Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Ответы на вопросы. Одесса, Украина. 15.05.02

Часть Пятая
Назад...

    Вопрос: Наши великие ачарьи оставили так много духовного наследия – как мы можем не читать это?
 
    Госвами Махарадж:  Конечно, мы должны изучать их наследие. Но я говорю о том, что изучение множества книг, получение огромного количества информации, не способно укрепить нашу веру. Эти книги содержат не знание, а преданность. В них описывается слава и величие самопредания. Знание здесь вторично. Когда знание приходит, чтобы служить преданности,  оно находится на своем месте. В то же время, в этом мире существует большое количество ученых, изучающих вайшнавизм с академической точки зрения – они могут вам рассказать о вайшнавизме очень много. Но в результате такого подхода наша вера будет ослабевать и разрушаться.

    Шрила Санатана Госвами проводит различие между  теми, кого мы должны слушать, и кого нам слушать не следует. Санатана Госвами не принимает идею, что слушание о Кришне от кого бы то ни было, будет благом. Мы можем спросить: почему Санатана Госвами говорит, что мы не должны слушать это, ведь Хари-катха – это нектар, спасающий нас от рабства этого мира? И Санатана Госвами говорит: да, не слушай повествования о Кришне, если их не рассказывает подлинный вайшнав. И почему? Он объясняет, что слушать Хари-катху от непреданного подобно принятию пищи после змеи. После касания ядовитого языка змеи   молоко становится отравленным. Если о Кришне  говорят без  надлежащего настроения, это имеет противоположный эффект. Вопрос состоит в подходе к этому.

    Шрила Шридхар Махарадж в связи с этим имел обыкновение приводить пример своего  духовного брата профессора Санньяла. Профессор Санньял говорил, что если мы изучаем то или иное Священное Писание по совету гуру и вайшнавов, то это будет бхакти. Но если мы читаем то же Писание по собственной инициативе, мы получаем гьяну.

    Как уже было сказано, гьяна является ядом. Если мы будем изучать книги, о которых Вы упомянули, мы увидим, что в их основе лежит преданное служение. В них говорится, что только служение может открыть доступ к этим вещам. Служение – это тот поток, который приносит свет, а служение подразумевает самопожертвование. Изучая книги о преданности, человек неизбежно должен вдохновиться служить. Служение приносит нам реализацию того, что мы слышали или читали. В противном случае, наш опыт будет поверхностным. Но даже неглубокое восприятие сознания Кришны неизмеримо превышает реализации этого мира.
 

    Вопрос: Лично Вы верите, что Кришна – Бог,  или только знаете это?

    Госвами Махарадж: Я не думаю о Кришне как о Боге. Я потерял интерес к концепции Бога много лет тому назад. Я отказался от идеи Бога ради Кришна-концепции. Бог – это очень общий и размытый термин. Поэтому, чтобы подчеркнуть суть того, о чем мы говорим, можно сказать: Кришна – это не Бог, потому что Кришна не соответствует тем представлениям, которые бытуют в этом мире. Не нужно связывать с Кришной  обычные распространенные представления о Боге. Кришна настолько выше и дальше от понятия "Бог", что сам Бог поклоняется Кришне (смеется). Бог со сложенными руками предлагает Кришне поклоны.

    Мы должны изменить образ наших мыслей. Кришна настолько привлекателен, что иногда Он привлекается Собой. Кришна не может понять, как можно быть таким прекрасным, как Он. И когда это происходит, он стремится стать Своим преданным.

    Однажды олицетворенные Веды хотели войти в раса-лилу. Веды – это откровение о природе Верховного Господа. Шрила Говинда Махарадж в одной из своих песен, "Нитай Чайтанья Арати", сравнивает 108 светильников, предлагаемых Божеству, со 108 Упанишадами, в которых проливается свет на природу Божественного. Упанишады так же являются личностями. В духовном бытии все имеет индивидуальность. Даже в брахмаджьоти, о котором мы привыкли думать как о чем-то безличном, великие души, имеющие мизерное видение духовной сути, способны видеть качества и индивидуальное начало, и даже ту природу расы, которая заключена в живых существах, составляющих брахмаджьоти. Что же говорить о божественных Упанишадах!

    И Упанишады пытались войти в раса-лилу. Когда они наконец почувствовали вкус той божественной субстанции, которую они искали, они были поражены. Им стало стыдно. Они сказали: "Мы не знали, что есть такие божественные игры. Мы что-то слышали, но не могли и представить себе их истинную природу. Прости нас, за то, что мы не открываем это миру".



    Назад...