Развивать живой дух

Из хари-катхи Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа

Другие материалы о Шри Гуру...


 


    Для учеников положение ачарьи должно быть абсолютным: он должен обладать для них непререкаемым авторитетом. Тем не менее ему нужно быть бдительным, чтобы не сойти с ума от своей власти. Власть, влияние — это часть пратиштхи, славы и высокой репутации. Существует и другая тенденция. Когда гуру проникается ватсалья-расой, родительскими чувствами по отношению к своим ученикам, его дружба с духовными братьями идет на спад, он начинает по-особому разделять первых и вторых, и незаметно привязывается к своим ученикам, становится равнодушным к духовным братьям и перестает с ними общаться. Такая тенденция обязательно придет, и будет трудно удержать равновесие. Братьями пренебрегают, а больше заботятся о сыновьях. Так гуру становится пристрастным. Когда он в кругу своих учеников, он свободен — ему дана абсолютная власть. В таком положении ему очень трудно сохранить внутреннюю чистоту. Из-за этого искушения можно пасть с уровня ачарьи.

    Самодержавие и демократию трудно совместить. Наша система самодержавна. Гуру — это все и вся. Наше подчинение ему безоговорочно. Если ученик увидит, что другие вайшнавы ограничивают власть его гуру, это вызовет смятение у него в душе и может поколебать его полную веру в своего гуру. Вот тут-то и приходит к нам на выручку представление о Божестве как о Кришне. Того, Кого мы считаем высочайшим из высших — Кришну — шлепает Яшода. Он носит на голове туфли Нанды, и Он — Верховная Божественная Личность! Так мы можем урегулировать все. Нужно привести в согласие абсолютную веру и относительное положение неабсолютного.

    О гуру надо судить беспристрастно. Каждый считает, что именно его мать — самая любящая. Но чтобы посмотреть, чья мать нежнее, нужно стать беспристрастным. Это называется татастха-вичара: беспристрастное сопоставление относительного и абсолютного взглядов. При сравнении двух, большей ценностью всегда будет обладать абсолютное суждение.

    Положение ачарьи очень запутанно. Очень трудно подчинить ачарью каким-то правилам. Поймите, таков наш практический опыт. Слушайте, пожалуйста, и запоминайте. Положение ачарьи относительно, ученика — тоже, точно так же, как отношения между матерью и ребенком, отцом и сыном, женой и мужем. Для духовных братьев гуру его положение относительно, но для своих учеников гуру абсолютен. Трудно согласновать относительное и абсолютное. Это вечная проблема. Даже в Кришна-лиле враждуют мадхурья— и ватсалья-расы, но с абсолютной точки зрения, есть место им обеим.

    Для ученика его гуру подобен Всевышнему, он даже выше Бога. Так сказано в Писаниях. Гуру нам ближе и дороже Самого Бога. У Бога много дел, но гуру озабочен лишь нашим благом. Гуру может принести ученику больше пользы, чем Бог. Если вы хотите, чтобы в вашем обществе у ученика естественным образом возрастало почтение к гуру и Абсолютной Истине, то вам нужно сохранить в своей структуре такую возможность, чтобы структура вообще могла выжить. Закон — это еще не все. Закон вашего общества должен помогать развиваться божественному чувству, иначе это не закон. Закон должен помогать росту веры. Сфера полномочий шастры ограниченна. Шастра нужна только для того, чтобы помочь развиться любви, и когда любовь придет, она будет свободной. Спокойный, гармоничный труд возможен только в сфере, где правит любовь. Шрила Рупа Госвами говорит, что вайдхи-бхакти — преданность, ведомая шастрой, законами и правилами, — полезна лишь до определенной степени. Она поможет внутреннему пробуждению любви и привязанности, а затем уйдет. Закон уйдет, освободив место спонтанному потоку любви. Закон необходим, особенно на низших ступенях, но он не должен становиться преградой свободному выражению духовных чувств. Свобода превыше всего. Свободное служение — это рага-марга, и именно такое служение настоящее, а не то, где мы действуем под управлением и нажимом закона. Это не служение. Наша цель — Вриндаван. Поэтому мы хотим свободного служения. Без свободы служению грош цена. Труд по принуждению — не труд, нужен труд из любви. И это то, чего каждый ищет. Давайте же всерьез задумаемся над тем, что наша цель — не просто структура, но то, ради чего эта структура создана: мы стремимся к высшей цели жизни — божественной любви. Структура должна помогать достичь этой цели. Вот с каким чувством надо идти вперед. Приходят новые люди со своей верой, и веру их надо поощрять, а также придавать ей такую форму, чтобы она не могла повредить другому.

    Никакому закону нельзя позволять ограничивать или контролировать ачарью, потому что тогда шраддха ученика исчезнет, и все превратится в бездушный механизм. Все сведется к материи. Мы — апологеты свободной внутренней веры в Господа. Вера — вот что нужно взращивать. Надо посадить это растение в саду сердца, поливать его и за ним ухаживать. Нельзя, чтобы самая суть веры потерялась из-за чрезмерного вмешательства, давления законов и правил. Нужно сохранять свободное течение чувства. Движение Шри Чайтаньи Mахапрабху больше обращено к сердцу, чем к интеллекту. Мы всегда должны это учитывать. Интеллект не должен препятствовать свободному потоку чувства. Это всегда надо помнить. Свободная любовь и свободная вера — вот то единственное, то самое ценное, ради чего мы оставили свои дома и присоединились к Миссии. Нужно всегда сохранять в неприкосновенности такую чистоту намерений. Помощь закона и правил, конечно же, необходима, но ровно настолько, насколько они не ограничивают в нас роста живого духа. Нужно развивать живой дух. Истинный дух, истинная цель Миссии — вот что надо ставить на первое место.



    (из книги "Шри Гуру и Его Милость")