Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Публичная программа. Одесса, Украина. 17.05.02
    В Ведической литературе – Писаниях древней Индии, описывается природа эволюции души. Там говорится, что существует 8 400 000 форм жизни. Эти формы жизни являются биологическим выражением ложных представлений о действительности, которые имеет душа. Будучи частицами Бога, мы, в ничтожно малой степени, обладаем Его природой, Его качествами. Бог занимает верховное положение и ни от кого не зависит. У нас так же есть независимость, но куда более маленькая, чем у Бога. Эта независимость известна как свобода воли. Она подразумевает выбор. Мы обладаем свободой выбора с самого начала нашего появления.

    Очень хорошо о свободе выбора говорит английский поэт Джон Мильтон в своей поэме "Утерянный рай", где вкладывает эти слова в уста одного из персонажей – Люцифера. Сатана говорит: "Лучше царство-вать в аду, чем служить на небесах". Согласно ведической точке зрения, материальный мир предоставляет живым существам, обитающим в нем, возможность утвердить свое господство, возможность царствовать. Этот мир известен как область эксплуатации и заблуждения, так как  основа-нием бытия здесь является ложное представление о нашей внутренней природе.

    Можно сказать, что в материальном мире существует 8 400 400 разнообразных ложных представлений о своей природе и окружающем мире. Среди подобных неверных взглядов есть определенная градация, которая определяется степенью развитости сознания этих существ. Согласно ведическому пониманию, во всех этих формах есть душа. Душа едина во всем – не существует души растения, души животного и т.п. Душа одинакова у всех. Но она переходит в разные формы жизни – из одного тела в другое. Если мы проанализируем эти формы жизни, то обнаружим такое явление как эволюция сознания.

    Эволюция сознания в каком-то смысле очень похожа на теорию эволюции Дарвина. Различие состоит в том, что согласно ведической точке зрения, душа перемещается из одной формы жизни в другую. Когда она находится в низшей форме жизни, сознание практически подавлено, скрыто. Внутренняя потребность, присущая живому существу, выражается в таком случае на самом примитивном уровне. Когда сознание плохо развито,  живое существо занято, главным образом, добыванием и принятием пищи. Но по мере эволюции души, движения ко все более и более высоким формам жизни, степень развитости сознания повышается. Когда сознание становится достаточно утонченным, к живому существу приходит понимание его внутренней потребности. Эта нужда определяется как внутренняя, дабы отличить ее от внешних потребностей организма.

    Веды говорят, что людям и животным присущи одни и те же жизненные функции: они спят, едят, совокупляются и обороняются от себе подобных. В чем же тогда отличие человека от животного? Этим отличием является понятие дхармы, религии, внутреннего поиска. Иными словами, речь идет о деятельности лишь сознательного существа, которое обращено в свой внутренний мир.

    Французский философ Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно я существую". Так он выражает осознание своего бытия. Это осознание нашего существования ("я живу") отличает нас от мертвой материи. Этот стол существует, но он не осознает факт своего бытия. Мы живем, и к тому же обладаем пониманием того, что мы есть.
    Когда мы имеем осознание своего существования, в нас просыпается жажда внутренней потребности, которая живет в нас. Мы понимаем: мне нужно испытать состояние полноты. Некой исполненности, которая намного превосходит основные телесные потребности.

    Что может исполнить потребности живой, сознательной души? Мы видим, что есть нечто, что отличает человека от животного – это любовь. Мотивом поступков человека является стремление любить и быть любимым. С биологической точки зрения эта потребность выражается как стремление к размножению. Но духовная жажда человека заключается во взаимообмене любовными чувствами с другими. Это стремление и есть основополагающий принцип всего существования.



    Дальше...