Шрила Нарахари Саркар Тхакур


    пура мадхумати прана-сакхи вриндаване стхита
   адхуна нарахарй-акхйах саракарах прабхох прийах

    Как сказано в Гаура-ганоддеша-дипика, 117, Нарахари Саркар некогда был одной из близких подруг Радхи, носившей имя Мадхумати.

    Шрилу Нарахари Саркара Тхакура признают одной из «ветвей древа Чайтаньи» - ветвью Древа желания, олицетворяющего чистое преданное служение. По желанию Махапрабху он принял рождение в семье врачей (вайдья), благословив тем самым семейство, в котором появился на свет. Своей преданностью Шрила Нарахари Тхакур превосходил многих жителей селения Шрикханда, каждый из которых лично соприкасался с Господом.
    На железнодорожной линии Катва-Бурдван первая из станций к западу от Катвы - Шрипат Шрикханда, а вторая - Шрикханда, и дом Нарахари расположен примерно в одной миле от этой станции. В числе выдающихся жителей Шрикханды, преданных Господу Чайтанье, можно назвать Шри Мукунду, Шри Рагхунандана, Шри Чирандживу, Шри Сулочану, Шри Дамодара Кавираджа, Шри Рамачандру Кавираджа, Шри Говинду Кавираджа, Шри Баларама Даса, Шри Ратиканту, Шри Рамагопалу Даса, Шри Питамбару Даса, Шри Шачинандану и Шри Джагадананду; Шрила Кришна Дас Кавирадж Госвами упоминает многих из этих преданных в качестве «ветвей древа Чайтаньи, щедро приносивших обильные плоды любви к Богу» (Чайтанья-чаритамрита, 1.10.78-9).

    В своей книге «Чандра-прабха» известный своей ученостью Бхарат Маллик записал такие стихи о явлении в мир Нарахари, родившегося в семье вайдьи:
 


шрикханта-нама-нагари ранхе бангешу вишрута
   сарвешам эва ваидйанам ашрайо йатра видйате
йатра гоштхи-бхута ваидйа йах кхандо”бхуд бхишак-прийах
   вишешатах кулинанам сарвешам эва васа-бхух


 


    «В Бенгалии, в области  Рарха (Бурдван, Бирбхум) находится прославленный город Шрикханда, давший приют многим семействам врачей. С тех пор как здесь появились вайдьи, он стал для них излюбленным местом жительства - в особенности тем из них, кто отличался благородством происхождения».

    В «Гаудийя Вайшнава Абхидхане» сказано, что Нарахари Саркар Тхакур пришел в этот мир в 1401 или 1402 году эры Шака (1479-80 годы христианского летоисчисления). Известно, что его отца звали Шри Нарайян Дас, а мать --  Шри Гойи и она была дочерью Мурари Сена. Кроме того, мы знаем, что у Нарайяна Даса было трое сыновей - Мукунда, Мадхава и Нарахари, причем сыном Мукунды был знаменитый Рагхунандан Тхакур (Бхакти-ратнакара, 11.730-1). Сказано, что временами Мукунде доводилось оказывать медицинскую помощь семье шаха Бенгалии.

    Учеником Нарахари был автор «Чайтанья-мангалы» Лочана Дас, происходивший из селения Кограм, расположенного поблизости Джхаматпура; именно в этом видят причину, по которой Лочана Дас объявил, что Шрила Гададхар Пандит Госвами и Нарахари Саркар Тхакур были самыми дорогими приближенными Махапрабху.
    В своей «Чайтанья-мангале» Шрила Лочана Дас Тхакур так писал о своем гуру:
    Мой глубокочтимый наставник Нарахари Дас Тхакур происходил из семьи, посвятившей себя медицине; все его тело было проникнуто любовью к Кришне, и Кришна-према была единственным, чему он учил своих последователей. Некогда он носил имя Мадхумати и был одной из самых дорогих сакхи Радхи в сокровищнице духовной сладости, Вриндаване, а ныне, в эпоху Кали и с появлением Гауранги, он - хранитель сокровищницы любви к Радхе и Кришне.
    Вскоре после смерти их отца Нарайяна, старший брат Нарахари, Мукунда, помог тому продолжить образование в Набадвипе, и вскоре Нарахари достиг обширных познаний в своей области, став, помимо этого, знатоком тончайших оттенков чувства преданности. Даже не вступив еще в круг приближенных Махапрабху, он писал песни, прославляющие священные игры Радхи и Говинды, а впоследствии ему посчастливилось сблизиться со Шрилой Гададхаром Пандитом Госвами, к тому времени уже постоянно пребывавшем рядом с Господом и занятым непосредственным служением Махапрабху. Порученным Нарахари Саркару Тхакуру служением было овевание Господа опахалом из хвоста яка, что подтверждает и Шрила Бхактивинода Тхакур, написавший в своем «Гаура-арати»:
 


нарахари ади каре чамара дхулай
   санджайа, мукунда, васу гхоша ади гай


 


    «Нарахари и прочие обитатели Шрикханды овевают Махапрабху чамарой, в то время как Санджайя, Мукунда и Васу Гхош поют».

    Нарахари написал несколько литературных произведений, в числе которых были «Бхакти-чандрика-патала», «Шри-Кришна-бхаджанамрита», «Шри-Чайтанья-сахасранама», «Шри-Шачинанданаштака», «Шри-Радхаштака» и ряд других. Ныне получившие широкую известность, они весьма высоко ценятся преданными.

    Согласно одной из историй о Нарахари, некогда, в один из дней, Махапрабху и Нитьянанда Прабху, посетив его дом в селении Шрикханда, выразили желание отведать меда, и Нарахари явил свою чудотворную силу, обратив в мед воду пруда, находившегося рядом с домом. Впоследствии этот пруд, вода которого удовлетворила желание Господа, стал известен под именем Мадху-пушкарини. Известно, что во сне Господь повелел Нарахари установить три Своих алтарных изображения, и установленные им божества и поныне почитаются в Шрикханде, Катве и Ганганагаре.
    Кроме того, Нарахари Саркар Тхакур был участником некоторых событий, связанных с пребыванием Господа в Пури: вместе с рядом других жителей Шрикханды, он был в числе отправлявшихся, каждый год, в путь вместе с Шиванандой Сеном (Чайтанья-чаритамрита, 2.132). По возвращении Махапрабху в Пури из Его паломничества в Южную Индию, где Он спас множество людей, даровав им любовь к Кришне, Нитьянанда послал Калу Кришну Даса в Бенгалию, принести всем весть о возвращении Господа, и бенгальские преданные немедленно приготовились пойти к Господу в Джаганнатха Пури. Сказано, что среди них были и обитатели Шрикханды (кханда-васи).
    «Мукунда, Нарахари и Рагхунандан из Шрикханды прибыли в дом Адвайты Ачарьи, собираясь идти в Нилачалу (Чайтанья-чаритамрита, 2.10.90).
    После Снана Ятры, когда не проводился даршан Джаганнатха, в поисках облегчения от страданий, вызванных невозможностью видеть Господа, Махапрабху уходил в Алаланатх. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья попросил Гопинатха Ачарью назвать имена Его преданных, он упомянул Нарахари, Мукунду Даса, Рагхунандана, Чирандживу и Сулочану (Чайтанья-чаритамрита, 2.11.92).

    Как известно, во время празднования Ратхайятры, Господь формировал из бенгальских преданных семь групп киртаны, причем одна из этих групп включала в себя только преданных из Шрикханды. Кришна Дас Кавирадж Госвами пришет, что Нарахари и Рагхунандан были танцорами в этой группе преданных, певшей отдельно от всех остальных (Чайтанья-чаритамрита, 2.13.46).
    Давая всем преданным наставления о служении, Господь указал Нарахари продолжить общение с преданными (Чайтанья-чаритамрита, 2.15.132).

    Нередко люди путают Нарахари Саркара Тхакура с автором «Бхакти-ратнакары» Нарахари Чакраварти - иначе известным под именем Гханашьямы Даса и родившимся два столетия спустя, в районе Муршидабада; отца последнего звали Джаганнатх Чакраварти и он был последователем Вишванатха Чакраварти. По указанию Говиндаджи тот был занят приготовлением пищи в храме Говинды и был известен как «повар-пуджари» (расуийя-пуджари) в Брадже.



    Источники, которые использовались:
Шрила Кавирадж Госвами "Чайтанья-чаритамрита"
Sri Chaitanya: His Life and Associates,
Swami B.B.Tirtha, Mandala Publishing,
San Rafael, 2001.