См. так же: Божество видит нас.
Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
Поклонение Божеству
"Писания вайшнавов рекомендуют садхаке совершать
арчану,
поклонение духовной форме Бхагавана, в соответствии с установленными правилами
и должным философским пониманием. Возвышенный преданный, строго следующий
этому указанию шастр, никогда не станет поклоняться какому-либо
материальному объекту, созданному из земли, воды, огня или каких-либо других
элементов низшей природы. В "Шримад-Бхагаватам" (10.84.13) говорится:
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
ят тиртха-буддхих салиле на кархи
джанешв абхигйешу са эва го-кхарах
"Человек, который отождествляет себя с этим материальным
телом, созданным из трёх элементов (желчь, воздух и слизь); тот, кто считает
свою жену, детей и других близких родственников продолжением своего бытия;
тот, кто считает землю или какой-либо другой элемент апара-пракрити
объектом поклонения, на том основании, что из них создаётся форма Божества;
тот, кто считает воду Ганги и других рек Бхарата-варши священной,
но не стремится принимать омовение в нектарном потоке хари-катхи,
струящейся из уст садху, должен считаться ослом среди коров".
Поклонение в соответствии с уровнем сознания
В "Бхагавад-гите"
(9.25) говорится: бхутани йанти бхутеджйа – «Те, кто поклоняются
материи, останутся в этом материальном мире. Таково их назначение после
смерти». Эти и многие подобные им утверждения шастр, говорят, что поклонение
материи находится в противоречии с
вайшнава-сиддхантой и потому
строго запрещено. Однако, следует принимать во внимание следующее: все
люди находятся на разных уровнях духовного осознания, соответствующего
глубине их понимания философских истин и степенью их чистоты. Из всех этих
людей, только те, кто осознал
шуддха-чинмая-бхаву, форму чистого
духовного существования, способны поклоняться абсолютно духовной (чинмая)
форме Божества. Человек может понять божественную природу Шри Мурти
настолько, насколько он развил в себе это сознание.
Люди, находящиеся на самом низшем уровне духовного
развития, вовсе не способны понять природу чинмая-бхавы. Даже если
такие люди посвящают себя медитации и сосредоточенно представляют в своём
уме образ Господа, форма, которую они видят при этом, материальна. Когда
такой человек создаёт образ Бога, с помощью материальных элементов и поклоняется
Ему, эта форма материальна, точно также, как тот образ, который он может
создать в своем уме.
Поклонение Божеству -- краеугольный камень истинной
религии
Однако, в действительности, даже такой способ поклонения
Богу необычайно благоприятен для человека, находящегося на определённом
уровне духовного осознания. Не будь в мире поклонения Божествам, обычные
люди не имели бы возможности возвыситься. Для человека, стремящегося служить
Господу, очень важно видеть перед собой Его образ, ибо в отсутствии такой
возможности он не сможет понять к кому направлять усилия своей души и,
по этой причине, потеряет веру в Бога и надежду обрести Его. Религиозные
учения, в которых отсутствует поклонение форме Божества, находятся на низкой
ступени лестницы духовной иерархии. Их приверженцы, как правило, весьма
материалистичны и порой даже безразличны по отношению к Богу. Из всего
этого следует понять, что поклонение Шри Мурти – есть краеугольный
камень истинной религии, в которой нуждается всё человечество. Всевышний
Господь являет Свою духовную форму махаджанам на вершине бескорыстной
гьяна-йоги. Махаджаны медитируют на эту форму в глубине своих
сердец, очищенных силой бхакти.
Когда сердце садхаки, посвятившего свою жизнь
арчане,
становится кристально чистым, он начинает видеть, что Шри Мурти,
духовный образ Господа, хоть и создан человеческими руками из материальных
элементов, есть проекция вечной духовной формы Бхагавана на плане мирского
бытия.
Поклонение любой воображаемой форме Бога строго запрещено
и неблагоприятно, но поклонение
Шри Мурти рекомендуется в священных
писаниях и несёт высшее благо любому человеку,совершающему его. Все четыре
вайшнава-сампрадаи утверждают в мире принципы и методы
Вишну-арчаны,
чтобы предоставить людям, находящихся на одном из этих трёх уровней духовного
осознания, возможность служить Господу. Никакая критика шуддха-арчаны
не может быть справедливой, ибо поклонение Божеству воплощает в себе метод
постепенного возвышения
баддха-джив,
обусловленных душ, лишённых общения со своим вечным повелителем".
("Джайва-дхарма")