Очень хорошо о свободе выбора говорит английский поэт Джон Мильтон в своей поэме "Утерянный рай", где вкладывает эти слова в уста одного из персонажей – Люцифера. Сатана говорит: "Лучше царство-вать в аду, чем служить на небесах". Согласно ведической точке зрения, материальный мир предоставляет живым существам, обитающим в нем, возможность утвердить свое господство, возможность царствовать. Этот мир известен как область эксплуатации и заблуждения, так как основа-нием бытия здесь является ложное представление о нашей внутренней природе.
Можно сказать, что в материальном мире существует 8 400 400 разнообразных ложных представлений о своей природе и окружающем мире. Среди подобных неверных взглядов есть определенная градация, которая определяется степенью развитости сознания этих существ. Согласно ведическому пониманию, во всех этих формах есть душа. Душа едина во всем – не существует души растения, души животного и т.п. Душа одинакова у всех. Но она переходит в разные формы жизни – из одного тела в другое. Если мы проанализируем эти формы жизни, то обнаружим такое явление как эволюция сознания.
Эволюция сознания в каком-то смысле очень похожа на теорию эволюции Дарвина. Различие состоит в том, что согласно ведической точке зрения, душа перемещается из одной формы жизни в другую. Когда она находится в низшей форме жизни, сознание практически подавлено, скрыто. Внутренняя потребность, присущая живому существу, выражается в таком случае на самом примитивном уровне. Когда сознание плохо развито, живое существо занято, главным образом, добыванием и принятием пищи. Но по мере эволюции души, движения ко все более и более высоким формам жизни, степень развитости сознания повышается. Когда сознание становится достаточно утонченным, к живому существу приходит понимание его внутренней потребности. Эта нужда определяется как внутренняя, дабы отличить ее от внешних потребностей организма.
Веды говорят, что людям и животным присущи одни и те же жизненные функции: они спят, едят, совокупляются и обороняются от себе подобных. В чем же тогда отличие человека от животного? Этим отличием является понятие дхармы, религии, внутреннего поиска. Иными словами, речь идет о деятельности лишь сознательного существа, которое обращено в свой внутренний мир.
Французский философ Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно
я существую". Так он выражает осознание своего бытия. Это осознание нашего
существования ("я живу") отличает нас от мертвой материи. Этот стол существует,
но он не осознает факт своего бытия. Мы живем, и к тому же обладаем пониманием
того, что мы есть.
Когда мы имеем осознание своего существования, в
нас просыпается жажда внутренней потребности, которая живет в нас. Мы понимаем:
мне нужно испытать состояние полноты. Некой исполненности, которая намного
превосходит основные телесные потребности.
Что может исполнить потребности живой, сознательной
души? Мы видим, что есть нечто, что отличает человека от животного – это
любовь.
Мотивом поступков человека является стремление любить и быть любимым. С
биологической точки зрения эта потребность выражается как стремление к
размножению. Но духовная жажда человека заключается во взаимообмене любовными
чувствами с другими. Это стремление и есть основополагающий принцип всего
существования.