Шрила Бхактивинод Тхакур о сотворении мира

Маха Вишну “Бхагаван Шри Хари пронизывает все творение посредством двух Своих качеств: айшварья и вирья. Силой этих божественных достояний Он творит мир майи с его бесчисленными вселенными. Затем, чтобы поддержать мироздание, Он Сам входит в каждую вселенную, принимая образ Вишну, Своего частичного проявления (амша). Следует иметь в виду, что когда Господь распространяет Себя в воплощения, каждая из них – совершенное и полное целое. Об этом говорит Брихад-араньяка Упанишад (5.1):
пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавишишйате






    “Пуруша, источник всех распространений (кала или амша) и воплощений (аватара), всесовершенен и полон в Самом Себе, и поскольку Он обладает этим абсолютным совершенством, все распространения и аватары, исходящие от Него, также наделены этими качествами. Хотя Пуруша является источником полных и совершенных категорий, Сам Он остается неизменным, полным и совершенным”.

    Поэтому, полное целое, Господь Вишну, который входит в эту вселенную и поддерживает ее Своей энергией, есть Сверхдуша, Параматма. Этот Господь Вишну имеет три ипостаси (три функциональные формы): Каранодакашаи Вишну, Кширодакашаи Вишну и Гарбходакашаи Вишну. Причинный океан (карана-джала), известный также как река Вираджа, представляет из себя границу между духовным миром (чит-джагат) и миром материальным (майика-джагат). Возлежа на его водах, Каранодакашаи Вишну (Маха-Вишну), частичное проявление Шри Бхагавана, бросает духовный взгляд на пракрити (майя-деви), которая находится на большом расстоянии от Него, и силой Своего взгляда посвящает ее в процесс творения материальных вселенных. Бхагаван Шри Кришна описывает этот божественный акт в следующем стихе "Бхагавад-гиты" (9.10):

майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагат випариварттате

    “О сын Кунти, по Моей воле и под Моим контролем, подчиненная Мне Моя материальная энергия (майя-шакти) создает бесчисленные вселенные, заполняющие космическое пространство, и проявляет на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. Повинуясь Моему желанию, она творит и разрушает материальный мир вновь и вновь”.
    В Ведах (Айтарея Упанишад, 1.1.1) говорится:

са айкшата

    “Он (Маха-Вишну) бросил взгляд (на материальную природу)”.
    Далее в Айтарея Упанишад (1.1.2) говорится следующее:

са имал локан асриджата

    “Всевышний Господь создал весь материальный мир после того, как Его взгляд привел в возбуждение творческие механизмы материальной энергии”. Гарбходакашаи Вишну олицетворяет собой силу этого взгляда Каранодакашаи Вишну. Он входит в лоно материальной энергии как Сверхдуша творения. Взгляд Маха-Вишну подобен лучу света, который наполнен крошечными корпускулами, индивидуальными дживами. Затем Господь, в образе Кширодакашаи Вишну, известного также как Хираньягарбха, входит в сердце каждой баддха-дживы, и пребывает в нем в форме не превышающей размер большого пальца руки".
Шветашватара Упанишад (4.6) утверждает:

два супарна сайуджа сакхайа

    “Индивидуальная джива и Параматма располагаются в каждом сердце, подобно двум птицам, сидящим на ветке одном дерева. Одна из этих птиц – Ишвара, дарующая результаты всех действий, другая птица – джива, наслаждающаяся их плодами”".

Вернуться на страницу Пуруша-аватар
Еще Хари-катха Шрилы Бхактивинода