Шрила Прабодхананда Сарасвати

Окончание. Назад...
    Пракашананда Сарасвати
    Известно, что Прабодхананду нередко принимают ни за кого иного, как за санньяси-имперсоналиста Пракашананду Сарасвати, некогда проживавшего в Бенаресе. Подобный подход не представляется нам убедительным по следующим причинам:
    Первое упоминание о Пракашананде Сарасвати мы находим в третьей главе Мадхья-кханды “Чайтанья Бхагаваты”, в которой сказано:
    “В Набадвипе Господь со Своими последователями непрестанно купался в волнах счастья преданности. В один из дней, услышав стих, прославляющий Вараха-аватару, Господь, рыча в самозабвенном восторге, устремился к дому Мурари Гупты. Почтив Господа хвалебным гимном, Мурари тем самым успокоил Его, но тут же Господь в гневе обрушился на некоторые места из Вед: “Веды утверждают, что у Меня нет ни рук, ни ног, ни лица, ни глаз, и тем самым насмехаются надо Мной. В городе Каши живет обманщик Пракашананда и учит людей имперсонализму, тем самым рассекая Мое тело на мелкие части. Он говорит, что Веда отрицает наличие у Меня тела. Сейчас все его собственное тело поражено проказой, и, все же, он и теперь не признает Моей нематериальной формы. Суть всех жертвоприношений, Мое тело совершенно чисто. Брахма, Шива и прочие боги прославляют Мой образ и Мои деяния. Какова же дерзость этого обманщика, утверждающего, что тело Мое иллюзорно, в то время как существа очищаются и обретают заслуги, просто приходя в соприкосновение с Ним” (Чайтанья Бхагавата, 2.3.35-40).
    Описанное здесь событие произошло где-то между 1504 и 1509 годами христианского летоисчисления. Известно, что Махапрабху посетил Шрирангам в 1512-м; именно к этому году относится первое упоминание о Прабодхананде и его братьях. Эти три брата были вайшнавами-последователями Рамануджи в традиции сампрадайи Шри, признававшими, тем самым, вечность Нарайяны, Пракашананда же был одним из виднейших сторонников учения Шанкары, санньясином-майявади. Только безумием можно объяснить слова некоторых людей, утверждающих, что Прабодхананда и Пракашананда могли быть одною и той же личностью.
Кроме того, Мадхья-кханда “Чайтанья Бхагаваты” содержит следующее упоминание о Пракашананде Сарасвати:
    “В ходе Своей речи Господь был внезапно охвачен священным духом и, стиснув зубы, в гневе произнес следующие слова: “Своими проповедями санньяси Пракашананда, живущий в Каши, рассекает Мое тело на части. Обучая людей Веданте, этот обманщик не признает Моего нематериального образа. Я поразил его тело проказой, и, все же, он и теперь не достиг понимания. Как может этот обманщик называть иллюзорным Мое тело - источник бесчисленных вселенных? Поскольку ты служишь Мне, о Мурари, Я скажу тебе правду: любой, кто не признает Моей духовной формы, обречен на уничтожение. И Мои деяния, и Моя лила действительно существуют, воистину существует и  Моя обитель. Всякий, отрицающий это, будет повержен. Хотя достоинства Господа уничтожают неведение человека, услышавшего о них, тот порочный наставник называет их иллюзорными. Всякий, столь мало привязанный к Моему святому имени, никогда не поймет Моего прихода на Землю” (Чайтанья Бхагавата, 2.10.31...44).

    В то время Пракашананда Сарасвати был виднейшим из экаданди-санньяси, последователей Шанкары, в то время как Прабодхананда был триданди-санньяси традиции Рамануджи, пришедшим в Шрирангам из Майсора. Вайшнавы традиции Шри, отрекшиеся от семейной жизни, не принимают одинарного посоха (экаданду), по которым обычно узнают шанкаритов. В обычае этих вайшнавов - принимать тройной посох (триданду) и титул Рамануджарьясвами. Кроме того, мы знаем, что майявади Пракашананда проживал в Каши, а вайшнав Прабодхананда избрал местом своего жительства Камьяван. Первый из них был уроженцем севера, а второй - уроженцем юга. Первый из них был имперсоналистом, сторонником философии монизма, второй - преданным, первоначально исповедовавшим вишиштадвайтаваду Рамануджи, а затем обратившимся к ачинтья-бхедабхеда-ваде Махапрабху. Первый из них был врагом Вишну и вайшнавов, и лишь после обращения стал преданным, второй же был гуру Гопала Бхатты Госвами, ачарьи Гаудийя-вайшнава-сампрадайи и вечного спутника Чайтаньи Махапрабху. Всякий, кто называет почитаемого гуру и дядю Гопала Бхатты Госвами майявади и врагом вайшнавов и Вишну - не вечно совершенный преданный высочайшего уровня, а порабощенная иллюзией душа, вовлеченная в оскорбления, которые, несомненно, приведут ее в ад.
    Подробное описание обращения Пракашананды Сарасвати приведено в двух местах “Чайтанья Бхагаваты” - в Ади-кханде, главе 9 и Мадхья-кханде, главе 25. Невозможно представить себе, как человек, бывший тогда майявади (обращение Пракашананды произошло после 1504, но ранее 1509 года), мог стать искушенным вайшнавом-философом, дуалистом и жить в Южной Индии в 1512-м, а затем вновь превратиться в одного из виднейших майявади Каши в 1514 году. Вот почему любая попытка выдать Пракашананду и Прабодхананду за одно и то же лицо - свидетельство крайнего невежества, и подобное искажение вайшнавской традиции дает нам серьезный повод для огорчения.
    Свидетельство смирения Прабодхананды - его переданная через Гопала Бхатту просьба не описывать его деяния в “Чайтанья-чаритамрите”. Невозможность для Кришна Даса Кавираджа Госвами пренебречь указанием Прабодхананды и стала причиной сегодняшних разногласий. Если бы Прабодхананда мог предвидеть, что результатом его умолчания станет заблуждение людей, а самого его станут считать человеком, чьи проповеди были направлены против вайшнавов и Вишну, он, конечно же, не обратился бы к Кришна Дасу с подобной просьбой. Это поймет каждый читатель “Бхакти-ратнакары”. Автор данной книги пишет:
“Гаурачандра был сокровищем жизни Тирумалаи, Венкаты и Прабодхананды. Бывшие прежде почитателями Лакшми-Нарайяны, по милости Господа они обратились к поклонению Радхе и Кришне... Трое этих преданных изумлялись, как могут они продолжать жить в отсутствие Господа, недоумевали, кто будет шутить с ними и кто станет сопровождать их к реке Кавери для омовения по утрам... Через четыре месяца, когда Господь уходил, три брата рыдали, и, заключив их в объятия, Махапрабху пытался утешить их. Немало людей прославляло достоинства Прабодхананды, отчего он и стал повсеместно известен под титулом “Сарасвати”. Всевышний Господь и Высочайшая Абсолютная Истина, Шри Кришна Чайтанья был столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни во сне тот не желал знать ничего, помимо Господа” (Бхакти-ратнакара, 1.83-4, 128-9, 133, 135, 149, 150).

    Порой, исходя из текста “Чайтанья-чандрамриты”, люди заключают, что некогда, в прошлом, Прабодхананда был почитателем безличного Брахмана. Слепое, без достаточных дополнительных свидетельств, согласие с подобным утверждением создало бы для нас немалые трудности.



    Из книги "Sri Goura-parsad-caritavali"

    Назад...
    Еще о вайшнавских святых...