Шрила Бхактивинод Тхакур: Вы пришли услышать от меня Кришна-наму?

Отрывок из беседы со Шрилой Бхакти Ракшак Шридхар Махараджем

    Преданный: Получила ли когда-нибудь Ваша Милость даршан Тхакура Бхактивиноды?
    Шрила Гуру Махарадж: Нет; он покинул этот мир в 1914 году, а я присоединился к Миссии в 1926-м, двенадцатью годами позже.
    Преданный: Возможно, вы встречали людей, так или иначе с ним соприкасавшихся?
    Шрила Гуру Махарадж: Я знал такого человека — это был Парвата Махарадж, живший по соседству с Бхактивинодой Тхакуром, когда тот, уже в очень преклонном возрасте, поселился в Годруме. Парват Махарадж говорил, что всего лишь стена отделяла его дом от дома Бхактивиноды Тхакура. Это было в Сурабхи-кундже; Бхактивинода Тхакур поднимался в три часа утра и в полную силу голоса воспевал Святое Имя, маха-мантру. Так об этом рассказывал Парват Махарадж. Бхактивинода Тхакур воспевал Святое Имя подобным образом — как если бы он звал кого-то издалека. Парват Махарадж был изумлен его поведением. Там было цементное сиденье, и когда Шрила Бхактивинода Тхакур чувствовал усталость, он садился и отдыхал на нем, а затем, спустя какое-то время, снова ходил по саду, повторяя во весь голос: "Харе Кришна, Харе Кришна!" С таким воодушевлением в голосе он взывал — именно звал кого-то; с таким воодушевлением, а не формально — с абсолютно осязаемой жаждой он взывал к Господу.

    Есть еще кое-что, слышанное мной от другого человека, адвоката и магистра гуманитарных наук Рам Гопала Видьябхушаны.
    Рам Гопал Видьябхушана говорил мне: "Однажды мы поехали к нему домой: мы узнали, что государственный служащий, очень образованный человек, стал вайшнавским бабаджи. Вот почему мы отправились в путь, желая посетить его, и кто-то из нас обратился к нему с просьбой: "Пожалуйста, расскажите нам что-нибудь о Кришне и Кришна-наме (Святом Имени Кришны)".
    Спустя мгновение Бхактивинода Тхакур ответил нам: "О, вы хотите услышать о Кришне, действительно хотите? Вы желаете Кришна-намы?" Так он повторял какое-то время: "Кришна? Вы столь удачливы? Вы приехали, чтобы услышать о Кришна-наме?’"
Заданный ему вопрос оказал такое влияние на его тело и ум, какое описано им самим в стихотворении "Шри-Нама-махатмья".

    Чакше дхара — из глаз моих потекли слезы; дехе гхарма — тело мое покрылось испариной; мурччхита хаила мана — я упал без чувств; кари’ эта упадрава — Святое Имя произвело во мне великое смятение; читте варше судха-драва — вызвав ливень нектара в моем сердце; море даре премера сагаре — унося меня в океан самозабвенного блаженства любви; кичху на буджхите дила, море та’ батула каила — я не чувствовал, что происходит вокруг, я стал словно безумным; мора читта-витта саба харе — совершенно забыв о себе в этом состоянии.
    Этот джентльмен, Рам Гопал Видьябхушана, рассказывал: "Я собственными глазами видел, как все эти признаки проявились на его теле и в сознании, просто от заданного нами вопроса. Бхактивинода Тхакур говорил нам: "Вы столь счастливы? Вы пришли услышать от меня Кришна-наму? Кришна!.. Кришна!.." Так он вступил в иное царство, и на его теле и в сознании проявилось столько признаков и проявлений самозабвенного восторга — судороги, слезы и прочее". Я слышал все это от очевидца.
 

    Преданный: Правда ли, что до прихода Шрилы Бхактивиноды Тхакура авторитет вайшнавской традиции был очень низок?
    Шрила Гуру Махарадж: В годы, предшествовавшие приходу Шрилы Бхактивиноды Тхакура, было совсем мало шуддха-вайшнавов. Он сумел придать движению новый, современный, облик, так что на путь шуддха-вайшнавизма с легкостью смогли встать многие достойные ученики. Вайшнавскому движению очень повредили псевдопреданные, отошедшие от его подлинных идеалов. В этом причина, по которой ищущим людям было трудно найти настоящий путь, развить в себе подлинную привязанность к гаудия-вайшнавизму.
    Главная ответственность за падение идеала лежит на так называемых бабаджи. Приходя в движение из различных каст, они могли жениться или просто повторять Имя без должной сопутствующей практики, без искреннего стремления к истине. Так или иначе, они проводили свои дни, не придерживаясь  чистого образа жизни и чистых привычек, и, что хуже всего, под именем религии вступали в свободные отношения с женщинами, и это вызывало осуждение людей. Точно так же и "госвами", превратившие прием учеников в выгодный промысел, лишились уважения дотоле благосклонного к вайшнавизму общества из-за своих отношений с низменными людьми. По причине своей склонности к имитации бабаджи и госвами утратили авторитет, но появился Гаудия Матх с его подлинно религиозным духом, а с ним и чистое поведение. Вот почему Гаудия Матх привлек к себе внимание и собрал вокруг себя образованных искателей истины.

    Преданный: Слушая о таких великих святых, как Шрила Бхактивинода Тхакур, мы ощущаем себя совсем незначительными.
    Шрила Гуру Махарадж: Да. Мы можем лишь делать то, что в наших силах, вносить максимально посильный вклад в служение Шрилы Бхактивиноды Тхакура.