А
Б
В
Г
Д
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Э
Ю

Словарь вайшнавских терминов

Концепция словаря: многие термины и понятия, которые употребляются в вайшнавской литературе, выглядят и звучат непривычно для людей, мало знакомых с санскритским и бенгальским языками. Поэтому мы хотим попытаться сделать наш словарь интересным и доступным не только для тех, кто хорошо знает философию Гаудия Вайшнавизма, но и для впервые взявших книги наших духовных учителей и другие Священные Писания Востока.
Кроме того, многие термины из Словаря Вы сможете понять глубже, если последуете по ссылке на статью об этом понятии (если она есть).

Словарь будет постоянно дополняться новыми понятиями, терминами и изображениями. Если у Вас есть замечания или дополнения, пишите нам. Мы будем рады.


А

Абхидхея – практика преданного служения Всевышному Господу.
Абхишека – церемония омовения Божества различными благоприятными жидкостями.
Аватара– воплощение Всевышнего Господа, Которое нисходит из духовного царства с определенной целью. Аватарой может быть и посланник Господа. См. Лила-аватара, Юга-аватара, Шакти-авеша-аватара.
Авидья – невежество.
Агни – одно из основных божеств Риг-Веды; бог огня на земле, на небе и в воде. Согласно Ведам, он забирает предлагаемое в процессе жертвоприношения и отдает это Тому, Кому это предназначалось.
Агнихотра-ягья – огненное жертвоприношение, предписанное Ведами.
Адвайта – буквально «недвойственность». 1)Качество Господа, означающее, что Он един и неделим. Хотя Он распространяет Себя во множество образов, Он остается единым. 2)Философская система, которая провозглашает единство индивидуальной души и Бога (Брахмана).
Адвайта Прабху – воплощение Господа; один из ближайших спутников Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.
Ади-Гуру – изначальный духовный учитель, Бхагаван, Всевышний Господь Кришна.
Адхарма – безрелигиозность, неправедность, отход от пути дхармы.
Адхокшаджа – имя Верховного Господа. Оно означает, что Бога нельзя познать материальными чувствами.
Айшварья – величие, могущество; олицетворением этого качества Бога является четырехрукий Господь Нараяна, Которому поклоняются с великим почтением и благоговением на планетах духовного мира Вайкунтхах.

Акшобья -- родился примерно между 1238 и 1317 в Уттара-Kaрнатака. До его инициирования и принятия санньясы его звали Говинда Шастри. Aкшобья был известен за успешно опровержение имперсональной философии Адвайты. В историческом споре в Mулбагале, Kaрнатака, он победил в дебатах знаменитого ученого и последователя  философии Шанкарачарьи. Aкшобхья Тиртха оставил этот мир в 1365.

Алтарь – место в храме или в доме, где живет Господь. На алтаре могут находиться изображения Господа и Его преданных, а так же Божества.
Амша – часть, или воплощение Кришны.
Ананда – блаженство. Высший, неописуемый божественный восторг; один из трех аспектов природы Господа. См. Сат, Чит.
Ананта – воплощение Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, на головах Которого расположены все планеты вселенной.
Ананья-бхакти – чистая любовь к Господу, не смешанная ни с какими корыстными желаниями.
Анартха – буквально «нежелательное, бесполезное». Материальные качества человека, мешающие его духовному прогрессу. Из-за того, что человек считает себя телом, умом и разумом, он начинает жаждать удовольствий, наслаждений и полностью забывает о высшей цели человеческой жизни (служении Господу). Это приводит к насилию, лицемерию, апаратхам и т.п.
Анартха-нивритти – стадия жизни преданного, на которой происходит постепенное уничтожение анартх и очищение сердца.
Анируддха – воплощение Господа Кришны в Его четвертичном распространении Чатур-вьюхи. См. Санкаршана, Васудева, Прадьюмна.
Антарьями – Сверхдуша, Господь Вишну, находящийся в сердце каждого живого существа и в каждом атоме. См. Параматма.
Анугатья – истинное следование чьим-то наставлением; покорность; верность.
Апарадха – оскорбление.
Арати – церемония приветствия Божеств воспеванием, во время которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония.
Арджуна – легендарный герой эпоса Махабхарата, третий из пяти братьев Пандавов. Именно Арджуне на поле битвы Курукшетра Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту».
Артха – развитие экономики, экономическое процветание.
Арчана – поклонение Божеству в храме: одна из форм преданного служения Господу.
Арча-виграха – Господь в форме Божества, Которому поклоняются в храме. Хотя Его можно увидеть обычным зрением, этот облик Бхагавана полностью не материален и духовен.
Атма – божественная природа живого существа; но может употребляться для обозначения тела или ума.
Атма-ниведана – безоговорочное вручение себя Господу или Его преданному. Одно из девяти направлений практики преданного служения.
Атма-таттва – наука о божественной природе души.
Аударья-лила – явление Господа Кришны в облике Шри Чайтаньи Махапрабху.
Аханкара – ложное «эго», заставляющее душу считать себя телом, умом и разумом. Посредник между душой и материальным миром.
Ахимса – непричинение вреда ни одному живому существу.
Ачарья – «тот, кто учит собственным примером»; истинный духовный учитель.
Ачинтья-бхедабхеда-таттва – учение «непостижимого одновременного единства и отличия» Верховного Господа, Его энергий и душ, которое дал Шри Чайтанья Махапрабху.


Б

Баддха-джива -- душа, которая пребывает в материальном мире и рождается снова и снова, каждый раз попадая под власть майи, иллюзорной энергии Господа.
Баладева -- первое полное распространение Господа. Изначальный духовный учитель. В аударья-лиле -- Господь Нитьянанда.
  Баладева Видьябхушана -- (1600 - 1768) родился около Ремуны, штат Oрисса, и был также известен как Говинда дас. В ранней юности он изучил санскрит, грамматику, поэзию и логика.
Баладева Видьябхушана принял посвящение и санньясу в сампрадае Мадхвачарьи, однако позже он принял прибежище у гаудия вайшнавов и стал служить великому вайшнавскому святому Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру. Баладева Видьябхушана написал более 24 книг, в том числе знаменитую "Говинда-бхашью". Об истории написания этого труда читайте здесь.
.
Баларама -- см. Баладева.
Бали Махарадж -- царь демонов, ставший великим преданным, отдав все, что у него было Господу Ваманадеву.
Балья -- Господь Кришна в образе ребенка.
Бахиранга-шакти -- внешняя энергия Господа.
Билвамангал Тхакур -- великий вайшнавский святой из Южной Индии, написавший много книг, наиболее знаменитой из которых является "Кришна-карнамрита".
Благость (саттва) -- одно из трех качеств материальной природы. Преобладание благости дает человеку знание, счастье, чистоту, невозмутимость и смирение.
Богиня процветания -- см. Лакшми.
Божественная Чета  -- Шри Шри Радха-Говинда, Кришна и Его Божественная Возлюбленная Радхарани.
Божество -- см. арча-виграха.
Брахма -- одна из гуна-аватарКришны, вторичный творец и первое живое существо вселенной, силой, дарованной Шри Кришной, создающий все разнообразие материального мира. Относится к джива-таттве.
Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая-- сампрадая, берущая свое начало с Господа Брахмы; впоследствие главными ачарьями в ней были Мадхва и Шри Чайтанья Махапрабху.
Брахма-сампрадая -- цепь ученической преемственности, берущая свое начало от Брахмы.
Брахман -- Абсолют, Господь; безличное, бескачественное, всепроникающее проявление Бога, сияние божественного образа Шри Кришны.
Брахманы -- учителя и священнослужители -- высшее из четырех сословий в системе варнашрамы.
Брахмариши -- титул, которым награждают мудреца среди брахманов.
"Брахма-самхита" -- молитвы Брахмы, посвященные Всевышнему Господу Говинде. Пятая глава этой книги ныне широко известно как самостоятельное и законченное произведение, была найдена Шри Чайтаньей Махапрабху во время Его паломничества по Южной Индии. В 64 стихах здесь содержится вся вайшнавская философия (в сжатой форме). Книга вошла в число Священных Писаний гаудия вайшнавов. Величайшие гаудия-ачарьи, такие как Шрила Джива Госвами, Шрила Рупа Госвами, Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, написали комментарии на "Брахма-самхиту". На нашем сайте, в разделе Библиотека, Вы можете скачать русский перевод этой книги с комментариями Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Брахмачари -- послушник, живущий в обители (ашраме) и соблюдающий обет безбрачия.
Будда -- 1)лила-аватар Господа Кришны, явившийся в начале Кали-юги; 2)Шакьямуни Будда, личность, так же известная под именем Сиддхартха Гаутама, основатель современного буддизма. Вы можете прочитать объяснения Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады о Господе Будде и буддизме здесь.
Бхагаван -- высший, личностный аспект Господа, обладающий, согласно традиционному определению, шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте.
Бхагавата -- все, что связано с Бхагаваном, Всевышним Господом, и в первую очередь, Его преданный (личность-бхагавата) и "Шримад-Бхагаватам".
Бхагавата-дхарма -- вечная религия чистого преданного служения Всевышнему Господу.
Бхагават-сева -- преданное служение Бхагавану.
Бхаджан -- 1)слово бхаджан происходит от глагольного корня бхадж, который как объясняется в "Гаруда-пуране", означает служение. Поэтому, когда садхана осуществляется с осознанием себя как слуги Господа и Его преданных, она может определяться как бхаджан; 2) в общераспространенном значении: духовная практика, особенно слушание, воспевание и созерцание Святого Имени, образа, качеств и игр Шри Кришны; 3) духовное песнопение.
Бхаджана-крия -- третья стадия развития растения бхакти; стадия, которую практикуют после встречи и общения со святыми (садху-санга).
Бхаджанананди -- преданный Господа, совершающий преданное служение в уединении и не стремящий ся проповедовать.
Бхава -- начальная ступень совершенства в преданности, сравниваемая с появлением первых лучей солнца премы (чистой любви к Господу).
"Бхагавад-гита" -- "Песнь Бога". Знаменитая беседа Всевышнего Господа Кришны с Арджуной, состоявшаяся перед самым началом битвы на Курукшетре. На сайте Вы можете скачать "Бхагавад-гиту" с удивительными комментариями Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа.
Бхакта -- преданный Господа Кришны.
Бхакти -- деятельность, которая предназначена исключительно для угождения Шри Кришны и исполнена любви, свободной от корыстных мотивов и желаний.
Бхактиведанта -- титул, означающий великого преданного, в совершенстве осознавшего суть и смысл Веданты -- бхакти, и следующий этим путем.
Бхактиведанта Свами МахараджБхактиведанта Свами Махарадж  (1896-1977)
-- великий святой и проповедник гаудия вайшнавизма 20-го столетия, широко распространивший и прочно утвердивший Учение Шри Чайтаньи по всему миру. Ачарья-основатель Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН).  Ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Бхактивинод ТхакурБхактивинод Тхакур  (1838-1915)
-- великий вайшнавский святой, богослов, философ и поэт, во второй половине 19-го века положивший начало новому этапу в истории гаудия вайшнавизма. Отец и духовный наставник Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.  Автор большого числа книг, статей и песен, чрезвычайно высоко чтимых вайшнавами.
Бхакти-деви -- олицетворенная преданность; Шримати Радхарани.
Бхакти-йога -- единение со Всевышним Господом через преданность, путь преданного служения.
Бхакти Прамод Пури Махарадж   Бхакти Прамод Пури Махарадж (1898-1999)
-- великий вайшнавский святой нашего времени, один из ближайших учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, в высшей степени почитаемый всеми вайшнавами за безупречную святость характера, духовную прозорливость и верность гаудия-сиддханте. Ачарья-основатель Шри Гопинатх Гаудия Матха и первый президент Всемирной Вайшнавской Ассоциации.
Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж (1895-1988)
-- величайший вайшнавский святой и мыслитель, один из ближайших учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, лично даровавшего ему положение Хранителя наивысших духовных идеалов Шри Рупануга-сампрадаи. Почитался всеми его духовными братьями как подлинный духовный глава сарасвата гаудия вайшнавов (преданных в линии Шрилы Сарасвати Тхакура). Ачарья-основатель Шри Чайтанья Сарасват Матха. Автор многих книг, вошедших в сокровищницу Священных Писаний гаудий.
Бхактисиддханта Сарасвати  Бхактисиддханта: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупад,
Гуру Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа и Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа. В 30-x годах прошлого столетия он основал 64 Гаудия Матха в Индии и послал проповедников в Великобританию.
Бхарата-варша -- древнее название Индии.
Бхрама -- один из четырех недостатков порабощенных иллюзорной энергией Господа душ. Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие баддха-дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта.

В

Вайбхава -- качество Бога, отражающее Его величие и могущество.
Ваидхи-бхакти -- преданное служение, осуществляемое по правилам и предписаниям.
Вайкунтха -- букв. "место, где нет тревог" -- вечные духовные миры, где правит Всевышний Господь в Своем образе Нараяны.
Вайрагья (ваирагйа) -- отрешенность, безразличие к материальному миру; отказ от материальных наслаждений.
Вайшнав --  преданный Всевышнего Господа, "тот, кто принадлежит Вишну".
Вайшнава-апарадха -- оскорбление преданного Господа, вайшнава.
Вайшнава-нинда -- оскорбление вайшнава путем отыскания в нем различных недостатков и его критики.
Вайшьи -- третье сословие в системе варнашрама -- крестьяне и торговцы.
Ванапрастха -- третий из четырех укладов жизни ведической цивилизации; удаление от дел.
Вандана -- прославление, приветствие.
Вараха -- воплощение  Господа Вишну в образе вепря, поднявшего Землю со дна океана Гарбходака  и убившего демона Хираньякшу (см. Третью песнь "Шримад Бхагаватам").

Варшашрама-дхарма -- ведическая общественно-религиозная система, согласно которой общество подразделяется на четыре сословия (варны) -- брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а так же четыре уклада жизни (ашрама) -- брахмачари, грихастх, ванапрастх, санньяси.
Васудева -- Кришна как сын Васудевы, Кришна в Матхуре и Двараке.
Ватсалья-раса (ватсалйа-раса) -- вид взаимоотношений с Богом, при которых преданный считает Его своим сыном.
Веданта (“Веданта-сутра”) -- “венец Вед”; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной и сжатой форме изложенные великим  мудрецом Шрилой Вьясадевой в "Веданта-сутре".
Веды -- первые Священные Писания, созданные Самим Всевышним Господом.
Веша - духовное ощущение одеяния преданного в его вечном духовном теле во Вриндаване.
Вибхути - качества Бога: 1)высшая власть, величие; 2)распространение; 3)несметное богатство.
Вигьяна (вигйана)- наука; осознанное знание; божественное восприятие, пришедшее к человеку благодаря практике преданного служения, противоположно "гьяне".
Видья (видйа) - знание.
Випраламбха -- настроение любви в разлуке, испытываемое в мадхурья-расе, божественных супружеских отношениях, которое внешне болезненно и печально, а в действительности, исполнено блаженства.
Випралипса -- один из четырех недостатков души, попавшей в материальный мир. Означает склонность обманывать других. Смотри так же бхрама, прамада, каранапатава.
Вишая (вишайа) - субъект; объект; то, что можно воспринять чувствами; то, что может быть познано с помощью шастр.
Вишвамбхара - имя Шри Чайтаньи Махапрабху до принятия Им санньясы, отреченного образ жизни.

  Вишванатха Чакраварти Тхакур - один из величайших вайшнавских святых, живший в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века, автор многих философских трудов, в которых своим особым образом глубоко раскрывает многие духовные истины.  Признается шастрическим распространением Шри Рупы-Санатаны.
Вишванатха Чакраварти Тхакур родился в 1662 в деревне Деваграм, Бенгалия. Он получил посвящение от Раманы Чакраварти. После принятия санньясы он получил имя Хари Валлабха Госвами. Шрила Сарасвати Тхакур писал: " Служить лотосным стопам Нароттама Даса Тхакура было единственным желанием Вишванатхи Чакраварти Тхакура". Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал более 40 книг на санскрите, включая комментарии к "Бхагавад-гите" и "Шримад Бхагаватам".

Вишну  - "Всепроникающий"; Верховный Господь: полное четырехрукое проявление Господа Кришны на Вайкунтхах, а также испостась Бога, Которая отвечает за сотворение и поддержание материальных вселенных (в образе пуруша-аватар). В материальной вселенной гуна-аватар Вишну управляет качеством благости.
Враджабхуми - земля Враджи, Вриндаван,  где пять тысяч лет назад явился Господь Кришна вместе со Своими Спутниками
Враджендра-нандана - имя Кришны как сына царя Враджи Нанды Махараджа.
Вриндаван - 1. буквально, "лес (вана) из деревьев Туласи (Вринда)" - место, где 500 лет назад проходили   духовные деревенские игры Кришны; 2. вечная обитель Кришны, духовный мир,  где Он в являет Свои наивысшие игры в образе человека.  В материальном мире Вриндаван проявлен как Гокула в округе Матхура в Сев.Индии(Уттар-Прадеш).

Вьясадев -- Вьяса (также называемый Бадараяна и Ведавьяса) - сын Махамуни Парашары и ученик Нарады Муни. Он был гуру, духовным учителем Пандавов и Kауравов (знаменитых династий, битва между которыми описана в "Бхагавад-гите").
Согласно Ваью Пуруше, этот Вьяса - двадцать восьмое воплощение Вьясы. Вьясадева считается литературным воплощение Господа Кришны, Который передал Вьясе мудрость Вед, Пуран, Веданта-сутры и других Священных Писаний.

Вьяса-пуджа (вйаса-пуджа)  - праздник Дня явления Шри Гуру, на котором ему поклоняются как представителю Вьясадевы.
Вьясасана (вйасасана) - особое сиденье, кресло, предназначенное для духовного наставника.


Г

Гададхара Пандит -- воплощение Шримати Радхарани  в играх Шри Чайтаньи Махапрабху.
Гаудия-вайшнавы (гаудийа-ваишнавы) - последователи Шри Чайтаньи Махапрабху.
Гандхарва -- имя Шримати Радхарани, означающая "поющая очень сладостно, подобно гандхарвам (небесным музыкантам)".
Гаудия Матх ( Гаудийа Матх) - Духовная Миссия, основанная в 1918 году  Шрилой Бхакти Сиддхантой Сарасвати Прабхупадой  для проповеди  учения Шри Чайтаньи по всему миру.

Гаура Кишора Даса Бабаджи (1830-1915)-- вайшнавский святой; воплощение отрешенности от всего мирского и уникального настроения преданности Богу.
Гауранга --  Златой Господь, Шри Кришна Чайтанья Махапрабху.

Гаудия Сампрадая -- духовная преемственость, идущая от Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.

Гаятри -- особая ведическая священная мантра из трех строф по восемь слогов в каждой, которую произносят брахманы на восходе солнца, в полдень и на закате.
Говардхан -- знаменитый холм неподалеку от Вриндавана, на и у которого Господь Кришна совершил множество Своих божественных игр. Так же Сам Господь Кришна.

Бхакти Сундар Говинда МахараджГовинда Махарадж -- Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж
-- Президент Севаите-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Гопала Бхатта Госвами (1503-1578) -- один из Шести Госвами Вриндавана, ближайших учеников и преемников Шри Чайтаньи Махапрабху.
Гопи -- юные пастушки Вриндавана, возглавляемые Шримати Радхарани, самые близкие преданные Шри Кришны, служащие Ему в настроении супружеской любви.
Госвами -- тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул санньяси.

Грихастха -- второй из четырех укладов жизни системы варнашрама, семейная и общественная жизнь в соответствии с ведическими правилами и предписаниями; так же человек, живущий в рамках данного уклада.
Гуны -- букв. "нити", "веревки", а так же "качества". Три основных свойствах или состояния материальной природы, различные сочетания которых создают все разнообразие проявлений материального мира: саттва (бытие, свет, благость), раджас (активность, страсть), тамас (тьма, костность, невежество). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, на которую влияют. Подробнее читайте здесь.

Гуру (Гурудев) -- духовный учитель.

Гуру Махарадж -- так в Шри Чайтанья Сарасват Матхе называют Шрилу Шридхара Махараджа.
Гьяна (гйана) - знание, духовное знание.
Гьяна-шунья бхакти --  преданность Господу, лишенная всяких корыстных интересов, или влечение к Нему и служению Ему благодаря естественной склонности и вкусу.
 


Д

Дандават (дандабат) -- название поклона, выполняя который преданный растягивается на земле подобно палке.
Данда -- посох, который носят санньяси.
Даршан (даршана) - буквально, "созерцание"; встреча; получение благословений от Божеств, духовного учителя или возвышенной личности в Их присутствии.
Дас - слуга, раб.
Дасья-раса -- вид трансцендентных взаимоотношений с Богом, при которых преданный считает Бога своим отцом.
Двеша -- ненависть; неприятие страданий и их причин.

Джайядхарма (Джайя-дхарма Тиртха) -- Джайядхарма родился около 1420. Еще в юности он принял санньясу, отречение от мира, и постоянно путешествовал, проповедуя учение вайшнавизма.
Джайядхарма написал комментарий к "Шримад Бхагаватам" под названием "Бхакти-ратнавали", в которых объяснил и продолжил более ранние коммментарии Шридхары Свами.
Джайядхарма оставил этот мир в 1448 году. Его самадхи находится в Канья Тиртхе, во Вриндаване.

Джаганнатх (Господь Джаганнатхдев) -- Господь Вселенной.
Джаганнатх Даса Бабаджи -- вайшнавский святой, шикша-гуру [наставляющий духовный учитель] и бабаджи-гуру Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Джива --  душа. Смотрите так же джива и майя , а так же объяснения Шрилы Бхактивинода Тхакура об обусловленных душах.

Джива Госвами (1513-1593) -- один из Шести Госвами Вриндавана, самых близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Признан величайшим философом всей индийской истории. Написал и отредактировал не менее 25 произведений, посвященных вайшнавской философии. Самые известными его трудами являются семь сандарбх: "Крама", "Таттва", "Бхагават", "Параматма", "Кришна", "Бхакти", и "Прити".

Дивья (дивйа) -- божественный.
Дикша-гуру -- духовный наставник, дающий наставления в практике преданного служения.
Дурга Деви -- олицетворенная материальная энергия. Жена Господа Шивы.
Дхама -- святое место.

Духовный мир, Голока Вриндавана -- надмирная обитель Бога.


И
Индра -- царь райских планет и управляющий в мире богов.
Ишта-гхошти -- "ишта" значит благоприятное общество, "гоштхи" -союз"; беседы о Боге  в обществе преданных.
Йога -- 1. связь, соединение; 2. путь, метод; 3.путь восстановления связи с Богом.

Ишвара Пури -- вайшнавский святой, ученик Шрилы Мадхавендры Пури.  Господь Чайтанья Махапрабху принял его как Своего  Гуру.
Ишвара Пури родился появился в Камархатте (современная Западная Бенгалия). Ученик Шрилы Мадхавендры Пури, он до последних дней служил своему духовному учителю.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур писал, что Ишвара Пури был лучший из санньяси. Шри Чайтанья Махапрабху так высоко ценил Ишвара Пури и его преданность, что принял его как духовного учителя.
Ишвара Пури написал книгу "Кришна-лиламрита"–  " Нектар божественных игр Кришны. "

ИСККОН: Международное Общество Сознания Кришны. Основано духовным братом Шрилы Шридхар Махараджа, Шрилой А.Ч Бхактиведантой Свами (Шрила Прабхупада).


K

Кала -- время, одна энергий Бога в материальном мире.
Кали-юга -- время  вражды и лицемерия, который продолжается в настоящее время.  Последний в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится  432 000 солнечных лет. Нынешняя Кали-юга  началась около пяти тысяч лет назад.
Кама -- стремление к наслаждению; вожделение.
Каништха-адхикари -- первая стадия практики преданного служения.
Кантхималы -- бусы из священного дерева Туласи, которые вайшнавы носят на шее.
Карана-джала -- Причинный океан, разделяющий духовный и материальный миры.
Каранапатава -- один из четырех недостатков попавшей в материальный мир души.  Означает, что чувства обусловленной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине, джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки.
Караталы -- музыкальный инструмент,  бронзовые тарелочки, используемые при воспевании молитв.
Карма -- материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, а так же последствия этой деятельности. Закон материальных причин и следствий.
Карма-мишра-бхакти -- преданность Богу, в которой присутствуют корыстные мотивы.
Карпаньям (карпанйам) - смирение.
Киртан  --  воспевание святых имен и прославление Бога и Его преданных.
Крипа -- милость, сострадание.

Кришна --  Всепривлекающая Личность Бога; Прекрасная Реальность; Бог Любви.
Кришна-вимукхата -- грех отчуждения от Кришны, которая совершила душа, выбрав наслаждения этого мира.

Кришна Дас Кавирадж Госвами-- Кришнадас Кавирадж Госвами родился недалеко от города Kатва, Западная Бенгалия, но затем переехал во Вриндаван. Он получил посвящение у Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, который нарек его Кавираджем, что значит царь среди поэтов. Причиной этому послужил поэтический шедевр Шрилы Кавираджа Даса Госвами "Говинда-лиламрита".
Кроме того, Кришнадас Кавирадж Госвами создал "Шри Чайтанья-чаритамриту", повествующую о жизни и учении Шри Чайтаньи Махапрабху.
 Самадхи Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами находится на берегу Радха-кунды, во Вриндаване.

Кришна-према -- чистая любовь к Богу.
Кродха -- гнев.
Кшатрий -- сословие воинов и правителей ведического общества (варнашрама-дхарма). Второй уклад ведического общества.


Л

Лакшми Пати Тиртха -- Лакшми Пати был учеником Вьяса Тиртхи (1420 -1487), который нарек его Лакшмипати Тиртха. Лакшмипати Тиртха был духовным учителем Мадхавендры Пури.
 

Лилы -- божественные игры.

Лока -- планета, уровень жизни. 


M

Мадхавендра Пури -- Шрила Б.С.Говинда Махарадж писал: "Шрилу Мадхавендру Пури почитали и прославляли Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху были его учениками.
     Ишвара Пури, который среди многих санньяси того времени пользовался огромной известностью, был, как вы знаете, очень преданным и близким слугой Шрилы Мадхавендры Пури; именно его избрал своим гуру Шри Чайтанья Махапрабху. Поэтому Шрила Мадхавендра Пури занимает в нашей
сампрадае столь высокое положение.
Наша сампрадая берет свое начало от Кришны, однако в течение некоторого времени после Мадхвачарьи Кришна-концепция находилась в тени. Через Шрилу Мадхавендру Пури она вновь явилась во всем своем великолепии. Милостью Шри Чайтаньи Махапрабху мы считаем его подлинным гуру рага-марги. Шрила Мадхавендра Пури явил этому миру путь любящего служения Господу". (Шрила Б.С.Говинда Махарадж)

Мадхвачарья -- ачарья одной из четырех вайшнавских сампрадай.
Махапрабху: Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху.

Маха-Мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Мантра -- сокровенная звуковая вибрация. Также Мантрам.
Материальный мир -- мир, в котором мы сейчас живем. Как Всевышний Господь создает его, читайте здесь.

Матх --  место, предназначенное для развития духовных ценностей и служения Всевышнему Господу. Монастырь. 


Н

Навадвипа [также произносится Набадвипа] --  место рождения Господа  Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.
Намабхаса -- это слабая связь со святым именем. Намабхаса — это уже не оскорбительное повторение имени, но еще и не служение ему, это промежуточная стадия.

Нарада Муни -- сын бога Брахмы, и он - один из двенадцати великих преданных Кришны,  известных как махаджаны. Он - духовный странник, передающий знание повсюду во вселенной. Нарада написал Нарада-панчаратра, и Нарада-бхакти-сутру, восемьдесят четыре подобных драгоценному камню афоризмов о преданности, которые показывают таинство любви к Богу.

Нароттам Даса Тхакур -- Роль Шрилы Нароттама Даса Тхакура в истории гаудия вайшнавизма трудно переоценить. Он и егопоследователи распространили учение Господа Шри Чайтаньи  в Муршидабаде и  Раджшое (округа Восточной Бенгалии, Индия). Перу Шрилы Нароттама Даса Тхакура принадлежит несколько книг, в которых утверждается высшее положение служения Богу.
 

Нимай --  имя Шри Чайтаньи Махапрабху, которое Он получил благодаря рождению под деревом Нимба.
Нимбарка -- ачарья одной из четырех авторитетных вайшнавских цепей ученической преемственности.
Нитья-баддха -- души материального мира.
Нитьянанда (Господь Нитьянанда) -- Господь Баларама в играх Шри Чайтаньи и олицетворение принципа Гуру-таттвы в первых четырех настроениях преданности.


О

Ом, Омкара -- односложный звук, представляющий Абсолютную Истину.

П

Падманабха -- Падманабха Тиртха, известный вайшнавский пандит (1199 - 1278) родился в Уттара-Каратаке. В 1256 году он встретился с Мадхвачарьей и принял у него посвящение, а затем и отречение от мира (санньясу).
Падманабха Тиртха был одним из самых близких учеников Шри Мадхвачарьи.

Параматма -- всепроникающий аспект Бога. Бывает двух видов: Параматма в сердце каждого живого существа, и -- Параматма в каждом атоме.
Поклонение Божеству -- см. арчана.
Прабху -- почтительное обращение. Господин.

Прабхупад --  на Западе, Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж, Основатель-Ачарья ИСККОН, старший ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.
В Индии, титул Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Основателя-Ачарйи Шри Гаудия Матха.

Прамада -- одно из качеств попавшей в материальной мир души. Означает склонность совершать ошибки.

Прамана – это авторитетное свидетельство истинности того или иного утверждения, опирающееся на авторитет шрути (Веды и Упанишады) и смрити-шастр, таких как "Шримад-Бхагаватам". Праманой также может быть пратьякша – свидетельство, получаемое в виде прямого восприятия таттвы очищенными трансцендентными чувствами (духовного опыта), которое есть божественное откровение, доступное тем, кто строго следует руководству Вед.
 

Прасадам -- вегетарианское подношение, приготовленное и предложенное с преданностью Богу.

 Пратьякша – свидетельство, получаемое в виде прямого восприятия таттвы очищенными трансцендентными чувствами (духовного опыта), которое есть божественное откровение, доступное тем, кто строго следует руководству Вед.

Пуруша-аватары -- воплощения Всевышнего Господа, с помощью Которых Он создает и поддерживает материальный мир.

   Пурушоттама, или Брахманья Тиртха -- Пурушоттама, известный так же как Брахманья Тиртха родился в 1460 году.  Он имел собственный монастырь, который он позже передал своему ученику Шридхаре Тиртхе. Этот монастырь существует и сегодня под названием Kундапура Мутт.
Шрила Брахманья Тиртха ушел из этого мира в 1476 или 78 году.


Р

Рагхунатх Дас Госвами (1495-1571) -- один из Шести Госвами Вриндавана, самых близких учеников и последователей Господа Чайтаньи. Шри Рагхунатх Дас Госвами почитается гаудия вайшнавами как прайоджана-ачарья, наставник, учащий конечной цели живого существа -- любви к Богу. В своих прославленных молитвах Шрила Рагхунатх Дас госвами раскрыл наивысший уровень чистой преданности.
 
 

Раджендра Тиртха -- родился примерно в 1375 году. Он был первым учеником Шрилы Видьянитхи.
Известно, что он проповедовал на севере Индии и имел много учеников.
Шри Ранджендра ушел из этого мира примерно в 1440 году.

Радхарани -- олицетворение энергии наслаждения Бога, духовная возлюбленная Шри Кришны во Вриндаване.
Рамануджачарья -- ачарья одной из четырех вайшнавских сампрадай.
Рупа Госвами--  вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху.


С

Садху-санга -- общение со святыми.
Самбандха-гьяна --  знание о взаимоотношениях между Всевышним Господом Шри Кришной, Его энергиями (шакти) и душами (дживами).
Санкетьям -- первый вид намабхасы;  не прямое повторение святых имен Бога, а направленное на что-то другое.
Санньяса --  вступление в монашеский орден, отречение от мира.

Санкиртана -- Совместное пение святого имени Господа Кришны.

Сампрадая--   линия ученической преемственности.

  Санатана Госвами -- Один из шести Госвами Вриндавана. Санатана Госвами родился в 1488. Он был старшим братом Рупы Госвами и так же ближайшим учеником и последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Среди главных литературных трудов Санатаны Госвами - "Хари-бхакти-виласа", "Брихад-Бхагаватамрита", и "Брихат-вайшнава-тошани". Он оставил этот мир в 1558.

Сева --  Служение Всевышнему Господу и Его преданным.

Сева Ашрам --  община Преданных, которые стремятся к служению Шри Шри Гуру*-Гауранге*.

Сварупа Дамодара -- Сварупа Дамодара был одним из самых близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был также известен как Пурушоттама Ачарья (Сварупа); позже, сам Господь Чайтанья дал ему имя Дамодара.
Всякий раз, когда какой-то преданный писал стих, песню, или книгу,  Сварупа Дамодара лично проверял это, а уж потом это попадало к Шри Чайтанье Махапрабху.


T

Татастха-шакти -- пограничная энергия Кришны, источник душ.


У

Упанишады --  Раздел Вед, который описывает Высший Дух; Веданта.

Х

Хари -- Всевышний Господь.
Хари-катха -- повествования о Господе или Его преданных.

Ч

Чайтанья --  ШриКришна Чайтанья Махапрабху.

Ш

Шраддха -- вера в то, что служением Господу достигается всё.
Шрила Свами Махарадж: имя Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа (Прабхупады), полученное им при санньясе*. См.  Бхактиведанта Свами Махарадж.

Шрила Шридхар Махарадж: старший ученик Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура и Основатель-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха. Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж.

Шри, Шрила -- почтительная приставка к имени.

Шри Чайтанья Сарасват Матх: Миссия, основанная Шрилой Шридхар Махараджем в Шри Навадвип Дхаме, Индии и имеющая множество международных центров.
Адрес: Sri Chaitanya Saraswat Math Road, Kolerganj,
P.O. Nabadwip, District Nadia, West Bengal, PIN 741302, India.
Phone: Nabadwip (03472) 40086 & 40752 | Calcutta: (033) 551-9175
Email: [email protected]
Смотрите также: Матх*



Э
Экадаши: Одиннадцатый день двухнедельной фазы луны. В этот день вайшнавы держат пост на зернобобовые продукты.


Ю

Юга -- эпоха развития человечества. Нынешний век - Кали-юга - век деградации и раздоров.