Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Голос Шри Чаитанйадева

Ом Вишнупада Шри Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махараджа
(Февраль 1990-го года, на день явления Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Махараджа)

анйера хридайа-мана, мора мана-вриндавана
‘мане’бане’эка кари’джани
танха томара пада-двайа, караха йади удайа,
табе томара пурна крипа мани

    Иллюзорное окружение постоянно и разнообразными способами нападает на дживы и причиняет им беспокойства. Но Прабхупада Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати начал процесс очищения, подобный Гундича-марджджане, очищению храма Господнего. Это было его первым делом в этом мире.
    Наше сердце должно уподобиться Вриндавану. Не нужно превращать сердце в непроходимые джунгли. В джунглях многое приносит беспокойства, но во Вриндаване ничего подобного нет. Там царит совершенная чистота. Поэтому нам следует поклоняться Всевышнему Господу чисто. Погружаться в Майу ради услаждения своих чувств, одновременно призывая в свое сердце Бога — вопиющее лицемерие. Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур с величайшей энергией делали все, чтобы уничтожить эту ложь.
    Их первейшим делом была проповедь Имени. В Бенгалии Имя воспевало множество людей, но часто это бывало в группах курильщиков гашиша. Иные, бывало, беспрерывно воспевали в течение многих часов. В Бенгалии не было недостатка в такого вида Харинаме, но там отсутствовала подлинная чистота. Вследствие этого, Сампрадайа, или Религиозная Преемственность Махапрабху, была полностью фальсифицирована. Люди с ненавистью произносили слово "Ваишнав". Группы, известные как Неда, Дарабеша, Сани, Аула, Баула, Карттабхаджа и т.д. — все они так сильно исказили возвышенное и сокровенное Учение Махапрабху о Божественном Совершенстве, что народ более не уважал Махапрабху. Если кто-то говорил: "Ваишнав у дверей", то глава семьи обычно отвечал: "Ну, дайте ему немного риса и гоните прочь". Такие представления о Ваишнавах бытовали у обычных людей.

Божественная жизнь духа

    Но подлинная Ваишнава-дхармма есть Джаива-дхармма, Естество духа, божественная жизнь духа. Чтобы явить миру подлинную Ваишнавскую Религию, Бхактивинода Тхакур написал свою книгу "Джаива-дхармма".

дживера ‘сварупа’ хайа-кришнера ‘нитйа-даса’
кришнера ‘татастха шакти’, ’бхедабхеда пракаша’
("Чаитанйа чаритамрита", Мадхйа, 20.108)

    Шри Чаитанйа Махапрабху учил: "По своей истинной природе душа — вечная служанка Кришны. Она — Пограничная Энергия Кришны и поэтому находится с Кришной в отношениях одновременного отличия-неотличия".
    И именно этот род трансцендентального знания принес сюда Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами. В скрытом виде, в Писаниях или Священных Книгах это знание уже присутствовало, и он явил его миру. Уникальным даром Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами была Даива-варнашрама-дхармма, или Божественная общественно-религиозная система, построенная в соответствии с правильным толкованием Писаний: даива-варнашрама-дхармма, хари-бхакти йара мармма, шастра йукти карила-нишчайа. Так называемая "религия", существующая в материальном мире, есть демоническая варнашрама, или асура-варнашрама. Но Даива-варнашрама-дхармма всегда направлена на Служение Господу. В Преданности существует много обязанностей, но их цель — исключительно удовлетворение Господа. Шраванам кирттанам вишнох смаранам пада-севанам (слушание, воспевание, памятование и т.д.) — исполнение всех этих обязанностей не имеет иной цели, кроме Служения Богу. Осуществление вышеперечисленных действий на своей начальной стадии известно как Даива-варнашрама. Присвоение звания брахмана сыну такового только на основании происхождения его тела, так же как определение шудры по наследству, ложно.


чатур-варнйам майа сриштам гуна-кармма-вибхагашах
("Бхагавад-Гита", 4.13)

    "Четыре сословия сотворены Мной и разделяются, согласно качествам и роду деятельности человека".
    Прабхупада Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур показал нам, что истинное значение общественно-религиозной системы Варнашрама-дхарммы — поклонение Господу; а выше ее стоит Ваишнавизм, или Джаива-дхармма — божественная жизнь, или религия духа. Такова основополагающая линия, посредством которой Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами утвердил в мире подлинный Ваишнавизм. Ваишнав ни при каких обстоятельствах не ниже брахмана. Ваишнав всегда выше брахмана. Таково его действительное положение. Положение Ваишнава ни коим образом не является просто "близким" к брахманскому. Ваишнав живет в другом мире — в трансцендентальном мире Служения, Севамайа-бхумике, или ниргуна-бхумике, запредельной сфере. А Варнашрама-дхармма существует в сагуна-бхумике, области материальных понятий. Однако попытки возвыситься над планом майи предпринимаются в сфере действия Варнашрама-дхарммы.

варнашрамачаравата пурушена парах пуман
вишнур арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам
("Вишну-пурана", 3.8.9)

    "Всевышнему Господу Вишну поклоняется личность, чей образ действий находится в соответствии с общественным и религиозным долгом (варна-дхармма, ашрама-дхармма). (В этом мире) нет иного пути, чтобы удовлетворить Его".
    Такое наставление ведет мир к поклонению Господу Кришне. Но Ваишнавы живут в трансцендентном мире. Например, если вы принимаете Прасад, вы не вкушаете просто рис, овощи, воду и т.д. Вы принимаете то, что было предложено Кришне. В таком случае вас не коснется никакой грех. Преданный предлагает для наслаждения Кришны абсолютно все, не только пищу.

твайопабхукта-сраг-гандха-васо ‘ланкара-чарччитах
уччхишта-бходжино дасас иава майам джайема хи
("Шримад-Бхагаватам", 11.6.46)

    "Украшенные гирляндами, благовониями и одеждами, использованными Тобою, и принимая остатки Твоей пищи, о Господь, мы, твои слуги, можем победить Твою Майу".

Открытие внутренней жемчужины

    Таким образом, вечно живая и исполненная экстаза (сач-чид-анандамайа) сущность, которая присутствует внутри, вновь полностью являет себя. Подобным образом Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами однажды снова раскрыл миру то, что вечно и никогда не устаревает. До его прихода в этот мир люди делали попытки воспевать Имя Бога, но это не приносило подлинного блага. Он стал личностью, положившей начало истинному воспеванию Хари-намы.

притхибите йата катха дхармма-наме чале
бхагавата кахесаба парипурна чхале

    Тотальная война против Майи. Все, что в этом мире называется религией — обман. Вы есть дух — джива. Кришна подобен великому солнцу, вы же — солнечному лучу. Луч солнца всегда должен быть предан великому солнцу. Такова его природа. Кришна подобен большому, чудесному магниту, а вы — железу. Поэтому Он именуется Кришной, что значит:" Криш" — "привлекать" и "на" — "давать радость". Он привлекает нас и дарует нам экстаз (каршан вену-сванаир гопир гопинатха-шрийе `сту нах).
    Это дар Прабхупады Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Множество Ачарйев, таких как Шанкарачарйа, Будда, Рамануджа, Нимбадитйа, Мадхвачарйа, явилось и распостраняло милость Господа, но наивысший уровень показал Чаитанйа Махапрабху. Та Божественная Жемчужина была сокрыта иллюзорным окружением, и Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами пришел, очистил и показал Ее. Он раскрыл миру подлинное положение Ваишнава-дхарммы. Благодаря этому, никто уже не сможет объявить Ваишнава-дхармму религией или учением низшего сорта. Ее можно признать только более великой, чем величайшая.
    Он утвердил, особенно в Бенгалии, орден отреченных Ваишнавов, или Триданда— саннйасу. До него преобладала эка-данда-саннйаса майавади. Он утвердил в новом свете, в чистой форме многое. Процесс воспевания, процесс проповеди — он восстановил все и дал правильное направление, в соответствии с ведической культурой, желая привести нас к цели, находящейся вне пределов ума.
    Как-то раз, мы со Шрилой Гуру Махараджем находились в гостях у его духовного брата Саурена Бабу. Туда пришел и один крупный пандит, который очень сильно противостоял Шриле Бхакти Сиддханте Сарасвати Госвами. Гуру Махарадж прочитал свою лекцию, а затем, по приглашению Саурена Бабу, выступил тот пандит. Он признал: "Теперь, наконец, мы стали способны понять свою ошибку и правоту Шрилы Бхакти Сиддханты Прабхупады. Во времена своей молодости я усиленно противодействовал его проповеди, но это было моей великой ошибкой. Теперь я могу сказать, что он отстаивал истинную праведность, а все мы, выступавшие против него, были неправы. Госани, пандиты, сахаджийи — все были неправы". В то время так называемый Ваишнавизм представлял из себя чрезвычайную "низкопробщину". Но после Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Прабхупады Ваишнавизм вновь занял свое возвышенное, славное положение.

Пуджала-Рага-патха Гаурава-бханге

    На фасаде нашего Нат-мандира можно видеть две строчки особой песни: матала хариджана кирттана-ранге, пуджала рага-патха гаурава-бханге. Этот стих есть олицетворение Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами. Каково поклонение, пример которого он явил? И как оно осуществляется? И то, и другое показано здесь. Раньше обычно считалось, что если к дверям подходит Ваишнав, то он не имеет на теле ничего, кроме каупина (набедренной повязки), или же, по крайней мере, одежда его грязна. С собой он носит четки и тилак. Матха неда копани пада, наке тилак галай мала. Так описывал псевдо-Ваишнава Бхактивинода Тхакур. Эхо та ‘эк калира чела — подобен слуге Кали, рабу дьявола. Вся эта аномалия была устранена Шрилой Бхакти Сиддхантой Сарасвати Госвами. Он основывал большие матхи (монастыри) и мандиры (храмы). Ради распространения Кришна-сознания по всему миру он использовал максимум возможностей техники и все плоды материальной цивилизации — автомобили, печатные станки и т.д.

Скромное начало

    Его проповедь началась на Улта ЌЊинги Джанкшн Роуд, в Калькутте. Там находилось двухэтажное здание, в котором наверху была только одна комната. Внизу же имелось четыре комнаты, занимаемые четырьмя ваишнавскими семьями, все члены которых являлись его учениками. Благодаря их пожертвованиям он жил в единственной комнате на втором этаже. Я своими глазами видел эту комнату. Там началась его проповедь. Позже он арендовал для проповеди другой дом. Несмотря на такое скромное начало, весь мир может видеть сейчас результаты проповеди Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами.
Шрила Вриндаван Дас Тхакур передал нам слова Махапрабху:

притхивите ачхе йата нагаради грама
сарвватра прачара хаибе мора нама

    "В каждом городе и деревне земли, повсюду, будет вестись проповедь Имени Моего".
Пророчество Шри Чаитанйи Махапрабху сбылось: в каждом уголке этого мира можно увидеть преданных, воспевающих и танцующих во имя Нитаи-Гауранги. Харе Кришна Махамантра распространилась по всей планете. Без сомнения, это знание имеет трансцендентальную природу, но необходимо точно следовать линии Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. В противном случае, через несколько лет, а может, через пятьдесят или сто, перед многими встанет угроза попасть в ловушку сахаджийаизма (имитаторства). Нам всегда необходимо быть осторожными, чтобы следовать принципам Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупады.
    Мы также видим, что наш Шрила Гуру Махарадж никогда не принимал ничего, кроме чистого Ваишнавизма. В подделках под Ваишнавизм можно увидеть множество различного рода компромиссов, но Гуру Махарадж не создавал подобных "сплавов". Его беседы всегда отличались прямотой, приверженностью пути Чистой, Беспримесной Преданности, распространенной повсеместно Шри Чаитанйей Махапрабху. Все мы видели, что, совершая мировые проповеднические туры, Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада регулярно возвращался в Индию, где неизменно встречался с Гуру Махараджем. Гуру Махарадж был не только его близким другом, но и Шикша-Гуру. Обычно Свами Махарадж приходил, чтобы посмотреть, как живет Гуру Махарадж, и сообщал ему о развитии своей проповеднической миссии. Он говорил Гуру Махараджу: "Я привез с Запада сырье — пожалуйста, очистите его и используйте его для Служения Махапрабху и Господу Кришне".
    Для общей проповеди Свами Махарадж распространял Харе Кришна Маха-мантру по всему миру. Это общая проповедь. Не то, чтобы он не знал, что такое надлежащего уровня проповедь, — он прекрасно знал. Но ему приходилось сдерживать себя, подобно Махапрабху. При стечении большого количества людей, желавших увидеть, как в Своем опьянении Божественной Любовью Махапрабху танцует, Он обычно принимал бахйадашу, то есть сдерживал Себя.
    Итак, мы знаем, что Свами Махарадж привел к Кришна-сознанию множество удачливых душ из различных стран. Он понимал, что определенное число людей обязательно будет нуждаться в высшем духовном образовании. Он упомянул об этом Гуру Махараджу: "Я привез сырье — пожалуйста, очисти их и используй в Служении Махапрабху".

Учитель Учителей

    Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами пришел в этот мир и распространял подлинный Ваишнавизм. И по его милости у нас есть наш Гуру Махарадж. Он является Гуру и Шрилы Свами Махараджа, и Шрилы Гуру Махараджа. Невозможно когда-либо прекратить воспевание славы таких великих душ. Как можем мы наиболее полно восславить качества величайших Ваишнавов? Нельзя не отдать им должное. Мы пытаемся, но время ограничивает наши возможности.
    В любом случае, сегодняшний день Шри-Кришна-панчами — в высшей степени благоносен. Нам остается только молиться у Стоп-Лотосов Шрилы Прабхупады Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, чтобы он был доволен нами. Думаю, мы заслужили его благосклонность — иначе, как бы мы могли войти в его Сампрадайу? Особенно в линии его самого дорогого Шрилы Шридхара Махараджа. Без сомнения, если мы пришли под водительство Шрилы Гуру Махараджа, мы очень удачливы. Но это не конец нашего пути. Мы должны двигаться вперед, к осуществлению нашего предназначения. Благословения Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура и Ваишнавов всегда необходимы. Для нашей практической духовной жизни нужны благие пожелания каждого.
    Шриман Махапрабху сказал:

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена кирттанийах сада харих

    Махапрабху очень милостиво оставил нам три правила: "Тринад апи суничена: не причиняйте беспокойств никому — считайте себя ниже травинки; тарор ива сахишнуна: будьте терпеливы, как дерево, безропотно сносите все в этом материальном мире; аманина манадена: жизнь Служения — вечное достояние возвышенного духа — дживы, духа, который достиг освобождения, но любой в силах прийти к этому, поэтому вы должны выражать свое почтение каждому, не ожидая в ответ того же. Следуя названным принципам, всегда воспевайте Славу Всевышнего Господа Хари". Эти наставления мы получили лишь Милостью Шримана Махапрабху и Прабхупады Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура.
Наша потребность в Божественном Наставнике
    Такие поучения содержат в себе некий скрытый смысл, который должен быть раскрыт правильным путем. Не приняв прибежища у Стоп-Лотосов истинного Гуру, мы не способны следовать в правильном направлении. Таково учение Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами. До него в мире существовало множество Шастр, множество видов Ваишнавов и религий, но только он убедительно показал, что единственной необходимостью является жизнь, посвященная Служению Кришне под руководством истинного Гуру и Ваишнава.
Пусть Шрила Прабхупада Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур явит нам свою милость! Шрила Гуру Махарадж написал о нем много санскритских стихов. Они столь возвышенны, что наше проникновение в содержание только одного из них может заставить нас не заметить, как пролетело несколько часов. После ухода Шрилы Прабхупады Шрила Гуру Махарадж написал о нем следующую шлоку (стих):

никхиламбхувана-майа-чхинна-вичхинна-картри
вибудха-бахула-мригйа-мукти-моханта-датри
шитхилита-видхи-рагарадхйа-радхеша-дхани
виласату хриди нитйам бхакти-сиддханта-вани

    По словам Гуру Махараджа, если бы Шрила Прабхуада услышал эту шлоку, он сказал бы, что четыре строки данного стиха содержат в себе всю его личность. Являя собственную суть, Гуру Махарадж написал:

вришабхану-сута-дайитанучарам
чаранашрита-рену-дхарас-там ахам
махад адбхута-павана-шакти-падам
пранамами сада прабхупада-падам

    "Я предлагаю бесконечные поклоны Стопам-Лотосам Шрилы Прабхупады, который есть Самый Дорогой Слуга Вришабхану-нандини. Я стал Шридхаром Махараджем лишь благодаря тому, что принял пыль его Стоп-Лотосов (чаранашритарену-дхарах). Пыль его Стоп-Лотосов столь славна — удивительным и чудодейственным образом она очищает все: махад адбху-тапавана-шакти-падам — восхитительные, очищающие Стопы-Лотосы".