Четыре свойства порабощенной  души

Объяснение Шрилы Бхактивиноды Тхакура
Другие объяснения Шрилы Бхактивинода Тхакура
Объяснения джива-таттвыШрилы Б.Р.Шридхара Махараджа

    "Чувства баддха-дживы всегда подвержены четырем недостаткам: 1) порабощенная душа может находиться в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны и недостаточны (каранапатава).
 

    1) Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие баддха-дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день, лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все, увиденное им будет несуществующей иллюзией.

    2) Материальный разум порабощенной души всегда ограничен; если баддха-джива пытается понять безграничную Абсолютную Истину (пара-таттва), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека который, опираясь на материальный разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом Верховная Личность, Всевышний Господь, смог создать материальный мир, обладающий теми же простанственно-временными характеристикам.

    3) Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для баддха-дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

    4) Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине, джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и придти к неправильному умозаключению”.