Господа, Кришну, это называется санкиртаной». Шри Чайтанья Махапрабху пришел и положил начало санкиртане. В век Кали совместное воспевание Святого Имени очень плодотворно (сангo шакти калау йуге). Проповедническая миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура отличается от так называемого бхаджана, который практикуют сахаджии, имитаторы.
    Как-то один из наших духовных братьев получил нелицеприятный отзыв от нашего Гуру Махараджа. Он был человеком добронравным, но больше склонялся к нама-бхаджану. Его не привлекало никакое другое служение, кроме повторения имени Кришны на четках. В то время я был главой храма в Дели и мы были с ним очень дружны, поэтому я написал Прабхупаде: «Если позволите, я приобщу моего духовного брата к проповеди здесь, в делийском храме». У меня до сих пор сохранился ответ Прабхупады. В письме он написал: «Если тебе удастся привести его туда и сделать своим помощником в проповеди, ты окажешь ему услугу, какую может оказать только истинный друг. Просто сидеть в джунглях Балихати и читать мантру на четках — я не признаю это Кришна-анушиланам, надлежащей практикой сознания Кришны».
 

    Проповедовать значит сражаться

    Киртан — это проповедь: шраванам, киртанам. Киртана — это не только громкое воспевание мантры, но и проповедь. А проповедовать значит бороться с теми, кто нам противостоит. Киртан — это борьба. Во время киртана рождается божественный звук, который вступает в борьбу со всеми обычными звуками, наполняющими этот мир, и грубыми, и более утонченными. Прабхупада говорил нам, что наши четки из туласи не должны поститься. Он советовал, как минимум, хотя бы раз в день служить Святому Имени, повторяя на четках мантру Харе Кришна. Дословно он сказал:  малика упаваса на, четки не должны поститься. В общем же и целом он велел как можно больше проповедовать.
    Как-то раз я беседовал с одним из главных духовных руководителей удипийского храма в Мадрасе. Он сказал мне: «Иногда я проповедую, рассказываю людям о Мадхвачарье и об учении бхакти, но у меня нет времени для садханы (предписанных духовных занятий: джапы, мантры Гаятри, изучения Писаний и т.д.). Я его поддержал. Наш Гуру Махарадж говорил, что Хари-катха, проповедь о Кришне, не менее важна, чем садхана. Напротив, в ней больше жизни. В проповеди больше жизни. Проповедь естественным образом требует от нас наибольшей сосредоточенности. С другой стороны, мы можем повторять джапу на четках и быть рассеянными. Когда мы рассказываем кому-то о Кришне, наше внимание поглощено полностью. Иначе мы не сможем верно все изложить. Когда мы говорим о Кришне, все наше внимание естественным образом сосредоточено на рассказе. Еще более точным, чем говорящий, должен быть пишущий о Кришне. Поэтому писать о Кришне — это тоже киртан. Сознание Кришны может развиваться даже более интенсивно, когда мы пишем о Кришне.

    (Из книги "Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности")