Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Сарасвати Тхакур

Из Хари-катхи Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа


    С самого начала своей жизни четвертый сын Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шри Бимала Прасад (такое имя получил Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами при рождении), обладал врожденной склонностью к служению Махапрабху, и настало время, когда Шрила Бхактивинода Тхакур поручил ему непосредственное служение Майяпуру. Бхакти Сиддханта Сарасвати, пусть поначалу и с небольшим колебанием, взялся за это служение и был верен ему до последней минуты жизни. В этом служении, в его практической стороне, Прабхупаде очень помогал Кунджабихари Видья-бхушана, впоследствии известный под именем Шримад Тиртхи Махараджа. Постепенно вокруг Прабхупады собралось немало образованных людей, и с их помощью он начал движение "Шри Гаудия Матх". Вдохновенный проповедник, он продолжал свою проповедь до последних дней жизни.

    После ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура Шрила Прабхупада устроил в его память особую встречу, пригласив на нее множество уважаемых людей, среди которых были ведущие ученые того времени, в их числе Бипин Пал (в то время директор Metrоpоlitan Schооl), а также Сатиш Саркар, Панчкари Бандопадхьяя и многие другие.

    Седьмой Госвами
    Все они с великим почтением отзывались о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, признавая новизну и неповторимость всего, что он открыл людям: всем его литературным произведениям присущи своеобразие и необыкновенная свежесть чувства — они не были простым повторением уже сказанного. Его исследования вайшнавизма превзошли все, созданное современными ему ачарьями. Как заметил однажды Шишир Гхош: "Мы слышали о шести Госвами, современниках Махапрабху, но труды Бхактивиноды Тхакура доказывают, что он — седьмой Госвами. Он оставил нам столь обширные и своеобразные труды об учении Шри Чайтаньядева!" Таким образом, Шрила Бхактивинода Тхакур подарил нам мир своих произведений и пребывает в своих книгах, — он будет присутствовать в них всегда. Свои книги об учении "Бхагаватам" и Махапрабху он писал в последовательной и научной, понятной нашим современникам, форме. Мы бесконечно многим обязаны его святым стопам.

    Гуру внутри
    Хотя, следуя указанию Бхактивиноды Тхакура, Прабхупада принял посвящение от Гаура Кишоры Бабаджи Махараджа, по существу он признавал своим гуру Бхактивиноду Тхакура. По указанию Бхактивиноды Тхакура, формально, он выбрал своим гурудевом Гаура Кишору Бабаджи Махараджа. Фактически, Бхактивинода Тхакур сам выбрал для него Шрилу Гаура Кишору, но по всему, что мы открыли для себя в нем, мы видим, что внутренне он считал своим гуру Бхактивиноду Тхакура. Мы знаем, что как внутри, так и вовне все для него было наполнено Бхактивинодой Тхакуром: Бхактивинодой Тхакуром не в физическом, а в духовном смысле. Прабхупада открыл множество матхов (ашрамов и храмов), и мы помним имена, которые он давал Божествам: "Винода-Виласа", "Винода-Рама", "Винодананда", "Винода-Прана" и подобные.

    Глазами Гурудева
    Он смотрел на все глазами своего гурудева, Бхактивиноды Тхакура, и его стремление приблизиться к Шри Шри Радхе-Говинде или Шри Чайтанье Махапрабху было бы невозможно без огромного влияния на него Бхактивиноды Тхакура. Я пытался написать что-то о Бхактивиноде Тхакуре, и, думаю, именно это послужило причиной особого расположения ко мне Прабхупады. Я привлек его внимание, поскольку попробовал систематически объяснять людям величие личности Бхактивиноды. Так мне лично кажется. Он все был готов отдать любому, кто хоть немного любил Бхактивиноду Тхакура.