Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Ответы на вопросы

Москва, 27 июня 2001 года
    Вопрос: Какие отношения возникают между Учителем и учеником, когда последний принимает Хари-нам, и потом, когда ему дается гаятри-мантра?
     Госвами Махарадж: Прежде всего нам необходимо понять, что Гуру является функцией Божественного. Гуру – это то, каким образом Божественное проявляет Себя в этом мире. Давайте проясним для себя, кто такой Гуру и что такое гуру-таттва.
    Только Кришна может явить Себя. Иными словами, никто и ничто не способно дать нам Кришну, явить нам Кришну, если Кришна не захочет сделать этого. И во вдохновении вайшнава мы распознаем Гуру. Мы общаемся с ними и принимаем руководство определенного вайшнава как нашего дикша-гуру. А других вайшнавов мы можем принимать как шикша-гуру.
    Однажды Шрила Шридхар Махарадж сказал, что различие между ними – это нечто похожее на различие между  врачом, который консультирует членов какой-то семьи, когда они приходят в больницу,  и  дает им какие-то советы и наставления, и семейным доктором. Говоря в целом, семейный доктор знает историю болезни каждого из членов семьи. Он знает, что происходит от момента принятия Хари-нама-посвящения до принятия мантры.
    Мантра призвана помогать тем, кто стремится совершать дальнейший прогресс, в том числе, и в воспевании Намы. В том смысле, что человек стремится стать ближе к Гуру. Но Гуру безграничен.  Это не так, что сначала мы принимаем посвящение в Харинаму, Святое Имя, а затем мы принимаем мантру, --  и на этом все заканчивается. Мы постоянно ищем руководство Шри Гуру – в прямом ли присутствии гуру-вайшнава или в разлуке с ним.
 

     Вопрос: Как манджари помогают Кришне и Радхе в Их любовных играх? Я понимаю, что нашим материальным умом это невозможно понять...

     Госвами Махарадж: Нам запрещено обсуждать эти темы, потому что это – Высшая Реальность. Если мы почитаем эту реальность и преклоняемся перед ней, то как мы можем так запросто говорить об этом?
    Однажды Шрила Говинда Махарадж сказал об этом: "Мы не знаем, и мы не хотим знать". Если мы будем обсуждать эти темы, то они очень далеко уйдут от нас. Когда однажды Шрила Сарасвати Тхакур совершал враджа-мандала-парикраму, обхождение святых мест Враджи, он захотел увидеть своего друга детства. Встреча состоялась, когда  в том месте, где находился этот человек, обсуждались подобные темы. Шрила Сарасвати Тхакур преклонил свою голову и немедленно ушел. И его друг сказал: "Неужели ты не хочешь послушать?" Шрила Сарасвати Тхакур ответил: "Наши Гуру говорили нам, что если мы будем слушать обсуждение подобных тем, мы совершим апарадху, оскорбление".
    Это будет означать, что мы будем проецировать наши материальные представления на Божественную Реальность. Потому что в этом мире у нас есть определенные представления, что такое отношения между юношами и девушками. И естественно, мы  будем проецировать эти ограниченные представления на Безграничное. Мы ведем обусловленное существование, которое сравнивается с болезнью. Поэтому прямо сейчас мы не в состоянии постичь, и предствить что такое свободное, здоровое бытие. Пуджала Рага-патха гаурава-бханге... В этих строках Шрила Сарасвати Тхакур сказал, что игры Господа и Его спутников – это объект нашего поклонения, и мы на почтительном расстоянии поклоняемся  этому высшему уровню. Но если мы попытаемся низвести эту Высшую Реальность сюда, вниз, это приведет лишь к осквернению. Простите, но я не могу говорить об этом. Наш Говинда Махарадж сказал: "Мы не знаем, и мы не хотим знать".

     Вопрос: То, что нисходит из духовного мира, приходит только как откровение?
    Госвами Махарадж: Важно понять, что духовная реализация есть то, что нисходит сверху вниз, а не то, что идет снизу вверх. Кришна может явить что-то, и это откровение нисходит из высшего мира сюда, на этот план. Мы не способны своими усилиями возвыситься до того мира. Если мы попытаемся ворваться  в тот мир, то нас ждет падение. Крылья Икара, котрый попытался полететь к солнцу, расплавились. Нечто в этом роде... Если мы своими собственными усилиями попытаемся добраться до Высшей Реальности, то мы упадем.

     Вопрос: Возможно, это мои домыслы... Мы много раз падали, перерождались в этом мире. А теперь, идя за Гуру Махараджем,  мы следуем по тому же пути, на котором мы пали, или это какой-то другой путь?
    Госвами Махарадж: До известной степени возможно провести такую параллель. Можно сказать, что есть различные уровни мироздания внутри этой вселенной: есть покрытия материальной вселеннной, затем существует Вираджа – граница между материальным и духовным бытием, Вайкунтха и т.д. Но важно помнить, что все, о чем мы здесь говорим, основано на сознании. Это не так, что духовный мир – это Китай: то есть мы сидим здесь, а духовный мир где-то там. Но прямо здесь и сейчас, благодаря высшему общению, наше сознание может измениться и мы начнем ощущать духовную реальность, и стало быть, находиться в ней. Вот почему Индия важна. Потому что она исполнена этого духовного сознания. Игры Верховной Личности Бога происходили в Индии. Индия – в этом смысле не находится в этом мире.
    Иногда люди спрашивают, почему игры Бога происходили в Индии. Шрила Говинда Махарадж говорит в ответ: "Почему вы играете в футбол на футбольном поле? Потому, что это место предназначено для игры в футбол". Индия, такое место, которое наилучшим образом подходит для игр Кришны. Но благодаря изменению нашего сознания, благодаря обретению Кришна-сознания, мы можем превзойти ограничения времени и пространства. Так же как Господь говорит: "Я не пребываю на Вайкунтхе, и Меня нет в сердце йогина. Но там, где Мои преданные воспевают Мое имя и Мою славу, Я пребываю там". А там где Он, там находится Вриндаван. В этом таинство общения с вайшнавами и слушания Хари-катхи от них.
    Сегодня – День Ухода Шри Рамануджачарьи. Есть одна история, связанная с ним. Однажды преданные, находившиеся в его линии, собрались и говорили о Боге. Они совершали Хари-катху. И один из них сказал: "Мне кажется, что здесь есть еще кто-то кроме нас". Их было три. Второй сказал: "Да, я тоже это чувствую". А третий произнес: " Это сам Господь, Который присутствует здесь. Благодаря Хари-катхе, которую мы совершаем, явился Сам Господь".

    Вопрос: Не могли бы немного рассказать о Рамануджачарье?
    Госвами Махарадж: Рамануджачарья был выдающимся ачарьей, вайшнавом, который разбил концепцию майявады. Мы знаем, что он был очень милосерден к падшим душам. Пример его безграничного великодушия можно видеть в одном случае. Он собирался получить от своего Гуру некую божественную мантру при условии, что он никогда ее не передаст другим. Все знали о том, что он должен был получить эту мантру, но открывать ее нельзя было ни при каких условиях. Получив ее, Рамануджа вышел на площадь и провозгласил эту тайную мантру. Гуру хотел его наказать, но прежде спросил: "Зачем ты это сделал?" На что Рамануджа ответил: "Я знаю, что твоя мантра освободит всех. Поэтому я дал ее всем". На самом деле, его Гуру остался доволен.

    Вопрос: Расскажите, пожалуйста, почему так важна Панча-таттва-мантра и каков ее глубокий смысл.
    Госвами Махарадж: Поскольку имена тех, о ком идет речь в этой мантре, полностью присутствуют в ней, она предназначена для того, чтобы призвать Высшую Реальность. В этой мантре говорится о Махапрабху, Который есть Божественное Единение Радхи и Кришны.  В ней присутствует Нитьянанда Прабху, по милости Которого возможно обрести доступ в Гоура-лилу, Адвайта Ачарья,  Маха Вишну,  Который является преданным Кришны и учит пути преданности Богу, Гададхар Пандит --  Шримати Радхарани, Чье сердце есть подлинное богатство Шри Чайтаньи Махапрабху, и Шривас Тхакур, представляющий вайшнавов, или преданных. Только по Их милости мы можем обрести подлинную связь с Высшей Реальностью. Считается, что по Их милости Кришна-нама нисходит в этот мир. Поэтому мы призываем Их благословение прежде, чем начинаем воспевать Кришна-наму.

    Вопрос: Говорится, что нельзя давать Хари-нам и махапрасад неверущим. Но  если мы проповедуем кому-то, можем ли мы давать Хари-нам согласно своей чистоте, своей способности, или это может делать только чистый преданный, духовный учитель?
    Госвами Махарадж: Я не слышал о том, что нельзя давать махапрасад неверущим. Это неправильно.
    Говорится, что давать Святое Имя неверущим – это нама-апарадха. По меньшей мере, какая-то вера должна присутствовать в человеке. Мы не ожидаем, что эти люди будут обладать всеми необходимыми качествами. Прежде всего, мы сами такие же.  Но что, в таком случае, вера? Вера – это убежденность в том, что если мы отдаем себя Кришна-сознанию, этим достигаются все наши цели и устремления и нам больше нечего добиваться. Это сама суть преданности, с самого начала до самого высокого уровня преданности. Что касается распространения Кришна-сознания, то с одной стороны, есть Кришна-концепция Божественного, и есть посвящение в Хари-наму. Для того, чтобы давать это посвящение и даже для того, чтобы просто обсуждать с кем-то концепцию Божественного как Кришны, нужна сила, вдохновение. Как мы уже говорили, только сам Кришна может явить Себя кому-то. Только Он один может дать Себя любому. Необходимо божественное присутствие. Поэтому, те, кто дает людям Святое Имя, имеют божественную санкцию, и за ними стоит божественная реальность. 


>