В то время Пракашананда Сарасвати был виднейшим из
экаданди-санньяси, последователей Шанкары, в то время как Прабодхананда
был триданди-санньяси традиции Рамануджи,
пришедшим в Шрирангам из Майсора. Вайшнавы традиции Шри, отрекшиеся от
семейной жизни, не принимают одинарного посоха (экаданду), по которым
обычно узнают шанкаритов. В обычае этих вайшнавов - принимать тройной посох
(триданду) и титул Рамануджарьясвами. Кроме того, мы знаем, что
майявади Пракашананда проживал в Каши, а вайшнав Прабодхананда избрал местом
своего жительства Камьяван. Первый из них был уроженцем севера, а второй
- уроженцем юга. Первый из них был имперсоналистом, сторонником философии
монизма, второй - преданным, первоначально исповедовавшим вишиштадвайтаваду
Рамануджи, а затем обратившимся к ачинтья-бхедабхеда-ваде Махапрабху.
Первый из них был врагом Вишну и вайшнавов, и лишь после обращения стал
преданным, второй же был гуру Гопала Бхатты Госвами, ачарьи Гаудийя-вайшнава-сампрадайи
и вечного спутника Чайтаньи Махапрабху. Всякий, кто называет почитаемого
гуру и дядю Гопала Бхатты Госвами майявади и врагом вайшнавов и Вишну -
не вечно совершенный преданный высочайшего уровня, а порабощенная иллюзией
душа, вовлеченная в оскорбления, которые, несомненно, приведут ее в ад.
Подробное описание обращения Пракашананды Сарасвати
приведено в двух местах “Чайтанья Бхагаваты” - в Ади-кханде, главе 9 и
Мадхья-кханде, главе 25. Невозможно представить себе, как человек, бывший
тогда майявади (обращение Пракашананды произошло после 1504, но ранее 1509
года), мог стать искушенным вайшнавом-философом, дуалистом и жить в Южной
Индии в 1512-м, а затем вновь превратиться в одного из виднейших майявади
Каши в 1514 году. Вот почему любая попытка выдать Пракашананду и Прабодхананду
за одно и то же лицо - свидетельство крайнего невежества, и подобное искажение
вайшнавской традиции дает нам серьезный повод для огорчения.
Свидетельство смирения Прабодхананды - его переданная
через Гопала Бхатту просьба не описывать
его деяния в “Чайтанья-чаритамрите”. Невозможность для Кришна Даса Кавираджа
Госвами пренебречь указанием Прабодхананды и стала причиной сегодняшних
разногласий. Если бы Прабодхананда мог предвидеть, что результатом его
умолчания станет заблуждение людей, а самого его станут считать человеком,
чьи проповеди были направлены против вайшнавов и Вишну, он, конечно же,
не обратился бы к Кришна Дасу с подобной просьбой. Это поймет каждый читатель
“Бхакти-ратнакары”. Автор данной книги пишет:
“Гаурачандра был сокровищем жизни Тирумалаи, Венкаты и Прабодхананды.
Бывшие прежде почитателями Лакшми-Нарайяны, по милости Господа они обратились
к поклонению Радхе и Кришне... Трое этих преданных изумлялись, как могут
они продолжать жить в отсутствие Господа, недоумевали, кто будет шутить
с ними и кто станет сопровождать их к реке Кавери для омовения по утрам...
Через четыре месяца, когда Господь уходил, три брата рыдали, и, заключив
их в объятия, Махапрабху пытался утешить их. Немало людей прославляло достоинства
Прабодхананды, отчего он и стал повсеместно известен под титулом “Сарасвати”.
Всевышний Господь и Высочайшая Абсолютная Истина, Шри Кришна Чайтанья был
столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни во сне тот не желал знать ничего,
помимо Господа” (Бхакти-ратнакара, 1.83-4, 128-9, 133, 135, 149, 150).
Порой, исходя из текста “Чайтанья-чандрамриты”, люди заключают, что некогда, в прошлом, Прабодхананда был почитателем безличного Брахмана. Слепое, без достаточных дополнительных свидетельств, согласие с подобным утверждением создало бы для нас немалые трудности.